Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Первоцветы».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Лазутина Татьяна Викторовна

Экологическое воспитание – одно из важнейших направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой, учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Планета не может жить без растений, так как они не только очищают воздух, но и лечат людей от болезней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pervotsvety.docx16.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Первоцветы» в старшей группе

Цель: расширение представлений о весенних изменениях, происходящих в живой природе (появление первоцветов) через разные виды деятельности.

Задачи:

 – образовательные: активизировать словарь по теме; продолжать развивать синтаксическую сторону речи (составление простых распространенных предложений).

 – развивающие: развивать мышление; чувство ритма; мелкую моторику.

 – воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе; аккуратность, самостоятельность.

В. «Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод Зимы».

В. Ребята, как вы думаете, какое чудо поможет Весне победить зиму?

Загадка:

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все …    (ПРИКЛЕИТЬ СОЛНЫШКО)

В. А вы знаете, какое оно весеннее солнышко, на что похоже?

 Поиграем в игру «Сравни и назови».

(Приклеивает по одному лучику каждый ребенок, чтобы на доске получилось солнышко)

Солнце жёлтое, как (одуванчик, лимон, и т.д)

Солнце круглое, как (мячик, шарик, клубок)

Солнце ласковое, как (мама, бабушка).

Солнце румяное, как (яблоко, блинчик и т.д)

Проводится игра с мячом «Подскажи словечко».

(Приклеивает по одному лучику каждый ребенок, чтобы на доске получилось солнышко)

Весной солнце… (греет, припекает, ласкает)

 Весной сосульки под солнцем… (тают, капают)

 Весной сугробы от солнечного тепла… (оседают, тают)

Весной на деревьях почки… (набухают, лопаются)

Весной ручьи… (бегут, журчат, звенят)

 Весной птицы гнезда… (вьют, строят, делают)

 Весной лед на реке… (тает, трещит, ломается, плывет)

 Весной на проталинах первые цветы… (появляются, расцветают)

Физкультминутка «Дикие животные».

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайте ручки вверх, шевелите пальчики,

Так шевелят ушками серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Так лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише,

Притихнем, словно в норках мыши.

Ребята, у нас появилось такое красивое весеннее солнышко! А хотите, чтобы у нас появилась и весенняя полянка? Для этого мы отправимся в весенний лес:

В. Тогда, присаживайтесь на пенечки, закрывайте глазки, представьте, что мы попали в весенний лес(звучит спокойная, релаксирующая музыка) какое голубое небо над нами, как весело поют птички, как ярко светит солнышко, какая красота кругом. Насчет 3 вы откроете глаза, раз, два, три – открывайте глаза.

В. Мы с вами в лесу. Что можно услышать, увидеть и почувствовать в весеннем лесу? Что такое лес?

В. Правильно: — лес это место, где растёт много растений, деревьев, кустарников, цветов, это дом для многих животных и птиц.

В. Скажите, какой бывает лес? Лиственный (берёза, осина, бук, клён, вяз) , Хвойный (ёлка, сосна, огромные ели) и смешанный.

ЧТО МОЖНО УВИДЕТЬ ВЕСНОЙ В ЛЕСУ?

Д - «Весной в лесу можно увидеть, как набухают почки на деревьях»

Д - «Весной в лесу можно увидеть, как распускаются подснежники»

Д - «Весной в лесу можно увидеть, как появляются первые проталины»

Д - «Весной в лесу можно увидеть, как прилетают птицы»

Д - «Весной в лесу можно увидеть, как солнце светит ярче»

В – молодцы вы вспомнили все, что мы можем увидеть весной в лесу.

В.  «Ребята, началась весна и в лесу расцвели первоцветы.

Почему эти цветы называют первоцветами? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

Но люди рвут первые цветы и топчут, а нам цветам от этого очень грустно.

В. Как мы можем помочь первоцветам? Что нам для этого нужно делать? (Не рвать цветы, не топтать цветы).

В. Сегодня мы поговорим о некоторых из них, но сначала посмотрим иллюстрации первых весенних цветов

В. Едва сбежит звенящими ручейками с пригорков растаявший снег, появятся черные и коричневые проталинки и сразу появляются первоцветы. Первоцветы – это удивительные растения, которые приспособились цвести тогда, когда в лесу на деревьях еще нет листвы, и каждый теплый солнечный лучик доходит до самой земли.

Подснежник появляется прямо из-под снега, поэтому ему дали такое название.  Подснежник начинает свое цветение при теплой зиме и ранней весне уже в феврале. Распускается подснежник только на день, а когда солнце заходит и становится прохладно, цветок опускается ближе к снегу. Утром опять цветок подснежника заново открывается и ощущается великолепный аромат.

Воспитатель: Один из первых весенних цветков называется крокусом. Крокусы начинают цвести уже ранней весной. Яркие невысокие цветки крокуса появляются вместе с первым весенним теплом. Цветут крокусы недолго, всего 5-7 дней.

Ландыш - удивительное растение с нежным ароматом. Ландыш называют майским, потому что цветёт он с мая по июнь всего 10-12 дней. На месте цветков появляются красные ягоды. Запомните! Есть эти ягоды нельзя. Они ядовиты! Часто используют для приготовления духов. Существует легенда, что в этих крохотных колокольчиках очень любят селиться лесные эльфы, которые натирают цветочки по ночам лунным светом, дабы они были еще красивее и белее.

Мать и мачеха Верхняя сторона листа гладкая и прохладная («мачеха»). Нижняя, белесая от многочисленных волосков, мягкая и теплая – соответственно, «мать». Является лекарственным растением. В пасмурную, дождливую погоду цветы мать-и-мачехи закрываются. Закрываются они и к ночи. Утром же, в солнечную пору корзинки мать-и-мачехи открываются вновь. Растет на обочинах дорог и в лесу.

Медуница – лесной цветок. Растёт медуница в лиственных и смешанных лесах – среди кустарников на опушке. Цветёт в начале весны в апреле.Называют его так, потому что в нем много нектара, которым питаются пчелы и другие насекомые. Цветки мелкие, красивые, вначале розовато-красные, потом становятся фиолетово-синие. Медуница – это лекарственное растение.

Этот цветок – примула. Примулу в народе их называют "баранчиками" - молодые листочки, волнистые, похожи на спинки ягнят; а ещё "ключиками" - цветки собраны в соцветие, напоминающие связку ключей. Растет примула в лесах, на сухих опушках. Растение лекарственное.

Пролеска - самый «морской» первоцвет. В связи с чем? Просто во время щедрого цветения довольно большая территория заполняется «синими брызгами», они сливаются, образуя «синее море»

Вот и закончилось наше путешествие по весеннему лесу мне очень понравилось, как вы играли, отгадывали загадки, отвечали на вопросы. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Весенние пейзажи. Первоцветы»»

Цель:  Формирование представлений о весенних пейзажах и первоцветах, через художественно-эстетическое творчество.Задачи:Закреплять знания детей о первоцветах (подснежники, мать-и-мачеха, тюльпаны...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с использованием призентации " Весенние цветы- первоцветы"

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе №1 на тему «Весенние цветы первоцветы» с презентаций «Первые ...

Конспект ИОС по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Первоцветы"

Цель: создать условия для обобщения и систематизации знаний о  весенних цветах.Программное содержание:         -расширить представления детей о характерных...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе "Первоцветы"

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему "Первоцветы"....