Космос
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Коробёнкова Ирина Николаевна

Создание условий для развития у детей элементарных представлений о
Солнечной системе и основных космических явлениях.

Воспитание патриотических чувств у детей, гордости за великих людей,
прославивших своими достижениями нашу страну.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_kosmos.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

                          ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Полное название проекта: «Космос».

Автор проекта: Коробенкова И.Н.
Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели)

Тип проекта: межпредметный, ознакомительно-ориентированный, творческий
Участники проекта (взрослые, дети): дети подготовительной группы, родители,
воспитатели группы
Возраст детей: 6-7 лет

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: что такое
космос?

Цель проекта:

Создание условий для развития у детей элементарных представлений о
Солнечной системе и основных космических явлениях.

Воспитание патриотических чувств у детей, гордости за великих людей,
прославивших своими достижениями нашу страну.

Задачи проекта:

- для детей

• Познакомить детей с нашей планетой ( Земля - это громадный шар, на земле есть материки и т.д.), с планетами солнечной системы и основными космическими явлениями.

• Расширять знания детей о государственных праздниках.

• Рассказать о космонавтах, полётах в космос Ю. А.Гагарина.

- для педагогов

• обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через
освоение детьми образовательных областей;

• создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности
детей в рамках реализуемого проекта;

• способствовать установлению доброжелательных взаимоотношений педагогов
ДОУ, родителей в процессе разработки и реализации проекта;

Для родителей:

• привлечь родителей к совместной с ребенком деятельности по сбору информации
в рамках проекта;

• способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в
вопросах воспитания и образования детей.

Форма проведения итогового мероприятия проекта : интегрированный досуг
Название итогового мероприятия проекта «Космическое путешествие»

Продукты проекта:

- для детей

• книжки-самоделки «Космическая техника»

• конструирование ракеты из бумаги;

• лепка «Космос»;


• рисование «Далекий космос»

• выставка книг о космосе;

• проведение опытов «Свойства воздуха»

- для педагогов:

• разработка тематического проекта по теме: «Космос» для детей и взрослых;

• выставка книг, энциклопедий о космосе;

• оформление информационной папки для детей;

• подбор материала для родителей: папки-раскладка

•оформление подборки стихов, загадок, считалок , сказок по теме проекта

•изготовление картотеки дидактических игр, подвижных игр, физминуток,
динамических пауз по теме;

• изготовление картотеки опытов и экспериментов по теме;

• оформление списка художественной и научно-популярной литературы по теме;

- для родителей:

•папка-раскладка, посвященная Дню космонавтики;

• выставка художественных работ и поделок, выполненных детьми в
самостоятельной и совместной с родителями деятельности;

Ожидаемые результаты по проекту

Для детей:

• появление у детей чувства гордости за достижения в отечественной космонавтики;

•освоение доступных знаний о космосе;

•повышение познавательной активности.

Для педагогов:        

• повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов);

• систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно- исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности;

• повышение профессионализма воспитателей в вопросах работы с семьями
воспитанников;

• удовлетворенность работой.

Для родителей:

• установление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной
организации жизни группы;

• совместный поиск оптимальных форм организации деятельности детей и
взрослых;

• приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с
ребенком

• получают новые знания, чтение совместно с ребенком.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует
образовательные ситуации, чтение произведений, слушание музыки и аудиозаписей энциклопедии, просмотр мультфильмов, эффективно развивает творческое и
познавательное мышление дошкольников

Дети: участвуют в познавательной деятельности, применяя полученные ранее
знания, читают предложенные произведения, участвуют в разборе произведений,
выполняют продуктивную деятельность

Родители: совместно с детьми занимаются подбором литературы по теме.

Актуальность проблемы:

Мы привыкли принимать существующие праздники как само собой полагающееся, раз
есть праздник, значит, нужно его отмечать, поздравлять, дарить подарки. Тема
«Космос», несомненно , привлекательна для детей, как и всё далёкое, таинственное.
Вместе с тем, на наш взгляд, она скорее дань традиции, чем истинного увлечения
современных детей героикой космоса.

При подготовке детей к празднику возник вопрос: «Откуда пришел праздник?
Почему именно 12 апреля?». Возникла идея провести подготовку к празднику в
ходе осуществления проекта «Весна. Космос. Гагарин», познакомить детей с
историей возникновения праздника , планетами солнечной системы

1 этап. Целеполагание

2 этап. Разработка проекта

• Довести до участников проекта актуальность темы.

• Подбор методической, научно- популярной и художественной литературы,
иллюстративного материала по данной теме.

• Подбор материалов, игрушек атрибутов для игровой, театрализованной
деятельности.

• Подбор материалов для изобразительной и продуктивной деятельности.

• Составление схемы выполнения проекта.

3 этап . Выполнение проекта
Схема проекта

1.        Направление : познавательно- речевое развитие :

Развитие воспитанников в конструктивной деятельности.

• Обучение ориентированию по схемам:

«Самолёты, ракеты»

• Постройки: «Космический корабль», «Луноход», «Ракета», «Космодром»

Развитие воспитанников в коммуникативной деятельности:

• Составление творческих рассказов,

• Игра-задание «Волшебный космический микрофон» — кто возьмет в руки микрофон, тот должен сказать несколько слов о празднике «Дне космонавтики». Дети по кругу передают микрофон и рассказывают о том , что они знают о первом полёте человека в Космос.

• Рассматривание иллюстраций с последующей беседой «На чем можно
полететь в космос»

• Изготовление книги «Космическая техника»,

• Разгадывание кроссвордов,

• Звуковой анализ слов (космос, ракета). Деление слов на слоги (луноход,
ракета). Словообразование (луна- лунный, луноход)

Ознакомление воспитанников с художественной и научно-популярной

литературой:

• Чтение рассказа «Первый в космосе» В.Баруздина

• Чтение звездных сказок «Дочь Луны и сын Солнца», «Как появилась на небе
Луна», «Как Солнце задумало жениться», «Сказка про то, как на небе
появилась Большая медведица»

• Чтение Ю. Нагибин «Рассказы о Гагарине»

• Чтение «Книга ответов для почемучки» Д. Галенс, Ненси Пир (гл. «Земля,
небо и выше»)

• Чтение «Большая иллюстрированная энциклопедия знаний» пер. с анг. М.
Кракан гл. «Вселенная»

• Чтение «Энциклопедия для детей от А до Я»(главы о космосе, Вселенной)

• Чтение Плешаков А.А. «Атлас-определитель от земли до неба»(гл. «Звезды»)

• Чтение отрывка из рассказа А. Леонова «Шаги над планетой»;

Развитие элементарных математических представлений:

• Д/И «Собери ракету»,

• Д/И «Проведи инопланетянина по лабиринту», «Измерь длину хвоста кометы», «Сосчитай звёздочки, планеты», «С какой планеты инопланетянин»

• «Найди коробку с космическими сокровищами» (закрепить понятия : влево,
вправо, впереди, сзади).

• «Приземли ракету на планету»;

• Игра- лабиринт «Не разбуди космическое чудовище»;

• Д/И «Найди две одинаковые летающие тарелки»

• Д/И «Планеты солнечной системы».

Развитие воспитанников в познавательно- исследовательской деятельности:

• Просмотр и обсуждение фильма «Астрономия для маленьких» Роберта

Саакянца;

• Просмотр и обсуждение фильма «Новеллы о космосе»;

• Слушание аудиоэнциклопедии «Полеты в космос», «Увлекательная

астрономия»

Опытно- экспериментальная деятельность:

• Опыты с воздухом (запустим воздушный шарик)

• Наблюдение за изменениями в неживой природе;

• Опыты: «Спутник на орбите», «Падение спутника».

2.Направление: художественно-эстетическое развитие

Развитие воспитанников в продуктивной деятельности :

• Рисование звёздного неба (Коллективная работа);

• Рисование космических кораблей, ракет;

• Аппликация «Полет в космос»,

• Лепка « Космическая техника», «Космические спутники»;

• Картинки -раскраски «Космическая техника», «Космос»

Развитие воспитанников в музыкально- художественной деятельности:

• Слушание и обсуждение произведений на тему «Космос»:

  • А Рыбников «Марш космонавтов» (Большое космическое путешествие)
  •  О Воронец «Я-Земля»
  • Анс «Земляне « «Трава у дома»
  • ЮГуляев«Созвездие Гагарина»
  • Анс «Зодиак» «Космическая музыка»
  • Г Белов «»Этот большой мир»(кф «Москва-Кассиопея»)
  • Гагаринский марш

• Разыгрывание этюдов «Я инопланетянин», «Мы на Луне» и т.д.( с использованием музыки)

• Рассматривание иллюстраций по данной теме

З.направление: Социально- личностное развитие

Развитие воспитанников в игровой деятельности:

• Сюжетно-ролевые игры «Космонавты», «Спасатели»; « Школа космонавтов»;

• Дидактические игры «Космическое лото», «Собери созвездие»; «Разрезные
картинки на космическую тему»

• Подвижные игры « Собери ракету», «Черная дыра»

• Дидактическая игра « Путешествие в космос»;

• Ди «Неразбериха», «Наоборот»

Развитие воспитанников в трудовой деятельности:

• Формировать умение самостоятельно делать игрушки для сюжетно - ролевых
игр ( изготовление ракет для полёта в космос и т.д.)

• Изготовление шапочек «звёзд» для танца,

• Изготовление атрибутов для п\и - «Ракеты». «Спутники»

4.Направление:Физическое развитие

Физическое развитие и здоровье воспитанников:

• Проведение досуга «Космическое путешествие »

• Подвижные игры «Построй ракету», «Полёт в космос», «Черная дара», «Ждут
нас быстрые ракеты»

• Физкультминутка «Ракета», «Космонавт»,

• Пальчиковая гимнастика «В космос мы с тобой летали»

• Дыхательное упражнение «Самолёт»

• Аттракцион «Полёт на Луну»;

• Эстафета «Чья команда первой посадит ракету на Луну», «Доставь продукты на
борт ракеты», «Грунт с Луны», «Полет на планету Марс»

• О.Р.У «Разминка космонавтов» (комплекс аэробики) — для использования в
развлечении.

Итоги реализации проекта

• Знание детей о профессии космонавта, о первых полетах в космос;

• Знание детей о современном космическом транспорте ( космических кораблях);

• Знание детьми элементарных представлений о солнечной системе и основных
космических явлениях;

• Обогащение словарного запаса детей;

• Умение работать в коллективе;

• Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей,
коммуникативных навыков.


Досуг
«Космическое путешествие»

Цель.

Расширять знания о космосе.

Вызывать интерес к теме.

Развивать творческое мышление, сообразительность, находчивость.

Предварительная работа

  • чтение детских художественных произведений, научно-популярной
    литературы и стихотворений,
  • просмотр мультфильмом, прослушивание музыки о космосе;
  • знакомство с созвездиями, планетами солнечной системы;
  • рассматривание иллюстраций, космических карт, фотографий космоса,
    планет.

Материалы и оборудование:

  • Музыка :А Рыбников «Марш космонавтов», Гр «Зодиак»»Космическая
    музыка», гр «Земляне» «Трава у дома»
  • Фотографии Ю А Гагарина, космических объектов
  • Обручи
  • Мягкие модули.
  • Схема ракеты
  • Магнитная азбука(слово «Спутник»), магнитная доска
  • Красный мяч-2 шт
  • Желтые мячи по количеству детей
  • Цветные ленточки( «хвост кометы»)
  • Черная ткань
  • Воздушные шарики по количеству детей
  • Эмблемы команд «Спутник» и «Ракета»
  • «Ракеты»- для подведения итогов испытаний

Ведущий: Сегодня один из интересных праздников на земле. Много лет назад в
1961 году 12 апреля, впервые в мире в космос на космическом корабле « Восток»
поднялся наш герой - космонавт номер один Юрий Гагарин.

А вы хотите стать космонавтами? Не боитесь? Ведь это опасная и трудная
профессия.

А знаете ли вы: для того, чтобы стать настоящим космонавтом, нужно быть
здоровым, выносливым, смелым, ловким, сообразительным и уметь принимать
решения, ведь в космосе могут возникнуть разные ситуации и нужно рассчитывать
только на себя.

Что ж тогда проверим физическую подготовку будущих космонавтов!

Ведь для того, чтобы полететь на Марс или на Луну, выйти в открытый космос,
нужно много знать, уметь и тренироваться. В полёте космонавты должны следовать
специальным космическим правилам. Я буду произносить начало правила, а вы его
заканчиваете.

Космонавт, не забудь

Во вселенную ты держишь (путь).

Главным правилом у нас

Выполнять любой (приказ).

Космонавтом хочешь стать?

Должен много-много (знать).

Любой космический маршрут

Открыт для тех, кто любит (труд).

Только дружных звездолёт

Может взять с собой (в полёт).

Скучных, хмурых и сердитых

Не возьмём мы на (орбиту).

Ведущий: Ну, что ж, Вы готовы пройти испытания? Вперёд!

- Мы идём на космодром,

- Дружно в ногу мы идём.

- Мы походим на носках,

- Мы идём на пятках.

Вот проверили осанку

И свели лопатки (ходьба на носках, на пятках).

Побежим ребята дружно -

Разминаться всем нам нужно.

Дети строятся в колонну, идут по залу различными способами (на носках, на
пятках, приставным шагом, противоходом, переходят на бег, ходьба, перестраиваются в три колонны
.

Воспитатель. Для того чтобы стать курсантами Центра подготовки космонавтов
и начать предполётные тренировки, вы должны показать умение чётко и слаженно вы-
полнять команды.

- Не зевай по сторонам!

- Ты сегодня космонавт!

- Начинаем тренировку,

- Чтобы сильным стать и ловким.

Общеразвивающие упражнения

1. Взлетают вверх ракеты — руки через стороны вверх, 3 хлопка над головой
— 6 раз.

2. Ракета в космосе — ноги на ширине плеч, руки выпрямлены над головой,
ладони сомкнуты. Делаем наклоны вправо-влево-назад-вперед — 6 раз.

3. Космонавты скафандр надевают, в открытый космос вылетают — имитация
надевания скафандра. На голове у космонавтов шлем (наклоны и повороты
головы).

4. Комбинезон должен быть удобным и не сковывать движения (повороты и
наклоны корпуса).

5. Руки защищены перчатками (вращение кистями рук. сжатие и разжатие
кистей).

6. Сапоги космонавта на очень плотной подошве (ходьба на месте, прыжки).

7. На спине за плечами ранец с важными устройствами и баллонами с
воздухом (поднятие и опускание плеч, вдох-выдох)

8. В невесомости летим — упражнение на равновесие. Руки в стороны.
Попеременно поднимаем ноги, согнутые в коленях — 6 раз.

9. Быстро-быстро кружимся на месте, держа руки в стороны, на сигнал «стоп»
останавливаемся с закрытыми глазами. Кто сумеет удержать равновесие
дольше других? Повторить 2 раза.

Подвижная игра «Ждут нас быстрые ракеты»

По залу раскладываются обручи-ракеты. По количеству их на несколько штук
меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:

- Ждут нас быстрые ракеты

- Для полёта на планеты.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если
детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и
принимают разные космические позы. Те, кому не досталось места в ракете,
выбирают самые интересные и красивые позы космонавтов. Затем все становятся
опять в круг и игра начинается сначала.

Ведущий. Предлагаю отправиться в космическое путешествие. В пути нас ждет много
испытаний. За победу в испытаниях команда получит приз- «Ракету»

Ведущий. Все ребята — молодцы, постарались от души
Как космос велик и прекрасен,

Как много загадок таит.

Но только умеющий думать
Любые задачи решит.

Как вы уже догадались, мы будем отгадывать загадки.

1 .Самый первый в космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень,

Наш космонавт ...(Гагарин)

2. На корабле воздушном,

Космическом, послушном,

Мы, обгоняя ветер,

Несемся на...(ракете)

3. Есть специальная труба,

В ней Вселенная видна,

Видят звезд калейдоскоп
Астрономы в ...(телескоп)

4. Посчитать совсем не просто
Ночью в темном небе звезды.

Знает все наперечет

Звезды в небе ...(звездочет)

5. Сверкая огромным хвостом в темноте,

Несется среди ярких звезд в пустоте.

Она не звезда, не планета,

Загадка Вселенной - ...(комета)

6. Осколок от планеты
Средь звезд несется где-то.

Он много лет летит-летит,

Космический ...(метеорит)

7. Специальный космический есть аппарат,

Сигналы на Землю он шлет всем подряд.

Как одинокий таинственный путник,

Летит по орбите искусственный ...(спутник)

8. Освещает ночью путь,

Звездам не дает заснуть.

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе светит нам ...(Луна)

9. Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя,

А называется...(Земля)

10. Океан бездонный, океан бескрайний,

Безвоздушный, темный и необычайный,

В нем живут Вселенные, звезды и кометы,

Есть и обитаемые, может быть, планеты, (космос)

11.У ракеты есть водитель

Невесомости любитель.

По-английски «астронавт»,

А по-русски... (космонавт).

Ведущий На чём можно отправиться в космическое путешествие? (На ракете, на
космическом корабле
.) Предлагаю построить ракету и дать ей название.

Посмотрите (показывает схемы космических кораблей), как они будут выглядеть.

Эстафета «Строители космических кораблей»

Дети делятся на две команды и поочерёдно проходят дистанцию. Каждый
ребёнок берёт один из мягких модулей и устанавливает его в соответствии со
схемой. Затем возвращается к месту старта и передаёт эстафету следующему
ребёнку. Таким образом команды строят космические корабли.

Воспитатель. Какие замечательные космические корабли! Вы не только
быстрые, ловкие и бесстрашные космонавты, но и квалифицированные техники,
умеющие работать дружно и слаженно. Давайте назовём эти корабли «Ракета» и
«Спутник». Пришла пора и отдохнуть

Ребенок Мы построили ракету.

Улетаем в ней сейчас.

Пусть высоко и далёко
Принесёт ракета нас!

Ребенок Все вы, ребята, готовьтесь к полётам.

Скоро наступит наш час!

Когда будут открыты дороги
На Луну, на Венеру, на Марс!

Эстафета: «Доставь продукты на борт ракеты».

Дети по очереди переносят бутылочки и баночки из пластика из обруча в обруч,

Ведущий Дано слово СПУТНИК. Придумайте на каждую букву слова любой
предмет, необходимый в космосе. Докажите, что эти предметы действительно
необходимы

Ребенок Ждут нас быстрые планеты
Для прогулок по планетам.

На какую захотим-
На такую полетим!

Эстафета «Полет на планету Марс».

Дети, держа обруч руками на поясе, обегают красный мяч и возвращаются,
передовая обруч другому участнику
.

Ребенок Космонавты захотят –

И на звёзды полетят.

Космонавты, космонавты.

Вам привет от всех ребят!

Эстафета: «Грунт с планеты Луна».

Дети бегут к обручу с жёлтыми мячами, берут один и возвращаются, передают
эстафету следующему участнику.

Испытание на выносливость (равновесие).

Дети делают упражнение «Ласточка».

Проводится подвижная игра «Хвостатые кометы» (по типу игры «Ловишка
лентами»). Повторяется 3-4 раза.

Или

Подвижная игра «Черная дыра»

Ведущий : Ребята! Вы прекрасно прошли испытания и доказали, что многое
знаете, умеете, а главное - помогали друг другу.

Ребенок Мы из полёта возвратились

И на землю приземлились.

Идёт весёлый наш отряд.

И каждый встрече с нами рад!

Запуск ракет (Опыт с воздушными шариками.) 

Дети надувают воздушные шарики, опускают руку с шариком на пол и отпускают шарик. Под действием воздуха шарик взлетает
Ходьба под музыку.

Ведущий Наше космическое путешествие подошло к концу.

Подведение итогов соревнований. Награждение.

Под аудиозапись «Марша космонавтов» из кинофильма «Большое космическое
путешествие» (муз. А. Рыбникова) дети выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи "Космос, космос - это интересно"

Эти конспекты занятий по развитию речи адресованы воспитателям дошкольных образовательных учреждений, которые работают с детьми старшего дошкольного возраста. Материалы, представленные вашему вн...

Космос - Вселенная. Загадочный мир космоса

интегрированное занятие по окружающему миру...

Познавательная беседа о космосе "Первооткрыватели космоса"

Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосо...

Игра на тему "Космос" в 1 младшей группе №1 «Медвежата» Конспект игры-путешествия для детей 2-3 лет. Тема: «Космос» Тема: Путешествие в космос. 20.10.2021 г.

Игра на тему "Космос" в 1 младшей группе №1 «Медвежата»Конспект игры-путешествия для детей 2-3 лет. Тема: «Космос»Тема: Путешествие в космос.Цель: сфо...