Конспект занятия по познавательному развитию №29 в старшей группе Тема: «Зоопарк» России»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Зоопарк» России»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию №29
в старшей группе
Тема: «Зоопарк» России»
Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Деятельность детей: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора.
Цель: расширять знания детей о животных.
Программное содержание: Закреплять представления детей о многообразии животного мира России; развивать способность анализировать, делать выводы; дать детям представление о возникновении звука, о способах его передачи и приёма и о правилах безопасности при прослушивании звуков.
Материалы и оборудование: демонстрационный: изображения животных, которые прислушиваются к чему-то, оборудование для опыта; раздаточный: пособие для детей 5-6 лет, простые карандаши.
Планируемые результаты: дети имею представления о многообразии животных.
Структура занятия
I | Вводная часть |
| 1 мин |
II | Основная часть | 20 мин | |
1 | Работа с пособием | «Из каких мест…» | 3 мин |
2 | Физкультминутка | «Море волнуется – раз…» | 2 мин |
3 | Беседа | 2 мин | |
4 | Опыт | «Звук» | 3 мин |
5 | Опыт | «Слух» | 3 мин |
6 | Опыт | «Спичечный телефон» | 3 мин |
7 | Работа с пособием | «Зачеркни рисунки…» | 2 мин |
8 | Работа с пособием | «Помогите Тане с Ваней…» | 2 мин |
III | Заключительная часть | Итог | 4 мин |
Длительность 25 минут
Ход занятия
- Вводная часть
- Ребята, вот и закончилось наше путешествие по России. За этот год мы узнали много нового о стране, в которой живём. Давайте вспомним всё, что мы узнали о России. Вспомните, где мы побывали. (На Северном полюсе, в тундре, тайге, смешанном лесу, степи, в разных городах.)
II. Основная часть
1. Работа с пособием «Из каких мест…»
- Зоопарк – это целый город со своими улицами и домами. И каждый дом приспособлен для определённого жильца. Ведь и в природе у каждого свой дом. Белые медведи не живут в Африке, а белки – в тундре. Каждому нужны определённые условия для жизни. И эти условия создают люди, которые знают о животных всё и очень их любят. Они знают, кто, чем и когда питается, как, когда и где любит спать, кому сколько места надо для нормальной жизни.
- Представьте, что мы оказались в зоопарке, где собраны звери и птицы со всей нашей большой страны. Какие условия нужны для этих зверей?
- Откуда их привезли?
- Соедините стрелочками эти места и животных.
- Физкультминутка «Море волнуется – раз…»
Ведущий – один из ребят – называет природную зону, а остальные дети – животных, которые там живут.
- Беседа
- Посмотрите внимательно на эти рисунки (воспитатель показывает детям изображения животных, которые прислушиваются к чему-то). Что общего вы заметили у этих животных? (У них ушки на макушке, они все прислушиваются.)
- Почему же лучше слышно, если уши большие?
- В какой сказке девочка интересовалась размером ушей своей бабушки?
4. Опыт «Звук»
- Прижмём металлическую линейку одним концом к столу, а за другой – дёрнем. Раздастся звук. Меняя длину свободного конца линейки, можно получить звуки более низкие, грубые или более высокие. Привяжем тонкую проволоку или леску к чему-либо и дёрнем за неё. Снова раздастся звук.
- Что вам напоминает натянутая леска? (Струны гитары, балалайки.)
- Приложим ладонь к своему горлу и начнём что-нибудь говорить. Что вы ощущаете рукой? (Горло дрожит.)
- И линейка, и леска, и горло дрожали, колебались и заставляли дрожать воздух возле себя. Эти колебания воздуха достигли вашего уха, и мы услышали звук. Выходит, что если дрожит, значит звучит. Но почему же не раздается звук, если мы начинаем, например, размахивать рукой?
- Дело в том, что человеческое ухо слышит звук, если за 1 секунду совершается не меньше 20 и не больше 16 000 колебаний. А так быстро размахивать рукой мы не сможем. Причем чем больше колебаний, тем выше звук (тоньше).
- У каких зверей низкие, «сердитые» голоса? (У медведя, волка, тигра.)
- А высокие, тонкие? (У мыши, птиц, комара.)
- Как вы думаете, почему комар, когда летит – пищит, а когда сядет – молчит?
- В полете комар быстро машет крыльями – отсюда и звук. Почему комар издает высокий звук, а пчела низкий?
- Как вы считаете, одинаково ли жужжит пчела, когда летит из улья и обратно?
- Когда пчела летит обратно, ей тяжело, и она реже машет крыльями, значит, звук по дороге в улей ниже.
5. Опыт «Слух»
- Мы узнали, как появляется звук (если дрожит, значит, звучит), как он распространяется. А теперь попробуйте ответить: почему лучше слышно, если уши большие?
- И здесь нам снова поможет опыт. Для него понадобятся лейка с водой (по типу душа), две пустые одинаковые банки и воронка, сделанная из куска ватмана. Представьте, что идет дождь, и вы хотите набрать дождевой воды в банку (воспитатель поднимает лейку высоко над банкой и начинает лить из неё воду).
- Много ли воды попало в банку?
- Что можно сделать, чтобы в банке оказалось больше воды?
- Поставить в нее воронку.
Опыт повторяют, но уже с воронкой, и количество собранной воды сравнивают.
- Теперь попробуйте приставить воронку к уху острым концом (лучше, если у каждого ребенка будет своя воронка).
Воспитатель отходит и начинает говорить шепотом.
- Почему лучше слышно?
- В широкий конец воронки попадает больше звука.
- Попробуйте поворачивать свою воронку в разные стороны.
- В каком случае слышно лучше?
- Верно, когда она направлена в сторону звука.
- Попробуйте объяснить, зачем зайцу большие уши.
- Зачем животные, прислушиваясь, поворачивают голову в разные стороны?
- Даже человек, когда хочет что-то лучше услышать, прикладывает руку к уху. Понаблюдайте за своими домашними питомцами – собаками и кошками.
6. Опыт «Спичечный телефон»
Необходимы два пустых спичечных коробка без крышки, длинная нить и две спички. В донышке обоих коробков осторожно проделать отверстие и протянуть сквозь коробки нить. Каждый конец нити привязать к спичке. Нитку хорошо натянуть. Один ребенок прикладывает коробок к губам, другой – к уху (второе ухо лучше закрыть рукой).
- Объясните, почему хорошо слышно по такому «телефону».
- Когда человек говорит, дрожит его горло, оно заставляет дрожать воздух, воздух – донышко коробка, оно – нитку, нитка – донышко второго коробка, и от него снова получается звук.
- Как сделать звук громче?
Попросите детей взять расчёску и дернуть за один зубчик. Раздастся писк, но очень слабый. Теперь попробуйте прикладывать расчёску к столу, подоконнику… Звук стал громче. Приставьте расческу к воронке.
- Громко? (Да.)
- Почему?
- Когда зубчик дрожит, он заставляет дрожать и воздух вокруг себя. Но зубчик маленький, и мало воздуха начинает дрожать, поэтому звук тихий. А когда приставили расчёску к воронке, она тоже задрожала. Но воронка большая и воздуха заставляет дрожать много. Получается громкий звук.
- Для усиления звука служат и деревянные «футляры» у музыкальных инструментов. У каких?
- У гитары, скрипки, балалайки, виолончели, пианино и других.
- Звук распространяется не только по воздуху. Если вы стукнете по батарее в одной комнате, то в другой вы отчетливо услышите удар. Вспомните сказку, в которой один из героев прикладывал ухо к земле и слышал топот бегущей лошади, хотя самой лошади еще не было видно. Можно приложить ухо к рельсу и услышать звук далеко идущего поезда. Когда идут тренировки по синхронному плаванию и спортсменки находятся под водой, тренер отбивает ритм, стуча чем-либо по бортику бассейна.
7. Работа с пособием
- Расскажите, как нужно вести себя в зоопарке.
- Какие дети ведут себя неправильно?
- Зачеркните эти рисунки.
8. Работа с пособием
- Помоги Тане с Ваней вспомнить, кого они видели в зоопарке, а кого – в сельской местности.
- На какие две группы можно разделить этих животных?
III. Заключительная часть
- Как вы думаете, зачем люди создают зоопарки?
Прочитайте детям рассказ В. Бианки «Музыкант».
Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке. Он очень любил музыку и старался сам научиться играть. Плохо у него выходило, но старик и тем был доволен, что у него своя музыка. Мимо проходил знакомый колхозник и говорит старику:
— Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружьё. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу.
Старик отложил скрипку, расспросил колхозника, где он видел медведя. Взял ружьё и пошёл в лес. В лесу старик долго искал медведя, но не нашёл даже и следа его.
Устал старик и присел на пенёк отдохнуть.
Тихо-тихо было в лесу. Ни сучок нигде не треснет, ни птица голосу не подаст. Вдруг старик услыхал: «Дзенн!..» Красивый такой звук, как струна пропела.
Немного погодя опять: «Дзенн!..» Старик удивился: «Кто же это в лесу на струне играет? »
А из лесу опять: «Дзенн!..» —так звонко, ласково.
Старик встал с пенька и осторожно пошёл туда, откуда слышался звук. Звук слышался с опушки.
Старик подкрался из-за ёлочки и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн!..» —как струна пропела.
Медведь наклонил голову и слушает.
Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка!
Замолк звук — медведь опять за своё: оттянул щепку и пустил.
Вечером знакомый колхозник ещё раз проходил мимо избы медвежатника. Старик опять сидел на завалинке со скрипкой. Он пальцем дёргал одну струну, и струна тихонечко пела: «Дзинн!..»
Колхозник спросил старика:
— Ну что, убил медведя?
— Нет, — ответил старик.
— Что ж так?
— Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я?
И старик рассказал колхознику, как медведь играл на расщеплённом грозой дереве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшей группы. Тема занятия: «Звали меня югорцем, Землю мою- Югрой!»
Конспект занятияпо познавательному развитиюс детьми старшей группы.Тема занятия:«Звали меня югорцем, Землю мою- Югрой!»...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы Тема: «Я живу в селе Алакуртти»
Расширить знания детей о родном селе, его достопримечательностях; познакомить с историей возникновения с. Алакуртти Мурманской области....

Конспект занятия по познавательному развитию (экологическое воспитание) старшая группа Тема: «Воздух и вода»
Конспект занятия по познавательному развитию (экологическое воспитание) старшая группа Тема: «Воздух и вода»...

Конспект занятия по познавательному развитию (экспериментирование) в старшей группе Тема: «Волшебная сила магнита!»
Цель: помочь детям получить отчётливые представления о магните с выделением его выраженных качеств и свойств.Задачи:Образовательные: формировать представления детей о магните и его свойствах притягива...

Конспект занятия по познавательному развитию №2 в старшей группе Тема: «Береги себя!»
Конспект занятия по познанию в старшей группе «Береги себя!»...

Конспект занятия по познавательному развитию №4 в старшей группе Тема: «Если хочешь быть здоров»
Конспект занятия по познанию в старшей группе «Если хочешь быть здоров»...

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в старшей группе. Тема занятия: «Деление квадрата на 4 равные части».
Цель: Познакомить с делением квадрата на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть. Задачи: Продолжать формировать умение сравнивать предметы по высоте с помощью условной ме...
