Конспект занятия по познавательному развитию №29 в старшей группе Тема: «Зоопарк» России»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Исеркепова Елена Владимировна

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Зоопарк» России»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 29_zoopark_rossii.docx33.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию №29

в старшей группе

Тема: «Зоопарк» России»

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Деятельность детей: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Цель: расширять знания детей о животных.

Программное содержание: Закреплять представления детей о многообразии животного мира России; развивать способность анализировать, делать выводы; дать детям представление о возникновении звука, о способах его передачи и приёма и о правилах безопасности при прослушивании звуков. 

Материалы и оборудование:  демонстрационный: изображения животных, которые прислушиваются к чему-то, оборудование для опыта; раздаточный: пособие для детей 5-6 лет, простые карандаши.

Планируемые результаты:  дети имею представления о многообразии животных.  

Структура занятия

I

Вводная часть

 

1 мин

II

Основная часть

20 мин

1

Работа с пособием

«Из каких мест…»

3 мин

2

Физкультминутка

«Море волнуется – раз…»

2 мин

3

Беседа

2 мин

4

Опыт

«Звук»

3 мин

5

Опыт

«Слух»

3 мин

6

Опыт

«Спичечный телефон»

3 мин

7

Работа с пособием

«Зачеркни рисунки…»

2 мин

8

Работа с пособием

«Помогите Тане с Ваней…»

2 мин

III

Заключительная часть

Итог

4 мин

Длительность 25 минут

Ход занятия

  1. Вводная часть

- Ребята, вот и закончилось наше путешествие по России. За этот год мы узнали много нового о стране, в которой живём. Давайте вспомним всё, что мы узнали о России. Вспомните, где мы побывали. (На Северном полюсе, в тундре, тайге, смешанном лесу, степи, в разных городах.)

II. Основная часть

1.  Работа с пособием «Из каких мест…»

- Зоопарк – это целый город со своими улицами и домами. И каждый дом приспособлен для определённого жильца. Ведь и в природе у каждого свой дом. Белые медведи не живут в Африке, а белки – в тундре. Каждому нужны определённые условия для жизни. И эти условия создают люди, которые знают о животных всё и очень их любят. Они знают, кто, чем и когда питается, как, когда и где любит спать, кому сколько места надо для нормальной жизни.

- Представьте, что мы оказались в зоопарке, где собраны звери и птицы со всей нашей большой страны. Какие условия нужны для этих зверей?

- Откуда их привезли?

- Соедините стрелочками эти места и животных.

  1. Физкультминутка «Море волнуется – раз…»

Ведущий – один из ребят – называет природную зону, а остальные дети – животных, которые там живут.

  1. Беседа

- Посмотрите внимательно на эти рисунки (воспитатель показывает детям изображения животных, которые прислушиваются к чему-то). Что общего вы заметили у этих животных? (У них ушки на макушке, они все прислушиваются.)

- Почему же лучше слышно, если уши большие?

- В какой сказке девочка интересовалась размером ушей своей бабушки?

4. Опыт «Звук»

- Прижмём металлическую линейку одним концом к столу, а за другой – дёрнем. Раздастся звук. Меняя длину свободного конца линейки, можно получить звуки более низкие, грубые или более высокие. Привяжем тонкую проволоку или леску к чему-либо и дёрнем за неё. Снова раздастся звук.

- Что вам напоминает натянутая леска? (Струны гитары, балалайки.)

- Приложим ладонь к своему горлу и начнём что-нибудь говорить. Что вы ощущаете рукой? (Горло дрожит.)

- И линейка, и леска, и горло дрожали, колебались и заставляли дрожать воздух возле себя. Эти колебания воздуха достигли вашего уха, и мы услышали звук. Выходит, что если дрожит, значит звучит. Но почему же не раздается звук, если мы начинаем, например, размахивать рукой?

- Дело в том, что человеческое ухо слышит звук, если за 1 секунду совершается не меньше 20 и не больше 16 000 колебаний. А так быстро размахивать рукой мы не сможем. Причем чем больше колебаний, тем выше звук (тоньше).

- У каких зверей низкие, «сердитые» голоса? (У медведя, волка, тигра.)

- А высокие, тонкие? (У мыши, птиц, комара.)

- Как вы думаете, почему комар, когда летит – пищит, а когда сядет – молчит?

- В полете комар быстро машет крыльями – отсюда и звук. Почему комар издает высокий звук, а пчела низкий?

- Как вы считаете, одинаково ли жужжит пчела, когда летит из улья и обратно?

- Когда пчела летит обратно, ей тяжело, и она реже машет крыльями, значит, звук по дороге в улей ниже.

5.  Опыт «Слух»

- Мы узнали, как появляется звук (если дрожит, значит, звучит), как он распространяется. А теперь попробуйте ответить: почему лучше слышно, если уши большие?

- И здесь нам снова поможет опыт. Для него понадобятся лейка с водой (по типу душа), две пустые одинаковые банки и воронка, сделанная из куска ватмана. Представьте, что идет дождь, и вы хотите набрать дождевой воды в банку (воспитатель поднимает лейку высоко над банкой и начинает лить из неё воду).

- Много ли воды попало в банку?

- Что можно сделать, чтобы в банке оказалось больше воды?

- Поставить в нее воронку.

Опыт повторяют, но уже с воронкой, и количество собранной воды сравнивают.

- Теперь попробуйте приставить воронку к уху острым концом (лучше, если у каждого ребенка будет своя воронка).

Воспитатель отходит и начинает говорить шепотом.

- Почему лучше слышно?

- В широкий конец воронки попадает больше звука.

- Попробуйте поворачивать свою  воронку в разные стороны.

- В каком случае слышно лучше?

- Верно, когда она направлена в сторону звука.

- Попробуйте объяснить, зачем зайцу большие уши.

- Зачем животные, прислушиваясь, поворачивают голову в разные стороны?

- Даже человек, когда хочет что-то лучше услышать, прикладывает руку к уху. Понаблюдайте за своими домашними питомцами – собаками и кошками.

6.  Опыт «Спичечный телефон»

Необходимы два пустых спичечных коробка без крышки, длинная нить и две спички. В донышке обоих коробков осторожно проделать отверстие и протянуть сквозь коробки нить. Каждый конец нити привязать к спичке. Нитку хорошо натянуть. Один ребенок прикладывает коробок к губам, другой – к уху (второе ухо лучше закрыть рукой).

- Объясните, почему хорошо слышно по такому «телефону».

- Когда человек говорит, дрожит его горло, оно заставляет дрожать воздух, воздух – донышко коробка, оно – нитку, нитка – донышко второго коробка, и от него снова получается звук.

- Как сделать звук громче?

Попросите детей взять расчёску и дернуть за один зубчик. Раздастся писк, но очень слабый. Теперь попробуйте прикладывать расчёску к столу, подоконнику… Звук стал громче. Приставьте расческу к воронке.

- Громко? (Да.)

- Почему?

- Когда зубчик дрожит, он заставляет дрожать и воздух вокруг себя. Но зубчик маленький, и мало воздуха начинает дрожать, поэтому звук тихий. А когда приставили расчёску к воронке, она тоже задрожала. Но воронка большая и воздуха заставляет дрожать много. Получается громкий звук.

- Для усиления звука служат и деревянные «футляры» у музыкальных инструментов. У каких?

- У гитары, скрипки, балалайки, виолончели, пианино и других.

- Звук распространяется не только по воздуху. Если вы стукнете по батарее в одной комнате, то в другой вы отчетливо услышите удар. Вспомните сказку, в которой один из героев прикладывал ухо к земле и слышал топот бегущей лошади, хотя самой лошади еще не было видно. Можно приложить ухо к рельсу и услышать звук далеко идущего поезда. Когда идут тренировки по синхронному плаванию и спортсменки находятся под водой, тренер отбивает ритм, стуча чем-либо по бортику бассейна.

7.  Работа с пособием

- Расскажите, как нужно вести себя в зоопарке.

- Какие дети ведут себя неправильно?

- Зачеркните эти рисунки.

8. Работа с пособием

- Помоги Тане с Ваней вспомнить, кого они видели в зоопарке, а кого – в сельской местности.

- На какие две группы можно разделить этих животных?

III. Заключительная часть

-  Как вы думаете, зачем люди создают зоопарки?

Прочитайте детям рассказ В. Бианки «Музыкант».

Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке. Он очень любил музыку и старался сам научиться играть. Плохо у него выходило, но старик и тем был доволен, что у него своя музыка. Мимо проходил знакомый колхозник и говорит старику:

— Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружьё. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу.

Старик отложил скрипку, расспросил колхозника, где он видел медведя. Взял ружьё и пошёл в лес. В лесу старик долго искал медведя, но не нашёл даже и следа его.

Устал старик и присел на пенёк отдохнуть.

Тихо-тихо было в лесу. Ни сучок нигде не треснет, ни птица голосу не подаст. Вдруг старик услыхал: «Дзенн!..» Красивый такой звук, как струна пропела.

Немного погодя опять: «Дзенн!..» Старик удивился: «Кто же это в лесу на струне играет? »

А из лесу опять: «Дзенн!..» —так звонко, ласково.

Старик встал с пенька и осторожно пошёл туда, откуда слышался звук. Звук слышался с опушки.

Старик подкрался из-за ёлочки и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн!..» —как струна пропела.

Медведь наклонил голову и слушает.

Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка!

Замолк звук — медведь опять за своё: оттянул щепку и пустил.

Вечером знакомый колхозник ещё раз проходил мимо избы медвежатника. Старик опять сидел на завалинке со скрипкой. Он пальцем дёргал одну струну, и струна тихонечко пела: «Дзинн!..»

Колхозник спросил старика:

— Ну что, убил медведя?

— Нет, — ответил старик.

— Что ж так?

— Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я?

И старик рассказал колхознику, как медведь играл на расщеплённом грозой дереве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшей группы. Тема занятия: «Звали меня югорцем, Землю мою- Югрой!»

Конспект занятияпо познавательному развитиюс детьми старшей группы.Тема занятия:«Звали меня югорцем, Землю мою- Югрой!»...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы Тема: «Я живу в селе Алакуртти»

Расширить знания детей о родном селе, его достопримечательностях; познакомить с историей  возникновения с. Алакуртти Мурманской области....

Конспект занятия по познавательному развитию (экологическое воспитание) старшая группа Тема: «Воздух и вода»

Конспект занятия по познавательному развитию (экологическое воспитание) старшая группа Тема: «Воздух и вода»...

Конспект занятия по познавательному развитию (экспериментирование) в старшей группе Тема: «Волшебная сила магнита!»

Цель: помочь детям получить отчётливые представления о магните с выделением его выраженных качеств и свойств.Задачи:Образовательные: формировать представления детей о магните и его свойствах притягива...

Конспект занятия по познавательному развитию №2 в старшей группе Тема: «Береги себя!»

Конспект занятия по познанию в старшей группе «Береги себя!»...

Конспект занятия по познавательному развитию №4 в старшей группе Тема: «Если хочешь быть здоров»

Конспект занятия по познанию в старшей группе «Если хочешь быть здоров»...

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в старшей группе. Тема занятия: «Деление квадрата на 4 равные части».

Цель: Познакомить с делением квадрата на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть. Задачи: Продолжать формировать умение сравнивать предметы по высоте с помощью условной ме...