Экологический проект "Лук - наш зеленый друг"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Иванова Валентина Николаевна

Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека. Многие дети ежегодно видят, как родители сажают лук, осенью убирают, используют в различных целях. Но ни разу не задумывались: как растет лук, какие условия необходимы для его роста? И чем же он полезен?

Возникла идея реализовать проект «Лук- наш зелёный друг»,

 И предложить детям совместно с воспитателем посадить лук, пронаблюдать, как и насколько быстро вырастет он в перо, при этом учесть, что посадка лука на перо может быть выполнена в самом различном виде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt_luk-nash_drug.docx634.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Аликовский детский сад №1 «Ҫăлкуç»

Проект «Лук - наш зелёный друг»

Подготовила :  воспитатель

Иванова Валентина Николаевна

Актуальность:

Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека. Многие дети ежегодно видят, как родители сажают лук, осенью убирают, используют в различных целях. Но ни разу не задумывались: как растет лук, какие условия необходимы для его роста? И чем же он полезен?

Возникла идея реализовать проект «Лук- наш зелёный друг»,

 И предложить детям совместно с воспитателем посадить лук, пронаблюдать, как и насколько быстро вырастет он в перо, при этом учесть, что посадка лука на перо может быть выполнена в самом различном виде.

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Продолжительность: кратко-срочный (две недели)

Участники проекта: дети второй младшей  группы раннего возраста, воспитатели.

Проблемная ситуация: Как можно вырастить зелёный лук ?

Чем может быть полезен зелёный лук? Что необходимо луку для роста? Где лук прорастает быстрее, в воде или в земле?

Методы и технологии:

-беседы;

-занятия в игровой форме;

-дидактические игры;

-подвижные игры;

-пальчиковая гимнастика и др. ;

-художественное слово;

-элементарные эксперименты и опыты;

-трудовые поручения

Цель проекта: формирование основ исследовательской и трудовой деятельности у младших дошкольников в процессе посадки лука и наблюдения за его ростом

Задачи проекта:

Для детей:

-Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (земля, вода, свет, тепло);

-Формировать представления детей о значимости полезных свойств лука для здоровья человека.

-Развивать у детей основы исследовательской деятельности;

- Учить детей ежедневно ухаживать за луковицами в комнатных условиях. Учить детей вести наблюдения, исследования за объектом и делать первые выводы.

-Развивать познавательный интерес, любознательность;

-Учить наблюдать, делать выводы.

-Воспитывать внимательное и заботливое отношение к общему огороду, ценностное отношение детей к результатам своего труда.

Для педагога:

привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в проектной деятельности; создать условия для экспериментально-исследовательской деятельности в группе.). Способствовать активному взаимодействию всех участников отношений в процессе посадки и выращивания огорода на окне.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие: наблюдение за ростом и развитие растения, как растут корни и перья; исследовательская деятельность (обследование, выявление качеств лука наблюдение за ростом, оформление результатов), полив лука каждый день, рыхление. установление связей. Рассматривание лука, найти «донце» и верхушку. Беседы «Растительный мир», «Посадка лука», «Полезная пища», «Роль солнца, воздуха и воды в жизни лука».

Речевое развитие:  ситуативные разговоры с детьми  (называние трудовых действий, обсуждение полезных свойств растения, необходимости употребления лука в пищу), чтение коротких стихов наизусть, составление рассказов о луке « Как лучок появился на грядке», чтение пословиц, поговорок, загадок, литературы о свойствах лука, рассматривание иллюстраций. Дидактические и словесные игры «Что лишнее?», «Волшебный мешочек», «Вершки – корешки», «Овощи и фрукты», «От какого овоща эта часть» . Беседы: «Посадка лука».

Социально-коммуникативное развитие: труд в уголке природы. Учить детей правильно ухаживать за растениями, создать благоприятные условия (вода, свет, тепло).Д. И. «Где растёт? », «Что лишнее», «От какого овоща часть», «Собери картинку»

Чтение художественной литературы: Чтение стихов, загадок, пословиц, поговорок о луке. Чтение сказки «Луковая семья», чтение сказки – притчи о пользе лука «Сказка о Луке», чтение сказки – притчи о пользе лука «Три брата луковки»

Художественно-эстетическое развитие:  продуктивная деятельность (рисование лепка, художественный труд)

Физическая культураподвижные игры «Кто больше соберёт овощей», «Собираем урожай». Пальчиковая игра «Овощи»

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни: обсуждение пословиц и поговорок «Лук от семи недуг»

Средства и оборудование:

Организационные: лук репчатый, стаканчики пластиковые, земля, ящик для посадки лука, лейки, совочки. Мяч. Столы, маски для инсценировки, пластилин, бумага, клей.

Методические: иллюстрации «Строение лука», «Виды лука», дидактические и настольно-печатные игры, рецепты, пословицы, поговорки, загадки, стихи о луке. Календарь наблюдений за ростом лука в воде и в земле.

План реализации проекта

I этап.  Подготовительный

Поиск информации о луке.

Определение цели и задач проектной деятельности.

Постановка проблемы.

Разгадывание загадок о луке, чтение стихов о луке, поговорок и пословиц.

Чтение сказки «Луковая семья», чтение сказки – притчи о пользе лука «Сказка о Луке», чтение сказки – притчи о пользе лука «Три брата луковки»

Изучение луковицы (цвет, запах, форма), рассматривание под лупой. Рассматривание и сравнение луковиц по величине, цвету .

Рассматривание строения луковиц.  Знакомство с разными видами лука.

Определение, в каких условиях будут проращиваться луковицы

Беседа о пользе лука, о полезных свойствах

Создание предметно – развивающей среды: производился подбор материал и оборудования для опытов и экспериментов, контейнеры с землёй, баночки с водой, луковицы разных размеров. Для этого были привлечены и родители группы. Подготовка луковиц к посадке.

Изготовление иллюстраций, календарей наблюдений.

II этап. Основной (исследовательский)

Обрезание верхушек у лука. Наполнение контейнера землёй. Наполнение стаканчиков водой. Посадка лука в землю и в воду. Поливка лука в земле.

Фиксация в календаре наблюдений, зарисовка луковиц (воспитателем) в начале наблюдения, указание даты посадки и начала наблюдения.

Наблюдение за прорастанием лука в земле и воде, замеры длины пера. Через неделю луковицы начали прорастать и появляться корни. Замеры длины пера начали делать, когда зеленая часть начала активно увеличиваться. Для замеров выбрали шесть луковиц, которые проросли раньше других. Замеры фиксировали в дневнике наблюдений. Делали выводы, где лук быстрее начал прорастать, в земле или воде.

Рыхление, поливку лука, добавление воды в стаканчики.

Обучение детей замечать изменения, которые происходили у прорастающих луковиц и связывать эти изменения с наличием благоприятных условий.

В процессе исследований продолжение знакомства с художественной литературой об овощах: поговорками, стихами, сказками, загадками. Рассматривание иллюстраций на овощную тематику, проведение дидактических игр, бесед. Дидактические и словесные игры «Что лишнее?», «Волшебный мешочек», «Вершки – корешки», «Овощи и фрукты», «От какого овоща эта часть», Съедобное-несъедобное», подвижные игры, пальчиковые игры. Проведение продуктивной деятельности: лепка луковиц.

Составление рассказов «Как лучок появился на грядке»

III этап. Заключительный

Анализ и обобщение результатов, полученных в результате исследовательской деятельности детей.

Формулировка детьми представлений об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста ( вода, свет, тепло). Формулировка вывода о том, где и при каких условиях лук прорастает быстрее (в земле).

Выставку детских работ. Аппликация «Лук-наш зелёный друг»

Сбор урожая, дегустацию лука

Выводв результате проекта дети научились сажать лук и ухаживать за ним. Узнали о свойствах и пользе лука, о разновидностях лука. Познакомились с разными условиями прорастания лука. Научились сравнивать, анализировать, делать выводы. Расширили кругозор и мыслительную деятельность. Научились выполнять индивидуальные и коллективные поручения, видеть результат своего труда. Предполагаемый результат проекта достигнут, продукт (огород на подоконнике) получен.

Заключение

Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата. Данный проект принёс детям удовлетворение и радость от проделанной работы, появился интерес и желание участвовать в других проектах. Некоторые дети, совместно с родителями дома начали проращивать лук дома.

C:\Users\Alexey\Desktop\время\IMG_20240301_093137.jpgC:\Users\Alexey\Desktop\время\IMG_20240301_093503.jpg

C:\Users\Alexey\Desktop\время\IMG_20240306_114225.jpgC:\Users\Alexey\Desktop\время\IMG_20240318_172050.jpg

Приложение 1

Загадки о луке

1. Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

(Лук)

2. Не умеет он смеяться,

И не любит раздеваться.

Кто кафтан с него снимает,

Часто слёзы проливает.

(Лук)

3. Очень горький - но полезный!

Защищает от болезней!

И микробам он не друг -

Потому что это - ... .

(Лук)

4. Кто на свете всех полезней,

Кто спасёт от всех болезней,

Кто обидит нас без рук? –

Маленький, коварный...

5. Никого не огорчает,

    А всех плакать заставляет.

 

Пословицы и поговорки про лук

Лук добр и к бою, и во щах.

Луком торговать, луковым плетнем и подпоясываться.

Лук семь недугов лечит.

Оба луки, оба туги.

Надсаженный конь, надломленный лук, да замиренный друг.

Изломанного лука двое боятся (и враг и хозяин).

Тугой лук, — то сердечный друг.

Кто ест лук, того бог избавит вечных мук.

Кому до чего, а стрелку до лука.

Если испечь луковицу прежде, чем лук собран с огорода, то весь лук высохнет.

Лук от семи недуг.

Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит.

Стихи о луке

Лук растёт на огороде,
Он большой хитрец в природе,
В сто одёжек он одет,
Ребятишки на обед
Не хотят его срывать,
Зачем слёзы проливать!?

Там, на грядке у беседки,

Вырос лук - большой и крепкий!

Знаем мы уже давно,

Что поплачем от него.

Но как любим мы с друзьями

Лук, поджаренный с грибами!

С макаронами, в котлете

Или в свежем винегрете!

В общем, мы, когда едим,

Очень часто дружим с ним.

Потому что этот лук -

Для здоровья первый друг!

Ю. Симбирская

В банку мы воды налили,

Лук пузатый посадили.

Он на банке, как на троне

В новой зубчатой короне.

Только вот одна беда -

Очень мокнет борода.

Приложение2

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Задачи: совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по его форме, правильно называть его цвет, развивать внимание, память, устную речь

Атрибуты: мешочек, муляжи овощей и фруктов.

Ход игры: воспитатель показывает мешочек и говорит:

Я-чудесный мешочек,

Всем ребятам я — дружочек.

Очень хочется мне знать,

Как вы любите играть.

Дети складывают в мешочек муляжи овощей и фруктов. Далее по очереди берут из мешочка предмет, на ощупь определяют, что это, называют его, а потом достают.

После этого дети собираются в группы «Овощи», «Фрукты».

Дидактическая игра «Целое и часть»

Задачи: формировать умение подбирать пары картинок с изображением целого фрукта и его части, развивать устную речь, внимание, память.

Атрибуты: картинки целых фруктов и их частей.

Ход игры: играют 2 ребёнка. У одного - картинки с изображением целого фрукта, у другого - картинки с изображением его части. Один играющий выкладывает свою картинку, называет, что на неё изображено, а другой должен подобрать соответствующую.

Примечание: игра может быть индивидуальной.

Дидактическая игра «Две корзинки»

Задачи: совершенствовать умение различать овощи и фрукты, учить использовать в речи обобщающие слова, развивать устную речь, память, внимание.

Атрибуты: две корзинки, предметные картинки овощей и фруктов.

Ход игры: дети по очереди берут картинку, называют, что на ней изображено, определяют, к какой группе относится и кладут в соответствующую корзинку.

Примечание: игра может быть индивидуальной.

Подвижная игра «Овощи — фрукты»

Задачи: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность.

Атрибуты: предметные картинки овощей и фруктов

Ход игры: в центре круга лежат картинки овощей и фруктов. Дети идут по кругу со словами:

« Раз, два, три — предмет любой бери!» Дети берут любой предмет и организуют группы «Овощи», «Фрукты».

Дидактическая игра «Вершки-корешки»

Дидактическая задача. Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки; упражнять в составлении целого растения из его частей.

Игровые правила. Искать свой вершок или корешок можно только по сигналу. С одним и тем же игроком вставать в пару все время нельзя, надо искать и другую пару.

Игровые действия. Поиск пары; составление целого растения

Вариант 1. Здесь на столе лежат овощи; дети первой группы берут себе в руку по вершку, а дети второй - по корешку. Все взяли? А теперь по сигналу (хлопку в ладоши) вы все разбежитесь по участку и побегаете врассыпную. Когда услышите сигнал "Раз, два, три - свою пару найди!", быстро найдите себе пару: к своему вершку - корешок.

Вариант 2. Вершки (или корешки) стоят на месте. По площадке бегает только одна подгруппа ребят. Взрослый дает сигнал: "Корешки, найдите свои вершки!". Дети должны стать так, чтобы ботва и корень составили одно целое.

Правильность выполнения задания могут проверить только "волшебные ворота" (взрослый и кто-нибудь из детей), через которые проходят все пары. Чтобы интерес к игре не угасал, можно предложить поменяться вершками и корешками.

Физминутка

В огороде поутру погляди на грядку: наклоны вперед - назад

Лук зеленый на ветру делает зарядку потягивание вверх;

На зарядку встали вряд репа и редиска, ходьба на месте

Там листочки вверх глядят, поднять руки вверх, помахать

Здесь – пригнулись низко. Присесть

Приложение 3

СКАЗКА О ЛУКЕ

Много сказок есть на свете.

Эту мне поведал ветер.

Жил на грядке хмурый Лук –

Плакал днём и ночью.

– Отчего ты плачешь, друг?

– Одиноко очень.

Никому не нравлюсь я.

Говорят, что горький.

Всякий, кто сорвёт меня,

Плачет тут же с горя.

Очень прост я, неказист:

Стрелки, да и только,

Зелен острый длинный лист –

На конце иголка.

Раньше ростом был с вершок.

Нынче вырос – в силе я!

Но у кабачка цветок

Жёлтенький, как лилия.

И огурчики в цветах,

Даже помидоры,

Только я один в мечтах.

В огороде – споры:

У кого красивей цвет?..

Только я молчу в ответ.

Ночь спустилась – не до сна.

Сыплет слёзоньки луна,

И от этого Лучок –

Золотого цвета.

Появился старичок,

В звёздный плащ одетый.

– Кто горюет? В чём беда?

Выслушал обиды

И волшебные слова

Произнёс: «Кру-кри-ды!»

И Лучок тотчас расцвёл,

Словно одуванчик.

Счастье и покой обрёл

Наш зелёный мальчик!

Сказка «СПОР ОВОЩЕЙ»

Как-то раз овощи спор завели на столе:

-Кто лучше, важней и нужней на земле?

Заявила всем картошка,

-Я в супе – главный компонент!

Если нет картошки, ни к чему брать в руки ложку.

А морковка не молчит:

-Я ведь тоже компонент!

В супе мне замены нет.

Я богата витамином

Всем полезным каротином.

Тут надулся помидор и промолвил строго.

Не болтай, морковка, вздор

Помолчи немного.

Самый вкусный и приятный

Уж, конечно, сок томатный.

Тут вмешался старичок,

Наш репчатый лучок.

-Пусть немного я коварен,

Но в народе популярен.

Все меня хозяйки знают,

Во все блюда добавляют.

Я для вирусов – кошмар.

А свекла и говорит:

-Я полезней и вкусней,

Я одна источник цвета,

Без меня борща – то нету!

А капуста все слыхала,

Все думала и причитала.

-Что вы спорите, друзья,

Без овощей ведь жить нельзя!

Каждый овощ всем полезен,

Он и нужен, и не вреден.

Я ведь тоже хороша.

Я сочная, круглая, хрустящая, упругая.

Меня и квасят и солят,

Всю зиму свежую едят.

Спорили овощи не напрасно,

Стало им вдруг все ясно.

Каждый овощ всем хорош,

И полезен, и пригож.

Все – витаминов источник.

На этом они поставили точку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Лук зеленый друг"

Экологический среднесрочный  проект в средней группе....

Конспект открытого занятия по экологическому развитию « ЛУК – ЗЕЛЕНЫЙ ДРУГ» во второй младшей группе.

Образовательная область «Познание»Цели и задачи:-обогащать и совершенствовать представления детей о луке;-развивать тактильные ощущения (осязательные, обонятельные, зрительные), внимание, память, спос...

Экологический проект " Лук- зеленый друг"

Актуальность.Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельност...

Экологический проект "Лук - зеленый друг", "Деревья - наши друзья".

Заканчивается зима. Солнышко с каждым днём всё выше и выше, а день всё длиннее и теплее. Пришло время посадок. Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и в...

Познавательно экологический проект «Лук – зеленый друг».

познавательно – исследовательский, краткосрочный проект.Продолжительность три недели.Участники проекта: дети средней группы,  родители и воспитатель....

Экологический проект "Посади зеленого друга"

АННОТАЦИЯ В наши дни иному человеку ничего не стоит просто так, ради забавы и безудержного озорства обломить ветку, одним махом топора срубить в лесу дерево, разрушить птичье гнездо. И дело все в низк...

Экологическая сказка "Письмо зеленому другу"

Экологическая сказка " Письмо зеленому другу"...