Весна. Прилет птиц.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Васильева Ирина Алексеевна

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereletnye_ptitsy.docx28.04 КБ
Файл pereletnye_ptitsy.pptx1.33 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.

«Перелетные птицы весной»

Цель: развитие познавательного интереса детей.

Задачи:

Обучающие:

Расширить знания детей о птицах.

Закрепить знания о перелетных птицах.

Закрепить обобщающие понятия.

Расширить представление ребенка о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни.

Развивающие:

Развивать речевую активность, диалогическую речь, речевой слух, зрительное восприятие и внимание.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Приветствие:

Здравствуй правая рука                                                             (вытягивают вперёд)

Здравствуй левая рука                                                               (вытягивают вперёд)

Здравствуй друг                                                                         (соседу справа)

Здравствуй друг                                                                         (соседу слева)

Здравствуй, здравствуй дружный круг                                    (держатся за руки)

  Мотивационный момент.

Прочитать стихотворение С.Я. Маршака

На дворе звенит капель, по полям бегут ручьи, На дорогах лужи,

Скоро выйдут муравьи после зимней стужи. Пробирается медведь сквозь лесной валежник, Стали птицы песни петь и расцвёл подснежник.

2. Основная часть

В:О каком времени года говорится в стихотворении С.Я.Маршака?

В:Сейчас у нас какое время года?

 В:Весна, какая? (игра в мяч)

 Д:Солнечная, тёплая, весёлая, радостная, поющая, зелёная, звонкая, цветущая,  яркая, долгожданная и т.д…)

В:Как называются весенние месяцы? (март, апрель, май).

В:Давай вспомним весенние приметы

 В: А        как        называются         птицы,         которые        прилетают        к        нам                  весной?        

 Д:   Перелетные  

В:Почему этих птиц называют перелётными?

Д:Потому что осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются).

В:А зачем они к нам возвращаются из тёплых стран?

Д:У них здесь  родина. Они   здесь вылупились,  научились летать,  добывать пищу.

 Сюрпризный момент

В:Сегодня мы с вами будем говорить о перелетных птицах.

Стук в дверь.

В:У нас в гостях необычная гостья, любительница путешествий.

Ее зовут Лягушка-квакушка, и она хочет узнать больше о  перелетных птицах, чтобы путешествовать вместе с ними. Поможем мы ей ребята?

Д: Да!

Пальчиковая игра:

Тили-тели, тили-тели,

С юга птицы прилетели,

Прилетел к нам скворушка,

Жаворонок, соловей,

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж.

Все вернулись, прилетели,

Песни звонкие запели.

В:Вот сколько птиц прилетает весной на свою родину.

Теперь  познакомим Лягушку –квакушку с некоторыми из них.

Показ слайда на экране.

 Слайд. Грачи

Грачи первыми прилетают к нам весной.

 Это большая птица. Грач похож на ворону. Оперение чёрного цвета. У него толстый большой клюв. Грач вьёт своё гнездо из тонких прутиков и соломы на самой верхушке дерева. Грач ходит по пашне полей и поедает жучков, червяков, личинок.

Грачей называют «Вестниками весны».                                         

Поговорка: «Грачи на горе – весна на дворе»

Вопросы:

- На кого похож грач? (похож на ворону)

- Какого цвета оперение у грача? (чёрного цвета)

- Какой у грача клюв? (клюв у грача большой и толстый)

- Из чего грач делает своё гнездо? (из соломы и прутиков)

- Где грач вьёт своё гнездо? (на верхушке деревьев)

Слайд. Скворец.                                                                                                    

Скворцы прилетают следом за грачами. Птица среднего размера, голова крупная, тело большое.

Оперение чёрное с крапинками. Клюв длинный и острый.  Клюв скворца меняет свой цвет весной на ярко – жёлтый. Кормится на полях, у берегов рек. Питается насекомыми, гусеницами, червяками, слизнями. Гнездятся в старых дуплах или в скворечниках. В дупло или скворечник они тащат всё – сухие стебли, сено, мох, перья, шерсть домашнего скота. Скворцы мастера перенимать чужие голоса.

Поговорка: «Увидел скворца – весна у крыльца»

 Вопросы:

- Какого цвета оперение у скворца? (чёрное)

- Какого размера скворец?  (среднего размера)

- Какой клюв у скворца? (весной становится ярко – жёлтый, длинный и острый)

- Где скворец ищет корм? (на полях, у берегов рек)

- Чем питается скворец?   (гусеницами, насекомыми, червяками, слизнями)

- Где гнездится? (в старых дуплах, в скворечниках)

- Что кладёт в своё гнездо? (сухие стебли, мох, шерсть, перья, сено)

 В: Во время перелета птицам необходима передышка, чтобы отдохнуть и продолжить путь. И я предлагаю вам сделать физминутку.

Физминутка

Грач качался в гамаке ( наклоны на право - на лево)

Гуси в волнах на реке ( наклоны вперед-назад)

Мимо ласточки летели (помахать руками)

И на веточку присели ( приседание)

Веточка качается

Неплохо получается.

 Слайд. Жаворонок

Это маленькая птичка, голова украшена маленьким хохолком, оперение  серого цвета с коричневыми крапинками, а  живот  белого цвета.  Оперение жаворонка помогает ему маскироваться среди травы и земли от врагов.  Прилетают ранней весной, едва появляются на полях проталины. Их дом – луг и пастбище.  Жаворонки – славные певцы. Живут чаще на земле, где питаются и строят гнезда. Сначала выкапывают гнездо под укрытием пучка травы. Питаются насекомыми, личинками, жучками, паучками, семенами и зеленой травой.

Поговорка: Жаворонок за собой сорок птиц привел.

Вопросы:

Чем заменит соловей?(песнями)

Когда прилетают?(ранней весной)

Какое оперение у жаворонка?(серого цвета с коричневыми крапинками)

Где вьет  гнездо? ( на земле)

Чем питаются ?( насекомыми, личинками, семенами, и зеленой травой)

 Слайд. Соловей

Это один из самых знаменитых певцов среди птиц. Птичка маленькая, чуть больше воробья. Оперение серого и буро-коричневого цвета. Клюв маленький и острый.

Обитает в кустарниках, там же вьёт гнездо. Гнездо круглое,  похоже на чашу.  Для гнезда использует сухие ветки и траву. Питается пауками, насекомыми, червями и ягодами.

Поговорка: «Не нужна соловью золотая клетка, а нужна ему зелёная ветка»

Вопросы:

- Чем знаменит соловей? (красивым пением)

- Какого цвета оперение у птицы? (серого или буро-коричневого)

- Какого размера соловей? (чуть больше воробья)

- Где вьёт своё гнездо? ( на кустарниках из сухих веток и  и травы)

- Чем питается соловей?  (пауками, насекомыми, червями и ягодами)

Гимнастика  для глаз.

Терем-терем теремок

Он не низок, не высок,

Кукушка наверху сидит

Ку-ку, ку-ку она кричит.

Слайд. Ласточка

Эту птицу легко отличить от любой другой по хвосту. Он похож на двузубную вилочку. Маленькая птичка. Спинка, крылья, голова покрыты тёмными перьями, а на животе белые пёрышки. Хвост длинный раздвоенный. Голос негромкий. Ласточки превосходно летают: кувыркаются в воздухе. Питается насекомыми. Живёт рядом с человеком, даже гнездо устраивает под крышей дома, балкона, сарая. Гнездо лепит из сырых комочков глины, обильно смоченных слюной и переложенных травинками, соломинками, пухом.

Поговорки: «Ранняя ласточка – к счастливому году»

                      «Ласточка высоко в небе – к хорошей погоде»

                      «Ласточка низко летает – к дождю»

Вопросы:

- Какого цвета ласточка? (спинка, крылья и голова чёрные, а живот белый)

- Какой у ласточки хвост? (похож на вилку с двумя зубцами)

-Чем питается ласточка?  (насекомыми)

- Где ласточка строит свои гнёзда? (рядом с человеком, под крышами домов)

- Из чего ласточка строит своё гнездо? (из комочков глины смоченных слюной)

Слайд. Кукушка

Прилетает в мае. Гнезда не делает, птенцов не высиживает. Свое яйцо подкладывает в гнездо к другим птицам. Питается насекомыми, ядовитыми гусеницами. Оперение у кукушки

Поговорка: кукушка своего гнезда не вьет.

Вопросы:

Как живет кукушка? (гнездо не делает, птенцов не высижывает)

Чем питается? (насекомыми, ядовитыми гусеницами)

В: Ребята, про каких птиц мы узнали?

Р: Грачи, скворцы, соловей, жаворонок, ласточка, кукушка.

В: Ребята,  посмотрите внимательно и скажите, что общее есть у всех птиц?

(ребенок рассказывает)

Д:У всех птиц есть клюв, 2крыла, 2лапки, тело покрыто перьями и пухом, они появляются из яйца.

В: А еще у каждой птицы есть свое гнездо. Лягушка-квакушка принесла им гнезда и теперь не знает,  у какой птицы какое гнездо. Ребята, поможем Квакушке?

 Игра  « Чье гнездо?».

В: Давайте вспомним, как нужно обращаться с птицами и расскажем о том, чего нельзя делать и почему.

Д: Нельзя стрелять в птиц из рогатки, потому что можно их поранить.

Д: Нельзя разрушать гнёзда, потому что птицы выводят в них птенцов.

Д: Нельзя брать или трогать яйца, потому что взрослая птица может больше не прилететь, и птенцы невылупившиеся погибнут.

Д: Нельзя брать в руки птенцов, мама птица сама о них позаботится.

Д: Нельзя слушать в лесу громко музыку, это может спугнуть взрослых птиц, и они уже не вернутся в гнездо.

В: Что будет, если весной к нам не прилетят птицы? (некому будет защищать парки, поля,  деревья, посевы, т.к. много будет насекомых, личинок, жуков, пауков, не услышим красивое пение птиц.

3.Заключительная часть.

Рефлексия.

В: Ребята, давайте вспомним, о каких перелетных птицах мы с вами говорили?

В: Чем занимаются птицы после того, как прилетели?

В: Чем заняты птицы после того, как построили гнезда?

В: Песня какой птицы больше всего тебе понравился?

В: Как мы можем защитить птиц?

В: Какую пользу они приносят?

В: Ребята, что вам больше всего понравилось?

В: И Лягушке- квакушке тоже все понравилось и дарит нам  перья разных птиц для разных игр.

В: Давайте скажем ей спасибо и до свидание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прилетает в начале марта. Гнезда строят на крупных деревьях из веток. Питаются червями, пауками, насекомыми

Слайд 2

Прилетают в марте. Гнезда строят в любой пустоте, чаще в скворечниках. Могут имитировать голоса других птиц. Питаются личинками, жуками, гусеницами.

Слайд 3

Прилетают ранней весной, едва появляются на полях проталины. Их дом – луг и пастбище. Жаворонки – славные певцы. Гнездо строят на земле, кочках. Питаются насекомыми, личинками, жучками, паучками, семенами и зеленой травой.

Слайд 4

Физминутка Грач качался в гамаке( наклоны на право - на лево) Гуси в волнах на реке ( наклоны вперед-назад) Мимо ласточки летели (помахать руками) И на веточку присели ( приседание) Веточка качается ( руками машут) Неплохо получается . ( садятс я на стульчики)

Слайд 5

Прилетает в мае. Гнездо делает на земле из тонких веточек, травинок, перышек. Питается мухами, жучками, муравьями, паучками. Поет песни от вечерней до утренней зари. Хорошим певцом становится на третий год жизни.

Слайд 6

. Прилетают в мае. Ласточки береговушки гнездятся на склоне берегов. Деревенская ласточка делает гнездо под крышей, карнизом дома. Гнездо свое птица делает из комочков земли, которые находит в луже, скатывает шарик и несет в клюве к месту построения гнезда. Питается мошками

Слайд 8

Прилетает в мае. Гнезда не делает, птенцов не высиживает. Свое яйцо подкладывает в гнездо к другими птицам. Питается насекомыми, ядовитыми гусеницами.

Слайд 10

Игра «Четвертый лишний»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект: "Весна. Прилет птиц"

Конспект: "Весна. Прилет птиц"...

Сценарий праздника "Весна. Прилет птиц"

Сценарий праздника "Весна. Прилет птиц"...

Конспект занятия по речевому развитию "Весна. Прилет птиц."

Открытое фронтальное занятие в старшей группе с ТНР на тему : «Весна. Прилёт птиц».Учитель – логопед Бенкогенова Н.А....

Сезонный календарь во второй младшей группе. Ранняя весна, прилет птиц.

На стене, с участием любимых детьми, Колобка и лисички оформлен сезонный календарь. Изменения в календаре происходят каждый месяц, в завимости от времени года и состояния погоды.  Деревья меняют...

ежедневное планирование. старшая группа. Март. тема: Весна. Прилет птиц

Ежедневное планирование для старшей группы.Программа: От рождения до школыТема недели: "Весна. Прилет птиц"...