Сказка, как средство формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)

 в статье рассматриваются педагогические условия формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказка как средство формирования нравственных чувств у детей

старшего дошкольного возраста.

Старший дошкольный возраст является периодом активного освоения этических норм, правил, установления нравственных чувств и наклонностей. Наиболее важным этапом в формировании механизмов поведения и деятельности является становлении индивидуальности дошкольника в целом. Это обусловлено значительными изменениями, которые происходят в эмоционально-волевом, умственном развитии детей, развитие мотивационной сферы, общение со сверстниками и взрослыми, особенно приобретенным уровнем нравственной культуры. По этой причине возрастают возможности нравственного воспитания старших дошкольников.

Период времени от трех до шести лет, который относится к дошкольному возрасту, вносит значительный вклад в психическое развитие ребенка. В этот период ребенок многое приобретает, что сохраняется с ним на много лет, определяя его как личность и дальнейшее интеллектуальное развитие.

Сказка одно из главных нравственных и педагогических средств становления личности, так как сопутствует ребенка с рождения. Сказка, созданная с давних времен, до сих пор жива, затягивает детей как содержанием, так и своей формой. Сказка - это история о фактически невероятном, где в обязательном порядке присутствует что-то фантастическое и странное: животные могут разговаривать, а обычные предметы на самом деле волшебные. По всей видимости, нет такого человека, который бы не слушал сказку в детском возрасте. Сказка сопровождает ребенка на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство малыша с миром литературы, человеческих отношений и окружающим миром в целом. В реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми закрепляются нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие), ярко представленные в образах героев, которые регулируются желаниями и поступками ребенка. Композиция сказки, живое противопоставление добра и зла, фантастические образы, характерные причинно-следственные связи и события, доступные для понимания ребенка, делает сказку особенно любопытной и волнующей для детей. Она представляется ценным инструментом развития нравственной здоровой личности дошкольника.

При слушании художественного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он пытается подражать любимым персонажам. Так возникает механизм нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не принимал участие. Литературные герои фиксируются в сознании ребенка в соответствии с определенной характеристикой. Дошкольнику очень трудно отнести себя к отрицательному персонажу. Так, ребенок, понимая, что нарушил нравственную норму, не может отождествлять себя с Карабасом, а уверяет, что поступил как Буратино, - отмечает С.Г. Якобсон.

В XX веке сложились следующие группы сказок, однородные по составу персонажей, по мотивам и сюжетам, приёмам построения и другим стилевым признакам, составляющим разновидности сказочного жанра: - сказки о животных (животный эпос); - волшебные (или чудесные) сказки; - социально-бытовые сказки; - авантюрно-новеллистические сказки. Последние две группы сказок очень близки друг к другу, но фантастический элемент в них служит целям юмора и сатиры.

Определенный стиль сказок раскрывает дошкольникам путь нагляднообразного и наглядно-действенного постижения мира человеческих взаимоотношений, что вполне адекватно психологическим особенностям детей. Сказка способна предоставить ключи для того, чтобы помочь ребенку узнать мир, одарить его воображение и научить критически воспринимать окружающее, войти в действительность новыми путями. Понимание и проживание через сказку дают возможность ребёнку распознать и определить личные переживания и собственные психические процессы, осознать их смысл и важность каждого из них.

В поступках и действиях сказочных героев противопоставляются трудолюбие и леность, добро и зло, храбрость и трусость. Расположения дошкольников часто притягивают те герои, кому характерны: чуткость, любовь к труду, решимость. Дети радуются, если торжествует добро, когда герои одолевают трудности и наступает счастливый финал.

В сказках возможно отыскать целый список людских трудностей и образные способы их решения. Прослушивая сказки, дошкольник бессознательно накапливает некоторый символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» способен активизироваться в случае надобности, а не будет ситуации - останется пассивным. И если с ребенком размышлять над каждой прочитанной сказкой, то знания, зашифрованные в них, будут находиться не в пассиве, а в активе, не в подсознании, а в сознании. Таким образом возможно подготовить дошкольника к жизни, сформировать важнейшие ценности.

Сказка значима своим естественным воздействием на ребенка, где мораль непосредственно вытекает из поступков и действий персонажей. Поэтому значение многих методических приемов заключается в том, чтобы упростить дошкольникам процесс слушания и понимания (помочь запомнить и глубже пережить сказку). Естественно, приемы позволяют лучшему усвоению текста, более серьезному восприятию ее в целом. Данным целям отвечает, в первую очередь, такой метод, как выразительность чтения. При постановке сказку можно соединить с песнями. Можно порекомендовать детям подобрать из выученных ранее песен те, которые могут петь герои сказок. Рассказывание и повторное чтение можно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово способствует созданию зрительных образов, которые в дальнейшем изображают дети. Задача педагога поощрить многообразное изобразительное искусство.

Довольно популярным способом, усиливающим влияние слова и содействующим наилучшему его осмыслению, считается рассматривание иллюстраций в книге. Рисунок-изображение, принадлежащий к конкретной части текста, объясняющий какой-то момент. Он может быть полностью осмыслен, в такой последовательности, в которой иллюстрации размещены в сказке, однако уже после чтения. Необходимо обучать детей долго рассматривать иллюстрации, расценивать картинки, распознавать в их героев прочитанной сказки. Начиная со старшей группы, детям можно задавать вопросы, направляющие их внимание на средства выразительности в рисунках, показывая какую-нибудь иллюстрацию, вновь обращаться к тексту, повторно зачитать эпизоды, в которых описывается изображенное на рисунке. Таким образом, осуществляется взаимосвязь между восприятием текста и иллюстрацией.

Таким образом, можно сделать вывод, что необходимо найти педагогическую сущность тех или иных сказок, их воспитательные возможности, обязательно соотнося с требованиями времени. Методика работы со сказками в дошкольном образовательном учреждении осуществлена качественной неоднородностью этого жанра. Чтобы дошкольники при чтении сказок усваивали глубину содержания «Сказочного мира», его метафоричность, нравственный и социальный смысл, эмоциональный подтекст. Педагогу при руководстве чтением сказок необходимо опираться на литературоведческую специфику сказочного жанра, целенаправленно формировать у дошкольников оптимальный объем умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Реализация проекта «Юные патриоты», как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ».

Патриотическое воспитание – одна из главных целей деятельности системы образования. Работа по формированию общегражданской целостности российского обще...

Из опыта работы на тему:" Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста"

Малыши нуждаются в ярких интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детск...

Из опыта работы на тему:" Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста"

Малыши нуждаются в ярких интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детск...

Сообщение на тему «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста».

 На современном этапе, когда происходят существенные изменения в социуме, одним из приоритетных направлений организации работы с подрастающим поколением является воспитание чувства патриот...

Пение, как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Методическая разработка "Пение, как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста"....

Обобщение опыта «Народные промыслы как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Цель: личное повышение профессиональной квалификации по вопросу развития художественных способностей  и формированию патриотических чувств детей у меня, как у педагога; расширение  знан...

«Сюжетно-ролевая игра как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста».

Патриотизм – явление, которое имеет сложный комплекс свойств и характеристик, проявляющих себя на различных уровнях социальной системы....