«Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности дошкольника».
материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Подоляко Наталья Валентиновна

Цель: формирование основ экологической культуры дошкольников.

    Задачи:

  • формировать готовность и  способность ребёнка к духовному развитию, индивидуально-ответственному поведению;
  • создать условия для общения ребенка с природой;
  • развить умения видеть и слышать природу, понимать её законы, высказывать свое суждение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад № 160» 

                       Опыт  работы по теме:

«Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности

дошкольника».

                                  Воспитатель Подоляко Н.В.

                                                                 

2023 год

г. Нижний Новгород

Опыт работы по теме

 «Влияние экологического воспитания на

 духовное развитие личности дошкольника»

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню

кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков

 в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном,

ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи,  – услышал, и,

затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

                                                                                          В. А. Сухомлинский.

           Актуальность выбранной темы.

          Экология в наше время стала наукой, которая должна помочь людям выжить. Обострение глобальных проблем современной цивилизации, ухудшение экологической ситуации  обусловило сегодня всевозрастающее внимание к вопросам экологического воспитания детей. Созрела необходимость выхода экологического образования на качественный уровень.

        Не смотря на активное использование  традиционных форм работы с детьми, в целом дающих положительный эффект, зачастую  дети остаются глухи к добру, сочувствию, сопереживанию, не всегда могут проникнуться необходимостью беречь природу.

          Становится все более ясной необходимость усиления воздействия  на духовную сферу личности, формирование нравственного компонента экологической культуры. В этом и заключается главная цель  экологического воспитания дошкольников в наше время.

Под духовно-нравственным развитием личности  понимается «процесс последовательного расширения  и укрепления ценностно-смысловой сферы  личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе  общепринятых моральных норм  и нравственных идеалов».

          В обществе на протяжении последних десятилетий не ослабляется внимание к проблемам экологического образования подрастающего поколения. Как показывают исследования российских ученых (Л. М.Маневцовой, Н. Н.Кондратьевой, С. Н.Николаевой, А. В.Запорожца, И. А.Рыпсовой и др.), рамки экологического воспитания расширились от ознакомления детей с природой до воспитания экологического мировоззрения.

         Детский сад сегодня - это дошкольное образовательное учреждение, обеспечивающее  сохранение и укрепление здоровья детей, способствующее развитию  интеллектуальных и личностных качеств ребенка.  В этом  процессе  формирование экологического воспитания обучающихся можно выделить отдельно, но, в тоже время, оно интегрировано входит в каждое из направлений. Так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность.

      Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения о биосфере (живая природа: растения, животные, человек; неживая природа). Особое место в этой системе должны занимать знания о человеке как части природы, как о самом разумном существе, от которого в значительной степени зависит будущее биосферы.

Цель: формирование основ экологической культуры дошкольников.

    Задачи:

  • формировать готовность и  способность ребёнка к духовному развитию, индивидуально-ответственному поведению;
  • создать условия для общения ребенка с природой; 
  • развить умения видеть и слышать природу, понимать её законы, высказывать свое суждение.

В основе моей  работы лежат следующие принципы:

Принцип дифференциации и индивидуализации. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей  детей.

Принцип деятельного подхода. Речь как регулятор всех психических функций развивается в ходе общения, в ходе деятельности.    

Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития.

Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.

Принцип системности. Деятельность планируется систематически.

Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями.

Планируемый результат работы:

Чтобы дошкольник стал образованной личностью в сфере экологии, необходимо  расширить и уточнить знания детей о природе и экологии, организовать экологические пространства  в детском саду, воспитать в ребенке нравственную личность, повысить и активизировать  роль родителей в экологическом воспитании детей.

    В процессе работы  предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса, воспитанию нравственности и духовности у дошкольников.

        Человека, наделенного экологической культурой, отличает, прежде всего, умение достигать гармонии как со своим внутренним, так и с  внешним миром. В детские годы это умение формируется в основном за счет специальных знаний, развития эмоциональной сферы и  практических навыков экологической деятельности. 

Этап первый – диагностический.

Цель: определение  уровня сформированности моральных норм, духовного развития и нравственных идеалов у дошкольников.

Задачи:

  • Определить степени развития познавательного интереса к миру природы;
  • Определить степени сформированности умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения;
  • Определить уровень развития  системы ценностных ориентаций (воспитание себя как части природы, взаимосвязи человека и природы);

Методы исследования:

  • диагностика по разделу «Экологическое воспитание»;
  • беседа с детьми, с родителями о природе;
  • наблюдения в природе;
  • занятия с детьми по экологическому воспитанию, ознакомлению с окружающим миром и художественной литературой, ручному труду из природного материала;
  • уход за  комнатными растениями.

       Для того, чтобы начать с детьми работу по теме «Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности дошкольника», необходимо выяснить какими  знаниями обладают дети на данный момент, с этой целью мною были выделены следующие направления:

- Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;

- Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- Формирование первичных представлений об особенностях природы;

- Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия  мира

природы;

-  Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме,

природе.

         А также я вела наблюдения за детьми на занятиях и в повседневной жизни, во время труда по уходу за живыми объектами, провела анкетирование родителей на предмет экологического воспитания в семье, беседы с детьми и родителями, контрольный срез по разделу «Ознакомление с природой».
        Исследования показали, что в редких семьях имеются домашние животные, не все читают детям произведения о природе, а отдыхая на природе, не рассказывают о правилах поведения в лесу, о красоте природы, не наблюдают за природными объектами. Родители отговариваются занятостью.  Диагностика, проведенная мной,  показала, что дети называют диких и домашних животных, хуже птиц и насекомых, а знания  о классификации растений на низком уровне.

На начальном этапе диагностики мною получены следующие

результаты:

Таблица 1   «Уровень  влияния экологического воспитания на

 духовное развитие личности дошкольника  старшая группа 2022г. (%)

Направления

высокий

средний

низкий

Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира

0

55

45

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности

0

42

58

Формирование первичных представлений об особенностях природы

0

38

62

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия  мира природы

2

50

48

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

2

47

51

Итого

1

46

53

Диаграмма 1   «Уровень  влияния экологического воспитания на духовное развитие личности дошкольника»   старшая группа 2022г. (%)

      На диаграмме видно, что на начальном этапе преобладает количество детей с низким уровнем развития. Это связано с недостаточностью знаний детей. При этом   половина  детей в группе имеют средний уровень развития. Это дети  с более активным участием родителей в образовательном процессе. Детей с высоким уровнем развития в результате мониторинга  выявлено очень мало, что вполне обоснованно на начальном этапе более глубокого обучения в разделе « Влияние экологического воспитания  на  духовное развитие личности дошкольника».

Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными. Задача воспитателя – развивать и направлять этот интерес, учить детей внимательно наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о растениях и животных и нетерпимо относиться к бессмысленной порче растений и уничтожению животных.

С. Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры — «это становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее на основе ее богатства материальные и духовные ценности».

 

Второй этап – подготовительный

      Цель:  изучение методической литературы,  выделение методов и приемов по формированию у детей экологических представлений с учетом возраста, развитию духовной сферы, ознакомлению дошкольников с природой родного края.

      Для достижения планируемых результатов я изучила  методическую литературу  и выделила  следующие  методы работы с детьми: традиционные (наглядный, словесный, практический), а также инновационные (метод проекта, использование элементов ТРИЗ, мнемотехника, метод проблемного обучения, метод наглядного моделирования).

Формирование экологической культуры будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, закатов, рассветов, через прямой контакт ребенка с природой.

Работа по реализации темы началась с создания необходимых условий.

При отборе содержания экологического воспитания  я учитывала:

1)    интерес к родному краю; 

2)    представления об экологических проблемах Амурской области;

3)    природные и климатические условия нашего  края.

В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение. Поселок Углегорск со всех сторон окружен тайгой. В непосредственной близости от детского сада имеется часть нетронутой лесной территории, превращенной в парк, что дает возможность совершать прогулки и экскурсии с детьми, с целью знакомства дошкольников с живой природой в естественных условиях, организации систематических наблюдений

за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.

        У детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес,  они воспринимают мир в целом, что способствует формированию экологического мировоззрения.

Именно в младшем возрасте дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает.

Чтобы дошкольник стал образованной личностью в сфере экологии, необходимо  расширять и уточнять знания детей о природе и экологии, организовывать экологические пространства  в детском саду, воспитывать в ребенке нравственную личность, повышать и активизировать  роль родителей в экологическом воспитании детей.

В своей работе я использую такие формы работы, как:

        –  НОД по экологическому воспитанию;

        –  экскурсии;

         – минуты доброты (наблюдение, труд в уголке природы, и т.д.);

         – минуты мышления (викторины, КВН и т.д.);

         – обсуждение и проигрывание ситуаций;

         – трудовой десант;        

         – коллекционирование (сбор природного материала);

                   – экологические праздники;

                   – экологические игры (дидактические, имитационные, игры –

                      моделирование экосистем, игры – путешествия);

                   – экологические сказки;

          - экологический кружок «Ребенок и природа»;

        Все эти формы работы позволяют  познакомить детей со многими экологическими закономерностями, не отвлекая их от игры, и не загружая сухой научной терминологией.  

        Но в  совершенстве дети дошкольного возраста владеют только одним способом познания - запечатлением объектов и событий реального окружающего мира, поэтому в процессе экологического образования ведущими являются наглядные методы обучения: наблюдение и эксперимент.  

        С экспериментальной деятельностью и связана новизна процесса познания экологии, в современном дошкольном образовании  существенно расширена практическая составляющая, что позволяет повысить интерес детей  к предметам и явлениям исследования.                                                     

Третий этап – практический.

        Основные экологические понятия ребёнок может усваивать посредством самых  разнообразных форм: беседы, экскурсии, экспериментирование.

        Чтобы привлечь внимание детей и заинтересовать их, стараюсь проводить занятия и развлечения с привлечением сказочных персонажей. Например, при изучении  темы «Лес»  мне  «помогает»  сказочный герой Лесовичок,  

темы «Озеро»  – Водяной.  Так же использую и стремление детей к фантазированию. Умелая подача произведений детской литературы,  разработка  экологического содержания для традиционных игр, экскурсии, составлении сказок, рассказов, наблюдения в природе,  –  все эти формы  позволяют познакомить детей со многими экологическими закономерностями.

     Одним из главных принципов экологического воспитания является интегрированный подход. Экологическое  образование дошкольников рекомендуется проводить на специальных  занятиях или занятиях кружка. Однако элементы экологических знаний дети  получают  и на  занятиях по математике, и на занятиях по музыке, по развитию  речи,  трудовому обучению, изобразительному  искусству.

        Для целей экологического образования использую не только рассказы, известные стихи о природе, но и обычные сказки, известные детские произведения. Прекрасными иллюстрациями для объяснения материала  могут служить стихи и сказки Б. Заходера. В произведениях именно этого  автора прослеживается экологический подход к окружающему миру. У детей существует желание не только всё увидеть, но и потрогать  руками: коллекции камней,  кору разных деревьев, определить  на ощупь глину и песок и т. д..           Кроме того, соединяю экологическое воспитание с эстетическим. Например, использую  лепку, рисование, вырезывание из бумаги. По ходу объяснения  дети лепят из пластилина изучаемые объекты (например, «Земной шар», различных животных). Большое внимание уделяю  и рисованию –  дети свое понимание  полученных знаний, свое  представление окружающего мира переносят на лист бумаги,  что помогает  им осваивать материал, а, также,  более открытыми  стать для педагога. На таких комплексных  занятиях дети  усваивают дополнительную информацию о цвете, форме,  особенностях различных объектах.  Для занятий использую  наглядные пособия: это картины о природе, альбомы, произведения живописи, коллекции камней, семян  растений, гербарий, игровой материал. Нельзя собирать коллекции бабочек,  жуков, так как это противоречит принципам экологического воспитания.

     Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, её надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Иногда ребёнок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе. Художественная литература о животных и растениях расширяет круг представлений о природе, создаёт основу для получения новых знаний, воспитывает любовь к родному краю.

     Экологическое воспитание дошкольников можно осуществлять  и через проектную деятельность. Проект - это самостоятельная и комплексная  творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результат, которого обобщается и объединяется в одно целое. По времени проект бывает долгосрочный и краткосрочный. По цели: познавательным, игровым, творческим. Проект может включать в себя: занятия, игры, прогулки, наблюдения, экскурсии, природоведческие акции и развлечения.

Система работы по экологическому воспитанию дошкольников

в детском саду.

     В работе с детьми по экологическому воспитанию использую  эколого – развивающий комплекс « В гармонии с природой», в состав которого включен уголок леса, фруктового сада, учебно-опытный участок, цветники, небольшой водоем с фонтаном, который расположен на территории детского сада.

        Совместно с воспитанниками группы ежедневно ведём наблюдение в уголке природы. Наш уголок природы, наполнен помимо комнатных растений, природным материалом, дидактическими играми, иллюстрациями, фотографиями, рисунками природных объектов, природоведческой литературой,  поделками из природного материала, картотекой экологических игр. А также с помощью родителей в уголке природы оформили зону экспериментирования, где ребенок может в практической деятельности закрепить знания

 свойств песка, потрогать и рассмотреть полезные ископаемые и т.дРазнообразие предметной и природной среды, которое окружает детей, помогает мне использовать в работе самые разнообразные  методы:

1.Традиционные:

-   наглядный метод (наблюдение, экскурсии, иллюстрации, рассматривание картин, демонстрация диафильмов и кинофильмов );

- словесный метод (рассказ воспитателя, беседа, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов);

- практический метод (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры, труд, опыты ).

2. Инновационные:

 - ИКТ;

- метод проекта

  Наглядный метод.

 Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего вида. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвует восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание.

Организовывая с детьми наблюдения природы, одновременно решала целый ряд задач: формировала у детей знания о природе, учила наблюдать, развивала наблюдательность, воспитывала эстетически.

Рассматривание картин, демонстрация кинофильмов и диафильмов помогли мне решить разнообразные задачи: уточнять, конкретизировать представления, систематизировать и обобщать знания, формировать эстетическое восприятие.

 Рассматривание картин. Картины дали возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто было сделать невозможно в силу изменчивости природы.

В работе по ознакомлению с природой использовала книжную графику (иллюстрации Е.Чарушина, Е.Бианки, Ю.Васнецова и др.)

 Диафильмы, кинофильмы и диапозитивы. Просмотр диафильмов, слайдов, кинофильмов всегда вызывал у детей особое эмоциональное отношение, интерес, что способствовало успешному усвоению материала, формировал представление о динамике явлений природы: росте и развитии растений и животных, в короткий срок показать явления, которые протекают длительное время.

 Словесный метод. 

Использование словесных методов в работе с детьми при ознакомлении с природой решило ряд задач: конкретизировала, пополнила, уточнила знания о явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученных в процессе наблюдений и труда в природе. Путем словесных методов дети получили знания о новых явлениях природы. В некоторых случаях сочетаются словесные методы с наглядными, использование картин, видеофильмов и презентаций.

Рассказ воспитателя.

Восприятие рассказа для детей является сложной умственной деятельностью. Ребенок должен уметь слушать и слышать речь взрослого, по ходу рас

сказа осмысливать его, на основе словесного описания активно воссоздавать  достаточно яркие образы, устанавливать и понимать связи и зависимости, соотнести новое в содержании рассказа со своим прежним опытом. Поэтому свои рассказы строила с учетом опыта, интереса и возраста детей.

Знания, сообщаемые в рассказе, отвечали требованиям достоверности и научности.

Для рассказов использовала разнообразный материал: очерки о природных явлениях, собственные наблюдения из жизни природы, записки и рассказы натуралистов, научные материалы.

Беседа.

 Исходя из дидактических задач, использовала в своей работе два вида бесед: предварительная беседа и итоговая.

Предварительную беседу используют перед наблюдением и экскурсией. Цель такой беседы – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющими знаниями.

Итоговая беседа направляла на систематизацию и обобщение полученных знаний, их конкретизацию, закрепление и уточнение. Эти беседы были разного уровня: одни проводила после наблюдения за узким кругом наблюдаемых объектов, другие для систематизации знаний детей о явлениях неживой природы, о жизни растений, о животных, о труде людей.

Во время беседы с детьми использую  разнообразный наглядный материал, который помогает восстановить знания, выделить существенные признаки явлений: календари погоды, природы, гербарии, иллюстрации. Кроме того, использую  загадки, стихотворения, записи голосов птиц, звуков природы (журчание ручья, свист ветра, шум листвы и др.). Это вызывает у детей эмоциональное отношение к обсуждаемому материалу.

Беседу, как метод ознакомления детей с природой, использую в  старшем дошкольном возрасте.  Со старшими детьми беседа направлена   на обобщение и систематизацию имеющихся знаний.  

Чтение художественной литературы.

Художественную литературу использую в воспитательных целях. Являясь видом искусства, она воздействует  не  только на сознание ребенка, но и на его чувства.

С помощью книги дети узнают о явлениях природы, о жизни растений и

животных, уточняют и конкретизируют  имеющиеся представления о предметах, явлениях. Природоведческая литература раскрывает детям явления неживой природы, помогает установить связи и отношения, существующие в природе. С помощью книги у ребят развивается  познавательный интерес, наблюдательность, любознательность. Читая с ребятами, ставлю перед ними новые вопросы, заставляю присматриваться к окружающей среде.

Природоведческие книги использую в работе с детьми с разной целью. Небольшой рассказ, сказка может предшествовать наблюдению с тем, чтобы поставить задачу, вызвать интерес к предстоящему наблюдению.

Образный язык пословиц, поговорок, загадок, небольших стихотворений помогает  выделить особенности явления, определенные качества предмета, усилить эстетическое восприятие природы.

Книги о природе читаю  детям и после наблюдения. При этом художественные произведения помогают  подытожить увиденное, дополнить, углубить наблюдение, направить внимание детей на дальнейшее восприятие природных явлений.

Ознакомление детей с природой осуществляю в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни.

 Практический метод.

Игра. Для расширения представлений детей о явлениях природы использую  разнообразные игры: дидактические, подвижные, творческие. В них дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретенные знания.

Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм, которые разнообразны по своему содержанию, игровому материалу, игровым действиям, познавательной деятельности.

Дидактические игры

По содержанию

По дидактическому материалу

По характеру игровых действий

По познавательному интересу

Математические

Словесные

Игры-путешествия

Интеллектуальные

Сенсорные

Настольно-печатные

Игры-предположения

Эмоциональные

Речевые

С предметами и игрушками

Игры-поручения

Регулятивные

Музыкальные

 

Игры-загадки

Творческие

Природоведческие

 

Игры-беседы

Социальные

Для ознакомления с окружающим

 

 

 

 

Дидактические игры экологического содержания:

- о многообразии и разнообразии природных объектов;

- о взаимосвязях в природе;

- о человеке как части природы;

- о культуре поведения;

- для развития эстетического восприятия природы;

- для формирования нравственно-оценочного опыта поведения в природе;                                                                              

 - для приобщения к экологической ориентированной деятельности.

Дидактические игры экологического содержания помогают детям увидеть неповторимость не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами.

В процессе общения с природой через игру у детей сформируется  эмоциональная отзывчивость, умение и желание активно беречь и защищать природу. Дети учатся видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвуют  в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимают  важность охраны природы, осознанно выполняют  нормы поведения в природе.

Труд в природе. Труд детей в природе способствует  воспитанию у детей

ответственного отношения к обязанностям. Ухаживая за растениями и животными, дети убеждаются в его необходимости.

В процессе труда дети осознают зависимость растений от удовлетворения их потребностей в свете, тепле, влаге. Они узнали о том, что изменение среды закономерно влечет за собой изменение в состоянии растений. Освоение этих связей и зависимостей оказало на детей влияние на отношение ребенка к труду. Труд стал  более осмысленным и целенаправленным.

В процессе труда дети получили представления о свойствах и качествах растений, их строении, потребностях, основных стадиях развития, способах выращивания, сезонных изменениях в жизни растений; о животных, их внешнем виде, потребностях, способах передвижения, повадках, образе жизни и о его сезонных изменениях. Ребята  научились устанавливать зависимость между средой обитания, образом жизни животного в природе и способами ухода за ними в уголке природы.

Опыты. Для установления детьми причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями использую  в работе элементарные опыты.

Опыт - как способ решения познавательной задачи, возникшей в процессе игр, труда или на занятиях. Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесение известных и неизвестных данных. В результате анализа дети высказывают  свои предположения о причинах явления, выбирают  способ решения – условия и организацию опыта.

- ИКТ. 

В образовательном процессе широко использую компьютерные технологии, при помощи которых дети более подробно узнают о жизни растений и животных, а так же наглядно знакомятся с животным и растительным миром Амурской области. Воспитанники просматривают фильмы и презентации с иллюстрациями и фотографиями;

- Проект.

В своей работе по экологическому воспитанию дошкольников часто использую проектный метод. К каждому проекту создается  необходимая предметно–развивающая среда по теме проекта. Например, для проекта «Огород на окне», создали огород,  с личными посадками овощных культур,

подобрали фотографии, рисунки, иллюстрации, муляжи овощей; для проекта «Зеленая планета 2023» (см. Приложение 2)  подобрали картотеку фильмов о растения и животных Нижегородской области, оформили папку-раскладку «Красная книга Нижегородской области» с фотографиями и рисунками детей.

Проводила  с детьми следующие мероприятия:  «Земля – наш общий дом»» ( Приложение 3),  экологическую викторину ( Приложение 4),  организовала конкурс экологических костюмов  «Природа нижегородской области области в костюмах детей» (Приложение 5); театрализованное представление «Теремок» на экологический лад (Приложение 6), анкетирование родителей (Приложение 4), выступила с докладом на августовской педагогической  конференции по обобщению опыта работы по теме « Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности дошкольника»  (Приложение 6).

Образовательный процесс в полной мере может быть реализован при условии тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.

Работа с родителями.

Цель: вовлечение родителей в непрерывный процесс экологического образования, направленный на формирование экологической культуры детей и взрослых.  

Экологическое просвещение родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений моей работы.

Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения.

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому значительное внимание уделяю работе с родителями, пытаясь достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила, если взрослые сами не всегда ему следуют. Разные требования, предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность или даже агрессию. Однако то, что можно дома, не обязательно должно быть разрешено в детском саду и наоборот. Нужно выделить основные критерии,  требующие совместных усилий от педагогов и родителей.

Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой.

Работу с родителями провожу постепенно и непрерывно. В группах проводятся родительские собрания по вопросу экологического образования детей, например: « Ребенок и природа», «Влияние экологического воспитания на духовное развитие ребенка», «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому» и т.д.  На таких собраниях  родителям разъясняю, какая работа по данной теме проводится в группе, о том какую роль в развитии личности, нравственном воспитании ребенка играют навыки заботливого, бережного отношения ко всему живому, о пользе экскурсий, об участии родителей в этом процессе познания. А также провожу анкетирование, мастер-классы с родителями и детьми, на базе нашей группы организован кружок «Ребенок и природа», на занятия которого приглашаем и родителей. 

В процессе работы выделяю принципы содержания общения родителей с детьми:

·        Доступность. Создаваемые родителями образы природы должны быть реалистичными.

·        Яркость и колоритность образов. Чем ярче выражены особенности природного образа, чем четче они отражены в рассказе или беседе с детьми, тем сильнее они действуют на их чувства и сознание.

·        Объяснение сущности природы, ее явлений.

·        Учет жизненного опыта и интересов детей в процессе приобщения к природе.

·        Приобщение к природе в домашних условиях.

·        Дома должен быть уголок живой природы, в который входят разнообразные комнатные растения, фотографии на тему «природа», журналы и книги о природе.

 Информацию по теме «Экологическое воспитания детей» родители получают в уголке для родителей, на родительских собраниях, консультациях, во время индивидуальных бесед.

Наши  родители принимают активное участие в:

-  фотовыставках;        

- изготовлении рукописных книг «Овощи, фрукты – полезные

 продукты», «Лекарственные растения нашего края», альбомов, создание    костюмов для детей; 

- оснащении уголка природы; 

- сборе коллекций природного материала;

-  изготовлении поделок;

- акциях «Елочка  своими руками », «Посади дерево!», «Поможем птицам!».

- совместных походах в зеленую зону;

- создании библиотеки группы;

- посещении занятий познавательного характера;

Таким образом, экологическое просвещение родителей дает возможность определить воспитание каждого ребенка.

Для родителей были  проведены  консультации: «Экологическое воспитание дошкольников»  (Приложение 8),  «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье» (Приложение 9),  анкетирование родителей по теме «Насколько вы компетентны в вопросах экологии?» (Приложение 10);  «Экологическое воспитание дошкольников» (Приложение 11).

С помощью  родителей были организованы следующие мероприятия:

- фотоконкурс «Запечатли природы чудеса»;

- конкурс рисунков «Природа моего города»;

- конкурс костюмов «Природа нашего края в костюмах детей»;

- конкурс на самую лучшую кормушку для птиц;

- конкурс рисунков « Птицы нашего края»;

- мероприятие  «Земля – наш общий дом»;

- субботники «Сделаем наш участок лучше».

    Для педагогов   провела консультации: «  Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста", «Азбука экологии на прогулке» .

    Для решения проблем использую комплексный подход: специально организованные занятия, работа вне занятий, взаимодействие с родителями.

    Провожу разные по структуре занятия: фронтальные, комплексные, интегрированные, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Для качества повышения уровня образования использую личностно-ориентированный, дифференцированный, индивидуальный подходы, ситуацию успеха (Я могу),  которая формирует у ребенка веру в свои возможности, позволяет предупредить развитие комплексов, снять стрессовые факторы.

Используя вышеперечисленные мероприятия, формы и методы в системе работы по экологическому воспитанию дошкольников к концу года удалось достичь следующих результатов:

Таблица 1Б      Мониторинг  «Уровень  влияния экологического

воспитания  на  духовное развитие личности дошкольника»

2022 – 2023 уч. год      

Направления

Период

уровни

высокий

Средний

низкий

Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира

Начало уч. г.

5

70

25

Конец уч. г.

35

63

2

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности

Начало уч. г.

-

65

35

Конец уч. г.

24

75

1

Формирование первичных представлений об особенностях природы

Начало уч. г.

-

64

36

Конец уч. г.

31

68

1

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия  мира природы

Начало уч. г.

3

64

33

Конец уч. г.

38

61

1

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

Начало уч. г.

-

65

35

Конец уч. г.

20

80

-

ИТОГО

Начало уч. г.

2

66

32

Конец уч. г.

30

69

1

Мониторинг 1Б   Раздел  «Уровень  влияния экологического

воспитания  на  духовное развитие личности дошкольника»

2022 – 2023 уч.г. (%)   старшая группа

Таблица 1В      Мониторинг  «Уровень  влияния экологического

воспитания  на  духовное развитие личности дошкольника»

2022– 2023 уч. год       подготовительная группа (%)

Направления

Период

уровни

высокий

Средний

низкий

Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира

Начало уч. г.

        39

59

2

Конец уч. г.

51

49

0

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности

Начало уч. г.

26

73

1

Конец уч. г.

49

51

0

Формирование первичных представлений об особенностях природы

Начало уч. г.

33

66

1

Конец уч. г.

56

44

0

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия  мира природы

Начало уч. г.

41

59

0

Конец уч. г.

63

37

0

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

Начало уч. г.

21

79

0

Конец уч. г.

44

66

ИТОГО

Начало уч. г.

32

67

1

Конец уч. г.

52

48

0

Мониторинг 1В  Раздел  «Уровень  влияния экологического

воспитания  на  духовное развитие личности дошкольника»

2022 – 2023 уч. г. (%)   подготовительная  группа

          В течение каждого года уровень экологической культуры дошкольников и экологических знаний в разделе «Экологическое воспитание»,  повышался  в среднем на 15 – 20%. Это стало возможным благодаря сплоченной работе воспитателей и родителей, более тщательной и углубленной подготовки  к ОД, и к занятиям кружка, заинтересованности детей и родителей.

Диагностика показывает, что характерным достижением для большинства детей является то, что ребенок радуется встрече с природой, животными и растениями, эмоционально отзывается на проявления их жизни и поведения. По собственной инициативе наблюдает за живыми существами, проявляет элементарную любознательность: задает разнообразные вопросы поискового характера, высказывает суждения. Владеет обобщенными представлениями о живом. Умеет доказывать принадлежность к живому людей, животных, растений. Дети стали понимать нравственный смысл своих действий и поступков.

У детей сформировалась готовность и способность к духовному развитию, ответственному поведению, в группе, благодаря родителям, созданы условия для общения детей с природой, ребята научились видеть и слышать природу, понимать ее законы, высказывать свои суждения.

Анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, а так же анализ усвоения детьми программного материала показывают стабильность и позитивную динамику по всем направлениям развития.

        Вывод:   Подводя итоги работы, хочется отметить, что проводится она не зря. Дети стали замечать то, на что раньше даже не обращали внимания. Теперь они более внимательно относятся к животным и птицам, деревьям и растениям. Любят дежурить, с удовольствием ухаживают за комнатными растениями. В процессе работы стараюсь воспитывать у детей доброту, отзывчивость, любовь к родной природе, желание заботиться о ней. Многие дети, как я замечаю, не ломают веток, не срывают цветы, возмущаются, когда не только их ровесники, но и взрослые ведут себя в этом смысле неподобающе.

        Работа по воспитанию экологической культуры не должна ограничиваться территорией детского сада, необходимо постоянно  заинтересовывать, пробуждать  у детей и родителей желание любить, беречь и охранять природу. Не забывать, что важнейшим условием  воспитания экологической культуры  детей является создание среды, в которой взрослые личным примером

 демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.                                                        

         Работа с родителями также не прошла впустую: мамы и папы пришли к пониманию того, что ребенок «учится тому, что видит у себя в дому», необходимо самим относиться к природе, к красоте родного края так, как к чему-то прекрасному, хрупкому и неповторимому. А маленькие человечки нашего общества, как губки, на примере родителей, будут впитывать эти истины.

 Главное –  умение заинтересовать, пробудить у детей и родителей желание любить, беречь и охранять природу.

        Ежедневно, работая с детьми, мы видим, что влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

 «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.

Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Я хочу, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала –

Не наукой, а частью души!

Литература:

 - Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева А.М.   «Программа от рождения до    школы»;

 - Бондаренко А.К.  Дидактические игры в детском саду. – М.2020

- Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.:        Просвещение,2020

.- Воронкевич О.А.  Добро пожаловать в экологию.

СПб.:Детство – Пресс, 2003.

- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. « Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». – М.: ТЦ Сфера, 2002.

-  Лучич М.В.  Детям о природе. М. Просвещение, 1989.

- Николаева С.Н.  Теория и методика экологического образования детей. - М.: Академия, 2002.

 - Николаева С.Н. «Юный эколог». - М.: Мозаика-Синтез,

- Николаева С.Н.  Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М.: Новая школа, 1995.

- Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду»

- Саморукова П.Г.  Как знакомить дошкольников с природой. – М.:Просвещение, 1978.

- Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»

- Рыжова Н. А. «Волшебница вода»

 - Поляков В. В «Основы безопасности жизнедеятельности»

-  Дик Н. Ф. «Развивающие занятия по экологии для дошкольников»

- Волочкова В. Н., Степанова Н. В.  «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология»

- О.Ф. Горбатенко  «Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях».

- Малашенкова В. П., Борцова Л. В, Неволина Н. Н. «Экологические недели»

- Шорыкина Т. А «Какие звери в лесу»

-Авдеева Н. Н, Князева О. Л., Стеркина Р. Б. «Безопасность»

-Кондратьева, Н. Н. «Экологическое воспитание дошкольников: проблема и некоторые подходы к её решению» / Н. Н. Кондратьева. –СПб. :Мозаика-Синтез, 1992.-265с.   

Приложение

  1. Экологический проект «Зеленая планета 2022».

Цель проекта:

Создание условий развития умений видеть красоту окружающего мира,
способствовать развитию экологического мышления, воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи:

 - Поддерживать интерес дошкольников к  окружающему миру;
-  Побуждать к применению ранее полученных знаний о природе в      рассуждениях и умозаключениях;

-  Развивать речь детей, внимание, умение анализировать содержание вопросов, загадок и давать полный содержательный ответ на них;
- Обсудить важнейшие правила поведения детей в природе.

Тема экологии актуальна в наше время, 2013 год объявлен годом охраны окружающей среды.

Этапы проекта:

Подготовительный:  
Закрепление и повторение знаний детей о животных, о природе;
ОД по изобразительной деятельности, лепке, аппликации, чтение художественной литературы (рассказы, сказки, стихи о животных), беседы об охране и бережном отношении к природе, рассматривание иллюстраций природоведческого характера, дидактические и развивающие игры.
Основной:      
ОД «Красная книга Нижегородской области области»,

ОД по изобразительной деятельности «Растения Нижегородской области»,
Конкурс чтецов «Зеленая планета 2022».

Заключительный:
Экологическая викторина «Путешествие в природу».

Театрализованное представление сказка «Теремок» на экологический лад.

       В общении с природой развивается детская любознательность, расширяется  кругозор, появляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного.

 Большое значение для воспитания у детей любви к родному краю, развития речи,  имеет ежедневное общение с природой.  В результате расширяются и углубляются  представления ребёнка, обогащается его словарь, закрепляется умение связно  излагать свои впечатления о увиденном.

        Любое время года прекрасно,  содержит таинство закономерных  проявлений жизни: то нежное весеннее возрождение и прекрасное осеннее увядание, то зимняя дремота под снегом и буйное воспевание плодов в  пышной летней зелени. Детям стараюсь  показать Чтобы организации  экологической деятельности в детских образовательных учреждениях закономерную  последовательность роста и развития всего живого, его зависимость от сезонных  факторов внешней среды.

      С самого начала учебного года вместе с детьми ведём постоянные наблюдения за изменениями  в природе. Ежедневно осматривали растения на участке: вот появились первые  жёлтые листья, деревья и кустарники стали ещё наряднее. Мы обращали  внимание на форму и окраску листьев, учу по этим признакам определять,  с какого дерева они упали. Предлагала побегать по опавшим листьям, послушать,  как они шелестят и шуршат под ногами. Наблюдали, как стаи перелётных птиц – диких уток, гусей – улетали на юг, в тёплые края.

        А как празднично и красиво выглядели в осеннем наряде наши берёзы!

В группе  читали с  детьми книгу С. Воронина «Моя берёза». Автор говорит о дереве,  как о живом существе, которое радуется теплу и солнцу: умеет защищать себя и в осеннее ненастье, и в зимнюю стужу. На прогулке в  яркий солнечный осенний день дети с интересом рассматривали берёзу. Они отмечали, что веточки у неё гибкие, свисают вниз, на дереве много листьев – сквозь них даже не просвечивает солнце. Мы обращали  внимание ребят на то, что среди зелёных листьев изредка мелькают жёлтые – это первые признаки осени.

     На прогулках и экскурсиях  учу   детей понимать влияние деятельности человека на природу: природоохранительных мероприятий и последствий безнравственного воздействия (загрязнение атмосферы и водоёмов, вырубка леса, уничтожение садов и т. д.).

     Экологическое воспитание детей  провожу в тесной связи с семьёй. Родители  оказывают мне посильную помощь в экологическом воспитании своих детей (скачивают информацию и документальные фильмы о животных из интернета, иллюстрации, изготавливают с детьми кормушки для птиц, приносили семена цветов, помогали засаживать клумбы цветами…).

     Уже на первом родительском собрании «Ребёнок и природа» мы, совместно с родителями, поставили следующие задачи:

1) приучать детей бережно относиться к цветам, деревьям, кустарникам и ко всему живому;

2) заботиться о птицах, животных;

3) учить детей видеть красоту окружающей природы.

      Проведённое анкетирование родителей на тему «Что такое экология и нужно ли её изучать» показало, что взрослых заботит вопрос экологической ситуации в мире. Ещё одна форма работы с семьёй – педагогические ширмы, в которых родителям даю чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Через ширмы знакомлю детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят?  Организовываю консультации, на которых объясняю, что нужно рассказывать  и показывать детям, как собирать букеты из осенних листьев. Ежегодно весной в нашем детском саду проводится субботник, на котором воспитатели и родители окапывают кустарники, обрезают ветки, сажают цветы, а дети помогают взрослым, собирают обрезанные ветки, прошлогодние опавшие листья. Родителям советую ходить с детьми в лес в разное время года (весной - рассмотреть первые весенние цветы и веточки, послушать пение птиц, летом – понаблюдать за бурной жизнью насекомых, осенью – полюбоваться красотой осенних деревьев, зимой – полюбоваться красотой зимнего пейзажа.)

Итог работы.

Подводя итоги работы, хочется отметить, что дети стали более внимательно относиться к животным и птицам, деревьям и растениям. Любят дежурить, с удовольствием ухаживают за комнатными растениями. В процессе работы стараюсь воспитывать у детей доброту, отзывчивость, любовь к родной природе, желание заботиться о ней.  Моя задача – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе,  и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту.

      Надо подавать пример доброго отношения ко всему живому, постоянно обогащать ребёнка впечатлениями, использовать для этого умные игры и пособия. В общении с природой развивается детская любознательность, расширяется кругозор, появляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного.

К 5-6-ти годам у детей формируется представления о связи явлений природы с деятельностью человека. Они понимают, что для жизни растений и животных необходимы определенные условия. Необходимо  расширять и усложнять  поручения взрослых: дети могут помогать сажать и поливать растения, комнатные цветы, кормить домашних животных

Мы, взрослые, должны помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания  происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которые включают:

– представления о растениях и животных как уникальных и

   неповторимых живых существах, об их потребностях и способах

   удовлетворения этих потребностей;

– понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их

   обитания, приспособленности растений и животных к условиям

   существования;

– осознание того, что все живые существа на земле связаны друг с

  другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг

  от друга  зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку,

  то есть биологическое равновесие) и, в то же время, каждое из них

  имеет свою экологическую нишу, позволяющее  существовать

  одновременно.

Неверно было бы думать, что одно лишь постоянное общение с природой

 (экскурсии в лес, на реку, прогулки, рассматривание живописных полотен,

иллюстраций и т. д.) способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, а именно: проводить тематические прогулки,  например, «Ещё прозрачные леса как будто пухом зеленеют»,  «Как молоком облитые, стоят сады вишнёвые»;  учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого  удовольствие и замечая красоту жизни:

 «Что в уголке природы тебе  нравится больше всего? Правда, этот цветок

необыкновенно красив?». Дошкольники должны осознать, что красота никак не определяется утилитарным подходом,  (многие дети считают: то, что красиво, то хорошо, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей  видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической  категории, необходимо развивать их эмоциональную сферу,  ибо чувства  дошкольников ещё недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный («это нравится, а это нет») и субъективный  (например, заяц нравится,  потому что он пушистый и подвижный,  ёж не нравится – колючий) характер.

     Задача воспитателя и родителей  – подвести детей к пониманию того,

что все мы вместе,  и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту. Горе нам, если мы не научили детей любить, щадить природу,  любоваться ею. А для этого необходимо делать всё возможное:

подавать пример доброго отношения ко всему живому, постоянно обогащать ребёнка впечатлениями, использовать для этого умные игры и пособия.

        Экологическое  образование в детском саду уже стало неотъемлемой частью процесса образования и воспитания,  содержаниях разнообразны. Круг тем и задач по ознакомлению детей с природой родного края  довольно широк, форма подачи материала – максимально доступна, а сам процесс ознакомления – интересен и увлекателен.

         Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

 2. «Земля – наш  Общий дом!»

Ход мероприятия:

Ведущий: Здравствуйте, дети! Здравствуй наша планета земля!

Ты можешь удивляться,

Узнав: земля – наш общий дом.

Живут в нём звери, птицы,

И мы с тобой живём!

Ведущий:

- Ребята, нам пришло письмо.

«Мальчики и девочки, приглашаю вас в своё зелёное царство. Буду очень рада видеть вас. Планета Земля!».

Ведущий: - Хотите побывать в зеленом царстве?

Дети: - Да!

Ведущий: А чтобы очутиться в этом зелёном царстве, нужно закрыть глаза и сказать такие слова: Раз, два, три покружись. В зелёном царстве очутись.

- А пропустят нас в зеленое царство его жители, если поймут, что вы действительно любите землю, природу.

Для этого мы поиграем в игру: « Экологический светофор».

Ведущий: В игре  «Экологический светофор» все цвета имеют тоже обозначения, что и на простом светофоре.

Красный свет – природе вред. Жёлтый  - осторожно!

Свет зеленый – так красиво! – Лес сказал тебе «спасибо».

Ко мне приглашаются по 1 представителю из старших, подготовительных групп. Каждому из вас вручается по набору светофора, вам нужно прослушать задание и поднять нужный цвет:

ЖЕЛТЫЙ – предупреждает, ЗЕЛЕНЫЙ – разрешает.

Если в лес пришёл гулять, свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, только, чур не забывай:

1) Знак  - запрещено ломать молодые деревья, ветки деревьев. (Дети светофорят красным).

- Почему? (деревья живые, очищают воздух, украшают землю, служат домом для птиц и некоторых животных).

2) А теперь послушайте рассказ.

« В Галином дворе росла большая вишня. Ягоды на ней были большие и вкусные. Достать их было очень трудно. Галя решила все их достать. Она встала на пластмассовое ведерко нагнула веточки дерева и достала сочные вишенки.» (Дети включают желтый и зеленый свет светофора).

- Почему желтый? (осторожно, если наклонить низко ветку, то она сломается, осторожно, если встать на дно пластмассового ведерка, чтобы достать ветку, ведерко может лопнуть и Галя упадёт)

3) знак – не оставляй мусор в лесу. (дети светофорят красным).

- Почему? (Загрязняется природа, исчезает красота, появляется неприятный запах.)

- Куда же мусор девать? (В специально оборудованное место для сбора мусора: контейнер, яму.)

4) знак – кормушки: привлекайте птиц. (Дети сигнализируют зеленым и жёлтым.)

- Почему зелёным?

(Нужно помогать птицам добывать пищу, а они полюбят  - нашу «птичью столовую»)

- Почему жёлтым?

(Нужно быть осторожным при кормлении кормушек к дереву: привязать крепкой веревкой и ни в коем случае не прибивать гвоздями к  дереву).

5) рассказ.

« Девочки нашли поляну с одуванчиками. Нарвали по букету и сели плести веночки на голову. Пришлось собрать много цветов. Одуванчики быстро вяли и становились некрасивыми. Девочек позвали домой обедать. Они бросили цветы и побежали». (Дети светофорят красным).

- Почему?

(Цветы украшают нашу землю, они дают нектар насекомым, выделяют кислород, одуванчики – лекарственное растение, цветы служат домом для насекомых).

- А где же взять цветы для букета? (вырастить у себя дома на окне, на балконе летом, купить букет).

6) знак – «улыбнись».

- Посмотрите на этот знак. Улыбнитесь. Подарите свои улыбки друзьям.

3.Презентация «Правила поведения в лесу»

Ведущий:

Дом  со всех сторон открыт

Он резною крышей крыт

Заходи в зеленый дом

Чудеса увидишь в нём.

Добро пожаловать в волшебное царство!

Ведущий:

- А теперь я вам расскажу о трех правилах, которые надо знать тем, кто приходит к нам в гости.

Первое правило:  НЕ СОРИ!

Второе правило: НЕ ШУМИ!

Третье правило: НЕ ГУБИ!

Ведущий: Давайте поиграем в игру: « Если я приду в лесок». Я буду говорит вам свои действия, а вы отвечайте. Если я буду говорить хорошо, говорим «ДА», если плохо, то «НЕТ».

Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (да)

Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)

Если мусор уберу, банку закопаю? (да)

Я люблю свою природу, я ей помогаю? (да)

 Знаки поведения в лесу.

Физкультминутка: Игра «Усни -  трава».

Дальний лес стоит стеной,

А в лесу, в глуши лесной

На суку сидит сова,

Там растёт усни - трава.

Говорят, что та сова

Знает сонные слова.

Как шепнет свои слова,

Сразу никнет голова.

По залу стоят стулья по кол-ву детей. Около них стоят дети. На большом стуле сидит «сова».  Под стулом пучок травы. Сова встаёт произносит слова – вначале. Дети садятся на стулья и засыпают. Сова взяв палку произносит слова: « Все вокруг усните, голову склоните». Сова стукнет по стулу палкой, ребята просыпаются и идут за совой, образуется цепочка  из детей. Нужно быстро занять стулья, оставшийся без места, становится «совой».

Ведущий. «Подснежник»

Солнце елочки пригрело, сосны и валежники,

На полянку вышли смело первые подснежники.

Распрямились, расцвели в дни весны погожие

Дети нежные земли, на ребят похожие.

На проталинке стоят, на ветру качаются,

Будто звездочки горят, в лесу улыбаются

Ведущий. -  Что такое подснежник?

                  -  Есть такая игра «Да – нет»,

Игра «Да, нет»

- Это рукотворное? Нет

- Это природное? Да

- Это живое? Да

- Это животное? Нет

- Это растение? Да

- Это высокое? Нет

- Это низкое? Да

- Это комнатное растение? Нет

- Это лесное растение? Да

- Это красивое? Да

- Это цветы? Да

Физкультминутка:

- Колокольчик позвени, деток в зайцев преврати ( под музыку дети прыгают как зайцы).

- Колокольчик прозвени всех снова в деток преврати.

Ведущий. – Ребята, а вы защитники природы?

                   - Тогда давайте вместе с вами произнесём клятву. Повторяйте за мной:

Природу будем защищать

Зря деревья не ломать,

Цветы не будем мы топтать

Зверей не будем обижать

Природе будем помогать

В гармонии, в дружбе

С природой будем жить

Давайте же будем

Природу любить!

Ведущий.:  – Ну раз мы с вами защитники всей природы, значит должны помогать животным, птицам, беречь растения, но и не забывать про водоёмы и рыб.

В домике маленьких рыб, в небольшом озере, стало совсем грязно, давайте поможем рыбкам и очистим водоём.

Игра: «Очисти озеро»

Правило игры: Ставится два таза с водой , в них помещаем пластмассовых рыбок и различный мусор(фантик от конфет, ложку пластмасс. и вилку и т.д.). Цель: взять приготовленную шумовку и вытащить весь мусор. Кто быстрее вытащил, тот и победил.

Ведущий.:  - Славно мы повеселились,

Поиграли, потрудились.

А сейчас, детвора

В детский сад возвращаться пора.

Машет вам ветвями лес, полон сказок и чудес.

Не обидишь леса вдруг,

Будет он тебе как друг.

А завистливых и злых

Ох, не любит лес таких.

Если в лес с добром придёшь,

Много здесь друзей найдешь.

Ведущий: А сейчас вашему вниманию будут представлены  модели детской одежды, изготовленные родителями и детьми нашей группы, под общим названием « Природа нашего края в костюмах детей».

(Дефиле костюмов).

Ведущий.: - Вам понравилось в зеленом царстве? Посмотрите, какие чудесные корзинки оставила нам Земля-кормилица. Спасибо ей большое за такой прекрасный подарок. Мы возьмём корзинки с собой и съедим фрукты в группе. Растите дети большими, и берегите землю, она вернет вам заботу о себе – хорошим здоровьем, щедрым урожаем, веселым пением птиц, красотой зелёного царства Природы.

(Звучит любая фонограмма про природу, дети расходятся по группам).

4.Экологическая викторина «Путешествие в природу»

Цели и задачи:

Поддерживать интерес дошкольников к окружающему миру,  способствовать формированию знаний о животных, развитию экологического мышления и творческого воображения, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности, развивать речь детей, внимание, умение анализировать содержание вопросов, загадок, и давать полный содержательный ответ на них.

Задачи:

- Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре, любовь к родной природе и интерес к жизни животных.

Материал: корзинка с Книгой Природы, эмблемы «Бурундучки», «Белочки» по количеству детей, разноцветные фишки, загадки о животных, разрезные картинки бурундука и белки, изображение животных-2 экземпляра, картинки-модели с изображением «жилищ» животных, картинки с изображение хвостов животных, призы детям, музыкальные фонограммы, атрибуты для спектакля «Теремок».

 Предварительная работа: занятия по познавательному развитию о животных, занятия по изобразительной деятельности, лепке, аппликации, чтение художественной литературы (рассказы, сказки, стихи о животных), беседы об охране и бережном отношении к природе, рассматривание иллюстраций в Красной Книге Амурской области.

Участники викторины: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, «Мудрецы» (члены жюри), сказочный персонаж Старичок-Лесовичок.

Ход викторины:

(В музыкальный зал под музыку входят дети и взрослые).

Ведущий:

- Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, в гости к Природе. Природа может рассказать вам много интересного о деревьях и травах, кустарниках и мхах, грибах и насекомых, птицах и зверях. Наше путешествие будет интересным и очень весёлым!

(Звучит музыка «Звуки леса», появляется Старичок-Лесовичок)

Лесовичок:  - Здравствуйте, друзья!

Ведущая:  - Здравствуй, гость невиданный! Кто ты такой и откуда к нам пожаловал?

Лесовичок:

Я – Старичок - Лесовичок.

Домик мой в глуши лесной.        

Лес стоит глухой стеной,

И деревья, и цветы.

Льется солнце с высоты.

Стукнул дятел по сосне,

Я кричу: «Лети ко мне,

Побеседуем вдвоем

В светлом домике моем».

Заяц прыгнул на лужок,

Говорю: «Привет, дружок!

Зайка вздрогнул,

вбок скакнул

И в кусты улепетнул.

Ой, трусишка! Ой, чудак,

У меня же нет собак!

Белки, лисы, дикий гусь –

Я со всеми подружусь,

Я гуляю без ружья,

Сторожу покой, друзья.

Ведущая:  - Мы рады такому гостю. Скажи, Старичок -  Лесовичок: почему ты к нам именно сегодня пожаловал?

Лесовичок: - Я пришел к вам, потому что птички мне прощебетали, что вы любите бывать в гостях у Природы. Поэтому я хочу вас туда позвать. Я лесной житель, в лесу мне все знакомо. А ещё у меня лесу много друзей, которые вас ждут и хотят с вами поиграть. Я храню Книгу Природы – в ней собрано много интересных игр и заданий. (Лесовичок достает толстую книгу из корзины и показывает ребятам.)

- Ребята, хотите узнать, кто мои друзья и поиграть с ними? Что бы играть было веселей, нам нужно разделиться на две команды. Команды будут играть, выполнять весёлые задания из Книги Природы и получать за это разноцветные фишки. Чья команда во время нашего путешествия в Природе наберёт большее количество фишек – та и выиграет!

- С нами сегодня отправится в путешествие еще одна команда – команда «Мудрецов». (Представление жюри.) Они будут наблюдать за нашими играми, и раздавать фишки.

I задание: «Собери картинку»

Лесовичок: - Узнать название вашей команды, можно собрав разрезные картинки. Они находятся в моей волшебной Книге Природы. (Лесовичок раздаёт конверты обеим командам, и даёт детям задание собрать разрезные картинки).

- Приветствуем команды: первая команда «Бурундучки», вторая «Белочки»

- Команды поприветствуйте друг друга! (Дети рассказывают стихи).

1. команда «Бурундучки»:

У нас в полосках спинка,

Хвостик легкий, как пушинка.

Все запасы, как в сундуки,

Прячут в дупла ...Бурундуки! (Машут руками).

2. команда «Белочки»: (

По деревьям акробатки

Прыгаем не для зарядки:

Шишки спелые найдём,

В кладовые отнесём.

Быстрые как стрелочки

Так ведь мы же…Белочки! (Машут руками).

(«Мудрецы» надевают детям эмблемы с изображением названий команд и оценивают выполнение задания).

Лесовичок: - Ну, вот вы и получили первые фишки за то, что правильно собрали картинки. А теперь отправляемся в путь по лесной тропинке! (Дети друг за другом вслед за Старичком-Лесовичком двигаются под музыку по залу). Команды присаживайтесь на «брёвнышки» (стульчики), отдохнём.

- А теперь пришло время познакомиться с моими лесными друзьями. Я загадаю вам о них загадки из Книги Природы.

II задание: «Загадки» (После каждого ответа детей, Лесовичок интересуется, почему они так считают).

Цель: Развивать логическое мышление.

1. Быстрый маленький зверек по деревьям скок-поскок. (Белка.)

2.Травы копытами касаясь,
  Ходит по лесу красавец,
  Ходит смело и легко,
   Рога раскинув широко. (Лось).

3. Не мышь, не птица, в лесу резвится,

    На деревьях живёт и орешки грызёт (Белка).

4. Великан в лесу живет,

   Он - сладкоежка, любит мед.

   Когда испортится погода,

  Он спать ложится на полгода.(Медведь)

5. Посмотрите-ка какая!

    Вся горит, как золотая!

    Ходит в шубке дорогой,

    Хвост пушистый и большой,

    На увертки мастерица.

    Как зовут ее? (Лисица.)

6. Что за зверь лесной
   Встал, как столбик, под сосной
   И стоит среди травы —
   Уши больше головы? (Заяц)

7. Позапасливее всех я:

    У меня, друзья, щека –

    Вроде сумки для орехов

    Или скажем, вещмешка. (Бурундук)

8. Бурый, косолапый
     По лесу бредёт.
     Любит «одолжить» он
     У лесных пчёл мёд. (Медведь)

9. Длинные ушки, быстрые лапки.
     Серый, но не мышка.
      Кто это?..(Зайчишка)
10.  Рыжая плутовка
      Спряталась под ёлкой.
      Зайца ждёт хитрюга та.
      Как зовут её?..(Лиса)
11. Он в берлоге спит зимой,
     Под большущею сосной,
     А когда придет весна,
     Просыпается от сна. (Медведь)
(«Мудрецы» оценивают выполнение заданий).

Лесовичок:-  Вы познакомились с моими друзьями. Все они живут со мной в лесу, но у каждого есть своё жильё! Попробуйте их расселить.

III задание: «Кто где живёт?.»

Цель: Закреплять знания детей о «жилищах» животных. Формировать навык пользования моделями.

(Лесовичок раздаёт каждой команде карточки-модели разных «жилищ» и картинки с изображением животных).

«Дупло» -  белка,

«Нора» - лиса, бурундук, горностай, соболь,

«Берлога» - медведь,

«Куст, дерево» - заяц, лось.

(«Мудрецы оценивают выполнение задания»).

IV задание: «Кто в какой сказке живёт?»

Цель: Закреплять знания сказок о животных, развивать память.

«Три медведя», «Маша и медведь», «Лиса и волк», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Теремок», «Мешок яблок» и др.

(«Мудрецы оценивают выполнение задания»).

Лесовичок:- Молодцы, ребята, вижу, любите вы моих друзей, много сказок о них знаете. Но чтобы попасть к ним в гости нужно пройти через болото. В моём лесу много болот, топких мест. Нужно быть очень внимательными, гуляя по лесу. Нам с вами нужно добраться до полянки, не замочив ножки, по кочкам. Вперёд!

(Дети двигаются по залу, перепрыгивая с кочки на кочку).

Лесовичок: - Вот мы и добрались до полянки, на этой полянке стоит «Теремок». Давайте тихонечко сядем на «пенёчки» (стульчики) и посмотрим, про что нам расскажут мои друзья.

Действующие лица:

 

– Ёж

– Медведь

 – Мышка

 – Петушок

– Лягушка

 – Ведущая.

Ведущая:

-   Мы животных очень любим,

Их не будем обижать,

И про них сегодня дружно

Будем петь, стихи читать.

А ещё играть, играть!

Лесовичок:

- Ребята, понравилось вам сказка? Чем? Что больше понравилось? (ответы детей).

Лесовичок:

- Летом на солнечных лужайках часто можно увидеть мальчишек и девчонок с сочками для ловли бабочек. Скажите, можно ли ловить их? (нет) Конечно. Ведь они только живые красивые.

I задание: «Освободи бабочку»

На веревке привязаны выполненные из цветной бумаги бабочки. Игрок с завязанными глазами должен срезать «бабочку» с веревки. На ней приз – конфета.

Лесовичок: - Сколько удивительного в Природе, сколько много жителей там живёт. Природа всех встречает с радостью, но нам надо знать как вести себя в гостях у Природы, что бы не нарушить её красоту и не беспокоить её жителей. Давайте вспомним правила поведения в Природе.

II задание: «Назови знак»

Цель: Закреплять правила бережного поведения в Природе.

(Команды подходят к столам и из всех знаков выбирают соответствующие, по очереди называют правила и показывают знак, «Мудрецы» оценивают выполнение задания).

- «Не разводить костёр»,

- «Не шуметь»,

- «Не ломать ветки»,

- «Не рвать растения»,

- «Не разорять птичьи гнёзда»,

- «Не трогать детёнышей животных».

Лесовичок: - Вижу, ребята, вы знаете правила поведения в Природе, я очень рад этому. А мне нужно прощаться и собираться в путь-дорогу. Жду вас у себя в гостях! На прощание я хочу оставить вам свой наказ. Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей;
Она – твой давний, добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Нас много, а она одна

Ведущая: - Ребята, понравилось вам путешествие в Природу со Старичком-Лесовичком? С какими животными вы встретились? (Дети ещё раз называют). Мы с вами очень весело играли, но пришло время подвести итоги, сколько  разноцветных фишек вы заработали в своём путешествии. Слово – «Мудрецам».  (Председатель жюри оглашает общие оценки за все конкурсы, поздравляет детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние экологического воспитания на развитие позновательных процессов

В своей работе использую современные технологии: ТРИЗ, мнемотехнику, сказкотерапию, кроме того  чтение и просмотр художественных произведений, загадок и проч. В совместной с детьми деятельности и...

Влияние экологической культуры на духовно-нравственное здоровье старших дошкольников с нарушением речи

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Встречи с природой помогают формировать реалистические знания об окружающем мире, гу...

Опыт работы по теме "Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности дошкольника"

Материал содержит описание опыта работы по данной теме, его актуальность, цели, задачи, диагностику полученных результатов....

Влияние экологического воспитания на развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста является актуальной проблемой. Для современного общества характерна потеря ценностных ориентиров, оторванность от культуры. Это постепенно м...

Опыт работы "Влияние экологического воспитания на духовно-нравственное развитие личности дошкольника"

Экологическое воспитание - самое важное в наше время. Воспитанники, получившие определенные экологические представления, будут бережней относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровлени...

Доклад «Влияние экологического воспитания на развитие ребенка»

Доклад «Влияние экологического воспитания на развитие ребенка»    «Мир окружающий ребенка – это прежде всего Мир...

Влияние экологического воспитания на развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста

Пусть будет в человеке всё прекрасно:И мысли, и поступки, и душа,В гармонии с природой и с собоюНа свете, чтобы жили малыши,Воспитывайте в детях, берегите,Храните экологию души!...