Конспект НОД в подготовительной группе «Блокада Ленинграда»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Скрынникова Марина Александровна

Цель:

- Формирование интеллектуальной компетентности дошкольников на примерах жизни детей и взрослых в тылу врага во время Великой Отечественной войны.

Задачи:

1. Социально-коммуникативные:

- Дать представление об организации жизни и быта взрослых и детей во время войны.

- Расширять знания детей об истории города-героя Ленинграде, о героизме людей, детей переживших блокаду.

-Учить видеть состояние города, воспитывать умение сочувствовать, сопереживать.

- Учить детей проявлять уважение к ветеранам ВОВ и труженикам тыла, к женщинам и детям, пережившим все ужасы и тяготы военного времени.

- Пробудить в детях любовь к Отчизне, гордость за свою Родину, за свой народ.

2. Познавательные:

- Способствовать формированию умений в установлении простейших связей и отношений между фактами и событиями военного времени.

- Закрепить умение собирать целое изображение из частей.

3. Речевые:

- Активизировать словарь детей: блокада, эвакуация, землянка.

4. Художественно-эстетические:

- Содействовать развитию слухового и зрительного восприятия через атмосферу, царящую в группе, видео фильм и музыкальные композиции.

- Стимулирование сопереживания героям в видео фильме о войне.

5. Физические:

- Развитие координации, равновесия и мелкой моторики рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada_leninggrada.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе

«Блокада Ленинграда»

Цель:

- Формирование интеллектуальной компетентности дошкольников на примерах жизни детей и взрослых в тылу врага во время Великой Отечественной войны.

Задачи:

1. Социально-коммуникативные:

- Дать представление об организации жизни и быта взрослых и детей во время войны.

- Расширять знания детей об истории города-героя Ленинграде, о героизме людей, детей переживших блокаду.

-Учить видеть состояние города, воспитывать умение сочувствовать, сопереживать.

- Учить детей проявлять уважение к ветеранам ВОВ и труженикам тыла, к женщинам и детям, пережившим все ужасы и тяготы военного времени.

- Пробудить в детях любовь к Отчизне, гордость за свою Родину, за свой народ.

2. Познавательные:

- Способствовать формированию умений в установлении простейших связей и отношений между фактами и событиями военного времени.

- Закрепить умение собирать целое изображение из частей.

3. Речевые:

- Активизировать словарь детей: блокада, эвакуация, землянка.

4. Художественно-эстетические:

- Содействовать развитию слухового и зрительного восприятия через атмосферу, царящую в группе, видео фильм и музыкальные композиции.

- Стимулирование сопереживания героям в видео фильме о войне.

5. Физические:

- Развитие координации, равновесия и мелкой моторики рук.

Материал:

Презентация о блокаде, разрезные картинки, электронный носитель с музыкальными композициями, кусочек чёрного хлеба.

Подготовительная работа :

Разучивание стихов о блокаде, разучивание песни «Бьется в тесной печурке огонь…»

Ход занятия:

Воспитатель:

В одном прекрасном городе жила-была девочка. Звали её Таня. Таня Савичева. Жила девочка на Васильевском острове, в доме, который и сейчас ещё стоит. Была у неё большая и дружная семья: мама, бабушка, братья, сёстры и два дяди. Жила Танечка очень счастливо. Все её любили и баловали, ведь она была самая младшая. В праздники семья собиралась за большим столом, всем было весело и радостно, они любили гулять по Невскому проспекту….

- Вы догадались, в каком городе жила Танечка? (Санкт-Петербурге)

- Как ещё город назывался раньше? (Петербург, Петроград, Ленинград)

В то время, когда жила Таня город назывался Ленинград. И вдруг в один день всё это счастье оборвалось.

Запись «началась война»

Стихи:

- 22 июня ровно в 4 часа,

Киев бомбили, нам объявили,

Что началась война.

- Однажды летом на рассвете

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

против русских, против нас.

И грозные тучи фашисткой блокады

Изверглись над городом Ленинградом.

На нашу страну напала фашистская Германия. Началась война…. Страшная, беспощадная… Рушились города, горели деревни, взрывались мосты и заводы. Все мужчины, старики и дети с 15 лет которые могли держать в руках оружие уходили на фронт.

Фабрики и заводы страны остались без рабочих. В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед раненными воинами в госпиталях.

Время было тяжелым. Дети теряли родителей, братьев и сестер.

Послушайте стихотворение Самуила Маршака

«Мальчик из села Поповки»

Среди сугробов и воронок

В селе, разрушенном дотла,

Стоит, зажмурившись ребёнок —

Последний гражданин села.

Испуганный котёнок белый,

Обломок печки и трубы —

И это всё, что уцелело

От прежней жизни и избы.

Стоит белоголовый Петя

И плачет, как старик без слёз,

Три года прожил он на свете,

А что узнал и перенёс!

При нём избу его спалили,

Угнали маму со двора,

И в наспех вырытой могиле

Лежит убитая сестра.

Не выпускай, боец, винтовки,

Пока не отомстишь врагу

За кровь, пролитую в Поповки

И за ребенка на снегу.

Мужчины и старики копали окопы, делали землянки и конечно сражались с немецкими войсками, вели бой, а в моменты затишья, они сидели у костра, вспоминали о своих близких и родных, детях, женах, матерях и пели песни.

-Давайте и мы сейчас сядем у нашего костра и споем песню военных лет «Бьется в тесной печурке огонь.»

Фашистская армия так близко подошла к Ленинграду, что могла спокойно просматривать улицы и проспекты. Но не только рассматривать, а и стрелять по ним. Сверкающая на солнце Адмиралтейская игла помогала немцам прицеливаться. Они с радостью говорили: ’’Великолепный ориентир! Смотри и стреляй!’’ И тогда решили позвать на помощь альпинистов, которые смогли забраться так высоко и закрыть Адмиралтейскую иглу маскировочными чехлами. Золотой купол Исаакиевского собора покрасили зелёной краской. Скульптуры укротителей коней с Аничкова моста сняли и закопали в землю. Закопали в землю и скульптуры в Летнем саду. Всё вокруг приняло военный вид. Фашисты хотели не только захватить Ленинград, а полностью его уничтожить. Осенью 1941 года они окружили город со всех сторон, захватили железную дорогу, которая связывала Ленинград со страной.

- Посмотрите (карта, на что это похоже? (круг, кольцо)

Так и говорили: ’’Кольцо вокруг города сомкнулось’’. Ещё это кольцо называют блокадой. Все дороги, ведущие к городу, были перерезаны. Осталась одна - по Ладожскому озеру.

Физкультминутка

Потянулись страшные 900 дней. Каждую ночь гул самолётов, разрывы бомб. Очень рано грянули морозы. Наверное, никогда ещё не было так холодно. Всю зиму в домах не было отопления, воды и света.

Стихи:

- Фанерой забито наше окно

В городе тихо, очень темно

Звук самолетов слышен

Низко летят над крышей.

- Тихо одними губами,

Шепчу понятное маме.

Мама мне страшно

Мама 125 и больше не грамма

Свой хлеб разрезает мама

И делит его пополам.

В самый тяжёлый период блокады нормы выдачи хлеба были Ленинграда на целый день  очень маленькими. Вот такой кусочек хлеба выдавали жителю блокадного (показ). И всё, больше ничего - только вода, за которой ходили на Неву. Из последних сил везли воду домой, ведь там ждали те, кто уже совсем не мог ходить.

Город погрузился в тишину, темноту, холод и голод.

Вышла Танечка на улицу и не узнала свой город.

- Что изменилось? (дети сравнивают цветные фотографии с видами города и чёрно-белые времён блокады).

И даже тогда работали заводы, с Кировского завода на фронт уходили танки. Работало радио: передавали новости с фронта, музыку, стихи,. Часто артист или диктор терял сознание от голода, но передачи не прекращали, ведь это была единственная связь со страной.

Страна не забыла Ленинград. По Ладожскому озеру была проложена дорога, названная Ленинградцами дорогой жизни. По ней под огнём противника перевозили хлеб в город, а обратно- эвакуировали стариков, детей, раненых. Эвакуировали и Танечку, потому что от голода и холода умерли все её родственники, и осталась она одна.

Когда сошёл лёд, хлеб стали перевозить на баржах.

В январе 1944 года наши войска перешли в наступление. 4,5 тысячи орудий обрушили сильнейший удар на врага. 18 января 1944 года блокада была прорвана, а 27 января 1944 года Ленинград был полностью освобождён от блокады. (сегодня как раз 27 января 2020г, 76 лет прошло с того знаменательного события)

’’Блокадные дни’’.

В блокадные дни.

Под обстрелом, в снегу

Не сдался, не сдался,

Наш город врагу.

Здесь гордые, смелые люди живут.

И славиться всюду их доблестный труд!

Многие здания в освобождённом городе были разрушены. Давайте попробуем их восстановить.

Игра ’’Разрезные картинки’’

На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется ’’ Разорванное кольцо’’

За мужество и героизм город получил звание ’’Города- героя’’.

Подвиг героев мы никогда не забудем.

Да ребята кольцо блокады было разорвано, немецкие войска отступили, но война продолжалась еще целый год, и только 9 мая 1945 года мы победили фашистов и отстояли свою Родину.

Воспитатель: Ребята, кто мне скажет, кто напал на нашу страну и захватил город Ленинград?

Дети: Фашисты.

Воспитатель: Сколько дней длилась блокада?

Дети: 900 дней и ночей.

Воспитатель: Молодцы! В какой день 76 лет назад был полностью освобождён город Ленинград от немецко-фашисткой блокады?

Дети: 27 января.

Воспитатель: А кто помнит, как сейчас называется город, который во время Великой Отечественной Войны назывался Ленинград?

Дети: Санкт-Петербург.

Ребята мы с вами узнали сегодня много нового, вы такие молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект досуга для подготовительных групп "Блокада - наша память, наша совесть"

Досуг для двух подготовительных групп, с презентацией....

Конспект к викторине в подготовительной группе «Блокада Ленинграда»

Конспект к викторине в подготовительной группе «Блокада Ленинграда»Ребята, сегодня мы с вами собрались на занятие, посвященное Дню снятия блокады нашего города. Скажите пожалуйста, а наш город вс...

Конспект занятия к дню снятия блокады Ленинграда для подготовительной группы "Блокада Ленинграда"

Материал может быть использован на занятиях по познавательному развитию, при проведении досуга по данной теме и др....

Конспект занятия для подготовительной группы: "Блокада Ленинграда"

Конспект занятия для подготовительной группы:"Блокада  Ленинграда"...

Конспект занятия для подготовительной группы "Блокада Ленинграда"

Блокада Ленинграда — военная блокада города Ленинграда немецкими войсками во время Великой Отечественной войны.Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года — блокада продолжалась ...

конспект занятия в подготовительной группе "Блокада Ленинграда"

Конспект занятия в подготовительной группе «Блокада Ленинграда».Воспитатель: Саюрова Н.В. Цель:- Расширять знания детей об истории блокадного Ленинграда, о героизме людей пережив...

Конспект мероприятия для подготовительных групп «Блокада Ленинграда»

Конспект мероприятия для подготовительных групп «Блокада Ленинграда»....