Конспект НОД на тему: «Весна идет, весне дорогу».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Ковальчук Юлия Александровна

Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки (согласные и гласные). Составлять и читать слово.Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения. Формировать чувство товарищества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx21.47 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи

Конспект НОД на тему:

 «Весна идет, весне дорогу»

Задачи:

Образовательные:

- учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки (согласные и гласные).

 - составлять и читать слово.

Развивающие: 

- развивать умение воспринимать задание на слух.

 - развивать  мелкую моторику.

Воспитательные:

- воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя.

- продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.

- формировать чувство товарищества.

Демонстрационный материал: карточки с рисунками, иллюстрации весны. Мольберт с солнышком, закрытым тучами; коробка с ленточками желтого и оранжевого цвета, цветная бумага,

Предварительная работа: игра на развитие слухового внимания «Запомни, повтори»; составление предложений из заданных слов; составление схем составленных предложений, звуковой анализ.

                                     

        Ход НОД:

Воспитатель. Ребята, подойдите ко мне. Скажите мне, какое у вас сегодня настроение?

Дети: Хорошее, радостное, веселое.

Воспитатель: Замечательно! Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение. (Дети становятся в круг).

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг

Крепче за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

- Сегодня мне приснился сказочный сон, но то, что в нем происходило, было запутанно. Я вам сейчас расскажу,  а вы помогите разгадать сон. Представьте себе красавицу, волшебницу,  в ее волосы вплетены листья, подснежники. Взмахнет она волшебной палочкой и тает снег, распускаются листья. Интересно, кто же эта красавица, волшебница?

Дети: Весна.

Воспитатель: Какое сейчас время года?

Дети: Весна.

Воспитатель: Спасибо, что помогли разгадать мой сон. Вы, конечно, догадались, что речь  сегодня пойдет о весне.   А как  называются  весенние месяцы?

Дети: Март, апрель, май.

Воспитатель: Какие изменения происходят в природе весной?

Дети: Тает снег. Дни становятся длиннее. Солнце греет. Появляются проталины. Расцветают первоцветы. Набухают почки.

Воспитатель: Посмотрите, какая красота наступает вокруг с приходом  весны. Какая же весна? Опишите ее.

Дети: Молодая, теплая, зеленая, солнечная, душистая.

В центре комнаты стоит мольберт, на котором расположено солнце, закрытое тучами, дети заходят, видят мольберт.

Воспитатель: Ребята, что случилось с солнышком? Как мы можем ему помочь?

Дети решают, что делать, как помочь солнышку.

Воспитатель: Давайте подуем на тучки.

Тучки освобождают солнышко, оно с одним лучиком.

Воспитатель: Солнышко пока к нам добиралось, после долгой зимы все свои лучики раздарило. Надо как-то исправить положение. Поможем солнышку?

Обращаю внимание детей на другую коробку, которая стоит в стороне с ленточками желтого и оранжевого цвета.

Игра: «Солнце, какое?» 

Воспитатель: Назовите слова, которые отвечают на вопрос: солнце какое? И на каждое сказанное слово добавим лучик (ласковое, лучистое, теплое, желтое, круглое и т. д.). 

Детям предлагается самостоятельно выбрать материал для лучика и прикрепить его к солнышку.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, наше солнышко повеселело, расправило свои лучики и стало обогревать землю. Хотите поиграть с ним?

Гимнастика для глаз:

Лучик вверх, лучик вниз,                                                                                                      Лучик детям улыбнись,                                                                                                                 Вправо, влево посмотри,                                                                                                         Вокруг солнца обойди.

Воспитатель: Вы рады солнышку? А кто еще радуется, когда светит солнце? Как вы думаете, когда светит солнце весной, что происходит с природой? 

Дети: Просыпается природа, животные.                                                                                            Воспитатель: Ребята, а сейчас тихонечко садитесь на свои рабочие места.

1 задание « Отгадай загадку и сделай звуковой анализ для слова – отгадки».

 Прилетела ласточка,
Распустила перья.
Солнце греет ласково,
Что это за время? ( Весна)

Воспитатель Молодцы, отгадали загадку. Сколько согласных,  гласных  звуков в слове «весна»?

 

Дети выполняют аналогичные действия с другими звуками и выкладывают перед собой звуковую дорожку для слова «март », «ландыш», «капель». Один ребенок работает у доски.

2 задание  Игра «Назови ласково»

Ручей… ручеек, лёд… льдинка, лист… листочек, трава…травка, травушка, пень… пенек, цветок… цветочек, лес… лесок, луг… лужок, река… речка.. реченька, солнце… солнышко, лужа… лужица, проталина… проталинка, почка…почечка, дерево… деревце, капля- капелька и т.д.

Физкультминутка

Как весна с зимою  повстречались,     (повороты в стороны, руки на поясе)

Как зима с веною распрощались,         (машут друг другу руками)

Как весна ручьями разливалась,           (лодочка, руки вправо, влево),

Как весна цветами распускалась,           (присесть на корточки)

Как вставало утром солнце красное,      (руки вверх, к центру круга)

Как светило людям оно ласково,

Как весну мы славим за ее дела,

Слава ей, что она пришла.

 

3 задание «Где прячется звук?»

Воспитатель: Мы с вами должны отгадать загадки  и определить, где живет в этих отгадках звук  в начале, в середине или в конце слова. Готовы? Приступаем.

Воспитатель читает загадки. Дети отгадывают загадки.

1) Висит за окошком кулек ледяной,
Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька) ( «а»)

2)В голубенькой рубашке,
Бежит по дну овражка. (Ручеек) («ч»)

3)Вместе с этой черной птицей,
К нам весна в окно стучится.
4)Огороду, полю — врач,
Кто по пашне скачет? (Грач) («ч»)

5)Дом построен для певца,
Без окошек, без крыльца. (Скворечник) («р»)

6)Пробивается в апреле,
Все поля позеленели!
Покрывает как ковром
Поле, луг и даже двор! (Трава) («т») 

7)В самый разгар весенней поры,
Капает сок с белоснежной коры.  (Береза) («р»)

8)Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят,
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?  (Май) («м») 

Воспитатель. Молодцы, и с эти заданием вы все прекрасно справились.

Воспитатель: Вот сейчас мы и проверим, знаете ли вы весенние слова.

4 задание.  Если слово, которое я назову «весеннее», то нужно хлопнуть в ладоши, а если нет – потопать ногами.

Январь, тепло, снегопад, капель, мороз, грачи, ручьи, вьюга, стужа, март, новый год, проталина, метель, подснежники, сугробы, скворечник.                  Пальчиковая гимнастика «Весна»

На дворе стоит весна. (Одна рука кулачком, другая выпрямлена, меняем положение)
После зимней стужи просыпается она. (
Кулачек стучит в кулачек)
Просыпается природа, даже лужи. 
(Делаем колечки из разных пальчиков)
Не покроет лед за ночь. 
(Хлопают в ладоши)
Гонит солнце зиму прочь 
(Хлопают в кулачки).

Воспитатель: Молодцы. Справились на отлично! Отправляемся дальше.

- Какое время года изображено на картинках? (ответы детей).

Воспитатель: Почему вы так решили? На этой картине в лесу лежит снег. Я думаю, что это зима. А здесь я вижу цветы. Может быть это лето (ответы детей доказывают, что это весна).

Как узнать что наступила весна?

Воспитатель: Да, вот теперь я точно вижу, что это весна, улыбка весны. А что дарит весне улыбку? (солнце).

А давайте, что бы солнце грело еще больше, мы с вами добавим лучики к солнцу. Дети дорисовывают лучики к солнцу.

Воспитатель: Ребята! Мне было очень приятно общаться с вами. А вам что запомнилось? Что вы сможете рассказать о сегодняшнем дне дома? А кого я могу похвалить? За что? А кому было трудно? А в какую игру вы можете поиграть дома с родными?

Ребята, а кто помнит, с чего началось наше занятие? (помогли солнышку). В народе часто звали солнце, чтобы оно стало согревать землю, и зима отступила. А вы знаете, как его можно позвать? Давайте, мы с вами покличем солнце, чтобы зима уж совсем отступила и было тепло. 

Где ты, Солнышко?

Проснись!

Где ты, Солнышко?

Вернись!

Освети нас, обогрей!

Приходи же к нам скорей!

Сыпать снег зима устала,

Кап-кап-кап! 

Весна настала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и художественно- эстетическому развитию в средней группе на тему: "Весна идет - весне дорогу"

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и художественно- эстетическому развитию в средней группе «Весна идет – весне дорогу» Разработала и провела : воспитатель Курманбаева Г.М. Описание:...

Конспект НОД в средней группе по образовательной области «Познавательное развитие». Тема: «Весна идет-весне дорогу!»

Конспект НОД в средней группе по образовательной области "Познавательное развитие". Тема: "Весна идет-весне дорогу!"...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой Тема: «Весна идет, весне дорогу!»

Тема: «Весна идет, весне дорогу!»Составитель:  воспитатель логопедической подготовительной к школе группы МБДОУ № 14 села Марьино Кравченко Е.М.Возрастная группа:  старший дошкол...

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы по теме: «Весна идет, весне дорогу»

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы по теме: «Весна идет, весне дорогу»...