Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Хлеб на Руси»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Бондаренко Вероника Викторовна

Познакомить детей с профессией хлебороба, рассказать о выращивании хлеба в старину

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hleb_na_rusi.doc60.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_hleb_na_rusi.ppt2.61 МБ

Предварительный просмотр:

     Управление делами Президента Российской Федерации

               Федеральное государственное бюджетное

               дошкольное образовательное учреждение

             «Центр развития ребенка – детский сад № 2»

                         

      Конспект непосредственно-образовательной деятельности

                    по ознакомлению с окружающим миром

                              в подготовительной  группе

                                         «Хлеб на Руси»

                 

 

                               

      Составила и провела:

воспитатель

                                                                          Бондаренко Вероника Викторовна

                                                   Москва

                                                    2023 г

 

Цели: познакомить детей с профессией хлебороба, рассказать о выращивании хлеба в старину;

Задачи: познакомить с орудиями труда, которыми пользовались наши предки, способами получения муки, выпечкой хлеба;

воспитывать уважение к хлебу, хлеборобам.

Материалы к занятию:

презентация «Как наши предки выращивали хлеб»

снопики злаковых культур, серп, сито.

        Ход занятия

Дорогие ребята!  Сегодня мы поговорим о хлебе. Я уверена, все вы видели хлеб, ели его за завтраком, обедом, полдником и ужином.  А из чего же пекут хлеб?

Правильно – из муки.  А мука из чего получается? Правильно…

И пшеница и рожь пришли к людям из глубокой древности более 10000 лет назад!  И с тех пор  они кормят нас; недаром в народе хлеб называют «кормильцем».

И рожь и пшеница – злаковые растения. Злаковые растения имеют стебель в виде полой (пустой внутри) соломинки, которая заканчивается  колосом.

Мы расскажем о пшенице

И о ржи ее сестрице,

Они кормят за обедом

Нас душистым сдобным хлебом.

Дорогие ребята! Представьте себе, что мы зашли в булочную. Как вкусно пахнет свежим хлебушком! На полках аккуратно разложены батоны, булки, буханки, пирожки, бублики и слойки. И это всё выпекается из белой пшеничной муки.

Как же выглядит пшеница?

У неё плотный полый стебель, который удерживает колос, полный зерна. Спелые зерна пшеницы продолговатые желтовато - золотистого цвета, окружены довольно твёрдой оболочкой, защищающей их от высыхания. Ребята, посмотрите, в вазе стоит настоящая пшеница.

Ребята, вы, конечно, помните русскую народную сказку «Колобок»? А задумывались ли вы о том, из какой муки испекла бабка деду румяный колобок?..

Дам вам небольшую подсказку: в прежние времена крестьянскую семью, как правило, кормил каравай ржаного хлеба. Пшеничная мука стоила дороже, и поэтому калачами да булками лакомились те, кто был побогаче и познатнее,- князья да бояре.

Вот вы и угадали! Колобок из русской сказки был ржаным!

К ржаному хлебу на Руси испытывали особое уважение. В народе говорили: «Ржаной хлеб кормит плотно и сытно».  И ещё: «Пшеничка кормит по выбору, а рожь всех сплошь!»

Хлебушек ржаной питает,

Нас от голода спасает,

Силу, крепость придаёт,

Любит хлебушек народ.

Как же выглядит колосок ржи?

У него высокий, плотный и жесткий стебель, на котором после отцветания образуется колос, полный твердых желтовато-золотых зерен.

Ребята, о каких злаковых растениях мы сейчас беседовали? Кто скажет? (пшеница и рожь).

А теперь загадки:

  • Чтобы караваем мы могли гордиться,

в поле собираем колоски… (пшеницы)

  • Он злак, он в поле колосится,

он не ячмень и не пшеница,

из злака хлеб ржаной хорош,

когда созреет в поле…(рожь)

  • Весь из золота отлит

На соломинке стоит? (колос)

  • Вырос в поле колоском

На столе лежу куском. (хлеб)

Давайте немного отдохнем

Физкультминутка

В землю зёрнышко попало – присесть

Прорастать на солнце стало – руки вверх

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал – медленно встать

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся – поворот вокруг себя

Ребята, а вам интересно как в старину наши предки выращивали хлеб ржаной и пшеничный?

Тогда слушайте!

Главная забота русского крестьянина всегда была о хлебе. Недаром в народной пословице говорится: «У кого хлеб родится, тот и веселится». Людей, которые выращивали хлеб, называли хлеборобы.

Перед тем как начинать весеннюю пахоту, крестьяне, как учили их отцы и деды, наблюдали за окружающей природой.

Если загремел «весенний первый гром», закуковала кукушка в березовой роще, зацвела черемуха, значит, пришла пора поле пахать под посев.

«Кто весной не сеет, тот осенью жалеет»,- такую поговорку сложили в русской деревне.

  Поле вспахивали плугом, запрягая в плуг лошадку.

  Затем сеяли.

  Летом хлеба наливаются зрелостью и поспевают. Колосья становятся тяжелыми, полными зерен, золотисто-желтыми. А народная поговорка гласит: «Хлеб в колосУ – пора жать полосУ». Когда начинается жатва (уборка хлебов с полей), дорогА каждая минута. Перезревшие колосья могут уронить зерна на землю, и урожай будет потерян.

  В старину в период жатвы колосья срезали острым серпом под корень.

  Серп, ребята, это ручное орудие труда в виде изогнутого ножа для срезания хлебных колосьев.

  Потом эти колосья связывали в снопы. Снопы это связка сжатых стеблей с колосьями. В качестве веревки использовали ту же солому. Снопы складывали в высокие скирды, напоминающие стога с сеном. С помощью лошадей снопы свозили на двор.

Во дворе снопы ровным слоем разбрасывались. Далее шел процесс выколачивания зерен из стеблей.

  Бралась палка, на конец которой  крепилась цепь, а на цепь крепилась ещё палка.

Семейство становилось по кругу и колотило по пшенице. Зерно из колосьев выбивалось на землю. Солома убиралась, а зерно сгребали в кучу.  Часть зерна шла на семена, корм скоту, часть везли на мельницу – мололи муку.

  Чтобы превратить зерна злаков в муку, их нужно измельчить, смолоть (истереть). В старину для этого на берегах рек строили мельницы.

  Текущая речная вода крутила большие мельничные колеса, а те, в свою очередь, приводили в движение тяжелые каменные жернова, перетиравшие зерно и превращавшие его в муку. А в степях, где вольно гуляли ветры, ставили ветряные мельницы, в них ветер приводил в движение жернова.

  Труженица мельница встала у реки,

Намели нам мельница из зерна муки!

Мельница не ленится – вертит жернова,

И шумит и пенится быстрая вода.

А мука струится и бежит ручьём

С мёдом и корицей коврижку испечём!

  Мука готова, теперь в печке выпекали душистый, горячий, румяный хлеб.

Вот какой длинный проходил путь хлеб, прежде чем попадал на стол!

Много десятилетий прошло с той поры, когда наши предки распахивали поле сохой и плугом, боронили землю деревянными боронами, жали колосья серпами, молотили цепАми.

Теперь на помощь земледельцам пришли машины – трактора, комбайны.

О том, как возделывают пшеничный и ржаной хлеб на полях в наши дни, мы поговорим с вами на следующий встрече.

А сейчас, кто внимательно слушал, сможет отгадать загадки:

  • Какие злаки вы знаете? (Рожь и пшеница)
  • Поле дружно колосится,

          Даст нам хлебушек…(Пшеница)

  • Черный хлебушек хорош,

          Нам его подарит…(Рожь)

  • Какой злак кормит всех сплошь?(Рожь)
  • Прыг-скок с пятки на носок.

          Вот и срезал колосок (Серп)

Хлеб ржаной. Батоны, булки

Не забудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют!

Ни один праздник, ни один обед не проходит без хлеба!

Недаром говорят: «Хлеб – всему голова! ». Надо бережно относится к главному и ценному продукту. Хлеб нельзя бросать, надо доедать, ведь недаром в народе хлеб звали уважительно и ласково «батюшка», «кормилец».

Так давайте, ребята, любить и беречь хлеб!

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Хлеб на Руси»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром - Витаминка в гостях у детей

Уточнение и закрепление знаний детей об овощах и фруктах. Знакомство детей с витаминами и их значением для организма человека. Методическая разработка "Витаминка"...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром по экологии "В гости к осеннему лесу".

Сценарий непосредственно образовательной деятельности разработан в качестве презентации проектной деятельности "Чудеса осени" с целью показать результаты проекта и повторить, систематизирова...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и рисованию в старшей группе тема занятия: «Дом»

Программное содержание: Учить детей ориентироваться в видах жилых строений, особенностях профессии строителя. Продолжать учить детей составлять творческие рассказы, сложные распространенные...

Конспект игровой - образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей первой младшей группы по теме «Весна»

Материал конспекта поможет закрепить знания о диких и домашних животных,поможет развивать умение группировать  и сравнивать овощи и фрукты....

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с элементами технологии ТРИЗ для детей подготовительной к школе группы "Волшебный лед"

Образовательная деятельность проводится в подготовительной группе детского сада. В процессе образовательной деятельности осуществляются следующие цели и задачи:  познакомить детей с качествами и ...