Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Весенние пейзажи. Первоцветы»»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Борисова-Гладкова Вероника Алексеевна

Цель:  Формирование представлений о весенних пейзажах и первоцветах, через художественно-эстетическое творчество.

Задачи:

Закреплять знания детей о первоцветах (подснежники, мать-и-мачеха, тюльпаны), как характерном признаке весны.

Познакомить с видами пейзажей: городской, лесной, горный и морской.

Учить сравнивать репродукции художников, находить общее и различное в пейзажах. 

Продолжать учить отгадывать загадки.

Воспитывать эстетическое чувство к природе и изобразительному искусству, вызывать живой интерес к изменениям, происходящим в природе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9»

Конспект

образовательной деятельности

по ознакомлению с окружающим миром на тему:

«Весенние пейзажи. Первоцветы»»

для детей старшей группы

                       

                                                                                  Подготовила воспитатель

                                                                                  Борисова-Гладкова В.А.

Ярославль

Цель:  Формирование представлений о весенних пейзажах и первоцветах, через художественно-эстетическое творчество.

Задачи:

Закреплять знания детей о первоцветах (подснежники, мать-и-мачеха, тюльпаны), как характерном признаке весны.

Познакомить с видами пейзажей: городской, лесной, горный и морской.

Учить сравнивать репродукции художников, находить общее и различное в пейзажах. 

Продолжать учить отгадывать загадки.

Воспитывать эстетическое чувство к природе и изобразительному искусству, вызывать живой интерес к изменениям, происходящим в природе. 

Материалы и оборудование: ноутбук, презентация.

Интеграция областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций по теме «Весна», чтение весенних стихотворений, беседы с детьми на тему «первоцветы».

Ход мероприятия:

Круг радости:

« Здравствуй небо, голубое,

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй матушка- земля,

Очень любим мы тебя»

Дети садятся на стульчики полукругом.

Воспитатель: Ребята, я вам сейчас прочитаю загадку, слушайте внимательно:

Зеленоглаза, весела, девица-красавица.

Нам в подарок принесла,

То что всем понравится:

Зелень — листьям,

Нам — тепло, волшебство

— Чтоб все цвело.

Вслед ей прилетели птицы

— Песни петь все мастерицы.

Догадались, кто она?

Эта девица — …

                          (Весна)

Дети: Весна.

Воспитатель: Правильно, весна. А какие весенние месяцы вы знаете?

 Дети: Март, апрель, май.

Воспитатель: Какие приметы весны вы знаете, назовите их. ( Дети называют)

Дети: Весной тает снег, появляется трава и первые цветы, солнце светит ярче и день становится длиннее, прилетают птицы и вьют гнёзда.

Воспитатель: Всё правильно.  Как много вы знаете о весне! А сейчас, мы с вами будем рассматривать картины художников: Коваля Александра Николаевича и Еськова Павла Васильевича. Будьте внимательны. Расскажите мне, что это за картины и что на них изображено? (Презентация, слайд 2-3)

Дети: На всех картинах изображён весенний лес и первые цветы.

Воспитатель: Правильно.

Если видишь на картине, нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака
Или снежная равнина, или поле и шалаш,
обязательно картина называется пейзаж.

Пейзаж это картина, на которой изображена природа. Ребята, а можно ли наши картины назвать пейзажами?

Дети: Да. Наши картины можно назвать пейзажами, потому что на них изображён лес и цветы, а это природа.

Воспитатель: Молодцы. Но пейзажи бывают разных видов. Они классифицируются в зависимости от того, что на них изображено. А если на всех картинах изображён лес, то это какой пейзаж?

Дети: Лесной пейзаж.

Воспитатель: Все правильно. Если художник изобразил на картине лесные просторы, то это лесной пейзаж. А сейчас я вам загадаю загадку, которая подскажет нам, что за цветы изображены на картинах.

Он в густом лесу растёт,
Первым из цветов цветёт.
Он под снегом зеленеет,
Снег растает – посветлеет:
Белый, светло-голубой.
Как зовут цветок такой?
(Подснежник)

Дети: Подснежник.

Воспитатель: Все правильно. Весной , чаще всего в лесу, появляется первоцвет – подснежник. Посмотрите, внимательно, как он выглядит (Презентация, слайд 4).  Дети совместно с воспитателем рассматривают подснежники на картинах и на фотоизображении. А так же делятся впечатлениями.

Воспитатель: Теперь посмотрите на другой лесной пейзаж  Еськова Павла Васильевича. Какой первоцвет мы там можем видеть? (Презентация, слайд 5)

Золотой цветочек,

На лесной опушке рос,

Листья изумрудные,

С одной стороны нежные,

А с другой чуть грубые.

Только тучка набежала,
          Сжались лепесточки.
         На зелёных стебельках –

Круглые комочки.

                 (Мать-и-мачеха)

Дети: Мать-и-мачеха.

Воспитатель: Все правильно. Ребята, посмотрите внимательно теперь на её фотоизображение. (Презентация, слайд 6)

Дети совместно с воспитателем рассматривают первоцвет на картине и фотоизображении.

Воспитатель: Ребята, теперь посмотрите на картину Романова Владимира Ивановича. На данной картине тоже изображена мать-и-мачеха. Картина так и называется «Башня. Мать-и-мачеха цветёт». (Презентация, слайд 7) Ребята, в чём различие картин Романова и Еськова? Ведь на обоих изображена мать-и-мачеха.

Дети: На картине Еськова мать-и-мачеха изображена в лесу, а на картине Романова – в городе.

Воспитатель: Всё правильно. Значит, мы с вами обнаружили другой вид пейзажа. Как вы думаете, как он называется?

Дети: Городской.

Воспитатель: Правильно. Если художник изобразил город или городскую улицу пейзаж называется городским. Сейчас мы рассмотрим ещё одну картину с городским пейзажем. А вы мне расскажете, что там изображено. (Презентация, слайд 8)

Дети: На картине изображены тюльпаны вдоль улицы.

Воспитатель: Правильно. Картина Карен Илари, так и называется «Улица тюльпанов».  А тюльпан это…

Дети: Первоцвет.

Воспитатель: Правильно. А сейчас превратимся в цветы.

Подвижная игра «Алые цветы»

Наши алые цветы

Распускают лепестки

(Локти прижаты и предплечья прижаты друг к другу, кисти сомкнуты в виде бутончиков перед лицом, затем пальчики раскрываются в виде чаши.)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

(Кисти рук в виде чаши делают движения по часовой стрелке и против часовой стрелки.)

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

(Пальцы плотно соединяются, кисти рук медленно превращаются в закрытые бутоны.)

Головой качают.

Тихо засыпают.

Воспитатель:  Очень хорошо. Ребята, давайте вспомним, какие первоцветы, мы с вами встречали на картинах художников?

Дети: Подснежники, мать-и-мачеха, тюльпаны.

Воспитатель: Совершенно верно. А сейчас мы посмотрим на картину Дианы Алексеевны Лариной. Какие у неё изображены первоцветы? (Презентация, слайд 9)

Дети: Тюльпаны.

Воспитатель: Правильно, тоже тюльпаны. А на фоне чего они?

Дети: Тюльпаны на фоне гор.

Воспитатель: Молодцы. Картина, так и называется «Тюльпаны на фоне гор». Как вы думаете, как называется вид пейзажа, на котором художник изобразил горы?

Дети: Горный пейзаж.

Воспитатель: Все правильно. А на картине Ирины Валериевны Мысовой изображено море. Следовательно, как будет называться данный пейзаж? (Презентация, слайд 10)

Дети: Морской

Воспитатель: Всё правильно. С какими видами пейзажа мы сегодня познакомились?

Дети: Лесным, городским, морским, горным.

Воспитатель: Всё правильно. А какое время года было изображено на картинах?

Дети: На всех картинах было изображено весеннее время года.

Воспитатель: Совершенно верно.  А как вы догадались, что там была изображена весна?

Дети: На всех картинах были изображены первоцветы.

Воспитатель: Хорошо. А какие первоцветы были на картинах?

Дети: На картинах были подснежники, мать-и-мачеха и тюльпаны.

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Расскажите, что вам понравилось на нашем занятии, а что не очень?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Прогулка в весенний лес».

Занятие направлено на закрепление знаний детей о диких и домашних животных, месте их обитания....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Путешествие по карте мира».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Путешествие по карте мира»....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Прогулка в весенний лес»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром.младший дошкольный возрастТема: "Прогулка в весенний лес" (итоговое)...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в весенний лес»

Тема: «Путешествие в весенний лес»Цель: формирование представлений о весне.Задачи:Образовательные:Актуализировать знания детей о весне, ее признаках, жизни птиц и растений;Расширить знания...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем.» Старшая группа

Конспект занятияпо ознакомлению с окружающим миромна тему: «Нравственно-патриотическоевоспитаниедошкольников в процессе ознакомления с родным краем.» Старшая группа...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему " В мире растений"

Систематизировать знания детей о растениях. Закреплять умение отличать природные объекты от искусственных.  Продолжать формировать знания о строении растений, ...