"Загадочный космос"
план-конспект урока по окружающему миру (подготовительная группа)

Куликова Наталья Николаевна

технологическая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadochnyy_kosmos.docx29.61 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта организации совместной непосредственной деятельности с детьми

Тема: «Загадочный космос»

Возрастная группа:  подготовительная группа

Форма НОД: познавательно-исследовательская

Форма организации: групповая и индивидуальная

Учебно-методический комплекс: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»

Материалы и оборудование: столы, интерактивная доска.

Цель: закреплять и углубление знаний дошкольников о космосе, людях, внесших вклад в изучение и покорение космического пространства,

Задачи:

Обучающие:

- расширить и закрепить знания о космосе, о строении Солнечной системы

- закрепить  умение определять место звука в слове, составлять слова

Воспитательные:

- воспитывать у детей дружелюбие, доброту, отзывчивость

- воспитывать доброжелательные отношения друг к другу

- воспитывать любознательность

- воспитывать чувство патриотизма и гордости за Отечество

Развивающие:

- развивать умение устанавливать причинно – следственные связи

- развивать умение работать в коллективе

- развивать зрительную память, начальные приемы логического мышления, речь, внимание,

Этапы деятельности

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемые результаты

  1. Мотивация к деятельности

Цель: мотивировать детей на совместную деятельность, актуализировать их знания о походе

- Здравствуй, дружок (предложить руку ребенку справа)

Здравствуй, дружок! (предложить руку ребенку слева)

Солнцу: «Привет!»

Гостям всем: «Здравствуйте!» 

Собирает детей вокруг себя. Организует. Создает атмосферу заинтересованности каждого ребенка.

Сосредотачивают внимание

2.Поиск, решение задачи, проблемы

Мотивация к деятельности

- Сегодня наша беседа будет необычной. Чтобы вы поняли, о чем мы будем говорить, отгадайте ключевое слово. Мы будем его отгадывать по буквам и запишем в этих клетках

1

к

2

о

3

с

4

м

5

о

6

с

В третьей клетке запишем букву, которая спряталась в слове «сон». В слове «сон» эта буква стоит на первом месте.

В шестой клетке запишем букву, которая спряталась в слове «усы». В слове «усы» нужная нам буква стоит на втором месте.

В первой клеточке запишем букву, которая спряталась в слове «окно». В слове «окно» эта буква стоит на втором месте.

В пятой клеточке запишем букву, которая стоит на третьем месте в слове «крот».

В четвертой клетке запишем букву, которая стоит на последнем месте в слове «костюм».

Во второй клетке запишем букву, которая стоит на четвертом месте в слове «салон».

- Назовите получившееся слово.

СЛАЙД 1

- Мы сегодня будем говорить о космосе. Мы уже многое узнали с вами о космосе, но есть еще много «почему», ответы на которые вы узнаете и сегодня и в дальнейшем. Где, кто, от кого можем мы про все узнать?

- Все вы, ребята, знаете, что космос - это далекая мечта всех мальчишек. Раньше эта мечта была недосягаема, а сегодня космонавт - известная профессия, в этом году исполнилось ровно 62 года со дня первого полета человека в космос.

По космическим просторам

Мчатся спутники, ракеты.

Звезды серебром мигают.

Манят нас к себе планеты!

- Многие дети мечтают попасть в космос, умчатся к звездам. Хотите еще узнать больше о космосе и все, что с ним связано?

Создает проблемную ситуацию

Подводит к поиску решения проблемы, задает вопрос, комментирует анализ высказывания детей. Стимулирование детей к высказываниям.

Мотивирует, создает атмосферу заинтересованности каждого ребенка

Активно наблюдают, рассматривают, высказывают свои предложения

Дети предлагают варианты решения проблемы

3.Планирование деятельности

СЛАЙД 2

- Что такое «Космос»? Это таинственный и манящий мир звезд, планет, множества астероидов и комет, пронзающих безвоздушное пространство. Если представить Вселенную огромной космической страной, то космические города будут называться «Галактиками», а космический район одного из таких городов - это наша Солнечная система.

- Мы с вами говорили о том, что все планеты вращаются вокруг Солнца. Вы задумывались, почему они вращаются вокруг Солнца?

ОПЫТ 1.

Оборудование: желтая деревянная палочка, нитки, 9 шариков.

• Представьте, что желтая палочка- Солнца, а 9 шариков на ниточках- планеты

• Вращаем палочку, все планеты летят по кругу, если ее остановить, то и планеты остановятся. Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему?..

• - Солнцу помогает вечное движение.

• - Правильно, если Солнышко не будет двигаться вся система развалится и не будет действовать это вечное движение.

- Дети, вы знаете, почему солнце вращается?

- Ученые пришли к выводу, что когда создавалось солнце, в начале была пыль, небольшие космические тела, они стали вращаться и когда уже появилась солнце, как звезда, вращение не прекратилось.

- Назовите планеты Солнечной системы.

 Их называют солнечная семья.

- У каждой планеты своя орбита, по которой планета вращается.

- Случается необычное явление, когда планеты встают в один ряд. Это называют парадом планет.

СЛАЙД 3

- В этом году парад планет был 2 марта 2023 года. Четыре планеты (Венера, Юпитер, Марс и Уран) выстроились на небе в линию.

Релаксация 

- Перед полетом космонавты обязательно должны отдохнуть, набраться сил. Предлагаю и вам отдохнуть.

Звучит музыка «Шепот звезд» для релаксации.

- Положите одну руку на лоб, вторую — на затылок, закройте глаза, прислушайтесь к тому, что происходит там, внутри. Поблагодарите мысленно свою голову за то, что она думает. Поблагодарите всех своих родных и близких людей: маму, папу, бабушек, дедушек — за то, что они вас любят. Поблагодарите все вокруг: небо, космос, солнышко, природу — за то, что они помогают нам жить. Откройте глазки. Кто из вас что-то необычное почувствовал? Расскажите.

 Загадка о звездах

Из небесной из реки

Разлетелись пузырьки

 И на небе на ночном

Засверкали серебром.

Это ночью поздно

Появились … (Звёзды)

СЛАЙД 4
- Задумывались ли вы о том, куда деваются звезды днем?

ОПЫТ 2 

Оборудование: дырокол, картонка размером с открытку, белый конверт, фонарик.

• ПРОЦЕСС: • Пробейте дыроколом в картонке несколько отверстий. • Вложите картонку в конверт. Находясь в хорошо освещенной комнате, возьмите в одну руку конверт с картонкой, а в другую — фонарик. Включите фонарик и с 5 см посветите им на обращенную к вам сторону конверта, а потом на другую сторону.

• ИТОГИ: Дырки в картонке не видны через конверт, когда вы светите фонариком на обращенную к вам сторону конверта, но становятся хорошо заметными, когда свет от фонаря направлен с другой стороны конверта прямо на вас.

• ПОЧЕМУ? В освещенной комнате свет проходит через дырочки в картонке независимо от того, где находится зажженный фонарик, но видно их становится только тогда, когда дырка, благодаря проходящему через нее свету, начинает выделяться на более темном фоне. Со звездами происходит то же самое. Днем они светят тоже, но небо становится настолько ярким из-за солнечного света, что свет звезд затмевается. Лучше всего смотреть на звезды в безлунные ночи и подальше от городских огней.

Физминутка

На космодром

Дружно в ногу мы идем,

Мы идем на космодром

Мы походим на носках, а потом на пятках

Вот проверили осанку, и свели лопатки

Ждет нас быстрая ракета, для полетов на планеты.

– Что надевает космонавт, когда летит в космос?

- Для чего нужен скафандр космонавту?

- Вы когда – нибудь задумывались, как космонавту в скафандре? ОПЫТ 3

Оборудование: банка с крышкой. • ПРОЦЕСС: • Налейте в банку воды — столько, чтобы закрыть дно. • Закройте банку крышкой. • Поставьте банку под прямой солнечной свет на два часа. • ИТОГИ: На внутренней стороне банки скапливается жидкость. • ПОЧЕМУ? Тепло, идущее от Солнца, заставляет воду испариться (превратиться из жидкости в газ). Ударяясь о прохладную поверхность банки, газ конденсируется (превращается из газа в жидкость). Через поры кожи люди выделяют соленую жидкость — пот. Испаряющийся пот, а также пары воды, выделяемые людьми при дыхании, через некоторое время конденсируются на различных частях скафандра — так же, как и вода в банке, — пока внутренняя часть скафандра не намокнет. Чтобы этого не случилось,  за спиной у космонавта есть так называемый ранец. В нем заключается все необходимое, для комфорта космонавта. И трубка, через которую поступает сухой воздух. Влажный воздух и избыток тепла, выделяемого человеческим телом, выходит через другую трубку в другой части скафандра. Циркуляция воздуха обеспечивает внутри скафандра прохладу и сухость.

- Как вы думаете, когда светят звезды?

 4. Самоконтроль

Создание проблемной ситуации

Работа с интерактивной доской.

Мини-викторина

1. Назовите человека, который первым покорил космос (Ю. А. Гагарин)

2. Как назывался первый космический корабль, на котором Юрий Алексеевич Гагарин полетел в космос (Восток)

3. Назовите животных, которые первыми оказались в космосе? (собаки Белка и Стрелка)?

4. Первая женщина - космонавт, назовите ее? (Валентина Терешкова)

5. Самая большая и горячая звезда во вселенной (Солнце)

6. Естественный спутник Земли? (Луна)

7. У какой из планет есть кольца (Сатурн)

8. Самая большая планета солнечной системы (Юпитер)

 

 

7. Рефлексия.

- О чем мы сегодня с вами беседовали?

 «Если бы я был бы космонавтом….»  то сегодня я бы…»

сделал…

придумал…

 «Волшебный мешочек» 

- Давайте соберем в этот волшебный мешочек все самое интересное, что было на сегодняшнем занятии, что вам больше всего запомнилось».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-тематический праздник «Загадочный космос» в старшем дошкольном возрасте.

Развлечение посвящёное 12 апреля "День космонавтики". Развлечение проводилось с эстафетами, опытами и играми цель которого: Познакомить детей с российским праздником - День космонавтики, героями космо...

Олимпиада для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов, посвященная 55-летию первого полета человека в космос «Этот загадочный космос».

Основной целью викторины является формирование осознанного отношения к празднику День космонавтики, закрепление и расширение знаний детей о космических первопроходцах, о людях, благодаря которым наш м...

Краткосрочный проект к 60-летию полета в космос Ю. А. Гагарина «Этот загадочный космос»

Краткосрочный проект к 60-летию полета в космос Ю. А. Гагарина «Этот загадочный космос»...

Краткосрочный проект к 60-летию полета в космос Ю. А. Гагарина «Этот загадочный космос» в средней группе «Любознайки»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №57» городского округа Самара   Краткосрочный проект к 60-летию полета в космос  Ю. А. Гагарина «Это...

Проект «Покорение космоса. Этот загадочный космос. Эти неведомые дали.»

Проект «Покорение космоса. Этот загадочный космос. Эти неведомые дали.»...

Методическая разработка: Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в средней группе на лексическом материале Космос. Тема занятия: «Этот загадочный космос»!

Данная работа представляет собой конспект занятия по обучению детей с общим недоразвитием речи III-IV уровня в подготовительной группе детского сада. Это комплексное фронтальное занятие по обучению до...