НОД по экспериментированию с водой в средней группе
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Кудрякова Елена Федоровна

Цель: знакомить детей с некоторыми свойствами воды

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperiment_s_vodoy_v_sredney_gruppe.docx27.79 КБ

Предварительный просмотр:

НОД (познание) по экспериментированию в средней группе.

«К волшебнице Воде отправимся мы в гости»

Автор: Кудрякова Е. Ф.

Ознакомление с природой.

Цель занятия: развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим.

3адачи: Образовательные: Знакомить с приемами элементарного экспериментирования, знакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, уточнить значение воды для всего живого. Развивающие: Развивать исследовательские способности у воспитанников, развивать любознательность, мышление и речь детей; Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к воде, желание сотрудничать друг с другом при выполнении совместных действий, воспитывать любознательность

Методы и приемы: - словесные: рассказ воспитателя, вопросы, ответы детей;

- наглядные: предварительное рассматривание иллюстраций по теме «вода».

- практические: дидактическое упражнение на слуховое восприятие - звук воды; опыты с водой.

Активизация словаря: вода, жидкость, безвкусная, без запаха, прозрачная, .

Методы и приемы: моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, вопросы к воспитанникам, использование наглядного материала, физкультминутки, пальчиковой гимнастики,

 Детская деятельность. Формы и методы организации совместной деятельности:

Двигательная: Проведение физкультминутки «Дождик», пальчиковая гимнастика «Дождик»

Игровая: Игровая ситуация «Превращение в исследователей».

Познавательно-исследовательская: Экспериментирование с водой.

Коммуникативная: Беседы, вопросы.

Материалы и оборудование: прозрачные стаканчики с кипяченой водой, сахарный песок, соль, речной песок, чайные ложки, салфетки, по количеству детей, кукла -капелька, баночки с водой, музыкальные произведения.

Ход занятия.

- Давайте поздороваемся с гостями, возьмемся за руки и

 подарим тепло друг другу.                    Улыбнемся друзьям,

Улыбнемся гостям,

Если каждый улыбнется,

Утро доброе начнется.

 

Звучит аудиозапись журчания ручья.

Воспитатель: Ребята, послушайте, что это за звуки.

                       Действительно, это журчит ручеек. (Это звуки воды)

 

II. Основная часть.

Воспитатель: К нам в гости пришла Капелька. Эта Капелька путешествует по                                           всему свету, много видела, много интересного знает о воде.

А вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

Воспитатель А где можно встретить воду? (Ответы детей)

Дети, давайте вспомним, для чего нам нужна вода? (Ответы детей)

     - Люди пьют воду;

— варят еду;

— моют грязные фрукты и овощи;

— каждый день моют руки и лицо;

— поливают растения, чтобы не засохли;

— вода нужна рыбам и другим обитателям рек, озёр, морей и океанов;

— люди смывают грязь с мебели, моют посуду, стирают одежду.

Воспитатель: А может ли человек прожить без воды? (Дети отвечают).

Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле.

Воспитатель: А теперь, Капелька приглашает нас отправиться в путешествие в лабораторию Волшебницы Воды. Что такое лаборатория? (Это место ,где проводят опыты.) .А добраться туда мы можем на лодке.

 (Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы)

Две ладошки прижму,

И по морю поплыву.

(Делать волнообразные движения руками - "лодочка плывёт")

Две ладошки, друзья, -

Это лодочка моя.

(У соединенных вместе рук в форме "лодочки" поднять вверх большие пальцы)

Паруса подниму,

(Продолжить волнообразные движения руками - "лодочкой")

Синим морем поплыву.

(Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения - "рыбки плывут")

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

 

Вот мы и на месте 

III. Экспериментальная деятельность

 Воспитатель: Добро пожаловать. Ты, Капелька, садись поудобней, а мы займемся делом.

Ребята, даже в сказочной лаборатории, чтобы всё получилось нужно соблюдать правила поведения, вспомните какие:
1. Внимательно слушать объяснение и только после этого приступать к эксперименту. 
2.Брать только нужные материалы.
3.Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу.
4.Не забывать после каждого опыта сделать вывод.

Воспитатель: Как и в каждой лаборатории нужна четкость и точность, поэтому  порядок проведения  опытов нам укажут стрелочки

Опыты проводятся около столов. Сейчас мы подойдем к первому столу. 

1 опыт: «На определение вкуса воды»

Давайте узнаем, есть ли вкус у воды?

 Возьмите трубочки и попробуйте сок. Сок вкусный? Какой у него вкус?

Дети: Вкусный, сладкий.

В: Правильно, сок сладкий. А теперь попробуйте воду. Какая вода на вкус? (даю попробовать воду на вкус). Есть у неё вкус? Вода сладкая, кислая и т. д. Нет. А какая вода?

Д: Вода безвкусная!

Вывод : Вода- не имеет вкуса А чтобы не забыть это свойство изобразим его с помощью символа (на капле воды нарисовать символ) 

Итак, 1 опыт закончен. Переходим к следующему

2 опыт: «Вода – прозрачная»

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно, а какого цвета вода? (Ответы детей).

Воспитатель: Сейчас мы это проверим.

На столе у воспитателя стакан с молоком и стакан с водой. В стакане с водой лежат камушки

Воспитатель: Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей).

А какого? (Никакого. она прозрачная)

Воспитатель: Ребята, закройте глаза, я покажу вам фокус! (Дети закрывают глаза, в это время воспитатель кладет по одному кубику в стакан с молоком и в стакан с водой). Открывайте глаза! А теперь угадайте, что я положила в стакан с водой?

Посмотрите у вас на столе 2 стакана: с водой и с молоком . 

Что вы видите в стакане с водой ? (Ответы детей). 

А почему мы увидели камушки? (Вода прозрачная)

А как вы думаете есть что-нибудь в стакане с молоком? (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему же мы не увидели этот предмет?

(Ответы детей).

Воспитатель: Да, это произошло потому, что молоко имеет цвет, оно не прозрачное, а вода прозрачная и любой предмет, который находится в чистой воде, мы сможем увидеть. 

Вывод: вода прозрачная

  

3 опыт: В воде одни вещества растворяются, другие – нет”.

Перед нами стаканчики с водой

-Ваня, положи в один стакан соль и попробуй размешать ее ложкой. 

-Что получается? Соль исчезла из воды.

Дема, возьми другой стаканчик и насыпь в него ложечку сахара, размешай.

 Что произошло? Вода растворила сахар, и он стал невидимым, но остался в воде. 

Возьмите стаканчик и положите в воду песок.

Что произошло?

Он исчез из воды? (нет) 

Почему? Песок – это мелкие камешки, которые вода растворить не может. В воде одни вещества растворяются, другие – нет”. 

Вывод: В воде одни вещества растворяются, другие – нет”

Ребята, давайте с вами прервемся и немного разомнемся. Мы на минуту превратимся в маленьких капелек .

Физминутка «Дождик»
Дождик песенку поет:                 (руки поднять над головой)
Кап, кап, кап.                               (хлопаем в ладоши)
Только кто ее поймет                  (руки развести в стороны)
Кап, кап, кап.                                (хлопаем в ладоши)
Не поймем ни я, ни ты,               (руки к груди, вперед)
Но зато поймут цветы.                (руки сложить в бутон)
И весенняя листва,                      (покачиваем руками над головой)
И зеленая трава.                          (наклон вниз покачиваем руками)
Лучше всех поймет зерно -        (присесть)
Прорастать начнет оно:              (поднимаемся, руки поднять вверх)
Кап, кап, кап.                               (хлопаем в ладоши).

4 опыт: «Вода меняет свой цвет»

Воспитатель: А вы знаете, что вода может окрашиваться в различные цвета. Хотите узнать как?
Я для вас приготовила волшебные баночки, и если сказать волшебные слова, и как следует встряхнем баночки, с водой что-то произойдет. Попробуем?
Воспитатель: Повторяйте за мной:
Ты вода-водица,
Волшебная девица.
Стань вода не светлой,

А разноцветной!
Воспитатель:  Подуйте теперь на баночки. 
Дети говорят слова, дуют…
Воспитатель:: А теперь мы стряхнем  хорошенько баночку. Что мы видим?
Дети: Водичка окрасилась.
Воспитатель:: В какой цвет превратилась?
Дети называют цвета (красный, зелёный, жёлтый).
Волшебница: Правильно. Значит, вода может еще, и окрашиваться в разные цвета. Вот это вода-Волшебница! 

Волшебница: А я хочу раскрыть вам один секрет. На крышке банки жила маленькая капелька краски, и когда мы сильно взболтали воду, она попала в воду и окрасила водичку в свой цвет. 

Вывод: Это значит, что вода может менять цвет в зависимости от того, что в нее добавили. Чтобы не забыть-символ на доску

Посмотри Капелька как много интересного мы узнали о воде, я думаю тебе было интересно с нами . 

V. Возвращение на лодочке в детский сад.

Назад домой мы опять поплывем на лодочке

VI. Подведение итогов.

Воспитатель: А в завершение Данила прочитает вам стихотворение о воде:

«Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить

Без воды нам не прожить!»

Воспитатель: Молодцы! Вижу, вы много знаете о воде. 

Воспитатель: Ну вот, Капелька, мы тебе показали и рассказали какими свойствами обладает вода Давайте напомним Капельке, что мы узнали о ней.

Перечислите:
1. Вода прозрачная

2. Вода не имеет вкуса.

3. Не все вещества растворяются в воде.

4.Вода может менять свой цвет

 

Воспитатель: Смотрите, какая Капелька веселая и радостная стала! На память о себе она хочет подарить вам волшебные бусинки

Воспитатель: Скажем Капельке «спасибо» и попрощаемся с ней.

Открываем коробочку, а там, бусины в кубике льда) (рассматриваем)

Но что же с ними случилось? (На улице сильный мороз, бусинки замерзли в воде).

 Вода во что превратилась? ( В лед)

Как же теперь нам достать наши бусинки? Как же быть? Как их      освободить?

 Обсуждаем, что нужно сделать (целеполагание) – растопить лед. 

Дети трогают лед, рассуждают, каким образом это можно сделать (выдвижение гипотез):

- согреть руками;

- «отковырять» бусинки;

- растопить на батарее;

- подождать, когда лед растает;

 Обсуждаем каждый способ: согреть – замерзнут руки, можно заболеть; «отковырять» - небезопасно; ждать, когда лед растает на батарее – долго. 

А если мы их оставим так и посмотрим, что же с ними произойдет?

Дети: До свидания!

Воспитатель: А я предлагаю вам, ребята, присесть на стульчики, закрыть глаза и насладиться песенкой воды. (Слушание звуков воды) (Музыкальное сопровождение «Звуки воды»).

Воспитатель: Открываем глазки. Вам понравилось наше путешествие в волшебную лабораторию? А мне понравилось, как вы сегодня работали, молодцы!

 

Список используемой литературы.

1.Методические рекомендации Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов Познавательно-    исследовательская деятельность дошкольников (для занятий с детьми 4-7лет)   2.Программа "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А.Васильевой.- Москва-Синтез 2018

3.Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В.. – М.: Наука, 2010. 

4 Н. А. Рыжова. Волшебница –вода. – М.: Линка-Пресс, 1997 .

5.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей.. - 2015

6.Детское экспериментирование, старший дошкольный возраст Авторы: Куликовская И.Э., Совгир Н.Н

7.Методические рекомендации. — 3—е издание, исправленное и дополненное. — АРКТИ, 2008. — 64 с. — (Развитие и воспитание дошкольника).

8. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002. – 159 с.

9.Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. Автор-составитель: Зубкова Н. М. – С-Пб.: Речь, 2006 г

10. Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». – 2004 г. – 128 с.

11.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2003 г. 

12.Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия экспериментирование с водой в средней группе

Очень интересная информация про воду и будет полезна вашему просмотру....

Конспект занятия по экспериментированию с водой в средней группе "Вернём воду золотой рыбке"

Конспект занятия по эксперементированию с водой в средней группе "Вернём воду золтой рыбке"...

Конспект НОД по экспериментированию с водой в средней группе

Интеграция областей: познание, коммуникация, художественное творчество, социализация.Задача: развитие познавательно-исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования с ...

Экспериментирование с водой в средней группе

Материал поможет сформировать элементарные представления детей о свойствах воды.Предложенные опыты могут проводить как воспитатели, так и родители с детьми.Материал предназначен для детей 4-5 лет....

Конспект занятия по экспериментированию с водой в средней группе «Свойства воды»

Цель: сформировать представления о свойствах водыРазвитие речи:    -развивать связную речь    - активизировать речь детей (жидкость, не имеет формы, не имеет    ...

КОНСПЕКТ НОД ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ С ВОДОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА»

КОНСПЕКТ НОД ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ С ВОДОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА»  Интеграция областей: познавательная, социально-коммуникативная, речевая.Цель: Развивать желани...