Конспект занятия "Перелётные птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

 

С помощью конспекта возможно развитие лексико-грамматического строя речи, уточнение и систематизирование знаний детей о перелётных птицах; расширение словарного запаса по лексической теме; образование притяжательных прилагательных; согласование притяжательных с существительными в роде, согласование существительных с числительными; развитие функции образование сложных слов; развитие связной речи;

 Развитие зрительного, слухового внимания, логического мышления;

 Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности, воспитание любви к животному миру.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Перелётные птицы15.76 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию  речи  

 Тема: «Перелетные птицы»

Цель: развитие лексико-грамматического строя речи

Задачи: образовательные: уточнение и систематизирование знаний детей о перелётных птицах; расширение словарного запаса по лексической теме; образование притяжательных прилагательных; согласование притяжательных с существительными в роде, согласование существительных с числительными; развитие функции образование сложных слов; развитие связной речи;

развивающие: развитие зрительного, слухового внимания, логического мышления;

воспитательные: формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности, воспитание любви к животному миру.

Оборудование: изображение перелетных птиц, картинка «скворец», осенние листья.

Ход образовательной деятельности

I. Вводная часть

Логопед: улыбнулись все красиво. Улыбнулись друг другу. Молодцы. Ребята, к нам на занятие прилетела птичка, предлагаю Вам отгадать:

Труд людей он уважает

Гусениц уничтожает!

Есть на дереве дворец

В нем живёт с семьёй.

Как вы думаете кто? (скворец)

Логопед: Ребята, сейчас у нас какое время года? (Осень) Кто мне скажет, что происходит осенью в природе? Сегодня мы с вами поговорим о птицах, которые улетают в теплые края, когда наступают холода. Это какие птицы? (Перелетные) Скажите дети, как называются птицы, которые улетают от нас осенью в тёплые края, а весной возвращают к нам? (перелетные)

Наш гость прилетел к вам не один. Он позвал к вам своих друзей - перелетных птиц. Все гости уже прилетели, но они хотят немного поиграть с вами в прятки, поэтому спрятались под листики, а чтобы найти их, предлагаю отгадать. Согласны?

II. Основная часть

Эта птица никогда

Для птенцов не вьет гнезда (кукушка)

Маленький певец лесной

Лучше всех поёт весной (соловей)

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей (грач)

Птица белая как снег.

Птица, что красивей всех

Выгибает гордо шею, назовем ее скорее? (лебедь)

Прилетает к нам с теплом.

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины (ласточка)

Он твердит одно га-га

Кто обидел? Где? Когда?

Никого я не боюсь.

Ну конечно это… (гусь)

Этот старый наш знакомый:

Он живёт на крыше дома-

Длинноногий, длинноносый, длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту за лягушками

К болоту… (аист)

Стоит ствол,

На стволе кол,

На колу дворец,

Во дворце певец… (скворец)

Логопед: назовём перелётных птиц. Это – кукушка, соловей, грач, лебедь, ласточка, гусь, аист, скворец. Ребята, посмотрите на этих птиц и скажите, что есть общего у всех птиц? Предлагаю назвать части тела птиц

Дидактическая игра «Части тела»

Голова, глаза, клюв, туловище, перья, лапки, хвост, крылья. Крылья есть у птиц – они умеют летать. Чем покрыто тело птиц? (Оно покрыто перьями)

У каждой птицы, разное оперение: у скворца – темный, с зеленоватым отливом; кукушка – серая, с полосатым брюшком; ласточка – у нее брюшко белое, спинка черная, грудка красная; лебедь - белое оперение; гусь – белое или серое оперение, грач – черное оперение, аист – белое с черным оперение, соловей – коричневое оперение.

Логопед: ребята, а сейчас предлагаю Вам отвечать наоборот:

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Журавль большой, а соловей…маленький.

Лебедь белый, а грач…. черный.

У ласточки брюшко белое, а у кукушки…полосатое.

Логопед: давайте внимательно посмотрим на перелетных и птиц и сыграем в замечательную игру. Согласны?

Дидактическая игра «Назови одним словом»

У ласточки длинный хвост, как о ней можно сказать? Поиграем словами, возьмите в одну ладошку слово длинный, в другую – хвост. Соединяем, что получилось? ДЛИННОХВОСТАЯ.

У ласточки длинные крылья. Соединяем слова Длинное и крыло, что получилось? Ласточка, какая? ДЛИННОКРЫЛАЯ.

Еще она какая? Соединяем слова быстрый и крылья. Какая ласточка? БЫСТРОКРЫЛАЯ.

Молодцы!

У соловья звонкий голос, соединяем, что получится? Соловей, какой? ЗВОНКОГОЛОСЫЙ.

Ребята, устали? Предлагаю немного отдохнуть

III. Динамическая пауза

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем – крылья сложим назад.

Молодцы, присаживайтесь. Давайте еще немного поиграем. Сейчас мы с вами будем считать птиц.

Дидактическая игра «Сосчитай птиц»

Одна ласточка, две ласточки; одна утка, две утки, пять уток; одна утка, две утки, пять уток; одна кукушка, две кукушки, пять кукушек; одна птица, две птицы, пять птиц; один аист, два аиста, пять аистов; один гусь, два гуся, пять гусей; одно гнездо, два гнезда, пять гнезд;.

Ребята, а кто знает, какую птицу называют лесным певцом? (Лесной певец - соловей)

Составление рассказа по схеме

Составим рассказ по схеме о соловье.

1. Зимующая или перелётная птица?

2. Почему их так называют?

3.Внешний вид (хвост, голова, крылья, туловище, клюв, перья, расцветка)

4. Чем питается?

5. Где живёт – дупло, скворечник, гнездо…

Соловей - это перелётная птичка. Соловей маленький, серенький очень красиво поёт. У соловья есть маленький клюв, короткая шея, два крыла, длинный хвост и две лапки. Соловей питается насекомыми и семенами. Его жилище - гнездо.

IV. Итог занятия

Ребята нашим гостям пора улетать. Давайте пожелаем им счастливой дороги.

Давайте вспомним, о чем мы разговаривали на нашем сегодняшнем занятии? Что вам понравилось больше всего? Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Птица счастья"

Итоговое занятие в форме игротреннига по теме "Птицы"....

Конспект-занятие "Птицы"

для воспитателей....

Конспект занятия "Птицы республики Коми"

Программное содержание.-Учить детей устанавливать причинно-следственные связи различного характера.-Формировать умение использовать для обобщения предметно-схематическую модель.-Развивать обобщенные п...

Конспект занятия " Птица счастья" (подготовительная группа)

Содержание занятия по ручному труду  основано на знакомстве детей с птицей, которая издавна в народе считалась символом счастья и называлась "Птица счастья"....

Конспект занятия "Птица счастья"

Итоговое занятие в форме игротреннинга по теме "Птицы"...

конспект "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать"

беседы о птицах, наблюдение на прогулке за птицами, рассказ воспитателя о жизни птиц, о сезонных изменениях в природе, изготовление кормушки совместно с детьми, объяснение её назначения, чтение художе...

Конспект "Зимующие птицы"Конспект ООД по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»

Конспект ООД по оброзовательной оьбласти "Художественно- эстетическое развитие" для детей 6 - 7 лет...