Статья "ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВЫХ ЗАНЯТИЙ"
статья на тему

Зарубина Ольга Сергеевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zarubina_o.s._statya.docx19.76 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВЫХ ЗАНЯТИЙ

Зарубина О.С.

Педагог-психолог

МДОУ «Брусничка» п. Тубинский.

Чувство - особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Чувство, как эмоциональное отношение человека к многообразным явлениям и сторонам действительности, выявляет в характере этого отношения особенности данного человека, его моральные убеждения, его внутренний мир. Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные. Те высокие нравственные, эстетические, интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Этическое развитие ребенка, формирование его моральных представлений связано c развитием эмоциональной сферы дошкольника. Нетрудно передать ребенку значения об этической норме, требовать контролировать выполнение ребенком моральных правил. Гораздо труднее выработать у него определенное отношение к моральной норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому. Знаний этических норм недостаточно для того, чтобы ребенок самостоятельно, по собственному желанию поступал нравственно. Таким образом, особенность нравственной регуляции поведения включает требования к человеку самому оценить свои действия и соответствующим образом направлять свое поведение. Оценка нравственности поступка становится внутренним регулятором личности.

Движущей силой в преодолении поведения, не соответствующего нравственной норме, является противоречие между представлением ребенка о себе как хорошем и квалификации своего поступка как плохого. К концу дошкольного возраста появляется еще более высокая осознанность поступков. В этот период важно формировать у дошкольника критическое отношение к тому, что не дозволено. Родители и педагоги используют ситуации, в которых ребенок может дать оценку собственным действиям. Взрослые побуждают оценивать поступок: «Кому ты помогал сегодня?», «Что ты делаешь для того, чтобы поднять маме настроение?» Эмоциональные проявления старших дошкольников показывают, как разнообразны чувства детей, как полна их жизнь.

Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Уже в раннем детстве ребенок усваивает элементы нравственного поведения, простейшие правила общения с окружающими. В два-три года ребенок способен проявлять элементарные чувства отзывчивости, доброжелательности, уважения. Если ребенка правильно воспитывать, он старается вести себя так, чтобы заслужить одобрение близких. В три-четыре года ребенку доступны несложные формы организации поведения: не разговаривать громко, не толкать прохожих. Пятилетние дети учатся оценивать свои и чужие поступки, поэтому важно формировать в них восприимчивость к положительным примерам и отрицательное отношение к плохим. У них появляются оценочные суждения о собственном поведении «я вел себя хорошо», «своим поступком я огорчил маму». Моделируя человеческие взаимоотношения в игровой форме, создается необходимость вступления в контакт со сверстниками, в результате чего возникает «Детское общество». Оно является предпосылкой для развития нравственности, ведь для успешного взаимодействия друг с другом дети строят свои отношения на основе нравственных норм.

В процессе проводимых мной игровых занятий с детьми старшего дошкольного возраста, я обратила внимание, что они способствуют нравственному формированию личности. Занятия эти интересные, познавательные, и в большей мере носят воспитательную функцию. Занятия имеют свою структуру и проводятся по следующим этапам:

1этап - введение в тему.

Цель: выяснить, что знают дети об этике отношений между людьми. Предлагаю детям проблемную ситуацию, из которой каждый ребёнок должен найти выход – «Представьте себе, что вы идёте с детского сада домой одни и видите, как мальчик толкает маленькую девочку в лужу. Туфли её намокли, бант на голове еле держится, а по лицу текут слёзы. Давайте поможем девочке. Как мы можем это сделать?» Здесь дети начинают думать и предлагать различные варианты помощи. После решения этой ситуации, дети приходят к пониманию того, что бывают разные поступки: плохие и хорошие.

2 этап - основной.  Беседа о настроении. Для этого провожу игру «Определи настроение членов семьи». Я предлагаю детям рисунки с изображениями членов семьи в разном настроении. «Какое настроение здесь у мамы и сына? Почему?» Предлагаю детям в игре придумать по этим фотографиям определенную ситуацию. Дети начинают задумываться, кто-то придумывает просто, а кто-то вспоминает ситуации из личного опыта. И здесь уже начинается диалог, где дети могут высказать и свои переживания. Я продолжаю диалог: «Знаете ли вы, что плохое настроение бывает и у ваших близких людей? Почему? От чего зависит настроение мамы или папы. Я узнаю, как вы понимаете причину настроения ваших близких в игре «Закончи предложение»:

Сестренка плачет из-за...

Папа расстроен из-за...

Бабушка посмотрела на меня строго, потому что...

Мама огорчилась, потому что...

Дедушка сердитый, потому что…

- «Что надо сделать, чтобы улучшить настроение близкому человеку? (Здесь даю детям несколько секунд подумать и ответить). Знаю, что это не просто, но если вам удастся порадовать близких людей, вы будете настоящим другом, готовым всегда придти на помощь».

- «Бываете ли вы внимательными к настроению, самочувствию своих родных?» (Идет диалог с обсуждением).  В процессе всей этой беседы дети получают знания о взаимосвязи настроения с поступками окружающих, учатся определять настроение.

3 этап – заключительный. Цель: закрепление представлений детей о чувствах по средствам реализации игровых действий.

Предлагаю детям поиграем в игру «Чудо-дерево». Задание: придумайте, чем вы можете порадовать кого-то из членов семьи! На каждое предложение можете взять по одному зеленому листочку из «корзины Добрых дел». Эти листочки будут символизировать ваши добрые дела. Прикрепим их к нашему «Чудо-дереву»!

Дети по одному подходят к корзине коротко рассказывают о каком-либо деле для близкого человека, берут листочек и прикрепляют его к веточкам дерева. «Посмотрите, как зазеленело наше дерево! Так и в семье жизнь будет радостнее, если все близкие станут внимательнее друг к другу.

- Хотите ли вы сегодня порадовать кого-то и улучшить настроение? Чем мы можем сейчас порадовать друг друга? Предлагаю  игру  «Сделай комплимент».

- Посмотрите на эти картинки-символы! Как вы думаете, что они обозначают? (членов семьи). Как вы их узнали? Мы раскладываем картинки-символы на столе изображением вниз. Дети парами подходят к столу, выбирают себе символы и составляют диалоги-комплименты.

- Ребята, я предлагаю вам продолжить эту игру дома, сделайте комплименты всем своим близким и поднимите им настроение».

После проведения таких игр, я вижу, что дети становятся дружелюбнее, более отзывчивыми, у них меняется отношение друг к другу.

Таким образом, неоценимо значение игры для нравственного формирования личности дошкольника, ведь ребёнок учится чувствовать при выполнении правил в ролевых отношениях и при общении со сверстниками в реальных отношениях.

Чтобы подвести итог всему сказанному выше, повторимся, что специфика нравственной регуляции выражается в том, что один человек является и объектом, и субъектом нравственных требований: нормы, которые он выполняет должны быть им приняты, осознаны и должны стать мотивами его поступков. Ребенок должен усвоить не только форму (знания в области нравственности, внешнее соблюдение нравственных требований), но и сами отношения, возникающие между людьми (их внутренний смысл, мотивы). Вероятнее всего, ребенок сначала приобретает знания о нравственных нормах, которые при условии его воспитания, становятся мотивами его поведения.

Литература:

1. З. М. Богуславская, Смирнова Е.О. «Роль игры в нравственном развитии ребёнка». М.: «Просвещение», 1991.

2. А. В. Запорожец «Воспитание эмоций и чувств у дошкольника» «Просвещение», 1989.

3. О.В. Нифонтова «Учим детей разрешать конфликт. – М.:ТЦ Сфера, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности в условиях реализации ФГТ

Нравственное развитие – одна из важнейших составляющих полноценной и успешной социализации личности ребенка.  Оно включает в себя воспитание нравственных качеств у детей, восприятие эталонов добр...

Модель формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности в условиях реализации ФГТ

Нравственное развитие – одна из важнейших составляющих полноценной и успешной социализации личности ребенка.  Оно включает в себя воспитание нравственных качеств у детей, восприятие эталонов добр...

Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к мордовскому декоративно – прикладному искусству

Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к мордовскому декоративно – прикладному искусству...

Влияние экологического воспитания на развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста является актуальной проблемой. Для современного общества характерна потеря ценностных ориентиров, оторванность от культуры. Это постепенно м...

Национальная культура и воспитание нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях

Целью педагогического проекта "Национальная культура и воспитание нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях" является разработка и апробация модели...

Доклад "Формирование духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий по финансовой грамотности"

Доклад " формирование духовно-нравственных ценностей у детей сторшего дошкольного возраста в процессе занятий по финансовой грамотности"...