Городской семинар.Открытое занятие "Ознакомление с трудом библиотекаря"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Иванова Маргарита  Ивановна

Интегрированное  занятие 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_12_fevralya.docx59.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Ознакомление с трудом библиотекаря детей старшей группы».

Цель: познакомить  детей с трудом библиотекаря.

Задачи:

1.Пополнить знания детей о трудовых действиях библиотекаря, вызвать интерес к книгам.

2. Познакомить детей с детскими писателями: Корнеем Чуковским и Агния Барто.

3.Развивать познавательные интересы, монологическую речь, память.

4.Воспитывать любовь к книгам, желание бережно  с ними обращаться.

Материал: портреты детских писателей: Корнея  Чуковского, Агнии Барто, фотография детской библиотеки,  лист альбомной бумаги, фломастеры, карандаши, цветные восковые мелки.

Методические приёмы: чтение стихотворений  О. Зыковой «Библиотекарь – книжный лекарь»,  А. Барто  стихи из серии «Игрушки», беседа с детьми о работе библиотекаря, вопросы к детям. Рассматривание портретов детских писателей.  Проведение физкультминутки « Наши ручки рисовали», изготовление книжек  - самоделок. Показ способа действия складывания листа пополам.

Ход НОД.

Воспитатель: Ребята, я прочту вам стихотворение о человеке, который очень любит книжки.

Если книжка изорвалась,

И обложка оторвалась,

Ей поможет книжный лекарь –

Звать его – библиотекарь.

В книжку он страничку вклеит,

И обложку к ней приклеит,

Станет книжка снова новой,

Станет целой и здоровой!

С книжкой надо обращаться

Аккуратно всякий  раз.

Книги могут обижаться -

Навсегда уйти от вас.

Воспитатель: О ком говориться в этом стихотворении?

Дети: О библиотекаре.

Воспитатель: А как называется место работы библиотекаря?

Дети: Библиотека.

Воспитатель: Правильно, в нашем городе есть две библиотеки. В одну ходят взрослые люди, а в другую дети. Библиотекари выдают людям книги, для того, что бы их можно было прочесть дома.  Люди,  которые читают книги, много знают.

Воспитатель: А как нужно вести себя, когда вы пришли в библиотеку?

Дети: Тихо, не шуметь.

Воспитатель: Правильно ребята. В библиотеке есть зал, где в высоких шкафах стоят книги и ждут  своего читателя. Когда вы выбрали понравившуюся вам книгу, надо подойти  к библиотекарю, она запишет её название в карточку,  и после этого вы можете взять её домой  на некоторое время.  А можно ли оставлять книжку у себя дома долго?

Дети: Нет, её надо отнести обратно, в библиотеку.

Воспитатель: А почему?

Дети: За ней могут прийти другие читатели.

Воспитатель: Ребята, назовите, какие ваши книжки самые любимые?

Дети: (Ответы детей).

Воспитатель: А кто пишет сказки и детские рассказы?

Дети: Писатели.

Воспитатель: А каких детских писателей вы знаете?

Дети: (Ответы детей).

Воспитатель: Посмотрите, перед вами портрет  Корнея Ивановича Чуковского, он написал «Федорено  горе» и «Мойдодыр». А это портрет Агнии Барто, она сочиняла детские стихотворения, которые вы все хорошо знаете. Давайте ещё раз вспомним  стихи из цикла «Игрушки», я буду говорить вам первую строчку, а вы последующие.

Воспитатель читает первую строчку, а дети проговаривают следующую.

Воспитатель: Скажите,  а как надо обращаться с книгами?

Дети: Аккуратно, не рвать странички.

Воспитатель: А вы бы хотели сделать книжку  - самоделку сами ?

Дети: Да.

Воспитатель: Для этого вам понадобиться белый лист бумаги, который нужно сложить пополам и провести по линии сгиба.  Книжка готова, но не хватает ярких иллюстраций. Их я нарисую сама.  Моя книга расскажет детям о зиме, я нарисую ёлку, горку и снеговика. А о чём расскажут ваши книги?

Дети: (Ответы детей).

Воспитатель: Прежде чем рисовать, давайте подготовим наши пальчики.

Физкультминутка  «Наши ручки рисовали».

Наши ручки рисовали, 

 А потом они устали.

Мы немного отдохнём,

Рисовать опять начнём.

(Дети поочерёдно сжимают и разжимают пальцы рук).

Дети приступают к изготовлению книжек.

Воспитатель: Как много книжек – самоделок,  у вас получилось и какие они все красивые! Соня о чём расскажет твоя книжка?  У Егора книга о транспорте,  а у Ромы о семье. Ребята, а вы хотели бы сходить в библиотеку на экскурсию, что бы увидеть,  как работает библиотекарь?

Дети: Да.

«Путешествие в страну  Читалию»

Конспект занятия – экскурсии  в библиотеку.

 

Цель: 

  • Познакомить детей с библиотекой.
  • Познакомить детей с профессией библиотекарь,  заинтересовать детей на регулярное посещение библиотеки.

Задачи:

Образовательные: 

  • Формировать у детей реалистические представления о труде библиотекаря, показать значимость библиотеки.
  • Дать основы библиографических знаний (абонемент, читальный зал, библиотекарь, разделы книг).
  • Рассказать о том, какой  книга была в древности.
  • Закрепить на практике знания ПДД, при переходе через перекресток.

Развивающие: 

  • Обогащение словарного запаса: библиотекарь, стеллаж, книжные полки.
  • Активизация словаря: читатели, книги, журналы, иллюстрации.

Воспитывающие: 

  • Воспитывать интерес к книге, бережное отношение, любознательность.
  • Воспитывать уважение к труду библиотекаря.
  • Воспитывать культуру общения.
  • Воспитывать трудовые навыки самостоятельного ухода за книгой.

 

 

Ход экскурсии:

1. Вводная часть.

Воспитатель загадывает детям загадки о книгах и библиотеке.

  • Без языка и голоса,

А все расскажет. (Книга)

  • С наружи смотришь - дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нем,

В нем книги интересные

Стоят рядами тесными. (Библиотека)

Воспитатель: - Ребята что такое библиотека?

Дети: - Дом, где живут книги.

Воспитатель: - Ребята, а зачем нам нужна библиотека?

Дети: - Библиотека нам нужна для того чтобы взять книги во временное пользование в группу.

Воспитатель: - А какие книги бывают в библиотеке?

Дети: - Книги бывают самые разные: веселые, грустные, юмористичные, учебные, старинные.

 

2. Введение в тему занятия. Дети с воспитателем идут в библиотеку.

Воспитатель: Вот мы и пришли в библиотеку, давайте с вами вспомним правила поведения в библиотеке.

Дети:

- надо внимательно слушать

- разговаривать можно только шепотом

- если хочешь, задать вопрос нужно поднять руку

- взял посмотреть, положи на место

Воспитатель: Молодцы ребята, все правила помните, тогда приглашаю вас в дом, где живут книги.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь книг! Какие книги вам знакомы?

- А если у вас нет книги, которую вам хотелось бы почитать, где её можно взять?

Ответы детей: У друга попросить, купить.

Воспитатель: Конечно, книгу можно купить, попросить у товарища, а можно взять в библиотеке.

Воспитатель: Я приглашаю вас в волшебную страну –Читалию, то есть в библиотеку.

 Воспитатель: Кто самый главный в библиотеке?

Дети: - Библиотекарь.

Воспитатель: - Правильно. А чем занимается в библиотеке библиотекарь я вам покажу и расскажу

 

3. Основной этап.

Библиотекарь:  Есть такой дом на свете, в котором собраны для вас путеводители по жизни. Дом этот большой или маленький, но всегда удивительный, называется он…

Давайте попробуем отгадать загадку:

Снаружи смотришь –

Дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нём.

В нём книги интересные

Стоят рядами тесными.

На длинных полках вдоль стены

Вместились сказки старины:

И Черномор, и царь Гвидон,

И добрый дед Мазай …

Как называют этот дом?

Попробуй, угадай.  (Библиотека)

Библиотекарь: Молодцы, конечно, это библиотека! «Библио» по-гречески – книга, «тека» -хранилище. Меня зовут___________________, и я работаю в этом удивительном доме библиотекарем.

 Библиотекарь:  А зачем нужно читать книги?

Ответы детей.

Библиотекарь: Молодцы, ребята! Я убедилась, что вы хотите стать умными, хотите много узнать нового. Итак, библиотека – это дом книги.

В библиотеке очень много книг, журналов и все это называется книжным фондом. Для того, чтобы мы могли быстро найти нужную книгу, она должна стоять на своем месте. Другими словами можно сказать, что каждая книга имеет свой дом и свою квартиру.  У каждой книги есть свой номер из букв и цифр – шифр. По этому шифру можно узнать адрес книги: этаж и полку, где она хранится. В ящиках - каталогах хранятся карточки с названиями и шифрами всех книг. Посмотрит библиотекарь на такую карточку, сходит в хранилище и принесёт тебе нужную книгу (библиотекарь показывает карточки, дети рассматривают). А вот это, ребята, читательский формуляр (показывает), куда записываются все книги, которые вы прочтете.

Посмотрите, сколько здесь красочных книжек. И все они стоят в определённом порядке, на своих полочках с указателями. Например, на указателе  написано: «Про пернатых и косматых». Какие книги стоят на этой полке? 

Дети:  Про птиц и животных.

Библиотекарь:  А вот – «Про седую старину, про героев и войну».

Библиотекарь:  О чём эти книги?

Библиотекарь:  Правильно, прочитав их, вы узнаете много нового и интересного из истории нашей Родины, о воинах и их славных подвигах. А вы любите стихи?

Дети: читают стихи.

Библиотекарь:  Молодцы! На этих полочках вы найдёте много стихов. А каких поэтов вы знаете?

Дети: К. Чуковский, А. Барто, С. Михалков и др.

Библиотекарь:  Ну, а сказки вы любите? Посмотрите, какой «Теремок сказок»! На этой книжной выставке представлены сказки – на любой вкус. Какие сказки вы знаете?  (Ответы).

Библиотекарь:   Когда вы записываетесь, на каждого заводится карточка. (формуляр), где указывается ваша фамилия, имя, класс.

Библиотекарь:  Дети отгадайте загадку?

У стены большой и важный

Шкаф стоит многоэтажный.

Мы на нижнем этаже

Всех жильцов прочли уже. (Книжный шкаф)

Библиотекарь:  Правильно ребята все книги в библиотеки хранятся на книжных полках, затем шкафах. Нужно прочитывать книгу до конца. Можно рассматривать картинки. Нужно пользоваться специальными закладками.

Библиотекарь:  Ребята, где можно прочитать редкие экземпляры книг? 

Дети: - В читальном зале.

Библиотекарь:  Книги из него на дом не выдаются, они постоянно должны находиться в библиотеке. Вы спросите  почему? Потому что есть книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. Это энциклопедии, справочники, редкие книги.

В читальном зале  тишина нам особенно нужна.

Уходите. Разговоры, в вестибюли, коридоры!

Не мешайте нам читать, фантазировать, мечтать…

Библиотекарь:  В этом зале, взяв в руки любую книгу, например сказки, вы сможете встретиться с любыми сказочными героями. С кем бы вы хотели встретиться?

Библиотекарь:  Сейчас я задам вам вопросы по сказкам, будьте внимательны!

Вопросы викторины: 

1. Как звали сына царя Салтана?   (Гвидон)

2. Какие волосы были у  Мальвины? (Голубые) 

3. Кто одолел  Тараканище?  (Комар)

4. Кто доставил Айболита в Африку?  (Орёл)

5.Кто произносил эти слова: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи…» (Царевна) 

6. Кто спас Дюймовочку от крота и мыши?  (Ласточка)

7. Что несла бабушке Красная шапочка?   (Пирожки и горшочек масла)

8. Где спрятался седьмой козлёнок в сказке «Волк и семеро козлят»?  (В печке)

9. Кто говорил волшебные слова: «По щучьему велению, по моему хотению»? (Емеля) 

10. В кого превратился Гадкий утёнок? (В лебедя)

Библиотекарь: Книги – как люди: рождаются, живут, стареют и могут болеть. Главные причины – время и небрежное отношение к книге. Книга может полностью разрушится.

-  Ребята чтобы такого не случилось с вашими книжками, помните правила пользования книгой:

Библиотекарь:  Ребята как нужно обращаться с книгой?

Правила обращения с книгой

  • Прежде чем начать читать книгу, оберни ее бумагой или надень обложку.
  • При чтении книг пользуйся закладкой.
  • Не загибай книжные страницы.
  • Нельзя книги перегибать. Книга может рассыпаться на отдельные листочки.
  • Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки.
  • Не читай во время еды. На страницах появятся пятна, которые невозможно очистить.
  • Не разбрасывай книги – ты можешь их потерять.

Библиотекарь:  А, как нужно правильно читать книгу?

Дети: - Нельзя читать лежа, нельзя загибать листы, нельзя читать при плохом освещении.

Библиотекарь. Чтобы стать настоящими читателями, надо знать как нужно вести себя в библиотеке.

«Правила пользования библиотекой»

  • В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.
  • Четко и внятно назови свой класс и фамилию, чтобы библиотекарь вычеркнул книгу.
  • С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше учеников.
  • Библиотечные книги нельзя терять, иначе в библиотеке не останется ни одной книги.
  • Книги в библиотеке надо ставить точно на то место, где вы их взяли

Воспитатель:  Вам понравилось  наше путешествие? Я хочу задать вопросы заведующей школьной библиотеки…  

- Люди, каких профессий работают у вас в библиотеке?

- Много детей записаны в вашей библиотеке?

- А вам нравится ваша профессия?

- А как можно записаться в вашу библиотеку?

- Кто привозит вам книги?

- Откуда их привозят?

- Дети всегда вовремя сдают книги?

- Как долго можно читать книги? На сколько дней они даются?

Библиотекарь:  Кто желает записаться в нашу библиотеку, милости просим. Здесь вас ждут интересные книги, а значит знания, увлекательные путешествия, открытия и приключения. До новых встреч!

4. Итог экскурсии. Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, какие новые слова вы сегодня узнали? Ребята повторяют (прием словарной работы) .

Воспитатель и библиотекарь: Молодцы, ребята! Вы, так себя хорошо вели, а самое главное вы запомнили, как нужно вести себя в библиотеке, в читальном зале?

Дети: Тихо, не шуметь!

Воспитатель: Ребятки, а что же вы узнали о профессии библиотекарь?

Дети отвечают.

Библиотекарь. Ребята, на этом наша экскурсия подошла к концу. Я всегда рада видеть вас в нашей библиотеке.

Воспитатель и дети благодарят библиотекаря за интересную, познавательную экскурсию и прощаются.

Экскурсия в библиотеку с Незнайкой.

Цель: Способствовать воспитанию стремления к чтению и бережного отношения к книге.

Задачи:

  • Познакомить детей с правилами поведения в библиотеке, с порядком расположением книг, с книгохранилищем, правилами записи в библиотеку;
  • Приучать детей к аккуратности при обращении с книгой.
  • Воспитывать любовь к книгам, уважение к труду работников библиотеки.

Ход мероприятия:

(Воспитатель и дети заходят в холл библиотеки)

Воспитатель: Ребята, я хочу загадать вам загадки:

Я все знаю, всех учу,

А сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Нужно грамоте учиться.

Есть листок, есть корешок,

А не куст и не цветок.

Нет ни ног, нет ни рук,

А приходит в дом как друг.

На колени маме ляжет,

Обо всем тебе расскажет.

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней.

Воспитатель: Правильно, ребята! Все эти загадки о книгах.

Библиотекарь: Ребята, посмотрите вокруг. Вы пришли в чудесный город под названием библиотека.

(Проходят в первый зал библиотеки)

Библиотекарь: Разве может телевизор детям книгу заменить?

                            Разве может телевизор

                           Так, как книга, говорить?

                           Только книгу открываем

                           И, о чудо, улетаем:

                           Вместе с Карлсоном и Пэном,

                           Обгоняя стаи птиц.

                           Мы летим в пространстве книги,

                           Скорость – тысяча страниц.

                           Пролетая Лукоморье –

                           Поприветствуем кота,

                           И увидим, как из моря,

                           Чешуей, как жар, горя,

                           Выйдут с Дядькой Черномором

                           Тридцать три богатыря.

                           Встретим Гоголя, Крылова.

                           Посидим с Толстым в саду.

                           И с Наташею Ростовой

                           Потанцуем на балу.

                          Мы послушаем Пьеро –

                          Он споет свои куплеты.

                          Ну, а Остер, как обычно,

                          Даст нам «Вредные советы».

                          Книга – верный наш попутчик.

                          Да и что тут говорить?

                          Разве может телевизор

                          Детям книгу заменить?

(Появляется Незнайка)

Незнайка: Эй, привет, девчонки и мальчишки!

                    Вы что, пришли читать здесь книжки?

                    Ой, насмешили!

                    Кому щас книжки-то нужны?

                 

Воспитатель: (обращаясь к Незнайке) Это кто же ты такой?

Незнайка: Я, самый умный мальчик на свете! Незнайка я!

Библиотекарь: Незнайка, наверное, ты пришел сюда, чтобы записаться в библиотеку?

Незнайка: Ага!

Библиотекарь: А правила поведения в библиотеке ты знаешь?

Незнайка: А зачем? Вы мне и без правил всяких книжки дадите.

Библиотекарь: Тебе, Незнайка, и вам ребята, я расскажу правила поведения в библиотеке.

Нельзя здесь мяукать,

Фырчать и рычать.

Храм книг здесь.

Нельзя лезть на шкаф,

Колотить зеркала.

Храм просит вас,

Чтобы была тишина.

Нельзя здесь шуметь,

Рвать страницы, цветы.

У книг в гостях

Ведь находишься ты!

Воспитатель: Ребята, а зачем нам нужна библиотека? (Ответы детей)

Воспитатель: А какие книги бывают в библиотеке? (Ответы детей)

Незнайка: Ну, все, хватит! Дайте мне книжку быстрей.

Библиотекарь: Но ты же еще не записался в библиотеку? Если я ее тебе дам без записи и так каждому кто захочет взять книгу, то, как я буду знать, кому и какую книгу отдала? А для этого заполняется формуляр (показывая формуляр, рассказывает о том, как он заполняется). Итак, ты записался. Что ты будешь делать дальше?

Незнайка: Пойду, возьму книгу (направляется к книгам и ищет по полкам).

Библиотекарь: Так ты, Незнайка, не найдешь нужную тебе книгу очень долго.

Незнайка: И как же мне ее найти?

Библиотекарь: Чтобы легко найти книгу, надо знать порядки Книжного города – библиотеки. Он разделен на микрорайоны. В нашем городе их 3:

(Проходят по библиотеке)

Библиотекарь: Сейчас мы находимся в первом микрорайоне, куда могут приходить ребята из детского сада и начальной школы. Есть у нас и второй микрорайон, куда за нужными книгами приходят ребята постарше.    

В каждом микрорайоне есть улицы. Давайте ребята, и ты, Незнайка, подойдем к ним поближе (подходят к стеллажам с книгами).  

На каждой улице есть номер дома – Фамилия автора написавшего произведение, который  обозначается буквами алфавита по порядку: «А», «Б», «В», «Г»…и так далее.

Теперь вы легко сможете ориентироваться в библиотечном городе.

А теперь, посмотрите вот сюда. (Библиотекарь показывает на полку с книгами.) Здесь есть книги блестящие, новые, а есть растрепанные, старые. Вы, какие бы взяли почитать? (Ответы детей)

Однажды случайно я услышала разговор между новыми и старыми книгами. Новые книжки зазнавались:

     - Эй, старые, вы такие потрепанные. Такие грязные! А мы здесь живем почти год, и мы такие чистенькие, блестящие.

Старые книжки отвечали новым:

     - Бедные! Вы не понимаете, какое счастье быть зачитанным до дыр и потрепанным. Значит, мы – интересные книги, нас любят читать!

А вы, ребята, если вам в руки попадет не очень новая книга, разве откажитесь ее прочитать? Она ведь может оказаться интересней, чем новая. И, тем не менее, нужно аккуратно обращаться с книгами, чтобы они могли послужить и другим читателям. А чтобы сохранить чистоту книг, надо соблюдать правила пользования книгой.

Незнайка: Какие это такие правила?

Библиотекарь: Запоминайте, ребята:

  • С книгой обращаться нужно бережно: аккуратно перелистывать, носить в пакете.
  • В книге нельзя рисовать и писать.
  • Нельзя трогать книгу грязными руками.
  • Нельзя бросать и рвать книгу.
  • Возвращать книгу в библиотеку надо вовремя.
  • Ставить книгу нужно точно на то место, откуда ты ее взял, иначе библиотекарь или другой читатель не сможет быстро ее найти.

Незнайка: Я обязательно буду исполнять эти правила! А вы, ребята? (Ответы детей)

(Проходят в читальный зал)

Библиотекарь: Теперь остался последний немаловажный микрорайон - это читальный зал. Здесь, ученики, найдя нужный материал, могут подготовиться к уроку или просто почитать что-нибудь. А мы с вами здесь проведем небольшую викторину по произведениям детских писателей и сказкам. Присаживайтесь на стулья. И ты, Незнайка, оставайся с ребятами, будешь вместе отвечать на вопросы. Теперь я проверю то, как вы знаете произведения детских писателей и сказок. Я буду вам задавать вопросы, а вы будете отвечать на них. Ответы принимаются только по поднятой руке. Итак, начнем!

(Незнайка отвечает на вопросы вместе с детьми, иногда ошибается)

  • Какой герой русской народной сказки «и от бабушки ушел, и от дедушки ушел»?  (колобок)
  • Какие цветы собирала падчерица в сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»?  (подснежники)
  • Из какого города был родом былинный богатырь Илья-Муромец? (Муром)
  • В каком произведении К.И.Чуковского говориться об опасностях, которым подвергаются дети, отправляющиеся без сопровождения родителей в Африку. (Бармалей)
  • От чего никогда не отказался бы Вини-Пух? (от горшочка меда)
  • Как звали сказочного доктора, героя К.И.Чуковского? (Айболит)
  • Назовите самого знаменитого жителя цветочного города, героя сказки Н.Н.Носова. (Незнайка)
  • Назовите имя героини сказки Андерсена появившейся на свет из ячменного зерна. (Дюймовочка)
  • Кого ловил Дуремар на болоте в сказке Толстого «Золотой ключик»? (пиявок)
  • Чем заправляли свой автомобиль жители цветочного города в сказке Носова? (сиропом)
  • Как звали начальника чистоты, героя стихотворения  К.И.Чуковского? (Мойдодыр)
  • Назовите волшебницу, исполнявшую желания Емели из русской народной сказки. (Щука)
  • Назовите фамилию почтальона, героя Э. Успенского. (Печкин)
  • Какое лекарство лучше всего помогало Карлсону? (сладости)
  • В какой сказке, Ш.Перро, мельник в наследство оставил кота? («Кот в сапогах»)
  • Как звали, мальчика-луковку – героя сказки Д.Родари? (Чиполино)
  • Кто написал цикл стихотворений об игрушках? (А.Барто)
  • Кто говорил: «Не пей из копытца, козленочком станешь»? (Аленушка)
  • Что купила муха на базаре, когда нашла денежку? (Самовар)
  • Чем ловил рыбу волк в сказке «Волк и лиса»? (Хвостом)
  • Сколько лепестков у цветика – семицветика? (Семь)
  • Герои сказки «Три поросенка» пришли в гости к героям сказки «Три медведя». Сколько их стало всех вместе?

Библиотекарь: Молодцы! Я, вижу, вы знаете много произведений и сказок.

А теперь, скажите мне, ребята, вам понравилось в нашем городе? Чему вы научились? Что интересного вы узнали? (Ответы детей)

На этом наше путешествие по библиотечному городу завершилось. Но вы знаете, из библиотеки без книг не уходят. Поэтому я дарю вам эту замечательную книгу сказок, которая будет храниться у вас в группе в книжном уголке.

Библиотекарь, Баба Яга.

Биб.: Здравствуйте, ребята! Вы знаете, куда сегодня пришли? (Ответы детей) Правильно, в библиотеку. А знаете, в нашей библиотеке водятся чудеса. Я сейчас вас с ними познакомлю. Но сначала послушайте сказку.

Библиотекарь берёт книгу сказок, открывает её и читает.

«В некотором царстве, в некотором государстве жили-были книги. Но не было у них дома. Представляете, как им жилось? Солнце обжигало их листы, дожди мочили их переплёты, ветер развевал страницы по всему свету. И вот однажды собрались все книги на центральной поляне знаний. И сказала тогда самая умная книга – энциклопедия: «Книжный народ! До каких пор нам ещё странствовать? Мы теряем своих лучших товарищей! Давайте построим свой кирпичный дом, соберём в нём все книги. Назовём его – библиотека». Почему именно так? А вот почему. «Библио» – означает книга, а «тека» – хранение.
Сказано – сделано. Словно из-под земли выросла библиотека. В её залах стали жить книги. Здесь были и взрослые: энциклопедии, романы, повести и весёлые детские книжки: сказки, рассказы, стихи. И стали приходить в библиотеку мальчишки и девчонки, их папы и мамы, бабушки и дедушки. Они брали книги домой, чтобы их читать. А для того, чтобы помогать детям и взрослым правильно выбирать книги, в библиотеке появились специальные люди – библиотекари. Стали книги жить весело, интересно и запели:
В библиотеке сельской
Мы славно заживём!
Мы в гости в дом чудесный
Тебя, читатель, ждём!
Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!»

Слышится шум, грохот, крик. Выбегает Баба Яга.

БЯ: Это библиотека?
Биб.: Да, библиотека.
БЯ: Ну, тогда я правильно пришла! Давайте мне быстрее книжки, да побольше, побольше.
Биб.: Подожди, подожди. Какие книжки? Ведь ты в нашу библиотеку не записана, и даже не представилась.
БЯ: А вы разве меня не узнали? (к детям) Ребята, вы знаете, кот я такая? (Ответы детей)
Биб.: Ну, вообще-то мы с ребятами сразу догадались, что ты Баба Яга. Ведь ты зашла сюда и даже не поздоровалась.
БЯ: Ой, и правда.
Подбегает к ребятам и начинает с каждым здороваться за руку, называя своё имя.

Биб.: Баба Яга! Разве так здороваются! У тебя же рук не хватит со всеми поздороваться.
БЯ: А как надо?
Биб.: Ребята, как Баба Яга должна поздороваться? (Ответы детей)
БЯ: А-а-а, поняла. (громко) Здравствуйте, ребята! (Дети отвечают)
Биб.: Вот теперь другое дело.
БЯ: Да я просто забыла, что надо поздороваться. Я ведь так спешила. Мне моя подружка, сорока настрекотала, что к вам сегодня придёт много читадетей.
Биб.: Кого – кого?
БЯ: Читадети. Ну, разве непонятно. Ведь они же читают 
книжки, значит читадети.
Биб.: Да, Баба Яга, ты это оригинально придумала, вот только правильно их будет называть читателями. Кстати, ты знаешь, что означает слово «библиотека»?
БЯ: Нет.
Биб.: Давайте, ребята, мы ей расскажем. Так вот, слово «
библиотека» состоит из двух слов «библио» – книга, «тека» – хранение.
БЯ: (разочаровано) Так значит, здесь книги только хранятся? А я хотела у вас целую кучу книг взять.
Биб.: Что значит целую кучу книжек взять? Как-то ты неуважительно о них говоришь.
БЯ: Нет, что ты, я их очень люблю и уважаю. А если ты боишься, что я их не донесу, так вот у меня авоська есть. (показывает авоську)
Биб.: Ну, кто же в таких авоськах 
книги носит? А вдруг дождь пойдет или снег, или машина грязью забрызгает? Книги любят бережное к себе отношение. А раз ты заговорила о том, что хотела бы взять книги домой почитать, то скажи мне, ты знаешь, где книги выбирать?
БЯ: (задумчиво оглядываясь) Ну-у-у-у, наверно везде. (показывает в разные стороны руками) Там, там и там.
Биб.: Значит не знаешь. Сейчас я тебе расскажу.

Библиотекарь рассказывает о том, где в библиотеке находятся книги для взрослых и детей.

БЯ: Как интересно. А сколько в библиотеке книг?
Биб.: Очень много, девять тысяч.
БЯ: Ничего себе! Да я ж столько не унесу.
Биб.: Баба Яга, да тебе столько 
книг никто и не даст. Ведь у нас читатели берут только по пять книг. И прочитать эти книги они должны за 10 дней.
БЯ: Да я за 10 дней не успею прочитать книги.
Биб.: Это не беда. Если ты не успеешь прочитать за 10 дней взятые домой книги, ты можешь или прийти в 
библиотеку или позвонить по телефону и продлить книгу, т.е. взять её ещё на 10 дней.
БЯ: А у тебя в библиотеке есть любые книги, на любой вкус?
Биб.: Конечно!
БЯ: Значит у тебя и циклопедии есть?
Биб.: Что, что?
БЯ: Циклопедии. Ну, книги такие огромные, которые циклопы читают.
Биб.: Ты имеешь в виду сказочных одноглазых великанов?
БЯ: Ага.
Биб.: Я вообще-то не знаю, что читали циклопы и читали ли они вообще, но, может быть , ты спрашиваешь об энциклопедиях?
БЯ: А они большие?
Биб.: Есть и большие, и поменьше. Но самое главное они хранят в себе много полезной информации. Поэтому эти книги, как и многие другие, наиболее востребованные, хранятся в читальном зале. Это значит, что их можно читать только в библиотеке.

Библиотекарь показывает, где расположены энциклопедии, рассказывает о самых интересных детских энциклопедиях, показывает их.

Биб.: В этих энциклопедиях можно найти ответы на любые вопросы.
БЯ: А, я поняла! Это «Кудакалки», «Чтокалки» и «Ктокалки».
Биб.: Ну, ты Баба Яга и придумала. Таких энциклопедий не существует. Зато в нашей библиотеке есть замечательная детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?». В этой энциклопедии есть сведения о разных планетах, об известных писателях, о литературных героях, о странах мира, о животных, о растениях, о достижениях науки и техники, и о многом другом.
А ещё у нас есть интересная детская энциклопедия «Где растёт? Что едят?». В этой энциклопедии есть раздел «Сказочная деревня», в котором перечислены сказки о животных. И сейчас я вам буду читать о чём сказка, а вы, ребята, должны угадать, что это за сказка.

Игра «Сказочная деревня».

1. «Жили-были на свете три поросёнка. Три брата. Все одинаковые, кругленькие, розовые, с одинаковыми веселыми хвостиками. Наступила осень, и пришлось поросятам подумать о жилье. Лишь один из братьев оказался рассудительным, благоразумным и благородным».
(«Три поросёнка»)
2. «У бабки и дедки была курица, но не простая. Она несла золотые яйца».
(«Курочка Ряба»)
3. «Был у одного хозяина осёл, и много лет таскал он без устали мешки на мельницу, но к старости стал слаб и к работе непригоден. Хозяин решил, что кормить осла теперь не стоит. Несправедливо обиженный осёл ушёл из дома и оправился в город Бремен, где повстречал друзей».
(«Бременские музыканты»)
4. «Давным-давно жил мельник. Он умер, оставив сыновьям мельницу, осла и кота. Старшему сыну повезло больше всех – он унаследовал мельницу. Средний получил осла и решил уйти из дома на поиски счастья. Младшему брату пришлось взять себе кота».
(«Кот в сапогах»)
5. «Случилось это давным-давно. На крестьянском дворе утка высиживала яйца. Наконец яичные скорлупки затрещали, и из них выкарабкались шесть пушистых утят. И лишь седьмое яйцо, самое большое, так и осталось целым…»
(«Гадкий утёнок»)

После игры Баба Яга подходит к стеллажу с журналами.

БЯ: А это что за книги такие?
Биб.: Это не 
книги. Ребята, скажите, что это такое? (Ответы детей) Правильно, ребята, это журналы.

Библиотекарь рассказывает о том, какие журналы для детей выписывает библиотека.

Биб.: А ты Баба Яга своими руками что-нибудь делать любишь?
БЯ: Да я вообще всё своими руками делаю: и шью, и вышиваю, и детей в печке запекаю. Э-э-э, вообще-то это я раньше детей в печке запекала, а теперь добрая стала, детей полюбила, поэтому больше так не поступаю. Не бойтесь, ребята.
Биб.: Ну, раз так, то я советую тебе взять журнал «Коллекция идей», в нём ты найдёшь много интересных поделок.
БЯ: Обязательно возьму!
Биб.: А вообще, Баба Яга, ты какие книги хотела в библиотеке взять?
БЯ: Сказки! Я очень сказки люблю. Я их уже столько перечитала! И ещё почитать хочу.
Биб.: Ну вот я сейчас и проверю, внимательно ли ты сказки читаешь! А вы, ребята, любите сказки? Знаете их хорошо? (Ответы детей) Тогда вы сможете помочь Бабе Яге отгадать загадки о сказочных героях.

Викторина «Загадки о сказочных героях».

1. Из танцзала короля
Девочка домой бежала,
Туфельку из хрусталя
На ступеньках потеряла.
Тыквой стала вновь карета…
Кто, скажи, девчушка эта?
Золушка
2. Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был? …
Медведь
3. Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали.
Дюймовочка

4. Дед и баба вместе жили
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчурку в пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же их дочурку звали?
Снегурочка
5. Она Буратино учила писать,
И ключ золотой помогала искать.
Та девочка-кукла с большими глазами,
Как неба лазурного высь, волосами,
На милом лице — аккуратненький нос.
Как имя её? Отвечай на вопрос.
Мальвина

6. Черепахе 300 лет
Уж её и старше нет.
И она-то рассказала
Тайну, о которой знала
И которую хранила,
Буратино ключ вручила:
«Вот он, ключик золотой.
В город Счастья дверь открой.
Я ж в пруду останусь тут.»
Черепаху как зовут?
Тартила

7. Он всегда, как день варенья,
Отмечает день рожденья,
На штанишках кнопку тиснет,
Чтоб отправиться в полёт,
Под пропеллером повиснет
И летит, как вертолёт.
Парень он, «в расцвете лет».
Кто он? Дайте-ка ответ.
Карлсон

8. Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах.
Кот в сапогах

9. Эту как зовут старушку?
Просит бабушка избушку:
«Разверни-ка свой фасад:
Ко мне — перед, к лесу — зад!»
Топнет костяной ногой.
Звать бабулечку ….
Баба Яга

10. У этого героя
Дружок есть — Пятачок,
Он Ослику в подарок
Нёс пустой горшок,
Лез в дупло за мёдом,
Пчёл гонял и мух.
Имя медвежонка,
Конечно, —

Винни – Пух

Биб.: Молодец, Баба Яга! Спасибо, ребята, за то, что Бабе Яге помогли загадки отгадать. А теперь Баба Яга можешь выбрать книгу.
БЯ: Ура!
Баба Яга начинает бегать, перебирать, хватать книги, переставлять их с места на место.

Биб.: Стоп! Подожди, Баба Яга!
БЯ: Что такое?
Биб.: Ты неправильно книги выбираешь. Если ты взяла книгу, но не захотела брать её домой, то нужно поставить эту книгу обратно, на то самое место, откуда ты её взяла.
БЯ: Ой, ну подумаешь… И какая разница, куда её поставить.
Биб.: Да, нет, Баба Яга, очень большая. Вот представь себе: каждый из ребят, сидящих здесь, живёт на своей улице, в своём доме, в своей квартире, а ты возьмешь и отведёшь их по чужим адресам: Сашу – по Максимкиному адресу, а Свету – по Алешиному. Как ты думаешь, Баба Яга, что тогда получится?
БЯ: Ой, это какая-то великая перепутаница.
Биб.: И действительно, наверное, это никому не понравится: ни родителям, ни самим ребятам. Правда, ребята? Так что, запомни, Баба Яга, что существует целая система расстановки книг в библиотеке, чтобы их можно было легко и быстро найти.
БЯ: А-а-а. Поняла. Книжки – это жильцы большого дома и прописаны они по своим адресам.
Биб.: Верно, Баба Яга, вижу, ты всё правильно поняла. А я вот как раз для ребят одну интересную игру придумала.

Конкурс «Адрес книги».
На полках прикреплены рисунки предметов из разных сказок. Детям предлагается расставить книги на эти полки, т.е. найти нужный адрес книги.
1. «Принцесса на горошине» – горох.
2. «Винни – Пух и все-все-все» – бочонок меда.
3. «Золушка» – хрустальная туфелька.
4. «Кот в сапогах» – сапог.
6. «Малыш и Карлсон» – банка с вареньем.
7. «Колобок» – колобок.

Биб.: Молодцы, ребята! А сейчас, Баба Яга, выбери, наконец, книгу.
БЯ: (осторожно, аккуратно и неторопливо выбирает) Конечно, конечно, уж я так выберу, так выберу. (берёт самую новую и красивую книгу) Вот, эту книгу хочу взять.
Биб.: Хорошо Баба Яга, ты интересную книгу выбрала, новую, красивую. А вот, ребята, если вам в руки попадёт потрёпанная, не очень новая книга, разве вы откажетесь её прочитать? (ответы детей) Потрёпанная книга может оказаться интереснее, чем новая, а потрепана она так потому, что много детей её прочитали. Но с книгами нужно аккуратно обращаться, чтобы они могли послужить и другим читателям. А чтобы сохранить чистоту книг, надо соблюдать правила пользования книгой.
Баба Яга, вот если ты не дочитаешь книгу до конца, то как запомнишь то место, где закончила читать?
БЯ: Загну страницу книги и всё.
Биб.? Ну, что вы на это, ребята, скажете? (Ответы детей) Конечно, надо воспользоваться закладкой. В качестве закладки можно использовать любой листочек, а можно купить в магазине специальную закладку.
А как ты, Баба Яга, будешь страницы книги листать.
БЯ: А вот так! (начинает плевать на пальцы)
Биб.: (выхватывает книгу из рук Бабы Яги) Нет, нет, Баба Яга, так страницы книги листать нельзя!
БЯ: А чего?
Биб.: Перелистывать страницы книги надо аккуратно. (показывает, как это надо делать) А если ты, Баба Яга, будешь листать их мокрыми руками, то они запачкаются и некрасиво загнуться.
БЯ: А, поняла, поняла!
Биб.: А как ты думаешь, Баба Яга, можно в книгах рисовать, писать?
БЯ: Ха, конечно можно! Я всегда кому-нибудь усы или очки пририсовываю.
Биб.: Нет, Баба Яга, ты опять не права. В книге нельзя рисовать и писать. Ведь если ты пририсуешь герою усы, то ребята, которые будут читать эту книгу после тебя, не смогут понять что это за герой.
БЯ: (обижено) Ну, раз я совсем ничего не знаю, пусть ребята мне расскажут ещё другие правила пользования книгой.

Ребята с помощью библиотекаря рассказывают Бабе Яге о том, что книги нужно носить в пакете, не трогать её грязными руками, нельзя бросать, рвать, нужно держать её подальше от домашних животных.

Биб.: А самое главное, Баба Яга, книги нужно вовремя возвращать в библиотеку.
И теперь, когда ты, знаешь всё про библиотеку и усвоила правила пользования книгой, ты становишься читателем нашей библиотеки. Я заведу на твоё имя специальную книжечку – формуляр, куда буду записывать все книги, которые ты будешь брать в библиотеке. (демонстрирует формуляр)
А вам, ребята, для того, чтобы стать читателями библиотеки, нужно прийти с мамой или папой, бабушкой или дедушкой, старшим братом или сестрой.
БЯ: Вспомнила! Я ведь, когда по лесу шла, набрела на денежное дерево. На нём висели денежки, я их собрала и принесла ребятам.
Баба Яга раздаёт шоколадные монетки участникам мероприятия.
БЯ: Ну, ладно, книгу я выбрала, пойду теперь домой. До свидания, ребята! (уходит)
Биб.: Наша экскурсия по библиотеке подошла к концу. Ребята, я вас приглашаю стать активными читателями нашей библиотеке. Ведь если вы будете много читать, будете много знать, сможете открыть волшебные тайны планет и звёзд, сумеете разгадать загадки природы, и может быть однажды на книжной полке вам попадётся книга, которая поведёт вас по жизни.


Экскурсия по библиотеке сценарий для детей. Библиотечный урок – экскурсия. «Библиотека, книжка, я – вместе верные друзья. Вопросы к детям

Конспект экскурсии

в детскую библиотеку

в подготовительной группе

Цель: совершить экскурсию в детскую библиотеку

Программное содержание:

Обобщить знания детей о библиотеке

Развивать внимательность, наблюдательность.

Воспитывать бережное отношение к книгам.

Предварительная работа: беседа о библиотеке, чтение книг « Откуда пришла книга», отгадывание загадок о книгах.

Словарная работа: активизировать в словаре детей слова- библиотека, обложка, титульный лист, оглавление.

Оборудование: книги.

Ход экскурсии:

Отгадайте загадку:

Снаружи смотришь – дом, как дом,

Но нет жильцов обычных в нём

В нём книги интересные

Стоят рядами тесными.

На длинных полках

Вдоль стены

Собрались сказки старины,

И Черномор,

И царь Гвидон.

И добрый дед Мазай,

Как называют этот дом?

Попробуй, отгадай…

Правильно.. это - библиотека.

Что значит слово библиотека?

Библиотека- это место, где хранится огромное количество книг. В библиотеке есть абонемент, откуда книги выдаются на дом и читальный зал, где можно только читать

Как нужно вести себя в библиотеке. Послушайте, вам об этом расскажут дети.

В библиотеке нужно соблюдать порядок: не шуметь, громко не разговаривать.

Войдя в библиотеку, надо поздороваться с библиотекарем, а получив книгу, обязательно сказать « спасибо»

Книгу надо брать только чистыми руками.

В книге нельзя загибать листы, следует пользоваться закладкой.

Если книга повреждена, её надо привести в порядок.

Библиотечные книги надо особенно беречь, так как они предназначены для многих людей.

Как называют людей, которые работают в библиотеке?

Чем они занимаются?

Рассказ библиотекаря о своей работе.

А сейчас давайте проведём викторину по русским народным сказкам и самый лучший знаток получит медаль « знаток сказок».

Викторина по сказкам.

Первый конкурс « Загадочный»

Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной

Он сам. Того не ведая,

Несёт её домой

(Маша и медведь)

Удивляется народ

Едет печка, дом идёт,

А Емеля на печи

Ест большие калачи.

(По-щучьему веленью)

Внучка к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый волк за ней следил.

Обманул и проглотил.

(Красная шапочка)

Кто работать не хотел,

А играл и песни пел?

К брату третьему потом

Прибежали в новый дом.

(Три поросёнка)

Девочка спит и пока что не знает,

Что в этой сказке её ожидает.

Жаба под утро её украдёт,

В нору упрячет бессовестный кот.

(Дюймовочка)

Красна девица грустна

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко!

Слёзы льёт бедняжка.

(Снегурочка)

Второй тур « Путаница»

Помогите нам, ребята, распутать название сказок. Слушайте внимательно.

« Суп из топора»

«По-заячьему велению»

« Зелёная шапочка»

« Кот в туфлях»

« Два поросёнка»

« Лиса и цапля»

« Волк и пятеро щенят»

« Сестрица Танюшка и братец Иванушка»

« Мальчик с ладошку»

« Сивка- Мурка»

Какие вы замечательные участники! Всё знаете!

Третий тур « Вопрос-ответ»

Командам нужно за 1 минуту ответить на мои вопросы:

Как звали невесту Пьеро?

Кому по размеру подошла хрустальная туфелька?

Кто родился в чашечке цветка?

Кого так долго тянули из болота?

Кто взял спички и поджёг синее море?

Кто сварил кашу из топора?

Кто снёс золотое яичко?

Как звали девочку из сказки « Снежная королева»?

Как называлась деревня, где жил почтальон Печкин?

Кто лечил больных зверей?

Назовите героя, который живёт на крыше?

Кто из героев ездил по улице на печке?

Что купила муха на базаре, когда нашла денежку?

Чем ловил рыбу волк в сказке « волк и лиса»?

Молодцы! Справились с заданием!

Тематическое мероприятие

«Путешествие в страну детской сказки»

для дошкольников старшей группы




Подготовила и провела:

Обрезкина М.И.

Программное содержание:

  1. Расширить знания дошкольников о сказках;
  2. Уточнить представление о жанровых особенностях и видах сказок;
  3. Развивать речь учащихся, читательский интерес, память;
  4. Закреплять знание особенностей разных литературных жанров.
  5. Воспитывать интерес к художественной литературе.

Материал:

  1. Телевизор, DVD, компьютер.
  2. Видеозаставка "В гостях у сказки".
  3. Видео кроссворд (картинки).
  4. Цикл слайдов иллюстративного материала к сказкам.
  5. Предметные картинки (с изображением сказочных героев, животных, сказочных предметов), книги с иллюстрациями для игры.
  6. Книги разных жанров (сказка, стихотворение, рассказ, скороговорка, загадка)
  7. Фрагменты, иллюстрации с подсказками из сказок.
  8. Звукозаписи (сказочная музыка).
  9. Мультфильм.
  10. Книга по мультфильму.

Ход занятия

Ведущая Т.Ф.: Что такое, подскажите,

Там игрушки не сидят.

Книги выстроились в ряд,

Ждут читающих ребят...

Дети: Книжная полка, книжный шкаф, библиотека...

Ведущая Т.Ф.: Как вы догадались?

Дети: Я считаю...(я думаю..., мне кажется..., по-моему...), что это — библиотека, потому что, во-первых, там книги стоят в ряд, во-вторых, игрушек там нет, в-третьих, туда ходят те, кто умеет читать. Поэтому, это - библиотека.

Ведущая Т.Ф.: Правильно, библиотека.

У нас в каждой группе тоже есть библиотека. В ней находятся разные книги. С какими вы знакомы?

***Дети вспоминают, какие книги есть в их библиотеке.

Ведущая С.А.: Книг в нашей библиотеке очень много, разных по оформлению и содержанию, разных жанров. Догадайтесь, к какому жанру относятся следующие отрывки (воспитатель берет одну из книг и зачитывает отрывок, дети определяют жанр)

***Голос воспитателя выражает специфику жанра.

  1. Жил-был маленький Паучок. И была у него страшная Паучиха-мамаша и множество братишек и сестренок. Паучиха разговаривала строгим страшным голосом. И вот в один прекрасный осенний день наш Паучок потихоньку убежал от Паучихи... (сказка).

Почему ты так думаешь?

Ответы детей.

Ведущая Т.Ф.:

  1. Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром

Как бы резвятся и играя,

Грохочет в небе голубом (стихотворение).

Докажи, пожалуйста, свой ответ.

Ответы детей.

Ведущая С.А.:

  1. Мама недавно подарила Виталику аквариум с рыбкой. Очень хорошая была рыбка. Красивая. Виталик был рад, что у него есть карасик (рассказ).

Объясни своим друзьям, почему ты так решил?

Ответы детей.

Ведущая Т.Ф.:

  1. Шла Саша по шоссе и сосала сушку (скороговорка)

Ты уверен в своем ответе? Докажи нам.

Ответы детей.

Ведущая С.А.:

  1. Спереди — пятачок, сзади — крючок.

Посередине — спинка, а в ней — щетинка (загадка).

***Дети называют жанр произведения, доказывают ответ.

Появление сказочного персонажа Почтальона Печкина.

Письмо от Почтальона Печкина:

Здравствуйте, ребята! К нам на почту пришло письмо, думаю, я передаю вам его по адресу. Так, вот оно!

Т.Ф.: Сейчас я прочитаю его (читает):

Низкий поклон вам, добры молодцы и красны девицы!

(Это для нас, наверное, письмо. Но каким-то необычными, сказочными словами написано).

Была у нас книга. Непростая, заветная, волшебная. Обо всем на свете из нее узнать можно было. Но случилась беда страшная. Налетели ветры буйные, унесли нашу книгу за тридевять земель, в тридесятое царство. Заколдовали ее Баба-Яга с Кощеем. Помогите книгу вызволить. Без вашей помощи нам не обойтись!

Тот, кто сказку назовет

Реку смело перейдет,

Сразу в сказку попадет

И подсказки там найдет.

Оставляю вам подсказки.

С низким поклоном, Василиса Премудрая.

Ведущая Т.Ф.:

Как вы думаете, ребята, справимся с заданием Василисы Премудрой?

***Дети высказывают свое мнение, соглашаются помочь.

Почтальон Печкин:

А первое задание, которое прислала нам Василиса Премудрая это викторина видео-загадки.

Презентация «Русские народные сказки»

Ведущая Т.Ф.:

Следующее задание:

«Закрывайте глазки… открывайте глазки… волшебная картинка из какой сказки?»

Предметные картинки со страниц книг (с изображением сказочных героев, животных, сказочных предметов). Дети угадывают сказки и героев.

Ведущая С.А.: Сказки бывают народные, а бывают авторские. Кто мне скажет почему называют русские – народные сказки и авторские?

Ответы детей.

Правильно, называются они так потому, что их придумал народ. Сказки, которые придумал и записал какой-то определенный человек-автор. Например, вы все знаете сказку “ О мертвой царевне и 7 богатырях”, “ О рыбаке и рыбке”. Это сказки А. С. Пушкина. Или “ Мойдодыр” – это сказка К.И. Чуковского. А какие сказки авторов знаете вы?

Ведущая Т.Ф.:

Сказок много есть на свете, все их очень любят дети.

А чему нас учат сказки, отвечайте без подсказки.

Ответы детей.

(Быть добрыми, справедливыми, помогать друг другу, выручать из беды и т.д.)

Сегодня я хочу рассказать вам новую сказку. Слушайте внимательно и постарайтесь отгадать её название.

“Салат из сказок”

Жили-были дед и баба. Была у них Курочка Ряба. Говорит дед бабе: “Испеки мне, баба, колобок, а я пойду на речку, рыбку половлю”. Пошла баба в амбар, наскребла две горсти муки и испекла Репку.

Катится репка по дорожке, а навстречу ей избушка на курьих ножках. Избушка и говорит: “Красная Шапочка, я тебя съем!”. А она отвечает: “ Не ешь меня, лучше брось в воду, я твои три желания исполню. Только скажи: “По щучьему веленью, по моему хотенью”.

Желание исполнилось: вырос цветик – семицветик, а в середине Дюймовочка сидит, на ноге у неё один хрустальный башмачок. А в руке – золотой ключик от чердака Карлсона, который живет на крыше. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!

Ведущая С.А.:

Понравилась вам сказка? А вы её узнали? Давайте вспомним героев, которые встретились нам в “новой” сказке (дети называют героев). Скажите, из каких известных вам сказок они к нам пришли?

(Дети называют сказки: “Курочка Ряба”, “Колобок”, “Волк и лиса”, “Репка”, “Баба Яга”, “Красная Шапочка”, “По щучьему веленью”, “Цветик – семицветик”, “Дюймовочка”, “Золушка”, “ Золотой ключик”, “Карлсон, который живет на крыше”)

Ведущая Т.Ф.:

Молодцы! Скажите, а в сказках все ли герои добрые и отзывчивые? Я предлагаю назвать персонажи различных сказок и определить, какие из них хорошие, добрые, а какие злые.

Почтальон Печкин: Ещё одно задание от Василисы Премудрой

нужно выполнить, назвать сказки скрытые в загадке:

  • Летела стрела и попала в болото.

А в том болоте поймал её кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожею

Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка)

  • Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

  • Отворили дверь козлята

И пропали все куда-то. (Волк и козлята)

  • На окошке он студился

Взял потом и укатился

На съедение лисе. (Колобок)

  • Что за чудо, что за диво

Едут сани без коней? (По-Щучьему велению)

  • Заигралась сестрица.

Унесли братишку птицы. (Гуси-лебеди)

Ведущая С.А.: Какие вы молодцы! Может и это задание вам по плечу!

Как называется персонаж сказки:

  • Дерево волшебное

С яблоками спелыми.

Если съешь его плоды-

От врага упрятан ты(яблоня из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

  • На сметане мешан, на окошке стужён

Круглый бок, румяный бок

Покатился …….. (колобок)

  • Сколько лет — никто не знает,

В ступе и с метлой летает,

Нос - крючком, горбом спина,

С нечистью лесной дружна.

Дом её — на курьих ножках,

Ну, и вредная немножко...

(Баба-Яга)

Ведущая Т.Ф.: Ребята, а с моим заданием справитесь?

Задание “Угадай-ка”

1 – Какую песенку пел Колобок?

2 – Что пела коза своим козлятам?

3 – Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?

4 – Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе?

5 – Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост?

6 – Что говорила в это время лиса?

7 – Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?

8 – Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само?

Почтальон Печкин: прочитаем, какое еще задание написано

«Рифмы» Вспомните известные рифмованные сказочные выражения

  • Лиса - ... (всему лесу краса)
  • Волк - ...(зубами щелк)
  • Ежик - ... (не головы, не ножек)
  • Мышка - ...(норушка)
  • Волчок - ... (серый бочок)
  • Сивка - Бурка -...(вещая каурка)
  • Волчище -...(серый хвостище)
  • Баба - Яга - ...(костяная нога)
  • Кот - коток - ...(серый лобок)
  • Зайчишка - ...(трусишка)
  • Конек - ...(Горбунок)
  • Сорока -..(белобока).
  • Зайка - …(побегай-ка ).
  • Лягушка - …(квакушка).

Воспитатель: Мы с вами с успехом выполнили задание. Пора бы и книгу волшебную найти, может попросим помощи у нашей хозяйки, у библиотекаря?

***Библиотекарь выносит книгу, по которой предлагает посмотреть м/ф в качестве приза за ответы и старания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД «Ознакомление с трудом библиотекаря детей старшей группы».

Конспект НОД «Ознакомление с трудом  библиотекаря детей старшей группы».Цель: познакомить  детей с трудом библиотекаря.Задачи:1.Пополнить знания детей о трудовых действиях библиотекаря, вызв...

Сценарий городского конкурса чтецов "Славим шахтерский труд"

Сценарий конкурса чтецов "Славим шахтерский труд" составлен для детей дошкольного возраста 4-7 лет....

Методические занятия (мастер-классы, семинары, открытые мероприятия)

Занятие для музыкальных руководителей детских садов г. Калиниграда по музыкально-ритмическому развитию детей старшего дошкольнго возраста...

Методические занятия (мастер-классы, семинары, открытые мероприятия)

Патриотизм – ёмкое понятие, охватывающее и любовь, и преданность, и храбрость, и гордость в отношении к своему отечеству, народу, родному крову. Поэтому с детьми нужно говорить не только о патри...

Экскурсия в библиотеку.Ознакомление с трудом библиотекаря

Здесь представлен сценарий экскурсии в библиотеку для детей старшей группы, где дети знакомятся с трудом библиотекаря, устройством библиотеки, правилами поведения в ней.А также в игровой форме запомин...

районный семинар открытого занятия тема: "Путешествие в мир сказок".

Семинар открытого занятия тема: "Путешествие в мир сказок".[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26099317","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","vie...

Приказ о проведении городского конкурса детских рисунков "Безопасный труд глазами детей" 2022

Приказ о проведении городского конкурса детских рисунков "Безопасный труд глазами детей"...