Конспект тематической прогулки "Ранняя весна"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Знакомство с приметами и признаками весны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_progulki.docx35.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение дошкольного образования детей детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей «Сказка»

Конспект   тематической прогулки   «Ранняя весна»

(подготовительная группа)

Составила:

воспитатель

Лешукова Ирина Анатольевна

с. Омутинское

2024год

Цель: обобщение  и систематизация  знаний  детей о весне.

Задачи:  

развивать познавательный интерес, игровую деятельность;

совершенствовать устойчивое внимание, наблюдательность;

воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;

воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

обеспечить двигательную активность детей;

сохранять и укреплять здоровье детей.

 

Пособие, материал, оборудование: маршрут – карта. Оборудование для трудовой деятельности, выносной материал для игр.

Ход  прогулки.

Дети вместе с воспитателем выходят на прогулку. Под стихотворение строятся парами. Идут на участок.

  1. Организационный момент. 

Раз, два, три, четыре, пять,

Отправляемся гулять.

Все же знают, что полезно

Свежим воздухом дышать.

Мы гуляем, мы играем

И, конечно, наблюдаем.

  1.  Основная часть.

Воспитатель: Ребята, сегодня нам поможет провести прогулку   карта – маршрут  (показывает детям).

Ну что, ребята, отправимся в путь по маршруту?

  • Воспитатель: Вначале давайте рассмотрим карту (нарисовано солнышко и тучка).

Наблюдение за погодой:

Цель:  прививать интерес к природе.

Воспитатель: 

1. Ребята, какое сейчас время года? 

2. Какие вы знаете приметы весны?

3. Воспитатель с детьми наблюдает за весенней природой, просит их найти приметы весны: чаще выглядывает солнышко, переменчивая погода, бывает и снег и дождь, солнышко припекает, снег тает, сосульки, которые тают на солнечной стороне крыши, капель в солнечную погоду, проталины, лужи, половодье, люди одеты по весеннему, утром вода на дорогах подмораживается, а днем тает и. т. д.

4. В народном календаре весну условно подразделяют на следующие периоды:

       снеготаяние,

      оживление весны,

      разгар весны,

       предлетье.

5. Назовите месяцы весны:

       март,

       апрель,

       май.

6. Словарная работа:  весна  (какая?)  – шумная, буйная, звонкая, теплая и т. д.

7. Весна - очень красивое время года. Пробуждается вся природа. Этому времени посвятили стихи многие поэты. Послушайте, как описывает весну в  стихотворениях разные  поэты. 

 «Весна»

Отшумела злая вьюга.

Стала ночь короче дня.

Тёплый ветер дует с юга,

Капли падают, звеня.

Солнце землю нагревая,

Гонит с нашей горки лёд.

Тает баба снеговая

И ручьями слёзы льёт.

Весна идёт

Агния Барто

Утром было солнечно
И совсем тепло.
Озеро широкое
По двору текло.

В полдень подморозило,
Вновь зима пришла,
Затянулось озеро
Корочкой стекла.

Расколол я тонкое
Звонкое стекло,
Озеро широкое
Снова потекло.

Говорят прохожие:
— Вот весна идёт! -
А это я работаю,
Разбиваю лёд.

Воспитатель: о весне слагаются не только стихи, но и загадки. Мы сейчас проверим. Сможете отгадать загадки про весну?

Загадки

 

Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает?
(Весна)

 

Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад
— Заглянул к нам месяц … 
(март)

 

Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель-
В гости к нам пришел… 
(Апрель)

 

Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что это за месяц? 
(Май)

Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. 
(подснежник)

Висит за окошком кулёк ледяной.

Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька)

 

Бегу я, как по лесенке,

По камушкам звеня.

Издалека по песенке

Узнаете меня. (Ручей)

  • Воспитатель: Подскажите, что вы видите на карте? (Огород)

Что делают люди весной на полях  и огородах? (Ответы детей)

Правильно. Весна очень важное время для выращивания растений. В это время люди выращивают рассаду, подготавливают землю, удобряют, готовят инструменты и инвентарь для сельскохозяйственных работ. Наши предки были очень наблюдательны. Все их наблюдения содержатся в пословицах, поговорках и приметах. Так люди передавали свой опыт следующим поколениям (детям и внукам).

Какие  народные пословицы и поговорки вы знаете о весне? (ответы детей)

Воспитатель: Вот некоторые (воспитатель называет на выбор и просит повторить детей и объяснить, что это значит).

Поговорки и пословицы: 

Весна красна цветами, а осень снопами.

Весенний день – что ласковое слово.

Весна цветы рассыпает, зима снег простилает.

Как не злись метелица, всё весною пахнет.

Солнце светит, солнце сияет – вся природа воскресает.

Приметы о весне

Сухой март — плодородие, дождливый — неурожай.
Из березы течет много сока — лето будет дождливым.
Случившийся в марте гром — признак плодородия.
Если весной снег тает быстро, вода бежит дружно — к мокрому лету.
Птицы вьют гнезда на солнечной стороне — к холодному лету.
Весна рано пришла - летом будет много непогожих дней.

  • Воспитатель: Подскажите, что вы видите на карте? (Кормушка для птиц)

Кормление птиц.

Мы с вами всю зиму кормили птиц.

Каких птиц мы с вами видели в кормушке зимой? (ответы детей)

А какие птиц прилетают к нам весной? (ответы детей) Чтобы помочь вспомнить вам перелетных птиц, я загадаю вам загадки.

На шесте -дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его…

                         (Скворец)

Солнце греет у порога

И растаяли сугробы,

Потекли рекой ручьи,

Прилетели к нам…

                                      (Грачи)

 На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад,

Ищет в речке лягушат.

                                       (Цапля)

Кто без ног и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? …

                                     (Соловей)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

                                      (Ласточка)

Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.             

(Аист)

Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный,

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек.

                                      (Журавль)

Может плавать и нырять,

В небе высоко летать.

 Мне скажи через минутку.

 Что за птица? Знаешь? – ….

                                             (Утка)

Воздух режут без усилья,

Как серпы, кривые крылья.

Промелькнет – не разглядишь,

Так летает только …

                                            (Стриж)

 

 

  • Воспитатель: Подскажите, что вы видите на карте? (Снежинку и капли воды)

                Исследовательская деятельность. 

Цель: учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе

Дети вместе с воспитателем... 

Определяют, где снег и лед тают быстрее (на солнце или в тени).

Почему утром на лужах лед, а днем он превращается в воду?

Почему сосульки на солнечной стороне тают, а в тени нет?

Устанавливает связь с температурой воздуха.

Обращает внимание на образование луж, ручейков.

Дети вспоминают, где еще и в каком виде в природе встречается вода.

  • Воспитатель: А сейчас нам нужно двигаться дальше. Что изображено на нашей карте? (Дети) 

Подвижные игры

Цель: Развивать двигательные навыки, быстроту реакции, координацию движений. Учить находить занятие для организации свободного времени. Развивать мыслительные процессы, память, внимание, речь.

Воспитатель выбирает игры на свое усмотрение и в зависимости от погоды. Во время плохой погоды или слякоти можно поиграть в игры малой подвижности на веранде. Если погода позволяет, то можно поиграть в игры высокой подвижности. 

  • Игры малой подвижности

 «Запрещённое движение».

Цель игры: развивать моторную память, внимательность.

Ход игры. Игроки строятся в круг, в центре – педагог. Он выполняет различные движения, указав, какое из них – запрещённое. Дети повторяют все движения, кроме запрещённого.

Правила игры. Кто повторил запрещенное движение, выбывает из игры. Запрещённое движение надо менять через 4 – 5 повторений.

 

«Повтори наоборот»

Цель игры: развивать пространственную координацию.

Ход игры. Игроки находятся на площадке, водящий стоит к ним лицом. Он показывает детям различные движения, которые они должны повторить наоборот. Например, водящий выпрямляет руки вперёд – дети должны отвести их назад, поднимает голову вверх – дети опускают голову вниз и т. д. Отмечаются самые внимательные игроки.

Правила игры. Повторять движения наоборот, кто ошибся – выбывает.

«Узнай по голосу»

Цели: развивать аналитический слух, способствовать запоминанию голосов детей группы.

Ход игры. Дети стоят в кругу, берутся за руки. Водящий встает в середину круга, на глаза ему надевают маску. Дети идут по кругу со словами:

Мы немножко порезвились,

По местам все разместились.

Ты … (имя) угадай,

Кто позвал тебя, узнай.

С окончанием слов дети останавливаются. Взрослый показывает на какого-либо ребенка, который произносит звуки (крики птиц, животных). Водящий пытается отгадать, кто его позвал. Затем он меняется с зовущим местами, и игра повторяется с новым водящим.

Правила игры. Водящему нельзя подглядывать, во время отгадывания все дети должны соблюдать тишину.

  • Игры высокой подвижности

«Мы веселые ребята»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по словесному сигналу. Упражнять в беге по определенному направлению с увертыванием. Способствовать развитию речи.

Описание: Дети стоят на одной стороне площадки. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне также проводится черта. Сбоку от детей, на середине, между двумя линиями, находится ловишка, назначенный воспитателем. Дети хором произносят:

«Мы веселые ребята, любим бегать и скакать,

Ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три- лови!»

После слова «лови», дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих. Тот, кого водящий дотронулся, прежде чем играющий пересек черту, считается пойманным и садится возле ловишки. После 2-3 перебежек производится пересчет пойманных и выбирается новый ловишка.

Правила: Перебегать на другую сторону можно только после слова «лови». Тот, до кого дотронулся ловишка отходит в сторону. Того, кто перебежал на другую сторону, за черту, ловить нельзя.

Варианты: Ввести второго ловишку. На пути убегающих – преграда - бег между предметами.

«Сокол и голуби»

Цель: упражнять детей в беге с увертыванием.

На противоположных сторонах площадки линиями обозначаются домики голубей. Между домиками находится сокол (водящий). Все дети – голуби. Они

стоят за линией на одной стороне площадки. Сокол кричит: «Голуби, летите!» голуби перелетают (перебегают) из одного домика в другой, стараясь не попасться соколу. Тот, до кого сокол дотронулся рукой, отходит в сторону. Когда будет поймано 3 голубя, выбирают другого сокола.

  • Воспитатель:  А сейчас нам нужно двигаться дальше. Что изображено на нашей карте? (Воспитатель с детьми) Поиграем в спокойные игры на веранде...

Дидактические игры о весне

Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны. Развивать речь.

Д/и  «Назови весеннее слово»

Цель игры: расширение словаря по теме.

Описание игры. Взрослый просит назвать как можно больше весенних слов. Игру можно провести как соревнование.

— Сосулька, ручеек, капель, первоцветы, март, апрель, май...

Речевая игра «Непохожи»

Цель игры: составление предложений с противительным союзом. 

Описание игры. «Зима и весна похожи друг на друга? — Нет. — Давайте про это расскажем». Взрослый начинает предложение, а ребенок повторяет его слова и добавляет свои.

Зимой дни короткие, а весной... (длинные, светлые).
Зимой снег белый, искристый, а весной... (темный, рыхлый, грязный).
Зимой ветер холодный, порывистый, а весной... (теплый, ласковый).
Зимой солнце низкое, холодное, а весной... (теплое, ласковое, высокое).

Между речевыми играми можно делать двигательные паузы - физкультминутки.

«Весенняя»

Чтобы ровной была спинка,

 очень нам нужна разминка,
Ну-ка, встань, не зевай

 и за нами повторяй!
Утром солнышко встает,

теплый лучик детям шлет (Дети встают, разводят руками)
Здравствуй, солнышко, привет,

без тебя нам жизни нет (Кружатся вокруг себя, руками показывают лучи)
Землю солнышко пригрело, (Разводят вокруг себя руками)
Птичка радостно запела (Руками изображают взмах крыльями)
Зажурчали ручейки (Ладошки сложить вместе, волнообразными движениями изобразить ручеек)
Зацвели вокруг цветы небывалой красоты (Приседают и снова встают, руки поднимают вверх)

  • Воспитатель: Смотрим, что нарисовано на нашем плане? (ветка, лопата). Давайте приведем наш участок в порядок.

Трудовая деятельность:

 Уборка мусора с веранды,  уборка игрушек.  Разбрасывание снега. 

Цель: Воспитывать положительное отношение к труду и желание помогать взрослым. Формировать трудовые навыки. Учить детей совместной деятельности. Совершенствовать навыки общения, умения договариваться.

 

  • Воспитатель: Последний значок на карте? «Игрушки»

 

Самостоятельная деятельность:

Цель: развивать у детей организаторские способности. Дети по своему желанию выбирают себе игры на прогулке. Учить, как разнообразить свой досуг.

Пока дети самостоятельно организуют свою деятельность с выносным материалом и физкультурным оснащением, воспитатель осуществляет индивидуальную работу с отдельными воспитанниками.

Индивидуальная работа

Игра «Дни недели»

Цель: Закрепить дни недели и их последовательность.

Бросаем мяч и называем дни недели.

- Какой первый день недели?

- Какой третий?

- Назови последний день недели?

- Назови соседний среды?

- Назови соседний пятницы?

- Назови выходные дни недели?

III.    Рефлексия.

- Что больше всего понравилось? Что узнали нового? Что запомнили?

- Ребята, поднимите руки, кому понравилась  наша прогулка?

Уберите руки за спину, кому было скучно. Хлопните в ладоши ,кому было весело.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект тематического занятия "К нам весна шагает быстрыми шагами" во второй младшей группе.

Программное содержание:1. Закрепить знания о смене времен года, помочь запомнить названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней и поздней весной в природе.2. Ра...

Календарно-тематическое планирование тематического блока "Весна идет-весне дорогу!" тема дня "Сезонные изменения в старшей группе

В данном методическом материале представлен пример календарно-тематического планирования тематического блока "Весна идет-весне дорогу!" с темой одного дня "Сезонные изменения" в старшей группе детског...

Конспект открытого подгруппового занятия в рамках тематической недели «Весна красна» (пересказ рассказа) «Весна в лесу»

Цель: Составление пересказа рассказа «Весна» по опорным рисункам.Образовательные задачи. Учить детей передавать содержание текста полно, последовательно, выразительно. Уточнить словарь по ...

Конспект тематического занятия «Весна пришла» (младшая группа)

Цели:1. Закрепить знания о смене времен года, помочь запомнить названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней и поздней весной в природе.2. Развивать навыки элементар...

План – конспект проведения по непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели: «Весна» по теме «Весна пришла»

План – конспект проведения  по непосредственно – образовательной  деятельности в старшей группе   по образовательной  области «Познавательное развитие»...