Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему "Животные Крайнего Севера"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Цель: создание условий для расширения представлений детей об образе жизни животных и птиц Крайнего Севера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Животные Крайнего Севера»

Подготовила:

Клименко А.Н.,

Воспитатель.

Цель: создание условий для расширения представлений детей об образе жизни животных и птиц Крайнего Севера.

Задачи:

Образовательные:

-Продолжать знакомить детей с животными Севера: белый медведь, пингвин, северный олень, тюлень, морж; закрепить имеющиеся знания о внешнем виде, жизни, повадках этих животных;

-Продолжать знакомить детей с некоторыми особенностями приспособления животных Севера (бивни моржа, «чёрный нос» медведя, сохранение пингвинами яиц)

-Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов со средой обитания (живут в дикой природе; накапливают жир).

Развивающие:

-Развивать интерес к познавательным видеофильмам о животных

-Совершенствовать технические умения и навыки в продуктивных видах деятельности.

-Формировать умение применять полученные знания на практике.

-Развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию;

-Развивать коммуникативные способности;

Воспитательные:

-Воспитывать любовь к животным, умение сопереживать.

-Воспитывать доброжелательные отношения в игровом общении со сверстниками.

Материал: иллюстрации с изображением животных, дидактическая игра «Найди пару».

Ход образовательной деятельности:

1. Организационный момент.

В: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?

Д: Сейчас время года зима.

В: Назовите приметы зимы.

Д: Зимой солнце светит, но мало греет; на земле лежит снег; перелетные птицы улетели, у нас остались зимующие; лиственные деревья стоят голые; многие животные поменяли шубу на теплую и незаметную, другие животные и насекомые легли в спячку; люди одеваются тепло).

В: А как вы думаете, где всегда бывает много снега, холодно, морозно? (Ответы детей).

В: На Крайнем севере всегда холодно, много снега и очень морозно. Ребята, что такое север?

Д: Север – это часть света.

В: Добраться до северного полюса можно на самолете или ледоколе. Люди на Северном полюсе не живут постоянно, проводят научно-исследовательскую работу, изучают климат, жизнь животных.

В: ребята, вы хотите отправиться со мной в необычное путешествие, на Северный полюс?

Д: да, хотим.

В: Путь предстоит не ближний, что нам нужно для путешествия взять с собой?

Д: теплую одежду, карту, компас...

В: теперь мы готовы, отправляемся в путь!

Дети встают в круг: Вокруг себя, ты повернись на Севере, ты очутись.

В: Ну, вот мы и на месте. Здесь очень мало растительности – низкорослые кустарники карликовой березы, полярной ивы. Летом здесь не растет трава, а лишь мхи и лишайники. Как вы думаете, почему здесь так мало растений?

Д: На севере долгая и холодная зима, а лето короткое.

В: Повсюду только снег и лед. Очень холодно. Давайте погреемся.

Динамическая пауза «Мы идём!» (в парах).

Мы идём, идём вперёд, – 2 раза (по кругу шагают).

Очень удивляемся. (поворачиваются друг к другу, пожимают плечами).

Справа лёд и слева лёд, (повороты головы).

Перед нами тоже лёд. (руки в стороны).

Где же он кончается? (пожимают плечами).

Дуют ветры ледяные, (машут руками).

Горы снежные, крутые (руки вверх, поднимаются на носки).

Там о лете не слыхали, (ладонь приставляют к уху).

Там согреешься едва ли… (обнимают себя).

Он не мал и не велик (разводят руки в стороны и сводят).

Этот снежный материк. (хлопают в ладоши).

В: ой, смотрите, там, на льдине, кто-то есть!

Он гуляет в белой шубке

И играет с нами в жмурки

Прячет черный носик свой.

Догадайся, кто такой?

Д: белый медведь.

В: правильно, это белый медведь. Белый медведь наикрупнейший хищный зверь Арктики. На снегу его совсем незаметно. Как вы думаете, почему?

Д: шуба его белая и снег белый.

В: Выдает его лишь чёрный нос. Когда медведь подкрадывается к своей добыче, он предусмотрительно прикрывает нос лапой. Сотни километров проходит он по льдам в поисках добычи. Прыгнет в ледяную воду и плывет дальше до льдины. Ни мороз, ни ледяная вода ему не страшны. Море – это его родная стихия!

В: Мех медведя почти не промокает, т.к. имеет очень густой подшерсток. Кроме того, под кожей у медведя толстый слой жира, который согревает животное. Подушки лап покрыты густой толстой щетиной. Поэтому лапы медведя не мерзнут и не скользят по льду.

В: к нам приближается еще одна льдина, кто на ней?

Он коричневого цвета

И не знает, что есть лето,

Потому, что круглый год

Он на Севере живет.

У него еще есть бивни.

Бивни острые, как нож

Ну конечно, это...

Д: морж.

В: Посмотрите, что есть у моржа. У моржа есть туловище, голова, толстая шея, длинные клыки, широкие ласты, усы. Морж – большое животное. Кожа моржа покрыта редкими жесткими волосками, ласты помогают плавать и нырять. В ледяной воде не замерзает, так как спасает толстый слой подкожного жира. Моржи плохо видят, но у них хорошее обоняние. Они узнают по запаху о приближении опасности. Как вы думаете, чем моржи питаются?

Д : Моржи питаются рыбками, червяками, рачками.

В: Чем старше морж, тем длиннее у него клыки. На верхней губе у моржа находятся длинные толстые усы, похожие на щётку. С их помощью морж обследует дно в поисках пропитания, ведь на большой глубине, да ещё подо льдом, почти ничего не видно, приходится искать на ощупь.

В: Наше путешествие продолжается, предлагаю, проехать на саночках. А кого же можно запрячь в санки, отгадайте.

Он вездеход, он пароход

И к тому же самолет!

Везде проедет, везде пройдет —

В любую погоду дорогу найдет!

Словно царскую корону

Носит он свои рога,

Ест лишайник, мох зеленый,

Любит снежные луга. (Олень)

В: Да, дети, это благородные олени. Не страшны им ни морозы, ни болота, ни сугробы. Длинные ноги не дают провалиться в снег, а особенные копыта могут раздвигаться и имеют острые края, что придает устойчивость на скользких поверхностях. А еще олень разгребает копытами, как лопатами снег, чтобы добраться до вкусного мха ягеля, спрятанного глубоко под снегом. А что так украшает этих животных?

Д: Рога.

В: Огромные, красивые, ветвистые. Рога есть у самок и самцов. А у детенышей (оленят) рожки похожи на маленькие веточки кустика. За оленятами следит все огромное стадо, которое кочует по тундре во главе с вожаком, самым опытным и сильным оленем.

В: К зиме олени накапливают жир. Это помогает им переносить сильные морозы. В морозную погоду они сбиваются в плотные стада. Чем же питаются северные олени?

Д: Мхом, травой.

В: Правильно, лишайником, ягелем. Летом кормится всевозможными травами, грибами, побегами.

Физминутка 

« У оленя дом большой»

В: Вот мы видим уже другого животного севера. Кто же он?

Д: тюлень

В: правильно, тюлень - прекрасный ныряльщик и пловец. Вместо ног у него – ласты. Вынырнет тюлень, наберет воздух – и снова в воду. Зимой, когда вода быстро замерзает, тюленю приходится пробивать лёд головой. Вне воды тюлени оказываются совсем беспомощными. Почему? Ответы детей.

В: Правильно, они большие неповоротливые, и у них нет лап. Именно поэтому, тюлени становятся легкой добычей для белых медведей. Детёныши тюленя совсем белые, их так и называют – бельки, прячутся от белых медведей под защитой родителей среди льдин.

В: Двигаемся дальше! Ребята, кто это?

В: Правильно, пингвины – это морские хищные птицы, которые не летают, зато отлично плавают и ныряют. Крылья им нужны для того, чтобы грести под водой. Гнёзда пингвины не делают, мама пингвин снесёт единственное яйцо, а пингвину-папе приходится высиживать его и согревать собственным пухом. Мама же отправляется к морю в поисках еды. Родители-пингвины никогда не перепутают своего ребенка с чужим, даже среди сотен других птенцов они по голосовому сигналу узнают своего птенца и накормят только его. Пингвины взрослые и дети любят кататься с горки, только не на санках, а на брюшке. Людей они совсем не боятся.

Смело приходят к морякам и полярникам в гости.

Игра «Узнай «северные» слова».

В.: А теперь давайте немного поиграем. Я буду называть слова, а когда среди них встретятся «СЕВЕРНЫЕ», вы хлопните.

Снег, ледник, жара, морж, холод, цветок, льдина, снежинка, колокольчик, северный олень, радуга, северное сияние и т.д.

В.: Молодцы все внимательно слушали. Ребята, я к нашему путешествию подбирала картинки с изображением животных крайнего севера, но кто - то решил подшутить и перепутал картинки. Помогите навести порядок.

Игра «Подбери пару».

В: А, каких еще животных и птиц, живущих в холодных странах, вы знаете?

Д: полярная сова, полярный волк, песец.

В: Молодцы. А наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться домой, давайте закроем глаза, сосчитаем от 10 до 1.

Итог:

В: Вот мы и дома, ребята вам понравилось наше путешествие? Давайте вспомним, с кем мы повстречались в пути.

Ответы детей.

В: Мы узнали сегодня много нового об обитателях Севера. Белый медведь, морж и северный олень - занесены в Красную книгу, на них запрещено охотиться. К сожалению, из-за ценного меха и беззащитности они часто уничтожаются браконьерами. Сейчас специальные службы выслеживают преступников и предотвращают опасность. Задача людей – сохранить жизнь этим удивительным животным и птицам.

Предлагаю вам в свободное время нарисовать обитателей Крайнего Севера и рассказать о них своим друзьям и родителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной  группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей  подготов...

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему: "Животные Севера и жарких стран".

В данном конспекте НОД закрепляются знания детей о животных Севера и жарких стран (обогащается и активизируется словарь детей в названии этих животных, особенностях их места жительства, сходство и раз...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Животные Севера»

Конспект поможет  развить любознательность у детей через формирования представлений об образе жизни животных Севера: характерном внешнем виде, повадках, питании, детёнышах....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Животные Севера».

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Животные Севера»....

Конспект занятия по познавательному развитию детей на тему: « Путешествие на Крайний Север»

Конспект занятия по познавательному развитию   детей на тему: « Путешествие на Крайний Север» для детей средней группы...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему "Животные севера"

Конспект занятия разработан для воспитателей старшей группы детского сада.Цель занятия: расширение представления детей о многообразии  животных севера, их особенностях, среде обитания и обра...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе "Путешествие на Север"

Цель: Способствовать формированию учебно–познавательной компетенции дошкольников, через обобщение представлений об условиях жизни на  Севере.Задачи: - продолжать знакомить и углублять знани...