Сценарий непрерывно - образовательной деятельности по социально - коммуникативному развитию группы компенсирующей направленности для детей с УО (умственной отсталостью) «Путешествие по Северу»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Дроздова Валентина Васильевна

Цель: непрерывность, системность и поэтапность коррекционного обучения посредством познавательного развития детей.

Задачи:

Обучающие:

- Формировать представления детей о природе Севера, его животном и растительном мире.

- Формировать представления детей об изменениях в неживой природе.

- Активизация  пассивного словаря детей (лекарственных растения), закрепление знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения.

- Формировать образы восприятия, учить запоминать и называть (показывать)  предметы и их свойства.

Развивающие:

- Развивать невербальные средства общения (мимика, жесты), воображение, творческие способности.

Воспитывающие:

- Способствовать формированию у детей любознательности, интерес к своей Родине-России, стремление узнать природу Севера

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_severu.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий

непрерывно - образовательной деятельности

по социально - коммуникативному развитию

группы компенсирующей направленности для детей с УО

(умственной отсталостью)

«Путешествие по Северу»

Цель: непрерывность, системность и поэтапность коррекционного обучения посредством познавательного развития детей.

Задачи:

Обучающие:

- Формировать представления детей о природе Севера, его животном и растительном мире.

- Формировать представления детей об изменениях в неживой природе.

- Активизация  пассивного словаря детей (лекарственных растения), закрепление знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения.

- Формировать образы восприятия, учить запоминать и называть (показывать)  предметы и их свойства.

Развивающие:

- Развивать невербальные средства общения (мимика, жесты), воображение, творческие способности.

Воспитывающие:

- Способствовать формированию у детей любознательности, интерес к своей Родине-России, стремление узнать природу Севера

Словарная работа: обогащение и активизация словаря.

Обогащение: нарты, хорей, каюр, чум, северный олень, северное сияние,

лайка, полярная сова, белый медведь, лекарственные травы, одежда людей.

Активизация: погода (морозная, холодная, студёная, суровая, лютая, вьюжная), пурга (летит, завывает, бушует, засыпает, заносит снегом), северное сияние (сверкает, блестит, серебрится, переливается, сияет, светится, искрится, пылает, горит)

Материал: два мольберта для подведения итогов, эмблемы команд в качестве оценочного материала, эмблемы для каждого участника, мультимедийная презентация

Музыкальное сопровождение:

1. Шумовой эффект «пурга»

2. «Северное сияние» П. Саймон и оркестр П. Мориа

3. Песня «Лесной олень»

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, разучивание стихов: «Северный олень» Н. Глейзаров, «Северное сияние» Ю.Шесталов; чтение рассказа Ю. Яковлева «Умка», сказок народов Севера; слушание музыки «Северное сияние», «пурга» и разучивание танца «Лесной Олень»; проведена НОД на темы: «Рассказ о Севере и северном олене», «Путешествие на север России», «Щедрые дары природы».

Методы и приёмы

1 Наглядно-демонстрационный (показ мультимедийной презентации);

2 Словесный (художественное слово, беседа, вопросы);

3 Практический (составление из частей изображения, экспериментирование, выполнение физ. разминки (танец));

4 Игровой (путешествие, игра-викторина)

5 методы контроля (анализ выполненных действий, самооценка детьми результатов деятельности)

Ход

Дети играют двумя командами по принципу – мальчики и девочки.

Под музыку Э. Мариконе дети входят в группу.

Воспитатель читает стихотворение Мурашова А.

Средь тундры, среди множества озер,

В краю, где табуны оленей, Ямал свои брега простер,

Средь моря Карского волнений.

Здесь редко ходит человек,

Здесь мерзлота, лишь мхи зияют,

И тишина из века в век,

И всполохи небес сияют…

Воспитатель: Сегодня мы с вами продолжаем наше путешествие по удивительному уголку нашей Земли, который называется…

Дети (хором): Север.

Воспитатель: Я приглашаю вас на игру – викторину «Путешествие по Северу»

Где вы расскажите о жизни людей Севера, о животном мире, о целебных свойствах растений, поэкспериментируем, вспомним сказки народов Севера.

Мы приветствуем две команды и их капитанов:

команда «Умка» - капитан Смирнов Матвей,

команда «Оленята» - капитан Гунько Дарья.

За каждое правильно выполненное задание команда будет получать одну кедровую шишку.

Желаем вам, ребята увлекательного путешествия и победы.

Под музыку П. Мориа команды занимают свои места.

Задание 1. «Разминка»

Каждой команде задаётся поочерёдно четыре вопроса.

1. Кто из животных Севера кормит, обувает, одевает и перевозит жителей Севера? (Олень)

2. Кто из животных считается хозяином Севера? (Белый медведь)

3. Переносной дом жителей Севера? (Чум)

4. Длинные узкие сани для езды на собаках и оленях. (Нарты)

5. Как зовут погонщика, который управляет упряжкой оленей? (Каюр)

6. Чем каюр погоняет оленей? (Хорей)

7. Какое дерево даёт нам пищу? (Кедр)

8. Краса северного леса. (Лиственница)

Задание 2. Игра «Хозяева северных просторов».

Цель: развитие воображения, творческих способностей; умение быстро составить изображение.

Капитанам команд предлагается два вида разрезных картинок, из которых нужно быстро составить изображение животного Севера, а детям загадать загадку описательного характера.

Надёжный друг жителей Севера, помогает охотникам, может спать на снегу. (Лайка).

Всё видит, всё слышит, летает бесшумно, когти острые, глаза, как жёлтые фонарики. (Полярная сова).

Задание 3. Игра «Артисты»

Цель: развитие невербальных средств общения (мимики, жестов), творческого воображения.

Дети должны изобразить природные явления: Пургу и Северное сияние.

Воспитатель:

– Как вы думаете, какая погода зимой на Севере? (Морозная, холодная, студёная, суровая, лютая, вьюжная…)

Я предлагаю команде «Умка» прослушать фрагмент шумового эффекта. Что он вам напоминает? (Пургу)

Как пурга проявляет себя? (Летит, завывает, засыпает, воет, бушует…)

Изобразите это мимикой и жестами. (Под музыку П. Саймона)

Другой команде «Оленёнок» предлагаю прослушать фрагмент музыкального произведения. Что он вам напоминает? (Северное сияние)

А что вы можете сказать о Северном сиянии?

(Северное сияние блестит, сверкает, серебрится, сияет, переливается, искрится, светится, пылает, горит…)

Изобразите это мимикой и жестами под музыку.

Задание 4. «Литературная страничка».

1. Как называется сказка о красивой, но ленивой девочке? (Айога»)

2. В кого превратилась Айога? (В гуся)

3. Кто и почему в нанайской сказке превратился в кукушку? (Мама) (дети были беззаботными, думали только о себе, не заботились о маме)

4. Кто и почему стал другом и помощником охотнику Захару? (Гордый олень)

Музыкальная пауза.

Танец «Лесной олень»

Задание 5. «Северный магазин»

Цель: уметь правильно называть предметы, одежду жителей Севера.

Малица – верхняя одежда из оленьего меха.

Энтап – пояс охотника или рыбака.

Кисы мужские – меховая обувь.

Бурки – женские сапоги.

Задание 6. «Лесная аптека Севера»

Воспитатель: Люди издавна научились лечить болезни и укреплять своё здоровье, используя щедрые дары природы. Нет ничего удивительного, что лекарства растут в лесу.

«В зарослях лесных, где всё для сердца мило,

Где чистым воздухом так хорошо дышать,

Есть в травах и цветках целительная сила

Для всех, умеющих их тайну разгадать».

Давайте мы отправимся с вами в лесную аптеку Севера и постараемся разгадать тайну растений, и какое богатство хранят болота

Отгадать загадки, найти и взять картинки с лекарственными травами.

(Крапива, подорожник, медуница, ромашка)

1. «Её только тронь –

Отдёрнешь ладонь,

Обжигает трава, как огонь». (Крапива)

Дети: Бояться крапиву не нужно, она очень полезна, ею лечат раны, ушибы, ожоги. Она – хорошее средство от кашля. Волосы, вымытые крапивой, становятся пушистыми, блестящими, хорошо растут. Из крапивы варят щи, делают салаты.

2. «Тонкий стебель у дорожки,

На конце его серёжки.

Нам он – как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук». (Подорожник)

Дети: Растёт везде, но особенно много у дорог, отсюда и название.

Сорвёшь листик, приложишь к ранке, и всё пройдёт.

Отвар из листьев помогает при кашле.

3. «От простуды излечиться

Нам поможет… медуница».

Дети: У неё очень красивые цветы – красные, синие, фиолетовые. Их очень любят пчёлы и собирают из них нектар, который потом превращается в мёд.

Из листьев варят суп и делают салат.

4. «Лечебный цветок – белая рубашка,

желтая середочка, листья, словно лодочка» (Ромашка)

Дети. Ромашкой промывают глаза, раны, полоскают рот, горло, используют в виде примочек и компрессов при воспалении кожи. Ромашковые ванны – хорошее средство от болей в ногах. Ромашка употребляется в пищу в виде отваров не только в свежем виде. Но и в сушённом.

Изучаем, экспериментируем.

Воспитатель:

- Ребята, а знаете ли вы, как ещё применяют травы? Правильно, лекарственные растения применяют в приготовлении косметики - это мыло, шампуни, крема..

Они очень полезны для человека и приятно пахнут (цвет и запах соответствует тем растениям, из которых они приготовлены).

Предлагаю каждой команде приобрести крем для рук понюхать, отметить, какой запах, цвет, что напоминает и поэкспериментировать (намазать руки кремом).

«Узнай по запаху»

1. Какое лекарственное растение входит в состав крема?

2. Для чего человек использует крем?

(Дети намазывают кремом руки, делают выводы)

Воспитатель: Болота хранят своё богатство – ягоды, их так и называют – клюквенное, брусничное, голубичное, морошковое, черничное. Выбирай на свой вкус. Ягоды этих болот очень полезны в любом виде.

Звучит музыка, и вносится «скатерть – самобранка» с угощением – клюквенный морс.

Удивительная природа Севера – холодная и ласковая. Она всегда придёт на помощь человеку. Но только при бережном отношении она будет нашим другом.

Подведение итогов, поздравление победителей, награждение всех детей.

Воспитатель: Подошла к концу наша викторина об удивительном Севере. Север – очень своеобразная часть нашей планеты Земля. Мы полюбили север, он стал нашим другом, потому что ему так нужно наше тепло и доброе отношение.

«Что вы почувствовали, побывав на Севере? «Какие задания вам понравились больше всего?»

«Если вам понравилась игра-викторина, то на память возьмите кедровую шишку»

Под музыку команды покидают группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР по разделу "Развитие элементарных математических представлений". Понятия "большой" - "маленький".

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР по разделу "Развитие элементарных математических представлений&qu...

Сценарий непрерывно-образовательной деятельности по конструированию в группе компенсирующей направленности для детей с УО (умственной отсталостью) «Волшебный домик для животных»

Цель: Формировать положительное отношение и интерес к процессу конструирования, играм со строительным материалом.Задачи: Обучающие: 1. Учить детей совместно со взрослыми, а затем и самостоятельно...

Сценарий непрерывно - образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим (ПДД) группы компенсирующей направленности для детей с УО (умственной отсталостью) «Наш помощник светофор»

Цель: создавать условия для формирования у детей эмоциональной восприимчивости и средств выражения адекватных эмоций в процессе образовательной деятельности, знакомство детей со светофором и его сигна...

Сценарий непрерывно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в группе компенсирующей направленности для детей с УО (умственной отсталостью) «Знакомство с числом 9. Ориентировка на листе бумаги»

Вид деятельности: игровая, продуктивная.Цель: Создание благоприятных условий для  эмоционально – личностного контакта ребёнка с воспитателем в процессе ознакомления детей с числом...

Сценарий непрерывно-образовательной деятельности по конструированию в группе компенсирующей направленности для детей с УО (умственной отсталостью) «Флаг России»

Цель: воспитание самостоятельности в разных видах деятельности, в том числе - патриотической.Задачи: - Формировать умение детей создавать образ флага, использовать в работе гуашь трех цветов, зак...

Сценарий непрерывно - образовательной деятельности по социально - коммуникативному развитию группы компенсирующей направленности для детей с НОДА (нарушение опорно-двигательного аппарата) «Моя семья»

Цель: формировать у детей эмоционально-двигательные реакции - правильное представление о семье.Задачи:1. Образовательные: Формировать у ребенка представление о себе и о своей семье, формиров...