Перспективный план по экологии (средняя группа)
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Галото Анастасия Лаврентьевна

В источнике представлен пример перспективного плана по экологии в средней группе.

Задачи:

  1. Обогащать представление детей о временах года, особенностях каждого времени года.

  2. Развивать умения замечать красоту времён года.

  3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл persp._plan_osen_sr.gr_.docx42.46 КБ
Файл prespekti.planir._zima_sr.gr_.docx40.37 КБ
Файл perspekt._plan_vesna_sr.gr_.docx41.49 КБ

Предварительный просмотр:

   

Сентябрь

Люби и знай свой

 край родной

Экологические

игры

Художественная

литература

Наблюдения, работа в уголке природы

  1. Наблюдение за котенком

- «Найди листок какой покажу»;

 - «Кто как кричит»;

- «Сложи картинку» (изображение кошки);

- Песенки - потешки «Как у нашего кота», «У кота ли у кота»;

 - Сказки «Кот, лиса и петух», «Почему кот моется»;

 - Поместить модели строения тела котенка (хвост, уши, четыре ноги, мордочка с усами).

Наблюдения в природе

Опыты

   Золотая осень. Обратить внимание детей на то, что в начале осени еще много теплых дней.

 

  1. Рассматривание комнатного растения – бальзамина;

 - «Угадай растение по описанию»

 - А. Кольцов «Дуют ветры»;

А. Плещеев «Скучная картина!».

 - Строения растения (корень, стебель, лист, цветок).

Наблюдения в природе

Опыты

   Определение состояния погоды по одежде людей.

    Наблюдения за ветром: в начале осени он прохладный; в конце – холодный. Ветер бывает сильный, порывистый. Посмотреть, как он гонит по небу облака, срывает листья с деревьев. Обратить внимание детей на то, что от сильного ветра на лужах появляется рябь. Организовать наблюдение за ветром на участке. Учить детей определять силу ветра по растениям, деревьям.

- Углубление знаний детей о свойствах воздуха: легкий, прозрачный, не имеет запаха. Ветер – это движение воздуха.

  1. Овощи

 - «Узнай на вкус», «Чудесный мешочек» (овощи);

 - Угадай, что в руке.

 - Стихи, загадки об овощах;

 - Чтение сказки «Репка»;

 - Ю. Тувим «Овощи».

 - Пересадить цветы с клумбы в уголок природы

Наблюдения в природе

Опыты

   Отметить, что осенью часто идут холодные дожди. После дождей на земле долго сохраняются лужи. На песчаной почве луж почти нет, а на глинистой их много.

  Наблюдение за осенними цветами

- Наблюдение за испарением воды в разных условиях.             Знакомство с глиной.

  1. Фрукты

- «Узнай на вкус», «Чудесный мешочек» (фрукты);

- «Узнай по запаху» (фрукты).

 - Стихи, загадки о фруктах

Наблюдения в природе

Опыты

  Наблюдение за солнцем (светит, но не такое жаркое, как летом);

Длительное наблюдение за кленом и березой (учить детей сравнивать деревья по форме листьев и по цвету).

 

 - Выявление свойств солнечных лучей: мокрые резиновые мячи выносятся в солнечный день на участок

Сентябрь

Задачи:

  • Продолжать формировать представление детей об осенних изменениях в природе: изменения в погоде (стало холоднее, чаще идет дождь, много ветреных дней), изменения в живой природе (листья на деревьях и кустарниках постепенно желтеют, птицы начинают улетать на юг, насекомые прячутся под кору);
  • Познакомить с основными видами овощей и фруктов;
  • Развивать умение анализировать структуру объектов природы (растение и животное);
  • Воспитывать способность переживания чувства радости, удовольствия от рассматривания растения и общения с домашним животным.

Октябрь

Люби и знай свой

край родной

Экологические

игры

Художественная

литература

Наблюдения, работа в уголке природы

  1. Наблюдение за рыбкой

- «Сложи картинку» (изображение рыбки);

 - «Где спряталась рыбка»

 - Стихи о рыбке

- Совместно с воспитателем ухаживать за рыбкой в аквариуме

Наблюдения в природе

Опыты

  Продолжить наблюдения за неживой природой (дождливых дней больше, чем солнечных, стало холоднее – надо теплее одеваться)

 - Есть ли у воды цвет, запах.

  1. Рассматривание дерева

 - Подвижная игра «Ветерок», «Найди такой же лист».

 - И. Воробьева «Березка»;

 О. Высотская «Елочка»

- Поместить модель дерева

Наблюдения в природе

Опыты

  Наблюдение за ветром. Показать детям как можно «найти», «увидеть» ветер. Дети замечают листочки, бегущие по земле, колеблющие от ветра веточки.

 - Рассматривание коры деревьев через лупу

- Вынести вертушки на улицу и обсудить, почему они вертятся, почему качаются деревья.

  1. Беседа с детьми «Куда исчезают насекомые»

- «Третий лишний»

 - Стихи о насекомых Т.А.Петуховой

 - М.Ивенсен «Падают, падают листья …»;

В.Мирович «Листопад».

 - Поместить панно

   «Осенний лес»

Наблюдения в природе

Опыты

  Ввести понятие «листопад». Наблюдение за опаданием листьев (листья, падая, шуршат; рассмотреть опавшие листья). Наблюдение за отлетом перелетных птиц.

  1. Беседа с детьми «Как мы одеваемся осенью»

- «Оденем куклу Олю на прогулку».

 - А. Майков «Осень»;

А. Плещеев «Осень наступила»; Н. Соконская

«Где мой пальчик».

Наблюдения в природе

Опыты

  Наблюдение за прохожими в осенней одежде. Подобное наблюдение планируется в дождливую погоду. Внимание детей привлекается к зонтикам

Октябрь

Задачи:

  • Продолжать формировать представления детей об осенних изменениях в природе: изменения в погоде, изменения в живой природе – листья на деревьях и кустарниках опадают (листопад), все насекомые спрятались, птицы, которые питались насекомыми, улетели;
  • Продолжать анализировать структуру объектов природы (дерево, рыбка);
  • Формировать знания о потребностях растений и животных в пище;
  • Воспитывать желание принимать участие в уходе за рыбкой в аквариуме.

Ноябрь

Люби и знай свой

край родной

Экологические

игры

Художественная

литература

Наблюдения, работа в уголке природы

  1. Рассказ воспитателя «Как звери готовятся к зиме»

 - «Угадай, чей хвост»

- Загадки о лесных зверях

 - Потешки «Шла лисичка по мосту»

«Сидит белка на тележке»;

 - Поместить иллюстрации диких животных

Наблюдения в природе

Опыты

  Продолжать наблюдение за солнцем, ветром, наблюдение за первым снегом (как снежинки кружатся в воздухе, как они медленно падают на землю).

 - Рассмотреть снежинку через увеличительное стекло.

  1. Мытье комнатного растения

 - Игровое упражнение «Научи мишку мыть растение», «Найди растение похожее на травку».

 - В. Бианки «Холодно в лесу зимой»;

В. Чарушин «Волк», «Заяц», «Лиса», «Где ты белочка живешь»

 - Поместить модель трудового процесса

Наблюдения в природе

Опыты

  Начать знакомство со свойствами снега: снег пушистый, легкий. Подбросить снег на лопатках и понаблюдать, как он падает, легко рассыпаясь.

 - Снег от тепла тает: взять снег на ладошку и понаблюдать

  1. Экскурсия на участок «Хмурая осень»

 - «Какое время года»

 - А. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад».

Наблюдения в природе

Опыты

  Рассмотреть лужи, покрытые корочкой льда, объяснить детям, почему это происходит. Начать знакомить со свойствами льда (лед хрупкий и тонкий). Для этого разбить лед лопаткой и рассмотреть кусочки льда

 - Положить лед на ладошку посмотреть, что с ним произойдет. Лед как и снег тает на ладошке.

  1. Беседа с детьми «Какие изменения произошли в одежде людей»

 - «Помоги поросенку Тише собраться на прогулку».

 - Приметы осени;

 - В. Берестов «Осень в лесу»;

 - И. Пивоварова «Осенний клад».

 - Поместить иллюстрации осенних пейзажей.

Наблюдения в природе

Опыты

  Наблюдение за птицами. Какие птицы прилетели на наш участок?

Ноябрь

Задачи:

  • Формировать представление об изменениях в неживой и живой природе поздней осенью (стало еще холоднее – изменения в одежде, все листья с деревьев опали, звери в лесу готовятся к зиме);
  • Познакомить детей с компонентами трудового процесса на примере мытья комнатного растения. Закрепить названия частей растения;
  • Воспитывать желание участвовать в труде. Формировать интерес к жизни зверей в лесу.


Предварительный просмотр:

   

Декабрь

Люби и знай свой

 край родной

Экологические

игры

Художественная

литература

Наблюдения, работа в уголке природы

  1. Рассматривание и сравнение кошки и кролика.

 - «Сложи картинку» (изображения кошки и кролика).

 - С. Маршак «В декабре..»;

В. Фетисова «О зиме»;

 - В. Чарушин «Кролик»,

 В. Степанова «Как вы кролики живете»

  - Поместить модель кролика

Наблюдения в природе

Опыты

   Изменения в природе: сильное похолодание, солнце светит тускло.

  - Наблюдение за свойствами снега (снег бывает липкий и рассыпчатый).

  1. Полив комнатного растения.

- «Выложи цветок из частей» (корень, стебель, лист, цветок)

 - Поместить модель трудового процесса (поливка)

Наблюдения в природе

Опыты

   Наблюдение за снегопадом. Обратить внимание на то, что в теплую погоду снег влажный, липкий. В морозную – сухой, твердый.

 - Набрать снег в баночку и поставить в теплое место. От комнатного тепла снег тает.

  1. Беседа «Как можно играть с котенком и щенком».

 - «Кто, где живет»

 - С.Сердобольский «Зимний кот»; Ф. Тютчев «Зима».

Наблюдения в природе

Опыты

  Рассматривание узоров на окнах (в какую погоду они появляются).

  1. Беседа «Как мы играем зимой».

 - Поговорки о зиме

Наблюдения в природе

Опыты

      Наблюдение за зимующими птицами (строение тела, повадки). Повесить кормушку с кормом     для птиц. Рассмотреть следы на снегу: чьи следы?

Декабрь

Задачи:

  • Формировать представление детей о зимних изменениях в природе: все покрыто снегом, вода в лужах замерзла, часто идет снег (снегопад), солнце светит, но не греет;
  • Развивать умственную операцию сравнения, используя природный материал;
  • Продолжать развивать умение анализировать структуру объектов природы;
  • Формировать представление о потребности растений во влаге (поливка растений);
  • Продолжать развивать умение выделять основные компоненты трудового процесса (цель, объект, материал, орудие труда, трудовое действие, результат);
  • Воспитывать желание ухаживать за растениями, развивать любознательность.

Январь

Люби и знай свой

край родной

Экологические

игры

Художественная

литература

Наблюдения, работа в уголке природы

  1. Рассматривание и сравнение золотой рыбки с карасиком

 - «Где спряталась рыбка» (изображение рыбки)

 - И. Токмакова «Где спит рыбка», Н. Байрамов «Рыбка»

 - Поместить модель существенных признаков строения рыбки.

Наблюдения в природе

Опыты

       Рассмотреть льдинки. Сравнить снег и лед – что общего и чем отличаются.

 - Изготовление ледяных игрушек

3.   Посадка лука

 - «Сложи картинку» (луковица с корешками).

 -Шотландская песенка «Купите лук», загадки о луке;

 - И. Токмакова «Голуби»

 - Поместить модель трудового процесса посадки лука.

Наблюдения в природе

Опыты

       Наблюдение за снегопадом. Наблюдение за снегоуборочной машиной.

    Вместе с детьми продолжать подкармливать птиц.

 - Выявить свойства снега: снег белый,  от тепла он тает.

  1. Беседа «Зимние развлечения на улице»

 - «Помоги поросенку Тише выбрать одежду для прогулки».

 - Загадки о снеге, льде;

 - Песенки - потешки о морозе;

 - С. Маршак «Январь»;

 - В. Поляков «Синички»;

Г. Бойко «Прилетайте под окно»

 - Поставить альбом «Зимующие птицы»

Наблюдения в природе

Опыты

   Наблюдение за работой дворника: чистит дорожки, посыпает их песком.

Январь

Задачи:

  • Закрепить представления детей о зимних явлениях в неживой природе: реки замерзают и покрываются льдом, снегопад, мороз. Знакомить со свойствами льда и снега;
  • Продолжать развивать умственную операцию сравнения, используя природный материал (карась и золотая рыбка);
  • Формировать представление детей о потребности растений в земле;
  • Закрепить умение анализировать трудовой процесс, выделяя его основные компоненты;
  • Воспитывать интерес к оказанию помощи животным и растениям.

Февраль

Люби и знай свой

край родной

Экологические

игры

Художественная

литература

Наблюдения, работа в уголке природы

  1. Рассматривание снегиря

 - «В зимней столовой», «Узнай по голосу»

- «Мы кормушку смастерили»,

М. Лапыгин «Снегирь»

 - Поместить модель снегиря

Наблюдения в природе

Опыты

    Наблюдение за солнцем: оно появляется все чаще, с каждым днем светит ярче.

- Предложить потрогать стенки дома на солнечной стороне и на теневой. В это время зима борется с наступающей весной.

  1. Сравнение комнатных растений – китайской розы и бальзамина

 - «Узнай растение по описанию» (бальзамин, китайская роза, фикус)

 - П. Воронько «Падал снег на порог»,

 - Принимать участие в мытье поддонов и кашпо для растений.

Наблюдения в природе

Опыты

     Наблюдение за первыми сосульками (сравнение их по толщине, величине )

  - Внести сосульку в теплое помещение

  1. Беседа «Холодно ли птицам зимой»

  - «Птицы», «Сложи картинку» (изображение птиц)

  - «Покормите птиц зимой»,

 

Наблюдения в природе

Опыты

  Подкормка птиц на прогулке

  1. Беседа «Если птичка живет дома»

 

 - В. Берестов «О чем поют воробышки», «Гололедица»

Наблюдения в природе

Опыты

   Наблюдение за снегом. В конце месяца снег начинает таять, он становится липким. Обратить внимание на первое, веселое щебетание птиц.

Февраль

Задачи:

  • Развивать умение анализировать структуру объекта, вычленяя яркие признаки внешнего вида птиц (крылья, тело покрытое перьями, две ноги), закреплять эти признаки с помощью моделей;
  • Продолжать развивать умение сравнивать, выделяя контрастные признаки различия и некоторого сходства;
  •  Воспитывать любознательность и интерес к объектам природы, желание трудится вместе.


Предварительный просмотр:

   

Март

Люби и знай свой

 край родной

Экологические

игры

Художественная

литература

Наблюдения, работа в уголке природы

  1. Сравнение снегиря с вороной

 - «Сложи картинку» (изображение птиц); «Кто во что одет», «Кто как кричит»

 - С. Маршак «Весенняя песенка», А. Барто «Птичка», В. Чарушин «Яшка».

 - Поместить модель птиц;

 - Поместить модель признаков весны(сосулька, капель, солнце, снег с дождем, проталины)

Наблюдения в природе

Опыты

  Продолжать наблюдение за солнцем (первые признаки весны): солнышко стало более ярким, теплым.

 - Наблюдение за таянием снега и льда

  1. Составление рассказа о комнатном растении

 - «Угадай по описанию»

 - С. Маршак «Март»,

В. Берестов «Солнцеворот»

 - Поместить модель комнатных растений,

Наблюдения в природе

Опыты

  Наблюдение за небом: небо чаще бывает голубым, облака светлые

 Определение температуры воздуха (по выдыхаемому пару)

  1. Беседа «Как живется нашим комнатным растениям в выходной день»

 - На прогулке «Найди, что потерялось», «Через ручеек»

 -И. Токмакова «Весна»

 - Совместно с воспитателем продолжать уход за комнатными растениями

Наблюдения в природе

Опыты

  Уборка с площадки кусочков льда.

  1. Беседа «На что похожи облака»

 - Подвижные игры «Воробышки и кот», «Солнышко и дождик».

 - Е.Авдиенко «Воробей»

 

Наблюдения в природе

Опыты

  Понаблюдать за поведением воробьев на участке, рассказать детям, что воробьи готовятся вить гнездышки.

Март

Задачи:

  • Формировать представление детей о первых весенних изменениях в природе (солнечных дней все больше, стало немного теплее, снег начинает постепенно таять, гололед);
  • Развивать умение сравнивать объекты природы по признакам сходства и различия;
  • Совместно с воспитателем составлять короткий описательный рассказ о растении, развивать связную речь;
  • Формировать навык пользования моделями;
  • Развивать интерес к жизни комнатных растений и птиц.

Апрель

Люби и знай свой

край родной

Экологические

игры

Художественная

литература

Наблюдения, работа в уголке природы

  1. Путешествие в весенний лес.

 - Подвижные игры «К дереву беги», «Через ручеек»

 - Л. Толстой «Пришла весна»,

 - А. Плещеев «Весна», Л. Аграчева «Ау!»

- Поместить панно «Весенний лес»

Наблюдения в природе

Опыты

  Продолжать наблюдение за небом и солнцем, снегом: снег бывает мокрым, иногда идет дождь. Появляются ручейки, проталины. Утром они покрыты льдом, а к концу прогулки тают.

 - Запустить в ручей кораблик. Понаблюдать как он намокнет

  1. Сравнение дерева и кустарника.

 - «Угадай растение по описанию»

 - Н. Полякова «Сосулька»,

 И. Никитин «Звонко тинькает синица».

 - Поместить модели строения дерева и кустарника.

Наблюдения в природе

Опыты

   Обратить внимание на набухшие почки. Наблюдение за ветром.

  - Определение силы ветра по ленточкам, деревьям.

  1. Беседа «Мамы и их малыши» (появление детенышей у диких животных)

 - «Найди детеныша»

  - Стихи о животных

 

Наблюдения в природе

Опыты

    Выбрать и отметить ветку тополя (отметить красной ленточкой) и проводить длительное наблюдение за тем, как постепенно распускаются первые листочки, как прилетают первые грачи и просыпаются мухи.

 

  1. Экскурсия на участок детского сада

 - «Кто быстрее найдет березу, ель, клен»

  - Стихи о деревьях

Наблюдения в природе

Опыты

      Наблюдение за птицами. Продолжать подкармливать птиц.

Апрель

Задачи:

  • Продолжать формировать представления о весенних изменениях в неживой  природе, которые происходят в апреле месяце, закреплять основные представления о них;
  • Показать детям связь, как изменения в неживой природе влияют на жизнь растений и животных: на ветвях деревьев набухают почки, появляется первая травка, первые цветы. Звери в лесу меняют окраску (заяц), просыпаются после зимней спячки (медведь, ежик), из теплых стран прилетают птицы;
  • Учить находить общие признаки у деревьев и кустарников. Развивать умение сравнивать;
  • Закреплять знания детей о строении растений, их основных частях;
  • Воспитывать интерес к весеннему пробуждению природы, желание любоваться ею.

Май

Люби и знай свой

 край родной

Экологические

игры

Художественная

литература

Наблюдения, работа в уголке природы

  1. Сравнение одуванчика и тюльпана

 - «Собери цветок из частей»

 - З. Александрова «Одуванчик»

 

Наблюдения в природе

Опыты

 Наблюдения за солнцем – солнце яркое, теплое, много солнечных дней

  - Познакомить со свойствами воды (теплая, холодная)

  1. Беседа «Какие песенки поет дождь»

 

 - С. Капутикян «Май»,

Н. Полякова «Весенний дождь»

Наблюдения в природе

Опыты

  Ежедневные наблюдение за облаками. Предложить придумать, на что похожи облака. Познакомить детей с грозой. Рассказать, что такое гроза, молния.

 - Познакомить со свойствами песка (сухой песок – сыпучий, мокрый - липкий)

  1. Беседа о временах года

 - «Когда это бывает»

- А. Плещеев «Мой садик»,

В. Жуковский «Черемуха»

 

Наблюдения в природе

Опыты

 Наблюдения в живой природе: на деревьях лопнули почки, появились бутоны. Наблюдение за цветением кустарников: черемухой, вишней, сирени.  Рассмотреть первые цветы - одуванчик

 - Игры детей с водой: проверить, какие предметы тонут, а какие нет.

  1. Беседа «Умеешь ли ты беречь природу»

 - «Что изменилось»

 - «Малыш, не рви цветы напрасно»

Наблюдения в природе

Опыты

  Обратить внимание на появление насекомых. Рассмотреть майского жука, бабочку. Рассказать, что сейчас возвращаются перелетные птицы. По возможности понаблюдать за грачами или скворцами, понаблюдать, как птицы купаются в лужах.

 

Май

Задачи:

  • Закреплять представления о весенних изменениях в неживой природе: много солнечных теплых дней, снег совсем растаял, солнце стало греть сильнее;
  • Показать детям связь, как изменения в неживой природе влияют на жизнь растений и животных: в жизни растений происходит бурный рост – травка подросла, раскрылись почки, появились первые цветочки; у зверей в лесу появились детеныши, прилетели из теплых краев птицы (грачи, скворцы), оживились воробьи, проснулись после зимней спячки насекомые;
  • Познакомить со свойствами воды (теплая, холодная, способность отражения) и свойства песка (сухой песок – сыпучий, сырой - липкий);
  • Развивать наблюдательность, воспитывать чувство прекрасного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план "Исследовательская деятельность" средняя группа

Перспективный план "Исследовательская деятельность" образовательная область "Познание" средняя группа...

Перспективный план. Труд в средней группе.

Совместная деятельность воспитателя с детьми в процессе режимных моментов.Образовательная область "Труд".Возраст детей : 4-5 лет (средняя группа)....

Перспективный план работы в средней группе по ФГТ на 2012-2013 уч.год

Непосредственная образовательная деятельность на сентябрь месяцПонедельникМузыкаХудожественное творчество( Конструирование/аппликация) АппликацияКрасивые флажкиКонструирование«Домики»«Заборчики»«...

перспективный план по экологии младшая группа.

"Экологическое воспитание детей младшего возрастта в условиях реализации ДОУ".Цель: Воспитание бережного и правильного отношения к природе. Формирование навыков заботливого отношения к объектам живой ...

Перспективный план работы в средней группе по разделу: «Экология».

                      ДатаТема, цель, итоговое мероприятие по темеВид деятельностиФормы организации совместной взросло-детской (партн...

перспективный план развитие речи средняя группа .Перспективный план по художественно-эстетическому развитию

перспективный план по развитию речи по программе от рождения до школы.  перспетивный план по художественно-эстетичнескому развитию по программе от рождения до школы средняя группа...