Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Хлеб на Руси»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Познакомить детей с профессией хлебороба, рассказать о выращивании хлеба в старину
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 60.5 КБ |
![]() | 2.61 МБ |
Предварительный просмотр:
Управление делами Президента Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 2»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
по ознакомлению с окружающим миром
в подготовительной группе
«Хлеб на Руси»
Составила и провела:
воспитатель
Бондаренко Вероника Викторовна
Москва
2023 г
Цели: познакомить детей с профессией хлебороба, рассказать о выращивании хлеба в старину;
Задачи: познакомить с орудиями труда, которыми пользовались наши предки, способами получения муки, выпечкой хлеба;
воспитывать уважение к хлебу, хлеборобам.
Материалы к занятию:
презентация «Как наши предки выращивали хлеб»
снопики злаковых культур, серп, сито.
Ход занятия
Дорогие ребята! Сегодня мы поговорим о хлебе. Я уверена, все вы видели хлеб, ели его за завтраком, обедом, полдником и ужином. А из чего же пекут хлеб?
Правильно – из муки. А мука из чего получается? Правильно…
И пшеница и рожь пришли к людям из глубокой древности более 10000 лет назад! И с тех пор они кормят нас; недаром в народе хлеб называют «кормильцем».
И рожь и пшеница – злаковые растения. Злаковые растения имеют стебель в виде полой (пустой внутри) соломинки, которая заканчивается колосом.
Мы расскажем о пшенице
И о ржи ее сестрице,
Они кормят за обедом
Нас душистым сдобным хлебом.
Дорогие ребята! Представьте себе, что мы зашли в булочную. Как вкусно пахнет свежим хлебушком! На полках аккуратно разложены батоны, булки, буханки, пирожки, бублики и слойки. И это всё выпекается из белой пшеничной муки.
Как же выглядит пшеница?
У неё плотный полый стебель, который удерживает колос, полный зерна. Спелые зерна пшеницы продолговатые желтовато - золотистого цвета, окружены довольно твёрдой оболочкой, защищающей их от высыхания. Ребята, посмотрите, в вазе стоит настоящая пшеница.
Ребята, вы, конечно, помните русскую народную сказку «Колобок»? А задумывались ли вы о том, из какой муки испекла бабка деду румяный колобок?..
Дам вам небольшую подсказку: в прежние времена крестьянскую семью, как правило, кормил каравай ржаного хлеба. Пшеничная мука стоила дороже, и поэтому калачами да булками лакомились те, кто был побогаче и познатнее,- князья да бояре.
Вот вы и угадали! Колобок из русской сказки был ржаным!
К ржаному хлебу на Руси испытывали особое уважение. В народе говорили: «Ржаной хлеб кормит плотно и сытно». И ещё: «Пшеничка кормит по выбору, а рожь всех сплошь!»
Хлебушек ржаной питает,
Нас от голода спасает,
Силу, крепость придаёт,
Любит хлебушек народ.
Как же выглядит колосок ржи?
У него высокий, плотный и жесткий стебель, на котором после отцветания образуется колос, полный твердых желтовато-золотых зерен.
Ребята, о каких злаковых растениях мы сейчас беседовали? Кто скажет? (пшеница и рожь).
А теперь загадки:
- Чтобы караваем мы могли гордиться,
в поле собираем колоски… (пшеницы)
- Он злак, он в поле колосится,
он не ячмень и не пшеница,
из злака хлеб ржаной хорош,
когда созреет в поле…(рожь)
- Весь из золота отлит
На соломинке стоит? (колос)
- Вырос в поле колоском
На столе лежу куском. (хлеб)
Давайте немного отдохнем
Физкультминутка
В землю зёрнышко попало – присесть
Прорастать на солнце стало – руки вверх
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал – медленно встать
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся – поворот вокруг себя
Ребята, а вам интересно как в старину наши предки выращивали хлеб ржаной и пшеничный?
Тогда слушайте!
Главная забота русского крестьянина всегда была о хлебе. Недаром в народной пословице говорится: «У кого хлеб родится, тот и веселится». Людей, которые выращивали хлеб, называли хлеборобы.
Перед тем как начинать весеннюю пахоту, крестьяне, как учили их отцы и деды, наблюдали за окружающей природой.
Если загремел «весенний первый гром», закуковала кукушка в березовой роще, зацвела черемуха, значит, пришла пора поле пахать под посев.
«Кто весной не сеет, тот осенью жалеет»,- такую поговорку сложили в русской деревне.
Поле вспахивали плугом, запрягая в плуг лошадку.
Затем сеяли.
Летом хлеба наливаются зрелостью и поспевают. Колосья становятся тяжелыми, полными зерен, золотисто-желтыми. А народная поговорка гласит: «Хлеб в колосУ – пора жать полосУ». Когда начинается жатва (уборка хлебов с полей), дорогА каждая минута. Перезревшие колосья могут уронить зерна на землю, и урожай будет потерян.
В старину в период жатвы колосья срезали острым серпом под корень.
Серп, ребята, это ручное орудие труда в виде изогнутого ножа для срезания хлебных колосьев.
Потом эти колосья связывали в снопы. Снопы это связка сжатых стеблей с колосьями. В качестве веревки использовали ту же солому. Снопы складывали в высокие скирды, напоминающие стога с сеном. С помощью лошадей снопы свозили на двор.
Во дворе снопы ровным слоем разбрасывались. Далее шел процесс выколачивания зерен из стеблей.
Бралась палка, на конец которой крепилась цепь, а на цепь крепилась ещё палка.
Семейство становилось по кругу и колотило по пшенице. Зерно из колосьев выбивалось на землю. Солома убиралась, а зерно сгребали в кучу. Часть зерна шла на семена, корм скоту, часть везли на мельницу – мололи муку.
Чтобы превратить зерна злаков в муку, их нужно измельчить, смолоть (истереть). В старину для этого на берегах рек строили мельницы.
Текущая речная вода крутила большие мельничные колеса, а те, в свою очередь, приводили в движение тяжелые каменные жернова, перетиравшие зерно и превращавшие его в муку. А в степях, где вольно гуляли ветры, ставили ветряные мельницы, в них ветер приводил в движение жернова.
Труженица мельница встала у реки,
Намели нам мельница из зерна муки!
Мельница не ленится – вертит жернова,
И шумит и пенится быстрая вода.
А мука струится и бежит ручьём
С мёдом и корицей коврижку испечём!
Мука готова, теперь в печке выпекали душистый, горячий, румяный хлеб.
Вот какой длинный проходил путь хлеб, прежде чем попадал на стол!
Много десятилетий прошло с той поры, когда наши предки распахивали поле сохой и плугом, боронили землю деревянными боронами, жали колосья серпами, молотили цепАми.
Теперь на помощь земледельцам пришли машины – трактора, комбайны.
О том, как возделывают пшеничный и ржаной хлеб на полях в наши дни, мы поговорим с вами на следующий встрече.
А сейчас, кто внимательно слушал, сможет отгадать загадки:
- Какие злаки вы знаете? (Рожь и пшеница)
- Поле дружно колосится,
Даст нам хлебушек…(Пшеница)
- Черный хлебушек хорош,
Нам его подарит…(Рожь)
- Какой злак кормит всех сплошь?(Рожь)
- Прыг-скок с пятки на носок.
Вот и срезал колосок (Серп)
Хлеб ржаной. Батоны, булки
Не забудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют!
Ни один праздник, ни один обед не проходит без хлеба!
Недаром говорят: «Хлеб – всему голова! ». Надо бережно относится к главному и ценному продукту. Хлеб нельзя бросать, надо доедать, ведь недаром в народе хлеб звали уважительно и ласково «батюшка», «кормилец».
Так давайте, ребята, любить и беречь хлеб!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/20/picture-93099.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром - Витаминка в гостях у детей
Уточнение и закрепление знаний детей об овощах и фруктах. Знакомство детей с витаминами и их значением для организма человека. Методическая разработка "Витаминка"...
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром по экологии "В гости к осеннему лесу".
Сценарий непосредственно образовательной деятельности разработан в качестве презентации проектной деятельности "Чудеса осени" с целью показать результаты проекта и повторить, систематизирова...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/28/picture-175842-1359389247.jpg)
Конспект интегрированной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и рисованию в старшей группе тема занятия: «Дом»
Программное содержание: Учить детей ориентироваться в видах жилых строений, особенностях профессии строителя. Продолжать учить детей составлять творческие рассказы, сложные распространенные...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/03/picture-55257.jpg)
Конспект игровой - образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей первой младшей группы по теме «Весна»
Материал конспекта поможет закрепить знания о диких и домашних животных,поможет развивать умение группировать и сравнивать овощи и фрукты....
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/08/picture-274041-1704710896.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с элементами технологии ТРИЗ для детей подготовительной к школе группы "Волшебный лед"
Образовательная деятельность проводится в подготовительной группе детского сада. В процессе образовательной деятельности осуществляются следующие цели и задачи: познакомить детей с качествами и ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/28/picture-336009-1385660267.jpg)
Конспект открытой образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в группе раннего возраста. «Сбор урожая»
Материал предназначен для воспитателей групп, раннего возроста....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/25/picture-489572-1414195928.jpg)
Конспект Интегрированной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и изобразительной деятельности в подготовительной группе Игра «Умники и умницы»
Разработка конспекта образовательной деятельности в подготовительной группе....