Конспект НОД «Весна идет! Весне дорогу!» с использованием мнемотехники и ИКТ старшая группа (5-6 лет)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Лощенова Наталья Александровна

Цель: обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_vesna_idet_vesne_dorogu.odt34.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

«Весна идет! Весне дорогу!»

с использованием мнемотехники и ИКТ

старшая группа (5-6 лет)

Цель: обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Основные задачи:

Формирование действий целенаправленного восприятия текста.

Развитие навыков планирования пересказа текста (с опорой на наглядность).

Закрепление навыков изображать графически, то, что слышим.

Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказываний.

Актуализация словаря по теме «Времена года», закрепление навыка подбора синонимов, родственных слов.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мне пришло письмо. Смотрите, какое необычное. (свиток или состаренная бумага с печатью). Как вы думаете от кого оно может быть? (Ответы детей)

Воспитатель: А вот это мы сейчас и узнаем. (Воспитатель читает письмо).

Текст письма.

Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Лесовичок. В нашем волшебном лесу стряслась беда — Зима поссорилась с Весной, жалко ей стало уступать свое место. Напустила она ветры буйные, налетели те ветры, да и заколдовали нашу красавицу Весну, а на полянке остался только листочек с какими-то непонятными картинками (изображена мнемотаблица). Помогите нам! Ваш Лесовичок.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему Лесовичок так переживает? Ведь зимой так хорошо, можно кататься на санках, лыжах. Что еще можно делать зимой? (Ответы детей) А еще мы отмечаем Новый год, на который Дед Мороз приносит подарки. Что же плохого произойдет, если весна не наступит? (Ответы детей: ничего не вырастет и не поспеет, птицам и животным нечего будет есть и они погибнут от голода).

Воспитатель: Правильно! Ну что же поможем Лесовичку и лесным жителям? Тогда отправляемся в лес! (Звучит музыка «В гостях у сказки»)

За ширмой оформлен волшебный лес из комнатных цветов, стоят столики с заданиями, на каждом столике мнемоквадрат. Таблицу из письма держать так, чтобы дети её видели.

Воспитатель: Смотрите какой замечательный лес. Ребята, вы заметили что-нибудь необычное? (Ответы детей)

Воспитатель: Действительно здесь такие же картинки как и на нашей таблице. Как вы думаете с какой картинки нам лучше начать?

1 станция: Признаки весны.

На столе перемешаны картинки с признаками всех времен года, рядом стоит пустая коробочка с картинкой «Весна».

Воспитатель: Ребята, что изображено на картинках? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно. А как всё это можно назвать одним словом? (Ответы детей)

Воспитатель: Смотрите, здесь стоит коробочка с подсказкой. Что на ней изображено? (Весна) Значит какие нам с вами нужно найти признаки? (весенние)

(Дети выполняют задание, мнемоквадрат забирают с собой)

Весной солнце начинает прогревать почву, но погода все еще стоит переменчивая. Теплые дни вдруг сменяются холодными, снежными. Не зря в народе говорят: весна да осень — на дню погод восемь.
И все же, постепенно оттаивают бугорки и опушки, появляются первые проталины. Солнце все выше поднимается над землей, давая все больше тепла, пробуждая природу от зимнего сна.
На полях начинает таять снег, журчат первые ручейки. На небе появляются белые облака-барашки. Они называются кучевыми облаками.

На реках, прудах и озерах во льду от весеннего тепла появляются трещины. На реках начинается ледоход. Льдины сталкиваются, нагромождаясь друг на друга, и плывут по течению, пока не растают. Реки переполняются водой и выходят из берегов — наступает половодье.
Все это признаки наступления весны в неживой природе, и главный из них — таяние снега.

2 станция: Деревья.

На столе две иллюстрации с изображением березы и тополя. Две такие же разрезаны на несколько частей.

Воспитатель: Как вы думаете, что же нам здесь нужно сделать? (Ответы детей). Я тоже так думаю. (Дети собирают картинки по образцу).

Воспитатель: Молодцы. А кто знает, что это за деревья изображены на картинках? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, скажите, а что происходит с деревьями весной? (Ответы детей)

3 станция: Птицы.

На столе гнездо или соломенная миска с яйцами Киндер-сюрприз, в каждом вопрос. По краям вставлены карточки с изображением птиц.

Вопросы:

  1. Какая птица умеет дразниться? (попугай)
  2. Какая птица хвостом разноцветным гордится? (павлин)
  3. Какая птица летает в очках на носу? (филин)
  4. Какая птица зимой выводит птенцов? (клест)
  5. Какую птицу можно назвать зимним яблоком? (снегирь)
  6. Какая птица может работать почтальоном? (голубь)

Отдельно лежит карточка с заданием.

  • Назовите как можно больше названий птиц.

       Воспитатель: Молодцы. А кто знает как меняется жизнь птиц весной? (ответы детей).

Пришло время возвращаться перелетным птицам: для них есть корм — насекомые и прошлогодние семена, которые легко найти на освободившейся от снега почве. В начале марта раньше других прилетают грачи и скворцы, а за ними — жаворонки, чибисы, кукушки, ласточки, стрижи.
Весной погода часто меняется. Иногда выпадает снег и птицы не могут найти себе корм.
Прошлогодние семена вновь оказываются под снегом, а насекомые прячутся.
В это время много птиц погибает от голода, поэтому весной в холодную погоду их надо подкармливать.
Весной птицы вьют гнезда, которые служат им для высиживания яиц и выкармливания птенцов. Кукушки гнезда не вьют, а откладывают свои яйца в гнезда других птиц.
Птенцам нужен корм, и птицы добывают его, уничтожая огромное количество вредных для человека насекомых.
Будьте осторожны с птичьими гнездами. Не подходите к ним близко, и, тем более, не берите в руки птенцов. Птицы боятся запаха человека и не возвращаются в гнездо. Птенцы без помощи родителей погибают. 

4 станция: Животные.

На «деревьях» то тут, то там прикреплены клочки заячьей белой шубки.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто-то развесил на ветках клочки заячьей шубки. Что же произошло? Как вы думаете? (ответы детей) Давайте посмотрим небольшую презентацию и вы ответите на этот вопрос.

(Показ ролика о том, как заяц линяет).

С приходом весны появляется много корма и для зверей, поэтому весной у них рождаются детеныши. После зимней спячки появляются медведи, ежи, барсуки. Вместе с ними выходят и их детеныши. Весной у многих зверей начинается линька — зимняя густая шерсть меняется на более редкую, а заяц, горностай, ласка, белка и песец меняют цвет своих шубок.
       
5 станция: Труд взрослых.

На столе фланелеграф с изображением повара, рядом лежат картинки с изображением инструментов.

Воспитатель: Смотрите, повар растерял все свои инструменты. Чем же мы ему можем помочь? (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете каким трудом занимаются взрослые весной? (Ответы детей).

Как только с полей сходит снег, на них начинаются весенние работы. Надо успеть за короткое время, пока не пересохла почва, посеять семена хлебных и овощных растений, высадить картофель.
В конце весны, в теплые майские дни, высаживают рассаду огурцов, помидоров, капусты. В садах деревья и кустарники опрыскивают ядовитыми веществами, которые убивают насекомых-вредителей. Так же, как осенью, нижнюю часть стволов плодовых деревьев белят известью.
Весной в садах проводят посадку плодовых деревьев и кустарников.
На улицах городов, поселков и сел подрезают деревья и высаживают новые растения. В парках и скверах высаживают декоративные цветы. 

Воспитатель: Ну что же ребята, кажется вы успешно справились со всеми заданиями. Наверное, нам пора возвращаться. (Звучит музыка «В гостях у сказки»)

(Дети рассаживаются перед мольбертом)

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем вспомнить последовательность нашего путешествия. (Дети отвечают, один из детей крепит мнемоквадраты на мольберт)

Воспитатель: Молодцы. Какая замечательная таблица у нас получилась. С помощью этой таблицы мы с вами можем рассказать о весне. Попробуем?

(Дети составляют связный рассказ).

В заключении: в дверь стучат, за дверью стоит блюдо с яблоками и письмом.

Текст письма.

Спасибо вам, дорогие ребята! Вы спасли меня от злой старухи Зимы, и чтобы она еще раз не смогла мне помешать, прошу вас нарисовать рисунки обо мне и о том, как вы путешествовали в волшебном лесу. Угощайтесь этими замечательными яблочками. Они волшебные, потому что в них много витаминов. А витамины очень полезны для здоровья. С благодарностью, Весна!

Воспитатель: Ну что ребята, выполним просьбу Весны?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия НОД "Весна идет, весне дорогу!"

Конспект открытого занятия "Весна идет, весне дорогу!"Цель: активизация мыслительных способностей детей через различные виды деятельности. Задачи: закрепить знания о геометрических фигурах по хар...

Конспект НОД на тему: «Весна идет, весне дорогу».

Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки (согласные и гласные). Составлять и читать слово.Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя. Прод...

Конспект по окружающему миру " Весна идет-весне дорогу!"

Мини-конспект по окружающему миру в средней группе, в условиях дисстанционного обучения . Карантин 2020 г....

Конспект занятия по теме: «Весна идет, весне - дорогу!»» (Старшая возрастная группа)

Конспект занятия по теме: «Весна идет, весне - дорогу!» (Старшая  возрастная группа)Воспитатель: Сарычева Наталья НиколаевнаЦель: обобщать знания детей о законах п...