"Дерево и его свойства"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Сидорова Наталья Евгеньевна

Открытое занятие (экспериментирование) по окружающему миру для детей средней группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon derevo_i_ego_svoystva_itog.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы  «Школа № 1056»

Конспект НОД

по познавательно-исследовательской деятельности

в средней группе на тему:

«Дерево и его свойства»

Подготовила:

воспитатель Сидорова Н.Е.

2021

Цель:

Познакомить детей со свойствами дерева.

Задачи:

• Расширение представлений детей о дереве, его свойствах.

• Развитие умений определять существенные признаки и свойства материала, его особенности в сравнении с другими материалами.

• Развивать умение делать выводы.

• Воспитывать в детях бережное отношение к предметам, сделанным из дерева.

Материал и оборудование:

-письмо от Буратино;

-предметы из стекла, металла, пластмассы, дерева;

- деревянный брусок на каждого ребенка;

- камень на каждого ребенка;

- емкость с водой на каждого ребенка;

- спички на каждого ребенка;

- гвоздь на каждого ребенка;

- деревянная и металлическая ложка на каждого ребёнка;

- игрушки из дерева;

- картинки со схематичными изображениями свойств дерева.

Предварительная работа:

- отгадывание загадок, ребусов о деревьях и предметах из дерева;

- наблюдение за деревьями.

Ход НОД:

- Ребята, сегодня утром, зайдя в группу, я увидела на столе письмо, оно адресовано вам.

- Хотите узнать от кого это письмо? (от Буратино).

«Здравствуйте, ребята! Я узнал о том, что вы изучаете свойства разных предметов. Правильно? (Да)

Я хочу, чтобы вы изучили волшебные свойства дерева, для меня это очень важно. Буратино.»

- Ребята, почему Буратино так интересуют свойства дерева?

(Буратино сделан из дерева). Значит, он какой? (деревянный).

Дидактическая игра "Найди деревянные предметы" (Находят деревянные предметы).

- Какие предметы из дерева вы видите в группе?

Дети называют деревянные предметы.

- Какие деревянные предметы есть у вас дома?

- Из чего делают деревянные предметы? (из деревьев)

- Хотите узнать, на самом ли деле дерево обладает волшебными свойствами?

Мы сейчас отправимся в лабораторию. В лаборатории проводят разные опыты и эксперименты. (Садимся за столы).

Опыт «Тонет – не тонет»

- Как вы думаете, дерево тонет в воде или нет?

Давайте с вами проведём эксперимент и посмотрим – утонет оно или нет?

Возьмите камень и опустите его в воду.

- Что вы видите? (он утонул)

А теперь возьмите деревянный брусок и опустите его в воду.

Что можно сказать о деревянном бруске? Он тонет или нет?

(Проделав опыт, дети делают вывод: дерево лёгкое, плавает в воде.)

- Да, ребята, дерево в воде не тонет. Где человек использует это свойство?

(Люди строят из дерева лодки, корабли).

- И это свойство дерева мы обозначим вот такой схемой.

- Как вы думаете, Буратино утонет в воде или нет?

Опыт «Теплопроводность»

-Интересно, Буратино мерзнет зимой? (ответы детей)

Давайте это проверим.

- У вас на столах деревянные и металлические ложки. Приложите

деревянную ложку к одной щеке, а металлическую - к другой. Что вы

почувствовали, где холоднее?

- Значит, дерево удерживает тепло и не пропускает холод, поэтому из него строят теплые деревянные дома.

- И это свойство дерева мы обозначим вот такой схемой.

Давайте разберёмся, как называются дома, в зависимости от того, из какого материала они построены.

Дидактическая игра «Скажи какой?»

- Если построен из кирпича? Кирпичный. 

- Если дом построен из панелей? Панельный. 

- Если дом построен из блоков? Блочный

- Если дом построен из камня? Каменный

- Если дом построен из бетона? Бетонный

- Если дом построен из стекла? Стеклянный

- Если дом построен из снега? Снежный

- Если дом построен из дерева? Деревянный

- Если дом построен из брёвен? Бревенчатый

- Если дом сделан из ткани? Тканевый

- Если дом сделан из пластмассы? Пластмассовый

- Если дом сделан из бумаги? Бумажный

- Если дом сделан из картона? Картонный

- Если дом сделан из пластилина? Пластилиновый

- Если дом сделан из пряников? Пряничный

- Если дом сделан изо льда? Ледяной

- Если дом сделан из соломы? Соломенный

- Если дом сделан из песка? Песочный

- Если дом сделан из веревок? Веревочный

- Если дом сделан из глины? Глиняный

Опыт «Ломается – не ломается»

- Потрогайте дерево. Оно мягкое или твердое? (Дерево на ощупь твердое.)

- Возьмите в руки гвоздь и попробуйте его сломать. (Не ломается)

Значит, он какой? (Прочный).

-Попробуйте сломать спичку. Что можно сказать? (Спичка хрупкая, значит, дерево можно сломать.)

Вывод: деревья и деревянные предметы могут сломаться, обращаться с ними нужно аккуратно, не ломать.

- И это свойство дерева мы обозначим вот такой схемой.

Дерево мягче металла, оно легко поддаётся обработке.

Вот почему люди придумали и сделали так много различных деревянных предметов. Из дерева можно вытачивать, выпиливать, вырезать различные предметы.

- Какие игрушки из дерева вы знаете?

- Ребята, а что будет с деревом, если оно долго пролежит в воде?

Опыт «Влагостойкость»

-Давайте достанем деревянный брусок из воды.

- Посмотрите, что с ним произошло. Оно потемнело и разбухло.

Почему это произошло? Дерево долго лежало в воде и впитало воду.

Вывод: дерево поглощает влагу и от этого портится.

Поэтому деревянными предметами лучше пользоваться в помещениях, чем на улице.

- Как помочь деревянным предметам не испортиться? (Их красят)

-Вот почему скамейки, песочница, горка на нашем участке и игрушки окрашены.

- И это свойство дерева мы обозначим вот такой схемой.

-Скажите, а зачем людям знать свойства дерева?

(Люди узнают свойства дерева для того, чтобы знать, как его обрабатывать и что из него делать.)

Да, ребята, людям необходимо знать свойства дерева, чтобы сделать вот такие красивые предметы (показ). А чтобы они долго служили людям, надо бережно относиться к ним. Я думаю, что вы все будете бережно относиться ко всему, что сделано из дерева.

Подведение итога.

- Давайте расскажем Буратино, какие же волшебные свойства дерева мы узнали, проделав опыты. Давайте ещё раз повторим их, а помогут нам в этом наши схемы. (повторяют свойства дерева).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по эксперементированию "дерево и его свойства"

Конспект занятия по эксперементированию с детьми...

Презентация на тему "Предметы из металла и дерева и их свойства"

Цель: познакомить детей с предметами из дерева и металла и их свойствами.Задачи:-рассказать детям, что есть предметы, из металла и из дерева;-с помощью приема сравнения, познакомить со свойствами этих...

Презентация "Дерево и его свойства"

laquo;В природе нет ничего бесполезного.»   М. МонтельС момента своего появления на Земле человек жил в тесном контакте с растительным миром, служившим ему кровом, средством про...

Исследовательский проект "Дерево и его свойства"

Цель: познакомить детей со свойствами дерева с помощью экспериментальных действий....

Предметы из металла и дерева и их свойства

Предметы из металла и дерева и их свойства...

Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность «Дерево и его свойства» в старшей группе комбинированной направленности №6«Ромашка»

Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность«Дерево и его свойства»в старшей группе комбинированной направленности №6«Ромашка...