Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе на тему: Аквариумные и пресноводные рыбы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект занятия по ФЦКМ  в старшей группе на тему:

Аквариумные и пресноводные рыбы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_ftskm_v_starshey_gruppe_na_temu.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ФЦКМ  в старшей группе на тему:

Аквариумные и пресноводные рыбы

Цель: Сформировать первоначальное представление о рыбах, их образом жизни. Расширить представление о рыбах, обитающих в различной среде. 

Задачи:                                                                                                                  «Социально - коммуникативное развитие»:

- Воспитывать любовь, бережное отношение к природе.

- Воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей.

- Развивать эмоциональную сферу детей.

«Познавательное развитие»:

- Учить детей обобщать и классифицировать (аквариумные рыбы и рыбы, живущие в пресноводных водоемах).

- Учить выделять признаки различия и сходства между рыбами.

- Учить складывать картинку рыб, разрезанную на несколько частей;

 «Речевое развитие»:                                                                                                           - Развивать все компоненты устной речи детей в  различных формах и видах детской деятельности. Обогащать словарный запас, развивать связную речь.                                                                                                            

«Художественно-эстетическое развитие»:                                                                  - Развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество.

«Физическое развитие»:

- Развивать общую и мелкую моторику, совершенствовать основные виды движений, формировать навыки самоконтроля за своими действиями.  

Оборудование:

  • Магнитная доска,
  • Картинки с изображением частей рыб (плавники, хвост, чешуя, жабры, голова, глаза, туловище), аквариума, водоемов.
  • картинки с изображением рыб пресноводных,  аквариумных,
  • схема «Как появляется рыбка?» (
  • коктейльные трубочки,
  • стаканы с водой,
  • разрезные картинки (рыбы),
  • листы белой бумаги формата А4,
  • простые и цветные карандаши.  

Предварительная работа: чтение рассказов о рыбах.

Ход занятия

 

Дети сидят за партами.

Воспитатель загадывает загадку:

Там обитает, где вода,

И дышит жабрами всегда,

А вместо шерсти - чешуя.

Нет рук и ножек не найти,

Зато есть хвост и плавники.     ( рыбы)

Вместе с детьми обсуждает загадку и делают характеристику рыб (по тексту загадки).

 

Рыба живет в воде. На суше жить не может. 

«Крылья» есть, да не летает. Что это за крылья? (плавники).

Не ходит, не летает, но двигается быстро. Как она перемещается? (плавает).

Есть хвост. Для чего рыбам хвост? (руль).

Одежда из (чешуек).

Зачем жабры рыбкам? (чтоб дышать).

 

Во время обсуждения загадки, воспитатель выкладывает называемые части на магнитную доску (вода, плавник, хвост, чешуя, жабры). 

Дети перечисляют отличительные признаки рыбы и дополняют те части, о которых не говорилось в загадке: «У нее есть голова, рот, глаза, туловище». Из частей составляется картинка, на которой изображена рыбка (Отдельно на магнитной доске) 

Дидактическая игра «Разрезные картинки»

Предложить детям собрать картинку рыб из нескольких частей

 

Воспитатель. Послушайте, о чем я буду загадывать загадки?

Домик из стекла с водой

Есть в нем садик не большой

И ракушки, там и тут

Рыбки в домике живут.

Это, что за домик дети

На загадку, кто ответит?

 

Направо вода и налево вода

Плывут здесь суда и туда, и сюда.

Но если захочешь напиться, дружок,

Соленым окажется каждый глоток.

 

Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, оправа зеленая. 

 

Воспитатель. Как вы думаете - почему я загадала загадки о воде?

Дети. Потому что в воде живет рыба. Это ее среда обитания. 

 

Воспитатель. Давайте теперь поиграем в игру. Игра называется «Что мы знаем о рыбах». Воспитатель задает вопросы, на которые дети дают ответы.

- Где живут рыбы? (в аквариуме, пруде, реке, озере, море)

- Чем покрыто тело рыб? (чешуей)

- Как рыбы передвигаются в воде? (с помощью плавников  и  хвоста)

- С помощью чего дышат рыбы? (с помощью жабр)

- Как называются рыбы, живущие в море? (морские)

- Как называются рыбы,  которые живут в пресноводных водоемах? (пресноводные)

- Как называются рыбы, живущие в аквариуме? (аквариумные)

Беседа «Как появляется рыбка?»

- Знаете ли вы, как появляется рыбка?

Воспитатель демонстрирует схему.

- Посмотрите на схему и расскажите, как происходит это чудо.

Дети рассматривают схему и рассказывают, что рыба появляется из икринок, икринки превращаются в мальков, а из мальков вырастает большая рыба.

 

Воспитатель (показывает изображение щуки).

А вы знаете о том, что щуку называют пресноводной акулой? Щука обладает большим проворством движений. Известны случаи, когда щуки хватали и затягивали под воду утят, мышей, белок. Редкой рыбе удается избегнуть зубастой пасти погнавшегося за ней хищника. Тем более, что щука преследует ее не только в воде, но даже и в воздухе. Прыжки щуки изумительны! Все-таки большей частью хватает она свою добычу из засады или же прибегает к хитрости: щука нередко становится на мели и хвостом мутит ил, так что муть совершенно закрывает ее от мимо идущих рыбок.

Дидактическая игра «Найди дом для рыбки».     

Воспитатель. Как вы думаете, какие рыбки живут в аквариуме, а какие в открытом водоеме? Отправьте рыбок в их домики.

Дети используют раздаточный материал. Дети выкладывают картинки речных и аквариумных рыбок в определенное место проживание (изображение озера, аквариума). 

 

Физкультминутка  «Рыбка в озере жила».

Рыбка в озере жила,

Рыбка к берегу плыла,   (ноги на ширину плеч, руки на поясе, наклоны в стороны)

Хвостиком виляла,

Корм себе искала.        (прыгаем ноги в стороны, вместе)

Возле берега червяк,

Извивается вот так,     (руки на поясе; совершаем круговые движения бедрами влево и вправо)

Рыбка подплывает,

Червяка хватает.       (разъединяем запястья рук (открытая пасть) и  соединяем (закрытая пасть)

Дернул леску рыбачек,  

Да сорвался червячок,    (хлопаем в ладоши перед грудью и за спиной)

Рыбка не попалась,

С червяком осталась.      (совершаем волнообразные движения ладошками, сложенными вместе: имитация движения рыбки) 

 

Давайте рассмотрим аквариумы (воспитатель показывает изображения аквариумов с растениями, замками, фильтром и т.п.). 

Воспитатель. Что еще находиться в аквариуме, кроме рыбок? 

Дети отвечают, что они еще видят (песок, ракушки, камушки, трава, декоративный замок, оборудование).

 

Воспитатель. Без чего рыбки не смогут жить?

Дети. Без воды, без воздуха, без еды.

 

Дети объясняют свои ответы (без еды рыбка умрет от голода, без воды – погибнет это ее среда обитания, воздухом она дышит с помощью жабр).

 

Воспитатель. Как вы думаете,  для чего нужна трава в аквариуме?

Дети. Чтобы рыбки могли дышать.

Воспитатель. Правильно, ведь растения выделяют кислород. А для того чтобы рыбкам было комфортно, в аквариум опускают фильтр, который очищает воду и компрессор - специальный прибор для подачи кислорода в воду. Поэтому мы часто видим пузырьки в аквариуме

 

Воспитатель. А давайте с вами попробуем стать компрессорами и помочь рыбкам? 

Дети берут коктейльные трубочки, один конец опускают в воду и выдыхают воздух в воду, не надувая щек. 

 

Воспитатель. Давайте выясним, чем все рыбы похожи.

Для этого составим модель рыбы (зарисуем) и назовем ее части тела.

Дети поэтапно рисуют рыбку на листе бумаги.

1-ая картинка – у рыбы есть тело (зарисовываем вместе со мной).

2-ая картинка – тело рыбы покрыто чешуей.

3-ая картинка – с помощью плавников и хвоста рыба перемещается в воде.

4-ая картинка – у рыб есть жабры. 

Воспитатель. А теперь давайте посмотрим, как вы зарисовали модель рыбы (дети свои рисунки вывешивают на доску).

 

Релаксация:

- Что общего у всех рыб? (строение, среда обитания).

- Чем отличаются рыбы? (окраской, размером, формой тела, плавниками и хвостом).

Молодцы ребята! Вы побывали в роли исследователей, узнали много интересного и нового. Показали хорошие результаты, отвечали на все вопросы. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми старшей группы на тему:"Откуда взялась бумага"

Каждый из нас педагогов знает, что бумага – это самый распространенный и доступный материал в работе с детьми. Но не всегда мы, взрослые, используем его возможности! А ведь любая работа с бумагой не т...

План-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме:

"Ознакомление с окружающим миром на базе знаний по ТРИЗ-РТВ"Опубликовано 14.06.2012 - 19:06 - Наталья Вячеславовна Репина"Дерево" Цель: учить детей придумывать новое, видоизменяя реаьный об...

Конспект занятия с детьми старшей группы на тему: «Экскурсия в лес»

Объяснить детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы ради блага всего живого на земле. Формировать представления о взаимосвязи обитателей леса - растений и животных, пищево...

План-конспект занятия по музыке (старшая группа) по теме: «Артикуляционная и пальчиковая гимнастики на музыкальных занятиях в ДОУ»

«Артикуляционная и пальчиковая гимнастики на музыкальных занятиях в ДОУ» (старшая группа) .Цель: с помощью артикуляционной и пальчиковой гимнастик вырабатывать у детей старшей группы техник...

Занятие по развитию речи в старшей логопедической группе по теме "Аквариумные и пресноводные рыбы"

Активизация и актуали­зация словаря по теме «Аквариумные и пресноводные рыбы». Совершенствова­ние навыка слогового анализа....

Конспект занятия по природе в старшей группе по теме: Аквариумные и пресноводные рыбы

Конспект занятия по природе в старшей группе по теме:Аквариумные и пресноводные рыбы Коррекционно-образовательные цели:Учить детей обобщать и классифицировать (аквариумные рыбы и рыбы, живущие в ...

НОД по ОО «Речевое развитие» в подготовительной группе на тему «Аквариумные и пресноводные рыбы». Звук ж.

рекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Пресноводные рыбы». Совершенствование навыка слогового анализа.Коррекционно-развивающие цели. Развитие...