Влияние экологического воспитания на развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.
статья на тему

Туз Рита Николаевна
Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста является актуальной проблемой. Для современного общества характерна потеря ценностных ориентиров, оторванность от культуры. Это постепенно может поставить наше общество перед угрозой моральной деградации. Утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение задачи формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

 «Экологическое сознание требует подкрепления чувством, эмоционально целостным, глубоко нравственным отношением к природе, обществу, людям. Вся нравственная направленность ребенка должна быть ориентирована на развитие таких чувств и состояний, как любовь, волнение совести, переживание общения с природой и людьми в качестве высшего счастья. Природа вненравственна, она по ту сторону добра и зла. Ее величие и спокойствие помогают осознать свое место в ней. Необходимо развить чувствование гармонии, способность восторженного отношения, переживания прекрасного, восхитительного, возвышенного» 

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии, в этом возрасте происходит закладка основы интеграции целостной личности. Ребенок активно выделяет себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, начинают формироваться основы нравственной позиции личности, которые ярко проявляются во взаимодействии дошкольника с природой. Поэтому здесь возможно формирование у детей не только системы экологических знаний, норм и правил правильного поведения в природе, но воспитание сопереживания к ней, активное решение посильных экологических проблем. Объем накопления знаний о природе не должен являться самоцелью. Они будут необходимы для выработки действенного и эмоционально-нравственного отношения к миру природы. Новые экологические знания повлияют на весь образ действий ребенка, если будет охвачена не только рациональная сфера, и эмоциональная.

Дошкольное учреждение является начальным звеном непрерывного экологического образования. В большинстве случаев методы нравственного воспитания, применяемые в современных дошкольных учреждениях, направлены на формирование у дошкольников моральных представлений, суждений, оценок. Вполне возможно, что они в дальнейшем станут фундаментом морального поведения. Но существует и другое мнение: нет соответствия между знанием моральных норм и их выполнением. Следует полагать, что определенная линия нравственного воспитания окажет положительное влияние на становление личности. Но настоящая нравственность развивается в дошкольном возрасте не через усвоение моральных норм, самооценку и самосознание, а «посредством воспитания особого видения другого и отношения к нему» [10]. Своими исследованиями психологи установили: любому действию человека должны предшествовать готовность и способность действовать. Сознание формируется в процессе деятельности. А.Н. Леонтьев говорил о необходимости формирования готовности к правильному взаимодействию с окружающей природой, отмечал эмоциональную сторону – восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально положительное отношение к ее объектам, мотивам поведения. Для детей – дошкольников актуальны эмоциональные переживания, процесс общения с природой, экологическая активность. Поэтому педагогическая деятельность должна быть направлена на развитие чувства общности с природой, сопричастности с ней.

В работе по экологическому воспитанию детей, педагогами используются в комплексе самые разнообразные формы и методы. Эффективность решения поставленных задач зависит от вариативного и многократного их использования.

Уже стали традиционными такие формы работы как: наблюдения, прогулки, НОД, проведение опытов, экскурсии, игровые обучающие ситуации, чтение художественной литературы на экологическую тему. Кроме того, воспитатели ДОУ приобщают дошкольников к экологическому образованию и воспитанию посредством игровых педагогических технологий, опирающихся на социально-творческую деятельность и нормы нравственности, принятые в человеческом обществе, используют проекты, природоохранных акции.

Но мы полагаем, что одним из важных направлений работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста нравственных чувств является участие в работе экологического театра.

Экологический театр, благодаря своему мощному воздействию на эмоциональную сферу ребенка, может раскрыть сложные вопросы по охране окружающей среды.

Как известно, ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника является игра. В игре формируются многие жизненные навыки. Такую игру, как театр, многие дети и взрослые могут с удовольствием разделить совместно. Это не просто развлечение, а способ познакомиться с жизнью братьев наших меньших, проблемами их выживания в естественных условиях, экологической обстановкой целого города.

Следует отметить, что экологически ориентированная театральная деятельность позволяет детям действовать в ролевом плане, почувствовать себя в образе разных живых существ и людей, которые за них в ответе. Это лучший способ воспитания нравственности, как у актеров, так и у зрителей. Театральная постановка позволяет дошкольникам легче вникнуть с суть информации и глубже понять и запомнить ее, спектакли легко воспринимаются зрителями любого возраста.

Для неосознанных движений души силою инстинкта и воображения ребенок создает ту обстановку и положение, которые не дает ему жизнь. Обратив внимание зрителей на какую-либо злободневную экологическую проблему, спектакли вселяют надежду, не оставив чувства безысходности, призывают присоединиться к движению «зеленых» и действовать.

Во время работы над ролью дети пытаются анализировать действия своего героя, это развивает логику, формируется умение высказывать свою мысль, глубже понять окружающий мир, уважительное отношение друг к другу, преодоление трудностей общения и неуверенность в себе (социализация), красиво говорить (речевое развитие). Вместе с режиссером спектакля детям приходится анализировать моральные нормы поведения персонажей. Изготовляя декорации для спектакля необходимо проявить аккуратность, бережливость и терпение.

Планируя постановку, рассматривать нужно определенную тему и проблему (например, «Растения»). Не просто порой бывает свести проблему исчезновения семейства растений к очень узкому и понятному всем вопросу. Герои-персонажи спектакля должны найти решение предлагаемым в спектакле обстоятельствам.

Разыгрывая роль отрицательного персонажа, ребенок некоторые отрицательные черты может заметить и в себе и постараться преодолеть их, положительные черты – укрепить в своем характере. Такое педагогическое влияние на душу ребенка происходит в процессе игры, без назиданий и принуждения.

Сценарий не должен превышать 15-20 минут и быть загружен большим количеством участников. Пяти — шести человек, имеющих роль главных героев вполне достаточно. Работа над спектаклем длится довольно долго и начинается с составления календарно – тематического плана работы кружка

и подбора литературного материала.

Выбирается или готовый сценарий, или литературная сказка, которые должны отвечать следующим требованиям:

  • быть высокохудожественными произведениями;
  • быть проникнутыми любовью к природе;
  • динамичными по сюжету.

Цель экологического театра можно сформулировать так: формирование активной жизненной позиции, экологического мировоззрения у дошкольников, развитие чувства коллективизма, формирование опыта нравственного поведения, ответственности.

Известно, что экологический театр выступает как средство интеграции методов, форм организации, содержания, условий и различных видов экологически ориентированной деятельности дошкольников. В экологическом театре на практике реализуются пути приобщения развивающейся личности как культуре материальной, так и ценностно-смысловой, духовно-нравственной.

Отсюда вытекают и задачи экологического театра:

Обучающие:

  • углубление имеющихся представлений детей в области экологии;
  • формирование знаний о существующих экологических проблемах;
  • усвоение новых знаний о правильном природопользовании через игру.

Воспитывающие:

  • привитие любви к природе родного края;
  • воспитание экологической культуры.

Развивающие:

  • развитие положительных качеств характера;
  • -развитие сферы чувств, сочувствия, сопереживания;
  • развитие творческой личности, индивидуальных задатков и способностей;
  • формирование навыков общения со сверстниками.

Детский экологический театр является более эффективной формой нравственного воспитания, чем лекции, беседы, которые порой вызывают лишь чувство тоски.

Участие в театральной постановке формирует умение детей импровизировать и находить верное решение из создавшейся проблемной ситуации. А нынешнему обществу необходим человек новой формации, который бы решительно смог войти в современную ситуацию, овладеть проблемой, смог бы путем проб и ошибок найти верное решение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание толерантности и патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста

Толерантному, интернациональному и патриотическому воспитанию детей в нашей стране уделяется большое внимание. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной кр...

Национальная культура и воспитание нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях

Целью педагогического проекта "Национальная культура и воспитание нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях" является разработка и апробация модели...

Влияние экологического воспитания на развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста

Пусть будет в человеке всё прекрасно:И мысли, и поступки, и душа,В гармонии с природой и с собоюНа свете, чтобы жили малыши,Воспитывайте в детях, берегите,Храните экологию души!...

Консультация для родителей на тему "Воспитание нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста".

Воспитание нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста...

Сказка, как средство формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста

в статье рассматриваются педагогические условия формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста...