Главные вкладки

    План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему: Пересказ рассказа «Пришла весна» (по Л. Н. Толстому) в средней группе
    план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

    Бургсдорф Екатерина Владимировна

    Непосредственно образовательная деятельность (речевое развитие)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytoe_rechevoe_razvitie.docx20.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    Частное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад №226» открытого акционерного общества

    «Российские железные дороги»

    Конспект НОД (ОО Речевое развитие)

    Тема: Пересказ рассказа «Пришла весна»

    (по Л. Н. Толстому)

    в средней группе

    Воспитатель 1 квалификационной категории

    Екатерина Владимировна Бургсдорф

    г. Северобайкальск

     2016 г.

    Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие

    Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность

    Форма организации детей: подгрупповая

    Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по  теме «Весна». Наблюдения в природе.

    Цель-результат: дети умеют связно последовательно пересказывать текст с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

    Задачи:

    • Формировать умение целостно и эмоционально воспринимать произведение; отвечать на вопросы предложениями из 2 - 3 слов; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; составлять рассказ по мнемотаблице.
    • Развивать конструктивный праксис, мелкую моторику.
    • Воспитывать интерес к рассказу.

    Оборудование и материал

    Демонстрационный материал: Демонстративная картинка с изображением весны, сюжетные картинки, схемы, мяч, мягкая игрушка-медвежонок, сундук, кусочек дощечки, емкость с водой, емкость пустая, презентация «Цветущее дерево».

     Раздаточный материал: разрезные картинки "лодочка" по количеству детей, лодочки-оригами по количеству детей.

    Средства ТСО: ноутбук, проектор, экран

    Методы и приёмы

    Словесный:  (слушание стихотворения И. Токмаковой,  чтение рассказа «Пришла весна» Л.Н. Толстого, беседа, пересказ).

    Наглядный:  (рассматривание портрета Л.Н. Толстого,  дощечки, картины с изображение весны, рассматривание демонстрации глаголов «потекла», «пустить»)

    Игровой:  (Д/и «Собери лодочку», игра с мячом «Назови ласково», физ.минутка  «Весна», сюрпризный момент – появление медвежонка)

    Ход непосредственно образовательной деятельности

    Организованный момент.  Пальчиковая игра «Поиграем с ручками» выполнять движения в соответствии с текстом.

    Разотру ладошки сильно

    Каждый пальчик покручу

    Поздороваюсь со всеми

    Ни кого не обойду

    С ноготками поиграю

    Друг о друга их потру

    Затем руки помочалю

    Плечи мягко разомну

    Затем руки я помою

    Пальчик в пальчик я вложу

    На замочек из закрою

    И тепло поберегу

    Вытяну я пальчики

    Пусть бегут как зайчики

    Раз-два, раз-два вот и кончилась ига,

    А раз кончилась игра

    Наступила тишина.

     Предлагаю детям послушать стихотворение И. Токмаковой и ответить на вопрос: Про какое время года в нем  говорится?

    К нам весна шагает

    Быстрыми шагами,

    И сугробы тают под ее ногами.

    Черные проталины

    На полях видны.

    Видно очень теплые

    Ноги у весны.

    Сюрпризный момент.

    - Ребята,  посмотрите и скажите, кто к нам пришел в гости? (Медвежонок)

    - Что он принес с собой? (Показ сундучка)

    - Давайте посмотрим, что в нем лежит? (Демонстрация картины «Весна» на большом экране)

    - Ребята, скажите какое время года изображено?  (Весна)

    Чтение рассказа.  (Во время чтения выставляю сюжетные картинки)

    Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за ней, кричали, ничего впереди себя не видели и в лужу упали.

    - Ребята, выражение «пришла весна» как можно сказать по другому? (Наступила весна)

    - А вы знаете, что такое дощечки? (ответы детей)

    - Это кусочек  дерева, из которого можно сделать любую форму. (демонстрирую дощечку, даю возможность детям потрогать её)

    Предлагаю тетям рассказать, что значит «потекла», «пустили».

    Уточняю, демонстрируя глаголы: Беру одноразовые стаканчики и под наклоном переливаю воду из одного в другой стаканчик. Комментирую, что вода потекла.

    Беру тазик с водой, лодочку, сделанную своими руками, и опускаю в воду. (Приглашаю детей подуть на лодочку). Комментирую, что вот так дети пускали лодочки.

    Беседа по содержанию рассказа.

    - Какое время года наступило? (Наступила весна)

    - Что сделали дети? (Дети сделали лодочку)

    - Из чего они сделали лодочку? (Лодочку они сделали из дощечки)

    - Куда дети пустили лодочку? (Лодочку пустили по воде)

    - Лодочка плыла или стояла на месте? (Лодочка плыла)

    - Что делали дети? (Дети бежали)

    - Чем же закончился рассказ? (Дети упали в лужу)

    - Какое настроение стало у детей? Почему? (Ответы детей)

    А сейчас ребята я приглашаю вас в центр зала поиграть (Проводится под музыкальное сопровождение физ.минутка «Цветок» 2-3 раза)

    Спал цветок и вдруг проснулся, (дети сидят на корточках, спят)

    Больше спать не захотел, (Встают, вперед-назад)

    Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

    Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, прыжки вверх.)

    Солнце утром лишь проснется,

              Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

    - Ребята, посмотрите (обращаю внимание детей на части изображения лодочки разложенных на столах) что это? (ответы детей). Предлагаю детям собрать лодочки.

    Д/и «Собери лодочку"» (Дети собирают около столов лодочки из 3 частей)

    - Молодцы, ребята! У вас здорово получилось!

    - Ребята, давайте поиграем с мячом в игру «Назови ласково», выходите в центр, образуйте круг.

    Игра с мячом «Назови ласково»

    Доска – дощечка, лодка-лодочка, река-речка, дождь-дождик, ветер-ветерок, дерево-деревце, вода-водичка, лужа-лужица, трава-травка, солнце-солнышко, цветок-цветочек.

    - Вы большие молодцы!

    А сейчас, ребята, приглашаю вас на свои стульчики.

    Повторное чтение рассказа.

    - Ребята, я вам прочитаю рассказ еще раз. Помогут мне в этом схемы. (Во время чтения рассказа выставляю схемы).

    Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем.

    - А теперь давайте вы расскажите про то, как наступила весна (Пересказ рассказа всеми детьми по цепочки и индивидуально)

    - Вы сегодня все такие молодцы!  Медвежонок  вам приготовил сюрприз. Но сначала давайте мы научим медвежонка определять на картине весну, мы назовем все признаки весны. Поможем? (Да)

    (Демонстрирую на экране  дерево,  на  котором нет ни одного листочка. Дети называют признаки весны и на дереве появляются листочки и цветы)

    Молодцы! Посмотрите, сколько вы назвали признаков весны, что наше дерево расцвело такими красивыми цветами.

    Итог.

    - С каким произведением мы сегодня познакомились? (С произведением «Пришла весна"»

    - А кто его написал? (Его написал Лев Николаевич Толстой)

    Медвежонок дарит детям бумажные лодочки.

    Литература: В Лебедева, И.В. Козина «Обучение дошкольников пересказу». Средняя группа.  ООО «Центр педагогического образования», 2015 г.

    Модифицированный материал Л.В Лебедева, И.В. Козина пересказ рассказа «Пришла весна» по Л.Н. Толстому.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План – конспект комплексного занятия по развитию речи в группе общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет.

    Тема: « Мы потешки распеваем и немного поиграем». Программное содержание:Закрепить с детьми знание потешек. Учить проговаривать их не торопясь, выразительно. Продолжать учить детей составля...

    План- конспект интегрированного занятия( аппликация, развитие речи) младшая группа "Ночь за окном".

    Открытое интегрированное занятие (развитие речи и аппликация) для младшей группы                ...

    План-конспект интегрированного занятия по развитию речи с использованием технологий ТРИЗ(1) и РТВ(2) для детей подготовительной группы «Приключения Снеговика»

    (1)   ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.                (2)   РТВ – развитие творческого воображения.        ...

    План-конспект комплексного занятия по развитию речи

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (образовательная область «Коммуникация») и сенсорному развитию (образовательная область «Познание») с учётом интеграции образова...

    Занятие по развитию речи на тему: «Птицы. Знакомство с рассказом Л.Н.Толстого «Кувшин и галка».

    Занятие по развитию речи на тему: «Птицы. Знакомство с рассказом Л.Н.Толстого «Кувшин и галка». Цель: формирование навыка подробного пересказа текста со скрытым смыслом. Образовательны...

    План-конспект подгруппового занятия по развитию речи для детей дошкольного возраста группа “Особый ребенок”.

    Занятие для детей дошкольного возраста ,группы ''Особый ребенок", по развитию речи, на тему: "Фрукты"....

    План-конспект открытого занятия по развитию речи

    Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая...