Конспект занятия по "Познавательному развитию" в средней группе "О тех, кто умеет летать (птицы)"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Рахматулина Альбина Куандыковна

Конспект занятия по "Познавательному развитию"  в средней группе  "О тех, кто умеет летать (птицы)"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_poznaniyu_na_13.03.odt27.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по «Познавательному развитию»

в средней группе (4-5 лет).

Тема: «О тех, кто умеет летать (птицы)»

Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Деятельность детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.

Цель: уточнение и расширение представлений детей о птицах;

Программное содержание: уточнение и расширение представлений детей о птицах; формирование умения находить признаки сходства и различия, выражать их в речи; закрепление умения соблюдать правила безопасности при общении с животными; воспитание бережного, заботливого отношения к природе.

Предварительная работа: наблюдения за птицами на прогулке, чтение произведений о птицах, заучивание стихотворений о птицах, беседы, рассматривание иллюстраций. 

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображениями птиц; рабочие тетради цветные карандаши.

Планируемые результаты: расширены представления детей о птицах

Структура занятия

I

Вводная часть

 Организационный момент

1 мин

II

Основная часть

17 мин

1

Беседа

4 мин

2

Игра

«Птицы»

2 мин

3

Физкультминутка

«Синица»

2 мин

4

Работа с пособием

«Покажи с помощью карандаша, где живут эти птицы»

3 мин

5

Работа с пособием

«Обведи те рисунки, на которых дети помогают птицам»

2 мин

6

Работа с пособием

«В какое время года можно увидеть этих птиц?»

2 мин

7

Работа с пособием

 «Доктор Айболит будет принимать зверей у ели, а птиц у берёзы...»

2 мин

III

Заключительная часть

Итог

2 мин

Длительность 20 минут

Ход занятия

I. Вводная часть

Организационный момент

Здравствуй, солнце золотое! (Показывают «солнце»: кисти рук перекрещены, пальцы растопырены)

Здравствуй, небо голубое! (Показывают «небо»: руки поднимают вверх)

Здравствуй, вольный ветерок! (Плавные движения руками над головой)

Здравствуй, маленький дубок! (Соединяют вместе предплечья, кисти разводят в стороны – «крона дерева»)

Здравствуй, утро! (Жест вправо)

Здравствуй, день! (Жест влево)

Нам здороваться (обе руки к груди) не лень (разводят руки в стороны

II. Основная часть

1. Беседа

Воспитатель: 

- Ребята, что вы ели сегодня на завтрак?

- А кому из домашних животных надо сказать спасибо за молоко и масло на нашем столе? за вкусную котлету?

- Кого надо поблагодарить за тёплые шерстяные кофточки и рейтузы, в которых вы не замерзаете в мороз?

- Где живут все животные, которые приносят нам пользу?

- Могут ли корова, свинья, коза жить в городе?

- Почему?

-Какие домашние животные живут в городе?

- А кто ещё живёт в городе? Их очень много, мы видим их каждый

день... Это птицы. - Каких птиц вы видели на наших улицах? (Ворона, воробей, голубь.)

2. Игра «Птицы»

Воспитатель предлагает детям представить себя какой-то птицей и просит их полетать, как летают эти птицы.

Дети бегают по ковру, машут руками-крыльями. По сигналу воспитателя «прилетают» в свои гнезда-домики.

Как красиво летали ваши птицы!

- Давайте разберёмся, правильно ли я думаю, что все птицы летают? (Да.)

-Но ведь страус, пингвин, петух не умеют летать, значит, они не птицы?

У детей возникает противоречие.

Решение: Чтобы вам было легче ответить на мой вопрос, давайте попробуем изобразить этих птиц. Как нам обозначить их всех одной картинкой,

ведь они такие разные? Я буду рассказывать, а вы показывать. Ворону все знают. Она и в городе живёт, и в деревне. Ворона всё ест. И разные кусочки во дворе соберёт, и на поле слетает. Там она за мышами и другими мелкими зверьками охотится.

Ворона - она какая? ( Большая, важная, умная, серьёзная.)

- Покажите, как она ходит.

- А воробей какой? (Маленький, быстрый.)

- Покажите, как он двигается.

- Воробьи летают стайкой или по одному?

Вместе легче заметить опасность, быстрее найдёшь корм.

Ворону, воробья, голубя мы видим в городе круглый год. Синичка прилетает к нам зимой. Назвали её так за песенку «си-си-си».

А синий цвет тут ни при чём. Правда, у некоторых синиц действительно много синих и голубых пёрышек. Но не у всех. А вот звук «синь-синь» или «си-си-си» почти от каждой синички можно услышать.

Красавец снегирь прилетает перед первым снегом. И народ заметил: снегири прилетели, значит, завтра-послезавтра пойдёт снег. Почти всегда так и бывает. Поэтому красногрудая птица и зовётся снегирем. Свист снегирей похож на звук флейты, такой же нежный и грустный.

- Как вы думаете, почему многие птицы (снегири, синицы) зимой прилетают ближе к жилью человека?

3. Физкультминутка «Синица»

Скачет шустрая синица

(прыжки на месте на двух ногах)

Ей на месте не сидится,

(прыжки на месте на левой ноге)

Прыг – скок, прыг – скок,

(прыжки на месте на правой ноге)

Завертелась, как волчок.

(кружимся на месте)

Вот присела на минутку,

(присели)

Почесала клювом грудку,

(встали, наклоны головы влево- вправо)

И с дорожки – на плетень.

4. Работа с пособием

1. Задание: «Покажи с помощью карандаша, где живут эти птицы»

Воспитатель:  - Покажите с помощью карандаша, где живут эти птицы.

Если дети затрудняются самостоятельно выполнить задание, то сначала просим их назвать птицу и спрашиваем, видели ли мы её в городе, а затем кого можно увидеть в лесу.

- Если мы поможем птицам зимой, они отблагодарят нас летом. Как?

- Представьте, что каждый из вас сделал кормушку. На мою кормушку прилетел один воробей, а на твою много... (воробьёв). На мою прилетела одна синица, а на твою много... (синиц). На мою прилетел один голубь, а на твою два... (голубя), пять... (голубей).

Работа с пособием

2. Задание «Обведи те рисунки, на которых дети помогают птицам»

Воспитатель: Рассмотрите рисунки, что делают дети на картинках (вешают кормушку это помощь, насыпают семена конечно, помощь и т.п.).

- Обведите те рисунки, на которых дети помогают птицам.

- Каких ещё птиц вы знаете? Кто улетел от нас в тёплые края? (Ласточка, лебедь.)

- Представьте, что вы лебеди. У вас красиво изогнутые шеи, вы плывёте медленно, плавно. Попробуйте изобразить лебедя.

- Какие у лебедей лапы? Сравните их с лапами вороны.

Работа с пособием

3. Задание «В какое время года можно увидеть этих птиц?»

- Назовите птиц, которых нарисовал художник вверху.

- Какое время года нарисовано на картинке слева (справа)?

- В какое время года можно увидеть этих птиц?

4. Задание «Доктор Айболит будет принимать зверей у ели, а птиц у берёзы...»

При выполнении задания вспомните с детьми, чем звери отличаются от птиц.

III. Заключительная часть

Большинство птиц выводит птенцов летом. Как вы думаете почему?

- Посмотрите, какие птицы разные. Почему же их всех назвали одним словом «птицы»?

Чем птицы отличаются от зверей? (Если дети затрудняются ответить, то воспитатель напоминает им, как они закладывали «крылья» - руки, важно поворачивали «клювы» носы и пр.) Дети называют части тела птицы, а воспитатель зарисовывает схему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи /средняя группа/

Конспект занятия по развитию речи ОБЖ по мотивам русской народной сказке "Гиси-лебеди" (средняя группа). Занятие со здоровьесберегающими технологиями В.Ф. Базарного....

Конспект занятия по развитию речи средняя группа «В гости к леснику»

Тема. «В гости к леснику»Цель. Формирование грамматического строя речи у детей средней группы....

Конспект занятия по развитию речи. (средняя группа) Тема: Зву¬ковая куль¬ту¬ры ре¬чи: звук ж

Уп­ражнять де­тей в пра­виль­ном и чет­ком про­из­не­сении зву­ка ж (изо­лиро­ван­но­го, в зву­копод­ра­жатель­ных сло­вах); в уме­нии оп­ре­делять сло­ва со зву­ком ж ....

Конспект занятия по развитию в средней группе "Рассматривание картины "Зимующие птицы"

Интегрированное занятие по развитию речи. Методы и приёмы: Рассматривание картины, составление рассказа, физминутка, коллективная аппликация....

Конспект занятия по развитию в средней группе "Рассматривание картины "Зимующие птицы"

Интегрированное занятие по развитию речи. Методы и приёмы: Рассматривание картины, составление рассказа, физминутка, коллективная аппликация....