Главные вкладки

    Календарно-тематическое планирование тематического блока "Весна идет-весне дорогу!" тема дня "Сезонные изменения в старшей группе
    календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Летуновская Елена Викторовна

    В данном методическом материале представлен пример календарно-тематического планирования тематического блока "Весна идет-весне дорогу!" с темой одного дня "Сезонные изменения" в старшей группе детского сада   и конспектом НОД

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Календарно-тематическое планирование

    Группа старшая

    тематического блока «Весна идет – весне дорогу!»

    Тема недели: «Весна идет – весне дорогу!»

    Тема дня (понедельник) «Сезонные изменения»

    Содержание ООП ДО в ДОУ

    ОО «Речевое развитие»

    Содержание:

    Закреплять с детьми характерные признаки весны.

    Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

    Продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведениями о весне (стихами, закличками,  загадками).

    Развивать логическое мышление и внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться; развивать мелкую моторику рук путем различных движений и упражнений.

    - Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе.

    ОО «Художественно – эстетическое развитие »

    Содержание:

    Расширение и углубление представлений о разных видах и жанрах изобразительного искусства,  

    Развитие у детей творческих способностей;  

    Формировать у детей умение передавать в рисунке свои впечатления от наблюдения за весенней природой, умение придумывать содержание своей работы.

    Совместная деятельность педагога и детей

    Условия для самостоятельной деятельности детей (организация развивающей предметно-пространственной среды)

    Взаимодействие (сотрудничество)

    с родителями

    НОД

    Образовательная деятельность

    в режимных моментах

    НОД 1

    Вид деятельности: коммуникативная.

    ОО «Речевое развитие»

    Форма: викторина

    Тема: «Весна. Сезонные изменения»

    Цель НОД: расширять  у детей представления о сезонных изменениях весной; формировать умения строить связные высказывания рассуждения; воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира

    Ход НОД

    1. Организационный момент

    Внесение ноутбука с видеообращением от Лесовичка

    Цель: формировать у детей интерес к проблемной ситуации; умение включаться в совместную со взрослым игровую ситуацию.

    2. Словесно – дидактическая игра

    (с мячом) «Скажи наоборот»

    Цель: продолжать формировать у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова (антонимы)

    3. Рассматривание сюжетной картины «Весна», беседа по вопросам

    Цель: закрепить у детей представления о времени года весна, названии весенних месяцев, о приметах весны, о первоцветах и перелетных птицах.

    4. Дид. игра «Посчитай сколько»

    Цель: закреплять умение детей согласовывать числительные с существительными.

    5. Физминутка

    Цель: формировать двигательную активность детей, создать радостный эмоциональный отклик на слова физминутки; снятие напряжения.

    6. Дид. игра «Чего не стало»

    Цель: развивать у детей зрительное восприятие, внимание, воображение.

    7. Упражнение «Разложи по порядку»

    Цель: формировать у детей представления о сезонных изменениях в природе весной с помощью сюжетных картинок

    8. Рефлексия: Беседа по вопросам

    НОД 2

    Вид деятельности: изобразительная (рисование).

    ОО «Художественно – эстетическое развитие»

    Форма: Художественная выставка

    Тема: «Ранняя весна»

    Цель НОД: закреплять у детей представления о весне и признаках наступления весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, бегут ручьи, растет трава; возвращаются перелетные птицы)

    • Развивать у детей умения передавать в рисунке картину весенней природы, подбирать краски, соответствующие весеннему пейзажу, развивать чувство композиций, воображения, творчество, самостоятельность

    Ход НОД

    1. Рассматривание картин известных художников (А. Саврасов «Грачи прилетели», Куинджи «Ранняя весна», Левитан «Весна. Большая вода»)

    Цель: закреплять у детей представления о характерных признаках весны (состояние неба, снега, деревьев); воспитывать бережное отношение к природе

    2.Беседа по сюжетам изображенным на картинах

    Цель: формировать у детей умение грамматически правильно строить предложения, продолжать работу над выразительностью речи детей; расширять словарный запас  детей

    3.Физминутка «Пришла весна»

    Цель: формировать у детей двигательную активность, умение соотносить действия со словами, вызвать эмоциональный отклик на слова физминутки.

    4.Обсуждение и выбор техники рисования

    Цель: развивать у детей умение передавать в рисунке картину весенней природы, подбирать краски, соответствующие весеннему пейзажу, развивать чувство композиций, воображения, творческие способности, самостоятельность

    5. Рефлексия

    Цель: развивать у детей умение анализировать свои рисунки.

    Утро

    Беседа «Весенние деньки»              

    Цель: уточнять и систематизировать представления детей о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются водоемы; растет трава, зеленеют кустарники, зацветают цветы; появляются насекомые, возвращаются перелетные птицы).

    Беседа «Капают капели»

    Цель: продолжать расширять представления детей о приметах весны, побуждать к проявлению добрых чувств и отношений.

    Беседа «Чем весна отличается от других времен года?»

    Цель: формировать у детей умения отличать времена года по характерным признакам.

    Беседа « Почему весной бывает наводнение»

    Цель: Расширить знания детей о весенних паводках, о правилах поведения на весеннем льду.

    Д/и «Какое время года»            

    Цель: формировать умение детей самостоятельно находить признаки весны, устанавливать причинно- следственные связи.

    Дид. упражнение  «Назови действие, которое происходит весной»            

    Цель: закреплять у детей представления о  признаках весны; формировать умение заканчивать предложение, называя соответствующее действие.

    Пальчиковая гимнастика «Пришла Весна»              

    Цель: способствовать развитию у детей умения выполнять движения игры в соответствии с текстом, развивать мелкую моторику, речевое запоминание, чувство ритма.

    Пальчиковая гимнастика «Времена года»

    Цель: формировать у детей умение

    Согласовывать движение со словами текста.

    Прогулка 1, 2

    Тематическая прогулка «Капель, капель»

    Цель: расширять представления детей о весне, обогащать речь новыми словами.

    Наблюдение за солнцем

    Цель: закреплять представления детей о том, что солнце весной начинает светить ярче и чаще, световой день становится длиннее.

    Наблюдение «Какие изменения произошли в природе» 

    Цель: формировать у детей представление о том, что изменения в природе связаны с вращением Земли вокруг Солнца; закреплять представления о сезонных изменениях в  природе.

    Художественное слово А. Плещеев «Уж тает снег…»

    Цель: продолжать знакомить детей с произведениями художественной литературы о весне, о явлениях природы.

    Подвижная игра  «Через ручеек»

    Цель: развивать у детей ловкость, быстроту, слуховое внимание, умение согласовывать движения со словами.

    Подвижная игра  «Солнышко и дождик»

    Цель: продолжать закреплять у детей умение прыгать на двух ногах с продвижением вперед.   

    Вечер

    Беседа  «Осторожно сосульки  (снег с крыши)»

    Цели: формировать у детей представления о том, что сосульки могут быть опасны для человека, представления о том, как уберечься от сосулек, помнить правила безопасности, уметь предвидеть опасность.

    Отгадывание  загадок «О весне»        

    Цель: закреплять представления детей о признаках весны; уметь отгадывать загадки, объясняя, по каким признакам угадан объект.

    Дидактическая игра «Весенняя поляна»

    Цель: упражнять детей в согласовании существительных и прилагательных.

    Экспериментирование (проведение опыта) «Веселые кораблики» (проверяем плавучесть предметов)       

    Цель: развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водой; развивать логическое мышление, наблюдательность, упражнять в умении делать выводы на основании увиденного, фиксировать результаты.

    Экспериментирование (проведение опыта) «Свойства солнечных лучей»

    Цель: формировать у детей представления о свойствах солнечных лучей опытным путем.

    Актуальная среда: выставка книг по теме недели «Весна идет – весне дорогу!»

    Возможные самостоятельные действия с предложенными материалами

     Рассматривание  иллюстраций.

    Актуальная среда: альбом для рисования, карандаши, трафареты (цветы, птицы)

    Возможные самостоятельные действия с предложенными материалами

    Дети рисуют, раскрашивают, штрихуют.

    Актуальная среда: детские музыкальные  инструменты (колокольчики, металлофон, деревянные ложки, метал. треугольники)

    Возможные самостоятельные действия с предложенными материалами

    Игра на музыкальных инструментах, эксперименты со звуками.

    Актуальная среда:

    альбом с сюжетными картинками «Весна в городе», «Весна в лесу», «Труд людей весной в природе»

    Возможные самостоятельные действия с предложенными материалами

    Рассматривание иллюстраций в альбоме.

    Актуальная среда:

    Кукла, набор одежды по сезону (весна); прищепки, веревка, изображение солнышка и набор изображений тучек из плотного картона.

    Возможные самостоятельные действия с предложенными материалами

    Разыгрывание вариантов дидактической игры (упражнения):

    «Переодень куклу» (переодевают куклу в соответствии с сезоном и  погодой);

    «Тучи и солнышко»

    (развешивают тучки на веревку с помощью прищепок)

    Актуальная среда:

    схемы для конструирования из бумаги «Кораблик», «Пароход».

    Возможные самостоятельные действия с предложенными материалами

    Конструирование кораблика, парохода

    Консультация "Осторожно, весна!"

    Цель: охрана жизни и здоровья детей, объединение усилий педагогов и родителей в вопросе по ознакомлению детей с правилами  безопасного поведения во время падения снега и сосулек с крыш зданий, планомерное и активное распространение этих правил в жизни.

    Создание буклетов для родителей             

     «Поиграйте с детьми» (д/игры)

    • «Слово - признак»
    • «Слово-действие»
    • «Скажи ласково»
    • «Скажи наоборот»

    Цель: познакомить родителей с играми по теме недели, с целью совместного время провождения

    Экскурсия             

    «Лес ранней весной»

    Цель: привлечение родителей к совместным прогулкам, походам с детьми; наблюдения за изменениями,  происходящими в природе.

    Беседа

     «Огород на окне»

    Цель: сформировать у родителей интерес по созданию условий для реализации опытно - экспериментальной деятельности детей.


    КОНСПЕКТ

    непрерывной образовательной деятельности воспитателя и детей (НОД)

    по теме «Весна. Сезонные изменения»

    Возрастная группа: старшая

    Вид (разновидности) детской деятельности детей:

    - Игровая деятельность (дидактические, словесные игры)

    - Восприятие художественной литературы и фольклора (рассказывание,   отгадывание загадок)

    - Коммуникативная деятельность (диалог-взаимодействие)

    - Познавательно-исследовательская деятельность (викторина)

    - Двигательная деятельность (физминутка)

    Разновидности интегрированной деятельности детей:

    Коммуникативно-познавательная

    Коммуникативно-игровая

    Содержание деятельности детей (дидактические единицы):

    - представления о сезонных изменениях весной;

    - представление о том, что изменения в природе связаны с вращением Земли вокруг Солнца;

    - представления о сезонных изменениях в природе весной.

    Образовательные задачи.

    ЗНАНИЯ

    1.Формировать у детей представления о сезонных изменениях в живой и не живой природе с приходом весны.

    2. Формировать у детей собственный познавательный опыт через наблюдения за объектами живой и не живой природы. 

    3. Расширять у детей представление о сезонных изменениях в природе весной.

    ОТНОШЕНИЯ          

    1. Расширять кругозор детей, воспитывать у детей наблюдательность,
    2.  Развивать у детей интерес к совместной игре,
    3. Формировать у детей интерес к окружающему миру.

    ДЕЙСТВИЯ

    1. Формировать у детей умение определять характерные признаки весенних месяцев
    2. Формировать у детей умение использовать полученные представления сезонных изменениях при организации самостоятельной деятельности;
    3. Формировать у детей навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, ответственности;
    4. Формировать у детей поисковые и аналитические умения при решении проблемных задач.

    Интегрированная форма: викторина (Что, где, когда)

    Задания для совместной деятельности детей (вид, способы предъявления и способы представления решения):

    Задание/ инструкция педагога

    (действие и его содержание)

    Способ

    предъявления педагогом задания детям

    Результат выполнения задания детьми

    Посмотрите видеосообщение от Лесовичка (просит о помощи)

    Наглядно-словесный

    Смотрят и слушают

    Предлагаю вам поиграть в игру « Скажи наоборот», я бросаю мячик, называю слово, вы возвращаете мне мяч и называете противоположное

    Словесный

    Ловят мяч и отвечают

    Я предлагаю рассмотреть картину «Весна» и ответить на вопросы

    Наглядно - словесный

    Рассматривают,

    Отвечают на вопросы

    Я бросаю мяч и задаю вопрос, вы  ловите мяч,  отвечаете на вопрос и бросаете мяч мне обратно

    Словесно - практический

    Ловят мяч

    Отвечают на вопросы

    Раздаю карточки и предлагаю посчитать:

    Одна сосулька, две сосульки, пять сосулек и т.д.

    Наглядно - словесный

    Считают

    Послушайте текс и выполните движения

    Практический

    Слушают текст и выполняют движения

    Посмотрите и запомните предметные картинки и скажите чего не стало?

    Наглядно - словесный

    Рассматривают картинки

    Отвечают на вопросы

    Рассмотрите сюжетные картинки, разложите их по порядку и составьте по ним рассказ.

    Наглядно – словесно -  практический

    Раскладывают по порядку картинки, составляют рассказ

    Посмотрите на видеообращение Лесовичка и послушайте (благодарит детей)

    Наглядно - словесный

    Смотрят и слушают

    Получите награждение за помощь Лесовичку

    Наглядно - словесный

    Получают медальоны-солнышки

    Материалы и оборудование.

    1. Стимульный материал:

    – видео сообщение от Лесовичка

    – плакат с изображением солнца (без лучиков)

    – бонусы (лучики для солнышка)

    - призы для детей медальоны-солнышки

    2. Материалы для деятельности детей:

    материалы для представления заданий и результатов деятельности:

    –– стенды (магнитная доска),

     столы для раскладывания картинок во время дидактической игры

    Материальные средства для деятельности детей:

    – конверты-задания для практической деятельности

    – сюжетные картинки по теме «Весна»

    - предметные картинки с изображением сезонной одежды

    - спортивный инвентарь (мяч)

    3. Дидактический материал:

    – конверты - задания (игры, вопросы),

    – серии картинок (Времена года: пейзажи, жизнь животных, и т.д.),

    4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:

    – магнитная доска,

    – ноутбук

    -видеозапись с обращением Лесовичка, видеозапись «Зима в лесу», «Весна в лесу»

                      Конструктор совместной деятельности педагога и детей

    Этап

    Деятельность педагога

    Деятельность детей

    Мотивационно-целевой

    Вносит ноутбук

    Свободно стоят

    Включает видео обращение от Лесовичка, видеозапись «Зима в лесу»

     Смотрят и слушают

    Предлагает выполнить задания

    Соглашаются выполнить задания

    Содержательно-деятельностный

    Предлагает для выполнения первого задания поиграть в игру «Скажи наоборот»

    Играют

    Предлагает для выполнения второго задания рассмотреть картину и ответить на вопросы

    Рассматривают, отвечают на вопросы

    Для выполнения третьего задания предлагает сыграть в игру «Посчитай сколько»

    Играют

    Под музыку читает текст физминутки и выполняет движения

    Выполняют движения

    Для выполнения четвертого задания предлагает поиграть в игру «Чего не стало?»

    Играют

    Для выполнения пятого задания предлагает разложить картинки по порядку и составить рассказ

           Раскладывают,   составляют рассказ

    Оценочно-рефлексивный

    Предлагает рассказать, что нового узнали

    Включает ноутбук, где Лесовичок Благодарит детей за помощь и показывает видеозапись «Весна в лесу»

    Рассказывают

    Методы и приемы (методическое сопровождение)

    1. Методы стимулирования и мотивации деятельности детей, их интереса к деятельности (эмоциональная и интеллектуальная стимуляция):

    – Вводная беседа (информационного характера)

    Вопросы беседы:

    1. Ребята, сегодня мне на почту пришло видео сообщение, давайте посмотрим что в нем?
    2. Обращение Лесовичка, в котором он просит ребят расколдовать Весну, которую заколдовала Зима (наступила Весна, но в лесу до сих пор хозяйничает Зима).

    3. Чтобы снять колдовство, нам необходимо выполнить несколько заданий.

    4. За каждое выполненное задание Зима будет нам давать солнечный лучик.

    5. Если мы соберём все лучики, то в лесу обязательно наступит весна.

    6. Хотите помочь животным и птицам?

    7. Готовы помочь?

    - В конце викторины педагог раздаёт детям медальоны-солнышки.

        2. Методы организации и осуществления деятельности:

    - наглядные

                        Демонстрация картины «Весна»

               Описание: Описание: 40372_644a1764197114ae534f3a89794af619

    Словесные методы

    Беседа по картине «Весна»

      - Какое время года здесь изображено?    (Весна).

    - Кто сможет назвать весенние месяцы?   (Март, апрель, май).

    - Как вы думаете, какой из весенних месяцев изображен на картине?      

    - Какие приметы весны вы знаете?   ( Тает снег, бегут ручьи, появляются    проталины, возвращаются из тёплых стран перелётные птицы, набухают почки и затем появляются зелёные листочки).

    - Как называются первые весенние цветы?  (Подснежники).

    - А почему их так назвали?   (Они первыми появляются из-под снега).

    - Какие птицы первыми прилетают к нам из тёплых стран?  (Грачи, скворцы).

    Дидактическая словесная игра «Посчитай сколько».

    Цель: закреплять умение детей согласовывать числительные с существительными.

    Дети согласовывают числительные с существительными:

    одна сосулька                    две сосульки                       пять сосулек

    один ручеёк                       два ручейка                        пять ручейков

    одно дерево                       два дерева                           пять деревьев

    одна снежинка                   две снежинки                      пять снежинок

    один листик                       два листика                         пять листиков

    один подснежник               два подснежника                пять подснежников

    один скворец                     два скворца                         пять скворцов

    одна проталина                 две проталины                    пять проталин

    один скворечник               два скворечника                  пять скворечников

    одна ёлка                           две ёлки                               пять ёлок

    - практические методы

    Выполнение заданий физминутки

    Текст физминутки

    Действия детей

    Раз, два, три, четыре, пять.

    загибают пальчики

    Будем мы весну встречать.

    шагают

    Весна - красна, иди скорей!

    подзывают руками

    Землю солнцем обогрей!

    потирают ладошки

    Скорей набухнут почки

    сжимают кулачки

    И вырастут цветочки!

    разжимают кулачки, поднимают руки вверх, шевелят пальчиками

    аудиовизуальные (сочетание словесных и наглядных методов) Дидактическая игра «Чего не стало»

    Цель: развивать у детей зрительное восприятие, внимание, воображение

    Материал: предметные картинки: варежки, ботинки, валенки, шарф, шапка, перчатки и т.д.  

    Ход игры: перед детьми  лежат предметные картинки: варежки, ботинки, валенки, шарф, шапка, перчатки и т.д.                                                                    

    Дети перечисляет их, рассматривают. Затем даётся время на запоминание. После этого  детям предлагается закрыть глаза. В это время взрослый убирает одну (две) картинки или переворачивает их дном вверх.  Детям задается  вопрос: «Чего не стало?». Дети открывают глаза, разглядывают и отвечают, например: «Не стало валенок» и так далее.

    Спрашивает: без чего мы будем ходить на прогулку, когда станет тепло?    

    Дети перечисляют слова в родительном падеже (без варежек, без валенок, без шарфа и т.д.)

    Дидактическая словесная игра «Скажи наоборот».

    Цель: расширять представление детей об антонимах, пополнение      словарного запаса

    Материал: мяч.

    Зимой холодно, а весной…..(тепло).

    Зимой песни у птиц грустные, а весной …..(весёлые).

    Зимой лёд на реке толстый, а весной …..(тонкий).

    Зимой солнце тусклое, а весной …..(яркое).

    Зимой снег лёгкий, а весной …..(тяжёлый).

    Зимой день короткий, а весной …..(длинный).

    Зимой по утрам на улице темно, а весной …..(светло).

    На зиму перелётные птицы улетают на юг, а весной ...(возвращаются).

    Зимой снег чистый, а весной …..(грязный).    

    Упражнение «Разложи картинки по порядку» (составление рассказа)

    Цель: с помощью сюжетных картинок формировать представления детей о сезонных изменениях в природе весной.

    Ход:  Ребята, посмотрите, Зима перемешала все сюжеты на картинках. Вам нужно разложить картинки по порядку и составить рассказ.

      Дети работают в парах, раскладывают картинки, один ребёнок начинает рассказ, а  второй заканчивает.

          Описание: Описание: 1431           Описание: Описание: vesnakartinki            Описание: Описание: i?id=e808292fab9a4d3a7b86b3c43c1bc6c5-l&n=13

          Описание: Описание: i?id=187cc84ed386308bf5593d555104de13-l&n=13           Описание: Описание: i?id=35820604cfcf78b019766763af762b78-l&n=13          Описание: Описание: 972

    1. Методы контроля и самоконтроля:

     - рефлексия: подводятся итоги викторины, уточняется, что нового     узнали.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Календарно-тематический план по коррекции фонетико-фонематических нарушений у детей (старшая группа)

    План составлен в виде таблицы. В плане указана тема занятия, навыки формирования фонематических процессов, количество занятий, лексико-грамматические категории....

    Комплексно- тематическое планирование Тема проекта: « Загадочный мир космоса». Возраст 5-6 лет ( старшая группа).

    Проект "Загадочный мир космоса" расчитан на детей старшей группы, срок реализации - неделя....

    Календарно - тематическое планирование по познавательно - исследовательской и и продуктивной (конструктивной) деятельности в старшей группе

    Календарно - тематическое планирование по познавательно - исследовательской и и продуктивной (конструктивной) деятельности в старшей группе...