Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе "Путешествие на Север"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Цель: Способствовать формированию учебно–познавательной компетенции дошкольников, через обобщение представлений об условиях жизни на  Севере.

Задачи: - продолжать знакомить и углублять знания детей о России, а именно о Севере;

 - подвести знания детей к тому, что природа, животный мир, образ жизни людей зависит от климатических условий данной полосы России;

 - расширять кругозор детей, развивать мышление, сообразительность, воображение, речь;

 - воспитывать у детей любовь к Родине, ее народу, интерес к познанию.

Интеграция Образовательных областей:

Познавательное развитие: Формирование познавательной активности. Познакомить детей с жизнью  северных животных, закрепить знания о животных севера.

Социально — коммуникативное развитие: Воспитание нравственных качеств ребёнка. Воспитывать гуманное отношение к животным, чувство ответственности за них. • Воспитывать доброжелательность друг к другу.

Речевое развитие: Развитие памяти, внимания, мышления, кругозора, личностного самосовершенствования.

Художественно — эстетическое развитие: закрепление умения пользоваться кистью и красками, воспитывать чувство восприятия цвета. Учить передавать образ белого медведя, формировать умения работать разными техниками рисования: крупный мазок, сухая кисть, брызги.

Физическое развитие: физминутка «Дуют ветры ледяные».

Матералы: Картинки предметные: изображения животных - тюлени, моржи, белые медведи, олени, северное сияние, айсберг, ледокол, изображения быта народов Севера. Глобус, карта, краски гуашевые, картон для рисования, вода, кисточки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_sever.docx23.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе "Путешествие на Север"

Цель: Способствовать формированию учебно–познавательной компетенции дошкольников, через обобщение представлений об условиях жизни на  Севере.

Задачи: - продолжать знакомить и углублять знания детей о России, а именно о Севере;

 - подвести знания детей к тому, что природа, животный мир, образ жизни людей зависит от климатических условий данной полосы России;

 - расширять кругозор детей, развивать мышление, сообразительность, воображение, речь;

 - воспитывать у детей любовь к Родине, ее народу, интерес к познанию.

Интеграция Образовательных областей:

Познавательное развитие: Формирование познавательной активности. Познакомить детей с жизнью  северных животных, закрепить знания о животных севера.

Социально — коммуникативное развитие: Воспитание нравственных качеств ребёнка. Воспитывать гуманное отношение к животным, чувство ответственности за них. • Воспитывать доброжелательность друг к другу.

Речевое развитие: Развитие памяти, внимания, мышления, кругозора, личностного самосовершенствования.

Художественно — эстетическое развитие: закрепление умения пользоваться кистью и красками, воспитывать чувство восприятия цвета. Учить передавать образ белого медведя, формировать умения работать разными техниками рисования: крупный мазок, сухая кисть, брызги.

Физическое развитие: физминутка «Дуют ветры ледяные».

Матералы: Картинки предметные: изображения животных - тюлени, моржи, белые медведи, олени, северное сияние, айсберг, ледокол, изображения быта народов Севера. Глобус, карта, краски гуашевые, картон для рисования, вода, кисточки.

Ход НОД.

В.: Ребята, а знаете ли вы, что такое север?

/ Ответы детей.
В.: Север – это одна из четырех сторон света. Север - это местность с холодным, суровым климатом, холодные края. А хотите отправиться в путешествие на север?

 / Да 
В.:  Тогда, давайте закроем глаза и скажем волшебные слова «Раз, два, три, далекий север, ты нас жди!»

Дети громко повторяют. Открывают глаза. На доске появляется изображение холодного севера.

В.:   Климат в Арктике очень суровый. Ледяной и снежный покров держится почти весь год. Зимой температура опускается до -60 градусов. Что происходит с водой при такой температуре воздуха? Какие бывают осадки? (Ответы детей) А еще там дуют сильные ветры, часто бушует пурга. Летом в Арктике наступает полярный день. Это когда солнце светит круглые сутки. Оно здесь никогда не поднимается высоко над горизонтом, и его лучи мало нагревают поверхность, покрытую льдом и снегом. В этих местах холодно в течение всего года: и зимой и летом.  Зимой на Севере темно: нет ни утра, ни дня, ни вечера - круглые сутки ночь. Это полярная ночь. Она длится полгода.  Часто в период полярной ночи,  на небе можно увидеть Северное сияние. Северное сияние – это завораживающее, прекрасное зрелище. Темное синее небо часами переливается разноцветными огнями.

Если зимой – полярная ночь, то летом – полярный день: сплошной день, белые ночи. Несмотря на суровый климат, на Севере бывает лето, но оно очень  короткое, нежаркое. Как вы думаете,  живут  ли люди на крайнем  на Севере?

Они живут в очень тяжелых природных условиях, но ни за что не променяют свою землю на какую-то другую. Потому что Север – это их родной дом, малая родина, которую они любят всем сердцем. Живут они в специальных домах, похожих на палатки. Кто знает, как называется такой дом? Называется такое жилище - чум.  Такие дома хорошо защищают от ветра и холода. Как вы думаете, из чего их делают?

Ответы детей

В.: Куда не кинь взгляд – всюду только снег и лед. Даже глаза режет от бесконечной белизны. Даже нам, уральцам, очень холодно. Давайте погреемся.

Физкультминутка

Дуют ветры ледяные

(Дети машут руками вверху)

Горы снежные, крутые.

(руки поднять вверх, встать на носочки)

Там о лете не слыхали

(ладонь прижать к уху, наклоны в стороны)

Там согреешься едва ли

(обнять себя руками)

Он не мал и не велик

(Руки свести и развести в стороны)

Этот снежный материк.

(хлопнуть в ладоши на уровне груди).

В.:  Для всего живого условия здесь очень суровые. Обживать арктические пустыни дерзают немногие виды животных. Какие животные обитают в Арктике?

Как вы думаете, почему у большинства животных белая окраска?

Ответы детей

В.:  Ребята,  навстречу нам вышел здешний хозяин. Кто же он отгадайте?

Братья, сестры бурым мишкам,

Но не любят мед и шишки,

Моржи тюлени им соседи.

Кто это?- Белые….  (медведи)

(картинка белого медведя)

Дети: белый медведь!

В.: Белый медведь наикрупнейший хищный зверь Арктики. Его длина около 3 м – это приблизительно вот сколько, а весит он 800 -1000 кг.  На снегу его совсем незаметно. Как вы думаете, почему?

Дети: шуба его белая и снег белый.

В.: Выдает его  лишь чёрный нос. Когда медведь подкрадывается к своей добыче, он предусмотрительно прикрывает нос лапой. Сотни километров проходит он по льдам в поисках добычи. Прыгнет в ледяную воду и плывет дальше до льдины. Ни мороз, ни ледяная вода  ему не страшны. Море – это его родная стихия!

Как вы думаете, почему?

Дети:  У него теплая шуба.

В.: Да, Мех медведя почти не промокает, т.к. имеет очень густой подшерсток. В нем задерживается воздух,  и вода не проникает туда. Кроме того, под кожей у медведя толстый слой жира, который согревает животное. Подушки лап покрыты густой толстой щетиной. Поэтому лапы медведя не мерзнут и не скользят по льду.

Чем питается белый медведь?

Ответы детей.

В.: Правильно, белый медведь  хищник, он питается рыбой, но главное его лакомство – тюлени. Он  подползает к своей жертве, совершает бросок и мощным ударом лапы выбрасывает тюленя на берег.

У медведицы мамы в ноябре-декабре в ледяных норах  рождается 2 – 3 крохотных (размером с ладошку)  малыша, которых она выкармливает своим жирным, как сливки,  молоком.

Ну, а нам лучше всего соблюдать осторожность и держаться подальше от белых медведей. Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

В.: А вот  животное, которое  питается рыбой.

В Антарктиде кто живет,

Обожает снег и лед?

Вместо плюшек и конфет

Рыбку кушает в обед.

Ловит он ее весь день

С легкостью! Ведь он … (тюлень)

Он прекрасный ныряльщик и пловец. Вместо ног у него – ласты. Вынырнет тюлень, наберет воздух – и снова в воду. Зимой, когда вода быстро замерзает, тюленю приходится пробивать лёд головой. Вне воды тюлени оказываются совсем беспомощными. Почему?

Ответы детей.

В.: Правильно, они большие неповоротливые, и у них нет лап. Именно поэтому, тюлени становятся легкой добычей для белых медведей.

Детёныши тюленя совсем белые, их так и называют – бельки, прячутся от белых медведей под защитой родителей среди льдин и торосов.

Ребята, посмотрите  (рассматривают северное сияние в  экспозиции мини-музея), что за чудо, что за диво – небо так горит  красиво!

Северное сияние

Словно занавес цветной

В небесах мерцает.

Над пустыней ледяной

Небо расцветает!

Кажется, взлетит сейчас

Занавес высоко,

И откроется для нас

Край земли далекой.

Там, среди отвесных скал,

В синеве безбрежной

Ледяной нарядный зал

Королевы Снежной.

Светится ее венец –

Блещут самоцветы!

Музыка звучит.

Дворец залит ярким светом.

Как ковры лежат снега

С ледяной каемкой,

Вьется лентою пурга,

Кружится поземка.

И танцуют, вставши в ряд,

Хрупкие снежинки,

И тихонько в такт звенят

Голубые льдинки.

Мы видим с вами уникальное природное явление – Северное сияние. Как же оно красиво и величаво! В нашем теплом южном  краю мы не можем  наблюдать  Северное сияние, но природа нашей огромной Родины – это бесконечный источник знаний и впечатлений.

Давайте вспомним, с кем мы повстречались в пути.  Мы узнали сегодня много нового об обитателях Севера. Все эти животные – белый медведь, северный олень, тюлень занесены в Красную книгу, на них запрещено охотиться. К сожалению, из-за ценного меха и беззащитности они часто уничтожаются браконьерами. Сейчас специальные службы выслеживают преступников и предотвращают опасность. Задача людей – сохранить жизнь этим удивительным животным.

Предлагаю вам нарисовать обитателя Крайнего Севера – белого медведя под северным сиянием.

Переход к подготовленным для рисования столам.

Подробное рассматривание изображения белого медведя и северного сияния.

Покaз и объяснение способа рисования.

  1. В центре листа нарисовать большого медведя. С чего начинаем рисовать? (с головы, затем туловище, и 4 лапы, хвост.)
  2. Делим лист горизонтально пополам и проводим линию горизонта. С помощью белой краски рисуем снежные холмы широкой кистью по всей линии горизонта.
  3. Нижнюю часть листа раскрашиваем с разными оттенками голубого и белого оттенком – снег.
  4. Рисуем медведя, старaясь точно передать особенности внешнего вида животного.
  5. Сухой кистью волнообразными движениями в верхней части листа, накладывая одну краску поверх другой изображаем северное сияние.
  6. Брызгами белого изображаем снег.

В.: А наше путешествие подошло к концу. Давайте полюбуемся нашими мишками. Какие они все получились красивые, пушистые.  Теперь вы можете дома самостоятельно нарисовать таких медведей и порадовать родителей. А этими белыми красавцами мы украсим нашу выставку.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной  группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей  подготов...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Экспедиция в Арктику и на крайний Север» с использованием системного оператора и элементов ТРИЗ.

В ходе экспедиции дети в игровой форме получают знания о климатических условиях Арктики и крайнего Севера, а так же знакомятся с животным и растительным миром этой климатической зоны....

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему "Животные Крайнего Севера"

Цель: создание условий для расширения представлений детей об образе жизни животных и птиц Крайнего Севера....

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Животные Севера»

Конспект поможет  развить любознательность у детей через формирования представлений об образе жизни животных Севера: характерном внешнем виде, повадках, питании, детёнышах....

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Животные Севера"

Дать детям первоначальное представление о животных Севера....