Занятие по познавательному развитию с элементами артикуляционной гимнастики «В зоопарке»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Гончарова Светлана Викторовна

   Включение артикуляционных упражнений в ходе познавательных занятий помогает закладывать фундамент правильного звукопроизношения у малышей. Детям 2 - 4 лет артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка. На ряду с артикуляционной гимнастикой в комплексе проводятся упражнения на развитие речевого дыхания, речеслухового восприятия, основных качеств голоса: силы, тембра, интонационной выразительности, так как все они являются базисом произносительной стороны речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zoopark.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами артикуляционной гимнастики «В зоопарке»

Цель: создание условий для расширения представлений детей младшего дошкольного возраста о животном мире; выработка определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для произношения звуков.

Задачи:

- дать представление о зоопарке и диких животных дальних стран, живущих в нем; формировать умение детей узнавать и называть диких животных по отличительным особенностям их внешнего вида и образа жизни;

-  расширять словарь за счет имен существительных – названий животных и их детёнышей, за счет имен существительных, обозначающих части тела разных животных; имен прилагательных (большеротый, крупный, крепкий, сильный, длинношеий, злющий, быстроногая, ловкая);

- развивать артикуляционную моторику; слуховое внимание; зрительное восприятие; умение отгадывать загадки.

Ход. 

Раз в одном чудесном месте собрались все звери вместе.

Место то – не просто парк, это место – Зоопарк.

- Каких же диких зверей можно увидеть в зоопарке?

Предложить детям отгадать загадки про животных - подобрать рифму в двустишиях. Когда дети узнают животное и назовут его, показать картинку и предложить изобразить.

Гром гремит, когда идёт

Большеротый...(бегемот)

В воде с рыбами живёт

Очень крупный… (бегемот)

Бегемот разинул рот —

Булки просит бегемот.

Попросить малышей широко открыть рот, как бегемот. Когда дети выполнят упражнение, поднести руку ко рту каждого ребенка: «Вот тебе булка, и тебе, и тебе... Ам, съели», «Наелись бегемотики - погладили животики».

- Какой бегемот? (словарная работа – побуждать отвечать словами и выражениями загадки, стихотворного текста)

Всех зверей сильнее он.

         Крепкий, очень сильный…(слон)

Посмотрите, это слон.

Отрастил носище он.

Уточнить у детей, как называется нос у слона. Предложить детям попробовать изобразить такой же длинный хобот - вытянуть губы трубочкой, как при произнесении звука [у] или потянуть за свой нос. Посетовать, что хобот не получается таким длинным, как у слона.

Он выше, чем огромный шкаф,

И все зовут его... (жираф).

- Какой жираф?

Он ходит, голову задрав,

Потому что он жираф.

Предложить детям попробовать вытянуть вверх шею так же, как это делает жираф. Изобразив на лице напряжение, самой поднять голову вверх, стараясь вытянуть шею. Затем опустить голову на грудь и сокрушенно сказать: «Нет, такая длинная шея, как у жирафа, не получается».

Тех, кто в речку угодил,

Схватит злющий… (крокодил)

Вон у него сколько зубов. Даже страшно!

Показать детям артикуляционное упражнение: растянуть губы в улыбке, обнажив зубы, пощелкать ими. Когда дети повторят артикуляционное упражнение, изобразить на лице испуг и скажите: «Ой, боюсь! Какие страшные крокодилы. Как бы не укусили!»

Скачут наперегонки коняшки – полосатые рубашки

 - Кто это?

- Цок-цок-цок — цокают они.

Поцокать языком, меняя темп: сначала медленно, потом ускоряя темп и, наконец, опять медленно.

- Поиграли зебры, побегали — проголодались. Стали травку щипать, стали травку жевать.

Продемонстрировать детям следующее артикуляционное упражнение: слегка высуньте изо рта широкий распластанный язык и «пожуйте» его зубами, произнося звуки [тя-тя-тя-тя...].

Апельсины и бананы

Очень любят... (обезьяны).    

        Взобралась на ветку ловко.
                 И дразнится, вот плутовка!

- У этой обезьяны на обед бананы! Посмотрите — она банан съела, а один кусочек за щеку спрятала. Вот так.

Продемонстрировать детям артикуляционное упражнение и попросить детей изобразить, как обезьянка прячет банан, оттопыривая по очереди то одну, то другую щеку напряженным кончиком языка. Сказать детям, что вы сейчас отгадаете, за какой щекой спрятан у них банан, показать указательным пальцем на ту щеку, за которой в данный момент находится у каждого ребенка язык.

Звериная зарядка «У жирафа пятнышки везде…»

- Каждый день зверятки, делают зарядку и нас приглашают.

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. (Хлопаем по всему телу ладонями).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. (Щипаем себя, как бы собирая складки).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).

У мартышек шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
У мартышек шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.

(Поглаживаем себя, как бы разглаживаем шерстку)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. (Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)

- В зоопарке устроили «звериный детский сад». Что это за детки, чьи они? (жирафёнок жирафы, бегемотик бегемотихи, слонёнок слонихи, крокодильчик крокодилицы, обезьянки обезьяны, зебрята зебры)

Показать детям картинки и сказать, что однажды в зоопарке произошла пропажа —  у зебры пропали полоски. Продолжить рассказ: «Стали они сами на себя непохожими и очень расстроились». Предложить детям взять черную краску, кисточки и нарисовать зебре полоски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по познавательному развитию с элементами технологии ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста Тема: «В стране маленьких человечков»

Конспект непосредственно -образовательной  деятельности в области познания с использованием технологии ТРИЗ, а именно метода маленьких человечков....

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами гендерной педагогики в средней группе «Девочки и мальчики идут в лес»

«Девочки и мальчики идут в лес"Цель: Дать детям представление о лесе как экосистеме.Учить узнавать и называть деревья и их листья.Создать представление у детей о том, что лес – среда обитания растений...

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами гендерной педагогики в средней группе «Девочки и мальчики идут в лес»

«Девочки и мальчики идут в лес"Цель: Дать детям представление о лесе как экосистеме.Учить узнавать и называть деревья и их листья.Создать представление у детей о том, что лес – среда обитания растений...

Конспект занятия по физическому развитию с элементами фитбол-гимнастики для детей старшего дошкольного возраста: «Веселый мяч»

Задачи: 1. Познакомить с первыми 4 упражнениями нового комплекса, направленного на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе.2. Закрепить навыки выполнения комплекса ОРУ (сидя на фитбо...

Картотека игр по речевому развитию с элементами артикуляционной гимнастики

В данной картотека включает в себя:Игра «Звуковая дорожка»Сказка « Веселый язычок»Сказка «Поспешили – насмешили»Игра «Какое слова потерялось»Игра ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности Интегрированного занятия по познавательному развитию с элементами художественно эстетического развития

Цель: формирование начальных представлений детей дошкольного возраста о окружающем мире, установление причинно-следственных связей и отношений в природе. Задачи:Образовательные:Сформировать предс...

Конспект занятия по физической культуре с элементами артикуляционной гимнастики для детей старшей группы .

Конспект занятия по физической культуре с элементами артикуляционной гимнастики для детей старшей группы....