Консультация "Животный мир и рыбы озера Байкал"
консультация по окружающему миру (подготовительная группа)

Таурина Оксана Петровна

В консультации представлен материал для ознакомления родителей по теме "Животный мир и рыбы озера Байкал"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya-dlya-roditeley_zhivotnyy_mir_baykala.docx503.32 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА НЕДЕЛИ  «ЖИВОТНЫЙ МИР И РЫБЫ ОЗЕРА БАЙКАЛ»

Уважаемые родители!

Предлагаем вам несколько идей, которые можно реализовать в пределах дома по тематической неделе «Озеро Байкал». Они помогут провести время с интересом и вам, и детям.

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

1. Запомни и повтори (формирование обобщающих понятий)

Ерш, сом, пескарь — это речные рыбы.

Камбала, горбуша, сельдь — это морские рыбы.

Карп, карась, плотва — это озерные рыбы.

2. Вопросы – ответы (образование притяжательных прилагательных)

Чья голова? — Это рыбья голова.

Чьи жабры? — Это рыбьи жабры.

Чье туловище? — Это рыбье туловище.

Чья чешуя? — Это рыбья чешуя.

Чей хвост? — Это рыбий хвост.

Чье брюшко? — Это рыбье брюшко.

Чьи плавники? — Это рыбьи плавники.

Чьи икринки? — Это рыбьи икринки.

Чьи кости? — Это рыбьи кости.

3. Игра «Рыболов» (согласование числительных с существительными)

Педагог показывает детям цифру (от 1 до 5) и картинку с изображением рыбы (пескаря, окуня, щуки и т. п.) и спрашивает: «Сколько рыб поймал рыболов?». Дети отвечают: «Рыболов поймал двух сомов. Рыболов поймал пять щук. Рыболов поймал одного осетра» и т. д.

4. Скажи правильно

Суп из рыбы … (рыбный)

Котлета из рыбы … (рыбная)

Пирожки из рыбы … (рыбные)

Пирог из рыбы … (рыбный)

5. Упражнение «Рыбалка»

Мы поймали много рыб:

Не одного сома, а много … сомов

Не одну щуку, а много …

Не одного карася, а много …

6. Сколько рыб поймал каждый из ребят?

Цель: согласование количественных числительных с существительными в винительном падеже

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2021/05/27/materialy_po_baykalu.docx_image1.jpg

Пальчиковые игры

Ссора рыб

Окунь, сом, лещ, язь, карась   Дети разгибают пальцы на левой руке, перечисляя рыб.

Обругали щуку всласть.  Прижатыми друг к другу пальцами изображают щуку.

Щука долго их терпела, Мизинец правой руки то прижимается к остальным пальцам, то отводится от них.

А потом взяла и съела. Пальцы правой руки обхватывают все пальцы левой руки.

                       

Рыбы

Десять рыб поймали мы –

В речке плавали они.

Лещ, плотва, налим, карась,

Окунь, щука, сом, ерш, язь,

А десятый угорь был,

Он сорвался и уплыл.

Рыбки

Рыбки в озере живут, Ладонь выпрямить, пальцы прижать друг к другу (рыбка).

Вверх и вниз они снуют.       Ладони волнообразно перемещать вверх-вниз.

По команде «Раз, два, три»

Выпускают пузыри.    Указательный и большой пальцы сложить колечком (пузырь).

И кружатся, и шалят, Обеими руками показывать, как пузыри медленно перемещаются снизу-вверх.

И хвостами шевелят.  Ладони поворачивать в разные стороны, перемещать в воздухе.

 Пошевелить кончиками пальцев.

Игровая деятельность

http://dou1-usolie.ru/wp-content/uploads/2020/04/6.jpg

http://dou1-usolie.ru/wp-content/uploads/2020/04/8.jpg

Консультация для родителей

«ЖИВОТНЫЙ МИР И РЫБЫ

ОЗЕРА БАЙКАЛ»».

Байкал вбирает в себя 330 рек, а отдает лишь одну - красавицу Ангару. Вода Байкала необычна чиста и прозрачна. Богата фауна Байкала - в озере насчитывается около 1800 видов живых организмов. В озере есть породы рыб, не встречающихся не в одном другом водоеме мира. Это глубоководная рыба голомянка.

Без чешуи, с плавниками, похожими на крылья бабочки, она почти целиком состоит из жира. Жир голомянки высоко ценится в народной медицине.

http://aqualogo.ru/img/images/infoportal_aquaterra_news/golomyanka2.jpg

В озере водится байкальский тюлень - нерпа, имеющая прекрасный мягкий мех. Зимой большинство байкальских нерп ведут одиночный образ жизни, каждая на своем небольшом участке. Для того чтобы успешно добывать корм, зверю необходимо иметь, кроме основной лунки, еще до двух десятков дополнительных.

Животные-Байкала-Названия-описание-и-особенности-животных-Байкала-11

Так как пищу нерпы составляет глубоководная рыба, то лунки располагаются на глубоководье, вдали от берегов, в торосистом льду. В хаосе торосов скапливается больше снега, а это очень важно для нерпы. Снежный покров маскирует лунки и препятствует их быстрому промерзанию. Здесь, в подснежном логове, у самок в марте рождаются белые пушистые нерпята. Лунки снаружи совершенно незаметны. Однако после весенним оттепелей снег оседает и лунки оказываются на виду. Перелиняв, молодняк надевает к маю наряд взрослых животных. Звери старших возрастов линяют примерно на месяц позднее, когда Байкал уже вскрывается.

Линька у нерпы бывает только один раз в году. Мех у нее, хотя и довольно красивый, но не теплый, и не шерсть, а толстый слой жира защищает зверя от переохлаждения. У нормально упитанных животных жир составляет более пятидесяти доцентов от веса тела. 

Вся территория Байкала принадлежит Баргузинскому заповеднику, основанному более 60 лет назад для охраны и разведения соболя. Здесь обитают еще 35 видов зверей: бурый медведь, росомаха, рыси, лоси, барсуки, горностаи, хорьки и др. Разнообразен и богат птичий мир.

Росомаха

 Неуклюжие и, какие-то, на первый взгляд, беззащитные, байкальские росомахи на самом деле ловкие, быстрые и безжалостные хищники из семейства куньих. Очень похожий на миниатюрного мишку, росомаха в среднем достигает метра в длину. Это охотник и неутомимый путешественник, за день он не напрягаясь проходит в поисках добычи по 40-50 км. Питается этот милаха птицами, грызунами, яйцами, если встречает гнездо, не брезгует падалью и вполне способен напасть на раненого или умирающего оленя. У местных коренных жителей очень много сказок о хитром, коварном росомахе, с легкостью побеждающем туповатых лосей.

Животные-Байкала-Названия-описание-и-особенности-животных-Байкала-4

Кабарга

Это милейшие маленькие олени, иногда их называют «саблезубыми» оленями. У местных коренных жителей есть красивая сказка о том, как олень полюбил рысь, плодом этой страсти и стали кабарги. Эти уникальные звери, так же, как и нерпы, на грани исчезновения. В данном случае, причина – браконьеры. Самцы кабарг – источник мускуса, уникального вещества животного происхождения, являющегося основой для многих рецептов, как парфюмеров, так и медиков           Ð–ивотные-Байкала-Названия-описание-и-особенности-животных-Байкала-3 

Медведь

Животные-Байкала-Названия-описание-и-особенности-животных-Байкала-6 Хоть бурые мишки, так же, как и лоси, живут по всей Евразии, только в озерном заповеднике они – настоящие короли природы. Длина тела этих красавцев, живущих у вод Байкала – 2,5-3 метра, высота в холке от полутора метров. Зверь это важный, оседлый, неторопливый. Однако, при необходимости, легко пройдет в поисках пищи до 300 км, а потом вернется обратно.
   Байкальские медведи всеядны, как и все остальные, но предпочитают любой другой пище рыбу. Даже мед уступает свежей рыбинке, мишки ради нее способны не выходить из воды по полдня. Спячка на озерных берегах длится по полгода, берлоги здесь мишки строят гораздо основательнее, чем их европейские родственники. Выделенного времени для спаривания у них нет, за раз рождается от одного до четырех малышей, которые свою первую спячку проводят вместе с медведицей. А живут мишки в заповеднике по 20-25 лет. 

БАЙКАЛ
Я с детства мечтал о Байкале,
И вот я увидел Байкал.
Мы плыли, и гребни мелькали,
И кедры смотрели со скал.
Я множество разных историй
И песен тогда вспоминал,
Про это озёрное море,
Про этот священный Байкал.
В. Киселёв
На огромной белой льдине,
Тюлень лежит, под небом синим,
Силы копит и жирок,
Он в этом деле знает толк!
На скалистом берегу,
Лежбище тюленей,
И лежат они под Солнцем,
Отдыхая млея.
Кто-то ластами стучит,
Кто-то чешет брюшко,
Кто-то на других ворчит,
Кто-то молча слушают!
На льдине холодной,
Тюлень отдыхает,
И ветер снегами,
Его заметает.
Усталость сковала,
Он много проплыл,
Теперь отдыхая,
Глаза он прикрыл.
И толстая кожа,
Сильные ласты,
Тюленя не раз,
Спасут от опасности! 
Леонов В.А.

Рысь

      Рысь – это визитная карточка заповедника. Грациозная сильная кошка, ради встречи с которой придется очень сильно постараться. При чем сами рыси совершенно спокойно воспринимают туристов, не думая прятаться или убегать. Просто они обитают в самых трудно доступных местах заповедника. Кошка она и есть кошка, даже если эта кошка – байкальская рысь. Этот зверь – одиночка. Размножаются рыси далеко не каждый сезон, котят обычно бывает 3-5, а отец о семье не заботится. Охотится рысь на все, ее рацион – зайцы, олени, лисицы. Все, что она видит и может поймать. Никогда не пройдет мимо гнезда с яйцами, но часто не ест, а

просто опрокидывает лапой.

Животные-Байкала-Названия-описание-и-особенности-животных-Байкала-7       Нападает рысь из засады, развивая скорость моментально и, достаточно высокую. Но вот, шансов у добычи спастись достаточно много, так как кошка выдыхается уже на 70 метре преследования. Однако, если у рыси все получилось, и она прыгнула сразу на свою жертву, шансов выжить нет даже у лося. Рысь не испытывает никакого почтения ко всему животному миру Байкала, но, как ни странно, сохраняет полный нейтралитет в отношении росомах.

«Секреты чистой воды»

Экспериментирование «Делаем облако»

Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.).  Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в ней водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.

Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь?  Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

Надеемся, какие-то из наших идей придутся по вкусу вам и вашим деткам! И помните: в дошкольном возрасте привлекательной, главной и самой развивающей деятельностью ребенка является игра. Поэтому, если взрослые хотят занять ребенка, помочь ребенку в его развитии, они должны любую деятельность с ребенком превращать в игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа по педагогике "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( НА ПРИМЕРЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЖИВОТНЫМ МИРОМ ОЗЕРА БАЙКАЛ)

СодержаниеВведение. 3Глава 1. Теоретические основы развития любознательности у детей старшего дошкольного  возраста.. 81.1.Сущностная характеристика понятия «любознательность».. 81.2.Проблема раз...

Воспитание патриотизма через знакомство с достопримечательностью родного края озером Байкал

Одним из приоритетных направлений является экологическое образование. Знакомство детей с родным краем с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует  у...

Конспект НОД по НРК теме: «Часть нашей Малой Родины –озеро Байкал» (ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО БАЙКАЛА)

Конспект открытого занятия по теме: «Часть нашей Малой Родины –озеро Байкал»(ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО БАЙКАЛА)...

Календарный план недели "Мой край. Уникальность озера Байкал. Ветры Байкала"

Мой край. Уникальность озера Байкал. Ветры Байкала.(подготовительная группа)П.С: Познакомить с озером Байкал, его обитателями, дать некоторые исторические знания о Байкале. Продолжать формировать пред...

Календарно-тематическое планирование. Тема недели «Мой край. Озеро Байкал. Ветры Байкала»

Продолжать формировать представление о взаимосвязи воды и ветра на Байкале, через экспериментирование и практическую деятельность, активизировать умение устанавливать причинно-следственные связи о том...

Макет озера Байкал и Коллекция природных находок с берегов Байкала

Макет озера Байкал и Коллекция природных находок с берегов Байкала. К проекту "Сибирский бриллиант - озеро Байкал"...