Мини-музей ВОв "Я помню, я горжусь..."
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Виноградова Инна Петровна

Проект по патриотическому воспитанию. Паспорт мини-музея

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_mini-muzey_vov.docx42.58 КБ

Предварительный просмотр:

ГБУ «СРЦН г.о. Семеновский»

Паспорт

мини – музея боевой славы

«Я помню, я горжусь…»

Дошкольная группа (дети 3-7 лет)

Руководитель:

воспитатель

Виноградова И.П.

д. Шалдежка

2023 г.

«Детство – каждодневное открытие мира

и поэтому надо делать так, чтобы оно стало,

прежде всего, познанием человека и Отечества,

их красоты и величия»

                                                                                В.А.Сухомлинский

Актуальность

Все дальше вглубь истории уходят события, связанные с Великой Отечественной войной, и всё меньшее количество детей знают о том, какой ценой была одержана победа их прадедами, благодаря которым они сейчас живут под мирным небом.

Для того, чтобы дети осознали и прочувствовали важность и трагедию долгих лет войны, получили эмоциональный отклик в своих сердцах, испытали чувство гордости за свой народ и надолго сохранили в памяти события тех дней, необходимо использовать разные методы и формы работы в этом направлении, в которых дети должны быть активными участниками образовательного процесса.

Одной из таких форм работы является организация в групповой комнате мини – музея.Музей воинской славы – это не только хранилище экспонатов. Это окно в историческое прошлое, героическая память наших дедов и прадедов, которая неразрывно связана с настоящим и требует к себе бережного отношения.

В 2024 году весь мир отмечает знаменательную дату - 79 лет победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.

Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства, поэтому патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени.

Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка.

Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма. Любовь к Родине – высшее проявление любви ребенка к своим родителям, близким и родному городу, поэтому формировать гражданственность нужно начиная с малых, понятных детям вещей.

Паспортные данные мини-музея.

Наименование: мини – музей боевой славы «Я помню, я горжусь…».

Профиль мини - музея: познавательный, нравственно-патриотический.

Цели создания мини – музея:

Создание условий для взаимодействия педагогов, детей и родителей по формированию у дошкольников нравственно-патриотических качеств посредством музейной педагогики.

Задачи:

  1. обогащение предметно – развивающей среды центра
  2. формирование нравственно-патриотического сознания дошкольников
  3. расширение кругозора детей, поощрение стремления узнать больше нового, полезного, интересного об истории родной страны
  4. развитие познавательных способностей и познавательной деятельности детей.
  5. формирование умения самостоятельно анализировать полученные знания.
  6. вовлечение родителей в совместную деятельность, формирование активной позиции в патриотическом воспитании детей;

Принципы создания мини – музея:

1. Принцип учёта возрастных особенностей детей

2. Принцип опоры на интересы ребёнка

3. Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми и родителями

4. Принцип наглядности

5. Принцип последовательности

6. Принцип сотрудничества и взаимоуважения

7. Принцип деятельности и интерактивности - мини-музей предоставляет воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности, т. е. использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.

Аспекты музейной деятельности.

  • Каждому человеку нужно знать, кто он и откуда. Память о своих корнях, любовь к своему народу, к родной земле делает человека достойнее и сильнее. Чтобы наши дети росли успешными, деятельными, уверенными в себе людьми, нужно с самого раннего возраста прививать им чувство сопричастности к великой стране и великому народу.  Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою малую и большую Родину, нам надо дать им в доступной и занимательной форме знания о её прошлом и настоящем.
  • Родителям и детям хочется совместно и с пользой проводить свободное время. Опыт показывает, что таким объединяющим средством становится мини - музей.
  • Дети чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты.
  • В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно.
  • Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.
  • В обычном музее ребёнок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причём не только он сам, но и его родители.
  • Мини – музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

План работы по созданию мини – музея:

  1. Подготовительный этап:
  • Определение темы и название музея
  • Выбор места для размещения
  • Подбор материалов для информирования родителей.

2. Практический этап:

  • сбор экспонатов
  • оформление мини-музея
  • индивидуальная работа с детьми и родителями
  • создание мини – музея «Я помню, я горжусь…».

Взаимодействие с педагогами:

  • Беседа с родителями на тему: «Роль музеев в формировании нравственно-патриотических качеств дошкольников»
  • Привлечение педагогов к сбору экспонатов, а также к совместному творчеству с детьми - созданию экспонатов для мини-музея
  • Консультации для педагогов: «Что рассказать детям о Великой Отечественной войне», «Что прочитать детям о Великой Отечественной войне»
  • Проведение экскурсии для педагогов в мини – музее
  • Совместные развлечения и досуги.

3. Подведение итогов:

  • Презентация итогов работы на педсовете.
  • Обозначение дальнейших путей, форм, средств, и направлений в развитии мини-музея с учетом возрастных особенностей детей.

Расположение:

Музей создан в декабре 2023 года, руководитель - воспитатель Виноградова Инна Петровна.

Музей расположен в групповой комнате, в книжном уголке.

Правила поведения в мини – музее.

1. В нашем мини - музее многие экспонаты разрешено трогать руками

2. Рассмотренные экспонаты нужно положить на место

3. Экспонаты нельзя ломать и забирать домой

4. Можно и даже нужно задавать вопросы

5. Можно пополнять мини - музей новыми экспонатами.

Формы деятельности в мини – музее:

Мини – музей – это не просто выставка предметов по определенной теме, это одна из форм образовательной работы с детьми, поэтому в нем организуются:

  • беседы
  • рассматривание экспонатов, картин о ВОв, о героях войны, их подвигах
  • совместная деятельность по ознакомлению детей с историей нашей Родины:
  • чтение, обсуждение и рассматривание познавательных художественных произведений на военную тематику (о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов)
  • продуктивная деятельность детей по изготовлению отдельных экспонатов, поделок, конструирование «военных» макетов из бросового и строительного материала
  • слушание, пение военных песен, беседы по содержанию и их драматизация
  • оформление выставок детского творчества, совместного детского творчества детей с взрослыми, фотовыставок, книг с иллюстрациями
  • Экскурсии по мини-музею (с участием детей подготовительной к школе группы в роли экскурсоводов).
  • самостоятельная творческая и игровая деятельность детей.

Результативность мини-музея:

  • Дети активно проявляют интерес к экспонатам мини-музея, исследуя их и экспериментируя с ними.
  • Представленные экспонаты обогащают чувственный опыт детей в разных видах деятельности. Формируют представления о связях между предметами ближайшего окружения.
  • Экспонаты мини-музея способствуют формированию интереса к нравственно-патриотической стороне окружающей действительности, к активной игровой деятельности детей.

Содержание и экспонаты:

Название экспоната

Дата поступления

Постоянное/

временное хранение

Ф.И., представившего экспонат

1

Орден «Отечественная война»

10.12.23 г.

временное

Воспитатель Виноградова И.П.

2

Орден «За оборону Советского Заполярья»

10.12.23 г.

временное

Воспитатель Виноградова И.П.

3

Орден «50 лет Вооруженных сил СССР»

10.12.23 г.

временное

Воспитатель Виноградова И.П.

4

Орден «Ветеран труда»

10.12.23 г.

временное

Воспитатель Виноградова И. П.

5

Орден «70 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.»

10.12.23 г.

временное

Воспитатель Виноградова И.П.

6

Полевая сумка - планшет

16.12.23 г.

временное

Азиков Слава

7

Гимнастерка

16.12.23 г.

временное

Попова Василиса

8

Ремень

16.12.23 г.

временное

Марова Лена

9

Фуражка

18.12.23 г.

временное

Потехина Вика

10

Пилотка

18.12.23 г.

временное

Ткачук Рита

11

Сапоги

18.12.23 г.

временное

Ткачук Рита

12

Фляжка

18.12.23 г.

временное

Кулиев Тимур

13

Скатка – шинель (стилизация)

20.12.23 г.

временное

Воспитатель Виноградова И.П.

14

Котелок

26.12.23 г.

временное

Воспитатель Виноградова И.П

15

Керосиновая лампа (большая)

26.12.23 г.

временное

Воспитатель Виноградова И.П

16

Керосиновая лампа (походная)

26.12.23 г.

временное

Воспитатель Виноградова И.П

17

«Катюша» (машинка-игрушка)

27.12.23 г.

временное

Воспитатель Виноградова И.П

18

Поделка «Танк»

27.12.23 г.

временное

Воспитатель Виноградова И.П

19

Поделка «Письмо с фронта»

30.12.23 г.

временное

Воспитатель Виноградова И.П

Литература:

Название

1

Был трудный бой…: Стихи. – М.: Дет.лит., 1985.-56 с.

2

Кассиль Л.А. Главное войско. Рассказы. – М.: Дет.лит., 1977. – 33 с.

3

Коржиков В.Т. Вот какой Пахомов! Рассказы. – М.: Дет.лит., 1983.- 32 с.

4

Митяев А.В. почему армия всем родная. – М.: Изд. «Малыш»., 1987.- 10 с.

5

Алексеев С. Они защищали Москву. Рассказы. – М.: Дет.лит., 1985.-34 с.

6

Книга памяти нижегородцев, павших в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. – Нижний Новгород, 2017.- 264 с.

7

Баруздин А. Шел по улице солдат. – М.: Детская литература, 1985. – 33 с.

8

Юдаева М. Рассказы о войне. Школьная библиотека. – М.: Изд. «Самовар-книги», 2015. - 190 с.

9

Алексеев С. Рассказы о Великой Отечественной войне. М.: Оникс, 2010.–185 с.

10

Митяев А. подвиг солдата. М.: Оникс, 2010. – 160 с.

11

Победы русской армии и флота. М.: Росмэн, 2015. – 80 с.

12

Военная техника. М.: Росмэн, 2016. – 80 с.

13

Книга памяти

14

Фотоальбом «Моя малая родина»

15

Альбом «Наша армия родная»

16

Альбом «Военные профессии»

17

Альбом «Наша российская армия»

18

Альбом «День Победы – 9 Мая»

19

Плакаты «Родина-мать зовет!», «Дойдем до Берлина», «Защитим родную Москву», «Слава Красной Армии!»

Тематический план деятельности в мини-музее.

Тема мероприятия

ОО

Цель мероприятия

месяц

1.

Экскурсия

ПР

ХЭР

РР

Познакомить детей с экспонатами мини - музея, напомнить о правилах поведения в мини – музее.

январь

2.

Изготовление поделки«Танк»

ХЭР

ПР

Углубить навык конструирования из бросового материала.

Знакомить детей с приёмами конструирования из бросового материала (спичечные коробки, пробки от бутылок, трубочки).

февраль

3.

Игровые задания:

•Составить описательные рассказы об экспонатах;

•Составить рассказ, где участвуют все экспонаты мини - музея;

•Составить рассказ, в котором какой - либо экспонат мини - музея играет главную роль.

ПР

РР

Закрепить у детей умение пользоваться простым распространенным предложением, закрепить навык диалоговой речи.

март

4.

Изготовление поделки«Голубь мира»

ХЭР

ПР

Развивать умение детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками поделки так, чтобы и процесс, и результат приносили радость и удовлетворение.

апрель

5.

Игровые задания:

• «Опиши предмет»: какой? из чего сделан?;

• Выявить особенности изготовления: как и изчего сделан?

РР

ПР

ХЭР

Упражнять детей в составлении описательных рассказов,развивать умение правильно согласовывать существительные, прилагательные и глаголы,

внимательно слушать товарища.

май

Перспективное планирование работы мини – музея:

  • экскурсии, просветительская работа, обмен опытом
  • пополнение мини - музея экспонатами
  • показ экспозиции детям и родителям из других групп
  • индивидуальная работа с детьми по изготовлению поделок из различного материала
  • использование экспонатов мини-музеяв образовательной и совместной деятельности.
  • Подготовка тематических выставок, посвящённых памятным датам
  • Организация выставки игрушек «Военная техника»
  • Организация выставки детских рисунковна военно-патриотическую тематику.
  • Привлечение родителей к оказанию посильной помощи в изготовлении атрибутики (макетов военной техники, стендовое моделирование).

Литература:

1. Основная образовательная программа МБДОУ Боковской детский сад «Колокольчик».

2. Зацепина М.Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2014

Технологическая карта совместной деятельности с детьми 5-7 лет.

Тема: «Экскурсия в мини – музей боевой славы «Я помню, я горжусь».

Образовательные области:познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: формирование духовности, нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины в годы Великой Отечественной войны

- формировать у детей познавательную активность

- содействовать развитию внимания, памяти, мышления, речи, воображение через музейную экспозицию и рассказ экскурсовода

- воспитывать уважение к защитникам Родины, к участникам войны, гордость за свой народ, армию, Отечество.

Материал: экспонаты мини-музея.

Музыкальный материал:

- «День победы» муз. Г. Ребровой сл., Н. Френкеля

- «Священная война муз. А. В. Александров, сл. В. И. Лебедева-Кумача        

- «В землянке» муз. К. Листов, сл. В. Суркова.

Предварительная работа: просмотр иллюстраций, чтение худ литературы, беседы о музеях, о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.

Этапы деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

мотивационно – побудительный

Вот уже 75 лет отделяют нас от победного мая 1945 года. Но россияне всё также благодарны тем, кто принёс победу нашему отечеству.

Все дальше и дальше от нас, живущих, те страшные военные годы. Все меньше и меньше тех, кто был участником той жестокой войны.  Сегодня я хочу вам рассказать о событиях тех дней.

21 июня 1941 года Германия вероломно напала на нашу страну. Началась Великая Отечественная война, которая принесла много горя, разрухи, несчастья и унесла множество человеческих жизней. Война шла долгих четыре года. И военные, и мирные жители городов и деревень защищали нашу Родину с моря, воздуха и на земле.

С помощью военной техники народ нашей страны отстоял победу.

Но какой ценой…Ребята, сегодня я предлагаю вам вспомнить о войне.

Для этого я приглашаю вас в наш мини - музей. Посмотрите, как много предметов представлено в нашем музее.

Это личные вещи солдата, военное снаряжение, письма, ордена. Все это - живые страницы такой далекой войны.

Инд. работа – Василиса, хочешь нам рассказать,какой экспонат хранился в вашей семье? Рита, а ты нам расскажешь об истории своегоэкспоната?

- Ребята, а вы знаете, что такое музей?

Правильно, музей - это место, где хранятся интересные предметы, вещи. Он нужен людям для того, чтобы помнить о разных событиях, знать, как жили люди в разное время. Эти предметы называют экспонатами. А рассказывает о них экскурсовод.

Отвечают на вопросы.

Рассказываюто принесенных в мини-музей экспонатах.

Слушают рассказ воспитателя об истории музея.

организационно – поисковый

Сегодня я буду вашим экскурсоводом, и расскажу о некоторых экспонатах нашего музея, которые помогут вам почувствовать дух военного времени и представить, что же чувствовали и как жили люди в военное время, чем занимались.

Инд. работа – Тимур, хочешь рассказать ребятам, зачем нужно соблюдать правила поведения в музее?

Правила поведения в нашем мини – музее.

1. В нашем музее многие экспонаты разрешено трогать руками.

2. Рассмотренные экспонаты нужно положить на место.

3. Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.

4. Можно и даже нужно задавать вопросы.

5. Можно пополнять музей новыми экспонатами.

Я приглашаю вас пройти к первому экспонату.

1. Ребята, перед вами плакат. Автор плаката - Ираклий Тоидзе. А называется он «Родина-мать зовёт».

- Как вы думаете, почему он так называется?

На этом плакате художник изобразил образ матери, призывающей на помощь своих сыновей, приподнятая и слегка отведенная назад левая рука Родины-матери зовет всех на защиту страны. На заднем плане множество штыков говорят о том, уже тысячи солдат встали на защиту своей родины. Плакат висел на сборных пунктах и вокзалах, на проходных заводов, и в воинских эшелонах, на кухнях, в домах и на заборах. В это же время поэт В. Лебедев-Кумач написал стихи песни «Священная война».

И песня, и плакат призывали к защите Отечества. (Звучит фонограмма песни «Священная война»). Под эту песню уходили на фронт наши солдаты, защищать свою Родину, родных, детей.

2. Ордена и медали. Самым смелым и отважным людям, защищавшим нашу страну от врагов, вручались награды – ордена и медали. А какие подвиги совершали люди? Ордена и медали могли быть вручены за то, что боец, находясь в загоревшемся танке, продолжал выполнять боевую задачу; за то, что в бою вывел из строя не менее двух танков или трех самолетов противника; за то, что солдат первым ворвался на территорию противника и личной храбростью помог успеху общего дела; или захватил в плен вражеского офицера. Здесь представлены награды советских воинов. А тех людей, кто трудился в тылу, награждали орденом «Труженик тыла».

3. Письма с фронтов Великой Отечественной войны – документы огромной силы. В пропахших порохом строках – дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу… Конвертов не хватало. С фронта приходили письма-треугольники. Отправляли их бесплатно. Треугольник – это обычный лист из тетради, который сначала загибали справа, потом слева направо. Оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь треугольника.

4. Военная форма. В одном из фильмов о войне солдат сказал: «Есть такая профессия – Родину защищать». Что это за профессия? Конечно же, защитники наших дней отличаются и внешним видом, и оружием. Назовите, пожалуйста, рода войск, которые вы знаете? А как называется одежда, в которую они одеты? Дети, а кто знает, что такое шинель и для чего она нужна солдату? А плащ-палатка? Шинель служила солдатам одеялом и спасала от холода. Плащ-палатка защищала от дождя, ветра и снега.

Объясняют, почему нужно соблюдать правила, дополняют ответы.

Закрепляют новые слова.

Слушают воспитателя.

Ответы детей

Рассматривают фронтовые письма

Рассматривают военную форму

Рассматривают предметы

Отвечают на вопросы

У нас в экспозиции представлена форма: гимнастерка, ремень, пилотка, фуражка, хромовые сапоги, полевая сумка, плащ-палатка, которая в сложенном виде называется «скатка».

5. Предметы солдатского быта. Котелки и фляги, – неразлучные спутники солдата на фронтовых дорогах. Они сопровождали воинов всюду: в тылу, на марше, на передовой в окопах. Эти вещи мы часто видим на фронтовых фотографиях, о них упоминают в своих повествованиях ветераны Великой Отечественной.

Солдаты берегли свою утварь, ценили её. Нередко на котелки и фляги бойцы наносили свои фамилии и инициалы. Случалось, что солдатская посуда переходила в другие руки, тогда на ней появлялась фамилия нового владельца.

Вот, что писал о солдатском котелке в своих воспоминаниях участник ВОв Юрий Петраш:

«Котелок был всегда с нами, как поддержка-выручалочка и символ надежды, веры в то, что победим ненавистного врага и заживём счастливой жизнью. И гремели наши русские котелки по Европе до самой Победы. Да и домой победители возвращались, увозя с собой неразлучного друга-кормильца – котелок».

Во время войны еще не во всех населенных пунктах были знакомы с электричеством. Освещение там еще было от ламп, свечей, лучин и т.п. Что уж говорить о фронтовой полосе.

Вот один из образцов «окопного быта» - керосиновая лампа для освещения землянки, блиндажа и т.д. Лампы – «коптилки» неоднократно воспевались в фронтовых стихах и песнях, стали практически неотъемлемой частью сюжетов художественных фильмов о войне, и по праву стали одним из символов Великой Отечественной войны.

рефлексивно - корригирующий

Ребята, вам понравилась экскурсия?

Что вам запомнилось больше всего?

Какие чувства у вас возникли при рассматривании экспонатов?

А вам захотелось посетить еще какой-нибудь музей? Какой?

Инд. работа – Лена, Саша, хотите дома сделать ещё поделку? Предлагаю принести их в наш мини-музей.

Свободное время для самостоятельного рассматривания экспонатов музея, для желающих – возможность выразить свои впечатления в продуктивной деятельности.

Отвечают на вопросы.

Делятся впечатлениями

Участвуют в продуктивной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Я помню. Я горжусь!» - мини-музей в детском саду компенсирующего вида.

МДОУ д/с № 12 – посещают дети, имеющие различные отклонения в речевом развитии. Не секрет, что самый лучший помощник в развитии и совершенствовании речи дошк...

Мини- музей " Чтобы помнили..."

Мы хотим поделиться с колегами..... в МАДОУ  № 35 г.Энгельса  был создан мини -музей к 70-летие Победы в Великой Отечественной войне......

Мини – музей «Я помню, я горжусь!»

Цель создания мини-музея: Систематизировать знания детей об истории Великой Отечественной войны; способствовать воспитанию у дошкольников основ музейной культуры.Задачи: 1.     Обо...

методическая разработка мини-музей " Я помню,я горжусь!"

методическая разработка мини-музей " Я помню. я горжусь!" в подготовительной к школе группе....

Экскурсия в мини - музей ВОВ "Я помню, я горжусь"

Расширять представления, знания детей о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 г. и освобождения Новочеркасска....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию Тема: экскурсия в мини-музей «Я помню! Я горжусь!»

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо познавательному развитию Тема: экскурсия в мини-музей «Я помню! Я горжусь!»...

Проект Мини-музей "Я помню! Я горжусь!"

Музейная образовательная среда выполняет не только воспитательные функции, но и формирует практические навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивает инициативу воспитанников, предоставля...