Конспект по ознакомлению с окружающим миром «Зимующие птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Гаргалык Людмила Петровна

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

«Зимующие птицы» 

Программное содержание :

·         дать знания детей о зимующих птицах, учить их различать;

·         группировать, описывать внешний облик птиц, их особенности, поведение;

·         продолжать учить составлять краткую описательную характеристику о птицах; формировать желание отвечать на вопросы воспитателя;

·         развивать логическое мышление, отвечая на вопрос «потому что»;

·         активизировать употребление в речи прилагательных, глаголов.

·          развивать наблюдательность, зрительное восприятие, с помощью взрослого делать выводы;

·         воспитывать у детей бережное отношение к птицам.

Материалиллюстрации с изображением птиц, аудиозапись с пением птиц, проектор,  презентация, разрезные картинки.

Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов, стихотворений, загадок о птицах, описание птиц по опорным картинкам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zimuyushchie_ptitsy.docx27.1 КБ

Предварительный просмотр:

Гимназия им.Н.В. Пушкова (дошкольное отделение №2)

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

«Зимующие птицы»

Подготовила и провела

Воспитатель старшей группы:

Гаргалык Людмила Петровна.

г.Москва, г. Троицк

Январь, 2019

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

«Зимующие птицы»

Программное содержание :

  • дать знания детей о зимующих птицах, учить их различать;
  • группировать, описывать внешний облик птиц, их особенности, поведение;
  • продолжать учить составлять краткую описательную характеристику о птицах; формировать желание отвечать на вопросы воспитателя;
  • развивать логическое мышление, отвечая на вопрос «потому что»;
  • активизировать употребление в речи прилагательных, глаголов.
  •  развивать наблюдательность, зрительное восприятие, с помощью взрослого делать выводы;
  • воспитывать у детей бережное отношение к птицам.

Материал: иллюстрации с изображением птиц, аудиозапись с пением птиц, проектор,  презентация, разрезные картинки.

Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов, стихотворений, загадок о птицах, описание птиц по опорным картинкам.

Ход НОД:

Организационная часть:

Звучит песня «Зимняя сказка». Дети с воспитателем входят в группу.
Здравствуйте, девчонки, добрый день, мальчишки!
Наигрались в куклы, полистали книжки.
А сейчас мы вместе отдохнём немного,
В добрый путь, ребята, в добрую дорогу!
Посмотрели все на меня, встретились со мной глазками. А сейчас поздороваемся друг с другом.
К солнышку потянулись, лучик взяли,
К сердцу прижали, другу отдали.


II.      Основная часть.

Послушайте стихотворение Евгения Авдиенко:

Вышел на просторы, погулять мороз,
Белые узоры в косах у берёз.
Снежные тропинки, голые кусты,
Падают снежинки тихо с высоты.
О каком времени года написано это стихотворение? (О зиме).

Как вы узнали, что это стихотворение о зиме? Назовите признаки зимы.

Слайд 2
Появляется на ворона (на экране):

- «Дорогие друзья! Я знаю , что вы очень дружные, послушные и умные ребята и предлагаю сегодня поговорить о зимующих птицах. А еще я подготовила для вас задания, если вам удастся справиться с ними, в конце вас ждет приятный сюрприз. Желаю вам удачи!!!»

- Дети, вы согласны пройти задания?

Дети садятся.

Слайд 3-5

1 « Птичьи загадки»

1)

Непоседа невеличка,

Желтая почти вся птичка,

Любит сало и пшеничку

Как зовут ее? (синичка)

Дети отгадывают загадку.

Воспитатель: Что вы знаете о синичке? Опишите ее. (Ответы детей)

Обобщаю:

Синичка- это небольшая птичка с желтым оперением и с черным галстуком на брюшке, а на голове черная шапочка. Синица питается семенами растений, они отыскивают насекомых, которые спрятались в щелях домов и заборов. Зимой питается семенами, любит несоленое сало.

2)

Уличный мальчишка

В сером армячишке.

По двору шныряет

Крошки собирает (воробей).

Воспитатель: Что вы можете рассказать о воробье?

 Воробьи строят свои гнезда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички, любят пшено, зерна, крошки хлеба. Они летают большими стайками, их можно увидеть каждый день у домов, на деревьях.

3)

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдёт приют:

Не боится он простуды -

С первым снегом тут как тут!

 (снегирь)

(картинка с изображением снегиря на слайде).

Воспитатель: Опишите снегиря.

 Снегирь – красногрудый красавец, обитатель лесов, садов и парков. Зимой яркая окраска делает его более приметным. Питается он семенами, почками и некоторыми насекомыми. Из таких ягод, как рябина и калина, выедает только семена, оставляя мякоть.

Воспитатель: Ребята, а каких еще зимующих птиц вы знаете? (ворона, сорока, голубь, дятел, сова)

Слайд 6

А сейчас я хочу рассказать вам о необычной зимующей птице , о клесте.

Клест всегда был дружен с елкой,
Так и скачет по иголкам.
Шишки ловко потрошит,
Семенами их шуршит.
Что за праздничный наряд!
Перышки огнем горят.
Клесты сели на иголки —
Будто кто украсил елки! 

Картинка с изображением клёста появляется на слайде.

Клёст – постоянный житель зимних  лесов, имеет ярко – оранжевое оперение. Клюв у клеста необычный, крестообразный, он позволяет птице легко и быстро вылущивать из сосновых и еловых шишек семена – основной корм клестов.

Удивляет в клёстах и то, что птенцов они выводят зимой, в самые трескучие январские морозы. От холодов птенцов спасает глубокое гнездо с толстыми стенами, утепленное ковром из пуха, пёрышек и волосков.

Слайд 6 (Видео)

Слайд 7

Воспитатель. Познакомимся ещё с одной интересной, красивой птицей.

Эти птички с хохолком

И красивые притом,

На рябину прилетели.

Птички эти свиристели.

Воспитатель :Размером свиристели со скворца, оперение у нее нарядное, розовато-коричневого цвета. Голову свиристелей украшают задорные серебристо-розовые хохолки. А на крыльях ярко-красные ровные полоски. Этих красивых птиц называют северными попугаями. Свиристель – таёжный житель. Зимой питается  оставшимися на поверхности ягодами и рябиной. Поэтому в холодное время года  перебирается в дачные и садовые территории.

Слайд 9 (Видео)

2. «Покормите птиц» Слайд 9

И все-таки очень тяжело птицам зимой, особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метель и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от холодов и голода. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям. Как мы можем им помочь? (мастерить кормушки, подкармливать птиц, устраивать птичьи столовые.) Ребята, если вы внимательно слушали, то следующее задание для вас. Проведите линию от птицы у ее корму, которым птица предпочитает питаться.

Голубь – семечки

Воробей – пшено

Клест – шишки

Синица – сало

Молодцы, справились с заданием.

- А как вы думаете, почему зимующие птицы круглый год живут у нас? (эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду в самые холодные зимы, у зимующих птиц оперение гуще и больше, поэтому им не так холодно зимой).

А еще можно увидеть как птицы зимой сидят то на одной лапке, то на другой. Оказывается они так обогревают свои лапки в перышках, поднимая их с холодной земли.

А теперь превратимся в птиц: «Кружись, вертись, с зимующих птиц превратись»

3.Физкультминутка «Скачет шустрая синичка»

Скачет шустрая синица,

(прыжки на месте на двух ногах)

Ей на месте не сидится,

(прыжки на левой ноге)

Прыг-скок, прыг- скок,

(прыжки на правой ноге)

Завертелась как волчок

(кружимся на месте)

Вот присела на минутку,

(присели)

Почесала клювом грудку,

(встали, наклоны головы вправо – влево)

И с дорожки на плетень,

(прыжки на левой ноге на месте)

Тири-тири

(прыжки на правой ноге)

Тень-тень-тень!

(прыжки на месте на двух ногах).

А теперь обратно превратимся в детей «Кружись, вертись, в ребенка превратись»

4. «Какой птицы не стало?» Слайд 9-11

Воспитатель: А сейчас игра на внимательность. Посмотрите  внимательно , запомните, какие птицы здесь изображены, и скажите какие из них исчезли.

5. « Один-много»

Подберите слово по образцу:

одна сорока —много сорок,

один воробей – много …(воробьев)

один свиристель – много …(свиристелей)

 одна ворона – много …(ворон)

один клест – много …(клестов)

один дятел – много … (дятлов)

одно крыло —много ... (крыльев)

одно гнездо —много ... (гнезд)

одно яйцо —много ... (яиц)

один птенец —много ... (птенцов)

одно перо —много ... (перьев)

6. «Если услышишь лишнее слово- хлопай в ладоши»

Воспитатель: Если услышите лишнее слово, хлопайте в ладошки и объясните почему.

Прилетели птицы: голуби, синицы, снегири, вороны, мухи и клесты.

Прилетели птицы: голуби, синицы, снегири, вороны, дятлы, макароны.

Прилетели птицы: голуби, синицы, вороны, и дятлы, голуби и комары.

Прилетели птицы: голуби и волки, снегири и совы, дятлы и вороны.

Прилетели птицы: голуби, синицы, снегири и шишки, дятлы и клесты.

Прилетели птицы: голуби, синицы, снегири и дятлы, елки и клесты.

7. «Собери пазлы»

Воспитатель:  у вас на столах лежат разрезанные картинки и их нужно собрать, чтобы узнать, кто там изображен.

Дети собирают пазлы парами под пение птиц и шум ветра.

- Итак, каких птиц вы видите? (перечисляют). А как их называют одним словом? (зимующие)

Итог занятия:

- О чем и о ком беседовали сегодня? (о птицах)

- Какие птицы запомнились вам?

- Какие птицы прилетают на наш участок?

- Что вам понравилось сегодня на занятии?

 Хочу напомнить, что в трудную минуту не будем забывать о зимующих птицах. Повесим кормушки на участке, будем подкармливать зимой. Может быть за зиму мы спасем не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых- вредителей и продолжать охранять сады, парки, леса.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Зимующие птицы" (в средней группе)

уточнить  представления о видах  зимующих птиц;закрепить понятие «зимующие» птицы.учить выслушивать ответы товарищей;активизировать в речи обобщающие слова: «дикие животные», «зимующие птицы...

Конспект по ознакомлению с окружающим миром " Зимующие птицы" в средней дошкольной группе

Актуальность занятия на тему «Зимующие птицы» выбрана мной не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, приносят людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится зна...

Конспект НОД для детей 6 – 7 лет по ознакомлению с окружающим миром «Зимующие птицы» (Обобщение)

В ходе занятия дети закрепляют знания о зимующих птицах центральной полосы России, о том как люди помогают птицам перезимовать. Применяют свои знания в изобразительной деятельности....

Конспект по ознакомлению с окружающим миром "Зимующие птицы"

Конспект для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром" Зимующие птицы"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром " Зимующие птицы"...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Зимующие птицы"

Образовательная область «Познавательное развитие».  Конспект открытого  ООС по ознакомлению с окружающим миром и развитию связной речи для детей с ЗПР 5-6лет «Зимующие...

Конспект по Ознакомлению с Окружающим миром "Зимующие птицы" в 1 младшей группе

Конспект поможет изучить зимующих птиц. их строение, чем питаются....