Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Малиновская Лина Владимировна

Образовательная область «Познавательное развитие».  Конспект открытого  ООС по ознакомлению с окружающим миром и развитию связной речи для детей с ЗПР 5-6лет «Зимующие  птицы». Цель: Уточнять и расширять знания детей о зимующих пти­цах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет по образованию администрации городского округа

«Город Калининград»

МАДОУ детский сад № 46

Образовательная область «Познавательное развитие»

Конспект открытого просмотра ООС

по ознакомлению с окружающим миром и развитию связной речи

для детей с ЗПР 5-6лет

«Зимующие  птицы»

учителя-дефектолога Малиновской Л.В.

Калининград

2019

Лексическая тема «Зимующие птицы».

(1-я неделя февраля)

Занятие №2

Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке (внешний вид, строение, как голос подают).

Цель: Уточнять и расширять знания детей о зимующих птицах.

Задачи:- закреплять в речи «зимующие птицы»; - развивать навыки связного высказывания (отвечать на вопрос полным предложением); - развивать внимание, память, мышление (отгадывать загадки); - совершенствовать навыки узнавания птиц в контурном изображении; - закреплять навыки деления слов на слоги хлопками; - воспитывать желание заботиться о птицах, подкармливать их зимой.

Материалы. Демонстрационный материал: картинки с изображением птиц (ворона, сорока, воробей, синица, снегирь, голубь); картинка с контурным изображением зимующих птиц; сюжетная картина «Зимующие птицы» из альбома Н. Нищевой; опорные картинки для составления предложений по сюжетной картине;  Пиктограмма для пальчиковой игры «Кормушка»; мяч.

Ход занятия

Организационный момент. Дефектолог предлагает воспитанникам сесть на стулья, стоящие полукругом напротив доски. Обращает внимание на сюрприз – картинки на доске (картинки перевернуты изображением внутрь). Предлагает посмотреть, что изображено на картинках.

Упражнение «Назови, кто нарисован на картинке?» По просьбе взрослого дети поочередно подходят к доске, переворачивают картинки, называют птицу: «Это воробей», «Это голубь» и т.д.

Беседа. Кто изображен на картинках? (Птицы.) Почему их называют птицами? (Тело покрыто перьями; есть крылья, умеют летать);  Улетают ли птицы в теплые края? (Нет. Они остаются зимовать.) Как мы назовем всех птиц общим словом? (Зимующие птицы).

Отгадывание загадок:

Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –

Вот и весь репертуар.

Оглашает крону клёна

Своим пением …(ворона)

Спинкою  зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (синица)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (снегирь)

Чик-чирик!

К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это?  (воробей)

Беседа. Хорошо ли  птицам живется зимой? (Нет, плохо) Почему плохо? (Холодно, нечего кушать) Чем мы можем помочь птицам? (Подкармливать их.) Что для этого нужно сделать? (Кормушки.) Что  можно насыпать в  кормушками? (крошки хлеба, семечки, гречку ит.д.).

Пальчиковая игра «Кормушка».

Текст                                                                                                          Движения

Сколько птиц к кормушке нашей                            Ритмично сжимают и разжимают кулаки

Прилетело? Мы расскажем.                                      Показывают ладони

Две синицы, воробей.                                                 На каждое название птиц загибают

Пять ворон, шесть снегирей.                                     по 1 пальцу, начиная с большого.

Голубь в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.                                  Ритмично «клюют» большим и указательным

                                                                                пальцами воображаемые зерна на коленях

                                                                                 или на столе.

(Н. Нищева «Система коррекционной работы с детьми с ОНР»).

Динамическая пауза «Птицы летают - птицы зерна клюют». Обучающиеся встают со стульев и выходят в центр помещения. Педагог дает инструкцию: «Мы будем играть в игру «Птицы». Слушайте меня внимательно. Если я скажу «Птицы летают» вы будете показывать, как они летают. Если я скажу «Птицы зернышки клюют» - вы покажете, как птицы клюют зерна в кормушке». По команде взрослого «Птицы летают» дети передвигаются по помещению, машут руками, как птицы. По команде взрослого «Птицы зерна клюют»  дети садятся на корточки и изображают большим и указательным пальцами, как птицы клюют зерна в кормушке.

Рассматривание сюжетной картины «Зимующие птицы» из альбома Н. Нищевой. Дети садятся на стулья. Дефектолог выставляет на доску сюжетную картину, просит детей рассмотреть ее и ответить на вопросы: «Кто нарисован (изображен) на картине? Что делают дети? Кого они видят за окном? Что делают птицы? Выслушивает ответы детей: «На картине нарисованы дети. Дети смотрят в окно. За окном они видят птиц. Птица в кормушке клюют семечки».  В процессе составления предложений педагог выставляет на доску опорные картинки. Затем кто-либо из детей  (по выбору педагога) повторяет весь рассказ.

Динамическая пауза «Птицы-звери». Обучающиеся встают со стульев и выходят в центр помещения. Дефектолог называет известных детям зимующих птиц и диких зверей. Дети демонстрируют способ движения животных (летит или бежит).

Упражнение «Узнай по контуру». Дети садятся на стулья. Дефектолог выставляет на доску картинку с контурным изображением зимующих птиц. Просит узнать и назвать каждую птицу. Дети по выбору педагога называют их. Повторяют обобщающее слово «Зимующие птицы».

Упражнение «Телеграфисты». По просьбе педагога дети прохлопывают названия каждой птицы.

Заключительный момент.

Дефектолог хвалит детей. Прощается с ними. Дети уходят.

C:\Disk C\Ноутбук\Фото детский сад\2018-2019\Занятия Лина\Сюжетная картина - копия.jpg  C:\Disk C\Ноутбук\Фото детский сад\2018-2019\Занятия Лина\Пиктограммы - копия.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Как птицы весну встречают"(образовательная область "Познание")

Итоговое занятие посвящено систематизации знаний у детей о перелетных птицах...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Птицы"

Закреплять знания детей о разнообразии животного мира. Учить узнавать и правильно называть птиц. Совершенствовать умение выделять характерные особенности разных птиц. Узнавать звуки издаваемые птицами...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Птицы прилетели»

Цель: Экологическое воспитание с элементами развитие речи.Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»,  «Художественное творчество», «Чтение художественной литератур...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Встречаем птиц» в разновозрастной группе

НОД в разновозрастной группе по ознакомлению с окружающим «Встречаем птиц»Цель: Расширять и систематизировать знания о перелетных птицах.Задачи: конкретизировать знания детей о переле...