Конспект НОД на тему "22 марта - Всемирный день воды"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Колоденко Юлия

Что такое вода? Минерал, не имеющий цвета,

Не имеющий запаха, формы, но ты оглянись -

Это главное таинство, главное чудо Планеты,

Это главный исток,из которого вылилась Жизнь!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_22_marta_-_den_vody.docx41.75 КБ
Файл prezentatsiya_voda_-_istochnik_zhizni.pptx2.16 МБ

Предварительный просмотр:

                          «22 марта – Всемирный день воды»

Цель: формировать представления о том, что вода очень важна для всех живых существ, вода – источник жизни.

Задачи:

Образовательные:

Дать знания о том, что всему живому на Земле нужна вода;

Познакомить с круговоротом воды в природе, с  видами  состояния воды (жидкое, твёрдое, газообразное).

Продолжать знакомить детей со свойствами воды;

Развивающие:

Развивать:

- познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водой;

- память, внимание, речь, познавательную активность;

- умение слушать загадки и давать ответы на них;

- умение слушать стихотворения и понимать их смысл;

- умение отвечать полными предложениями;

Воспитательные:

Воспитывать:

- бережное отношение к воде; аккуратность и самостоятельность.

Предварительная работа:

-наблюдения в природе за осадками;

- игры  «Ручеек», «Ходят капельки по кругу», «Земля, вода, огонь, воздух»;

-отгадывание загадок о воде;

- чтение стихотворений о воде О. Троепольской, «Град» Е. Серовой, «Дождь» А. Барто, «Мороз» Н. Некрасова, «Облака» Я. Акима.

-беседы: «Кому нужна вода», «Значение воды в жизни всего живого», «Источники загрязнения воды»

Методы и приёмы:

Словесный: загадывание загадок, чтение стихотворений, вопросы;

Наглядный: просмотр презентации.

Практический: экспериментирование с водой.

Словарная работа: круговорот, водопровод, ресурс.

Оборудование и материал: ноутбук, мультимедийное оборудование, глобус, презентация, оборудование для опытов с водой, аудиозаписи звука  воды.

Ход НОД:

I Вводная часть. Организационный момент:

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

С улыбкой на месте замри.

- Ребята, улыбнитесь друг другу.

- Сегодня к нам придет гостья. А какая гостья к нам придет, нам поможет узнать загадка:

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли -

Жить нельзя нам без…….(воды) (слайд 1)

Звучит звук воды.

- Молодцы, угадали.

22 марта отмечается Всемирный день воды. В этот день проводятся различные мероприятия, призывающие всех людей беречь воду.

У воды 22 марта  день рождения. (слайд 2)

- Как вы думаете, воду нужно поздравить? (Да, нужно)

- Вода мне в ушко нашептала, что она хотела бы узнать, что дети знают про неё. Готовы показать свои знания воде? (Да, готовы)

II Основная часть.

- Посмотрите на нашу Землю, какая она красивая. Земля – голубая планета.

- Почему её так называют? (Потому что на ней много воды).

(слайд 3)

На экране появляются слайд с изображением моря, реки, озера и ручья.

- Что вы видите на экране? (ответы).

- Как всё это можно назвать одним словом? (Вода)

- Правильно, вода. Все реки, моря, озёра состоят из воды.

- Как много воды на нашей планете! Суша занимает только третью часть поверхности. Удивительно, что наша планета называется Земля, а не Вода. Основная масса воды  в морях и океанах. Это хорошо видно на глобусе. В морях и океанах вода соленая. Пресная вода в значительно меньших количествах имеется в озерах, прудах, реках, ручьях.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает.

На плите у вас кипит.

Паром чайника шипит,

Без нее вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

-Ребята, о чем говориться в стихотворении?

 Как вы считаете, возможна жизнь на Земле без воды? (нет)

-Конечно, вода - главный источник жизни на земле.

-Всему живому на планете нужна вода. Кому нужна вода? (людям, растениям, грибам, зверям, птицам, рыбам, насекомым)

(слайд 4)

- Вода – жидкое вещество. В зависимости от температуры она может менять свое состояние. На морозе, когда температура опускается ниже 00С, она замерзает и становится льдом. Это – твердое состояние воды. При нагревании, когда температура воды достигает 1000С, она превращается в пар – это газообразное состояние.

Вода в природе встречается в разных своих состояниях. (слайд 5)

- Давайте рассмотрим их, и послушаем стихотворения:

Гонит ветер облака,

У них белые бока.

Потемнеют облака –

Значит, скоро жди дождя.

Дожди, дождик, поливай –

Будет хлеба каравай.

Дождик, дождик, припусти,

Дай гороху подрасти.

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь.

Так бывает только летом

И н утренней заре:

Травы купаются

В сладкой росе.

Прошел теплый летний дождь,

Выглянуло солнышко.

А над речкой, посмотри,

Разноцветная дуга

Соединила берега.

Лето пройдет,

Осень приведет.

Поплывут над лугами

Густые серые туманы

Что за чудные узоры

За окошком на стекле:

И поля, и лес, и горы,

И деревья в серебре!

Если стих холодный ветер

И усилился мороз,

На деревья ляжет иней –

Защитит от холодов.

Зима – веселая пора:

Снежки, салазки, горки.

Веселится ребятня,

Из снега строит города.

- А теперь скажите мне: дождь и роса – это какое состояние воды?

(Жидкое).

- А лед на реке, град? (Твердое).

- А снег, иней, рисунок на стекле? ( Тоже твердое, в виде кристаллов).

- А туман, облака, радуга? (газообразное состояние).

-  Посмотрите. Когда солнце нагревает поверхность водоема или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается высоко в воздух. Насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе. (слайд 6)

- А сейчас я вам предлагаю стать лаборантами и исследовать воду, выяснить ее свойства.

Но перед тем, как приступить к работе, предлагаю вам выполнить зрительную гимнастику.

                         Зарядка для глаз «Наши глазки отдыхают». 

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют. (Дети стоят с закрытыми глазами).

А теперь мы их откроем, через речку мост построим. (Открывают глаза, взглядом рисуют мост).

Вверх поднимем, глянем вниз, вправо, влево повернем, (Движения глаз в соответствии с текстом).

Заниматься вновь начнем.

Опыт 1: «Вода бывает теплой, холодной, горячей»

Воспитатель говорит, что вода может быть теплой, холодной, горячей. Предлагает опустить пальчик в теплую и холодную воду. В реках, озерах и морях тоже бывает вода и теплая, и холодная. А горячая вода на земле встречается в гейзерах.

Гейзер - горячий источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара под давлением. Вывод: вода бывает холодная, тёплая, горячая.

Опыт 2«Вода прозрачная»

Перед детьми ставят два стаканчика: один с водой, другой с молоком.

В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком нет.

Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.

Опыт 3: «У воды нет вкуса»

Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у нее вкус? Затем в стакан с водой добавить сахар, в другой стакан добавить соль.

Вывод: вода может быть безвкусной, сладкой, солёной.

Опыт 4: «У воды нет запаха»

Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет).

Опыт 5: «Лед и снег – твердая вода»

 В одном тазу лежит лед. Предложить в руку взять лед. Какой он (Твердый, холодный, тает в руке). Дети, как вы думаете, а если мы возьмем снег в руку, то с ним, что будет происходить?

Вывод: Лёд и снег - твёрдые и холодные. От прикосновения тёплой руки тают.

Опыт 6: «Пар – это тоже вода».

Возьмём термос с кипятком. Откроем его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар – это тоже вода. Поместим над паром стекло или зеркальце. На нем выступают капельки воды.

Вывод: пар – это тоже вода.

Опыт 7 « Вода не имеет формы».

-Ребята, у меня в руке кубик. Какую форму он имеет?

-Куда бы я его не поставила, он форму не меняет.

-Ребята, а мне вот интересно, какую форму имеет вода?

Перед вами формочки разной формы. Давайте попробуем налить воду во все формочки. Что мы видим?

- Вода не имеет определённой формы. Куда бы мы её не налили, вода приобретает ту форму, в каком сосуде она находится.

Вывод - вода не имеет форму.

Опыт  8 « Вода – растворитель».

- Давайте посмотрим, что станет с сахаром, если мы их положим в воду. Возьмите стаканчик. В один положите кусочек сахарного песка и размешайте его ложкой. Что получается? Растворится сахар в воде или нет?

- А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло, оно также исчезнет, как сахар? Добавьте в стакан с водой несколько капель масла. Что произошло?

- Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности желтыми капельками.

- Проведя сейчас опыты с сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились?

Вывод: Вода одни вещества может растворять, а другие нет.

- Итак, что мы можем сказать о воде? Вода какая? (прозрачная, жидкая и твердая, холодная, тёплая, горячая, прозрачная, безвкусная, сладкая, солёная, она может быть снегом, льдом и паром, одни вещества может растворять, а другие нет).

Физминутка

К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте.)

Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе.)

Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)

Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками.)

Делать так руками нужно:

Вместе — раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед.)

Одной, другой — это кроль. (Круги руками вперед поочередно.)

Вышли на берег мы крутой (Шагаем на месте.)

- Молодцы! Вода одно из самых ценных ресурсов, которые есть на нашей планете. Человеку, как и всему живому, нужна вода. Для чего она нам? (Вода нужна для приготовления пищи, поддержания в чистоте своего тела, одежды, жилища, для выращивания овощей, фруктов, цветов). ( слайд 7)

-Правильно! Вода нужна для питья, даже несколько часов человеку сложно прожить без нее. Человек может прожить без воды всего три дня. Давайте вместе вспомним, для чего люди используют воду. (Ответы детей)

- Верно, проснувшись утром, мы умываемся и чистим зубы. Значит, нам нужна чистая вода. Без воды не сваришь обед, не выстираешь белье, не наведешь порядок в доме. Без воды не уберешь городские улицы, не вымоешь машины. А сколько воды требуют заводы и фабрики, выпускающие нужную продукцию людям! На больших реках построены гидроэлектростанции. Вода, вращая турбины, вырабатывает электрический ток.

По такому же принципу устроены мельницы, на которых зерно превращается в муку.

По рекам и морям ходят корабли, которые перевозят различные грузы и пассажиров.

Реки, моря и озера – хорошее место для отдыха: можно купаться, кататься на водных лыжах , плавать на лодках.

-  Где же человек берет воду? (слайд 8)

Хорошая пресная вода есть под землей. В некоторых местах она вытекает на поверхность – это родники. Еще люди роют глубокие колодцы, бурят скважины, чтобы добыть воду из-под земли. В больших городах сооружают водопроводы.

-Вы хотите узнать, как работают водопроводы и откуда в них попадает вода? ( Да).          ( слайд 9)

- Посмотрите внимательно на картину. На ней показана работа водопровода.

  1. На больших реках построены запруды, они называются водохранилища. Из них водопроводы забирают воду. По трубам вода поступает дальше.
  2. Далее вода поступает в отстойники, где она отстаивается и где грязь оседает на дно.
  3. После того как вода отстоялась и грязь осела на дно, вода проходит через фильтры.
  4. Далее вода поступает в емкость, и в нее добавляют специальные вещества, которые уничтожают вредные микробы.
  5. Вода становится совсем чистой. Здесь воду проверяют с помощью разных приборов.
  6. Чистая вода с помощью насоса подается по трубам в дома.

- Добывать, очищать, качать воду на высоту – это большая и трудная работа.

Каждой семье необходимо много воды, поэтому к воде надо бережно относиться, зря не расходовать.

Вы можете сказать: «На Земле много воды. Ее хватит всем!»

Так-то оно так, но ведь и людям, и животным, и растениям нужна только чистая вода. От загрязненной воды страдает все живое.

- Я вам предлагаю исследовать влияние на воду природного материала и выяснить причины загрязнения воды.

-Сейчас я вам расскажу экологическую сказку.

- Жил – был маленький Прудик, а в нем плавали золотые рыбки. Прудику было весело и хорошо. Но однажды подул сильный ветер. (Дети дуют сильно на воду в тазу так, как делает это ветер). Что случилось с водой? В Прудик попали мелкие камешки, песок, листья с деревьев. (Дети бросают в воду камешки и наблюдают, как на воде образуются круги. Затем насыпают в воду песок и ждут некоторое время) Что стало с песком? Осталась ли вода прозрачной? Затем бросают в воду листья. Что происходит с листьями в воде? Стих ветер и Прудик засмеялся. Ему стало хорошо от того, что в нем появились песок, камушки и листочки.

Выглянуло солнышко, и Прудик заулыбался еще сильнее. В это время мимо проходили дети. Они смеялись, ели конфеты, а фантики бросали в воду. А потом к прудику подошел какой-то человек и вылил в него грязное масло и бросил бутылку с грязной водой. (Дети бросают в таз фантики и выливают в него окрашенную воду и масло.)

 Прудику сделалось плохо от грязи. вода в нем стала мутной, и он загрустил.

-Так что же нужно делать, что бы Прудику было хорошо. Как правильно вести себя на природе у воды, чтобы ее не загрязнять? (Ответы детей)

-Ребята, вы сделали правильные выводы.

- Ребята берегите воду и у нас всегда будут чистые реки, озера, моря, океаны.

Я думаю, вы сегодня много узнали о воде.

III Заключительная часть.

- Что вы сегодня нового узнали?

- Что вам больше всего понравилось, что запомнили?

- Для чего учредили Международный день воды?

- Когда его отмечают?

Звучит звук воды.

- Ой, ребята слышите, как радуется вода? Вы ей на день рождения сделали хороший подарок, рассказав о ней и пообещав беречь ее.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вода – источник жизни

Слайд 4

Кому нужна вода?

Слайд 6

Круговорот воды в природе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "22 марта-Всемирный день воды"

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №124»2 младшая группа «Почемучки»             Конспект занятия «...

Конспект занятия «22 марта - Всемирный день воды»

Цель: Формировать у детей знания о свойствах воды и ее значении для всего живого.Задачи:- Формировать знания о том, что тяжелые предметы тонут в воде, а легкие – плавают на поверхности.- Развива...

Конспект НОД во второй младшей группе на тему: «22 марта-Всемирный день воды».

Конспект НОД во второй младшей группе на тему: «22 марта-Всемирный день воды». Цель: Формировать у детей знания о свойствах воды и ее значении для всего живого. Задачи: -Формировать знания о том, ч...

Конспект занятия «22 марта - Всемирный день воды»

Цель: Формировать у детей знания о свойствах воды и ее значении для всего живого. Задачи:-Формировать знания о том, что тяжелые предметы тонут в воде, а легкие – плавают на поверхности.-Раз...

22 марта - Всемирный день воды и водных ресурсов: оформление на капельках "Где нужна вода?"

22 марта - Всемирный день воды и водных ресурсов: оформление на капельках "Где нужна вода?"...

Конспект занятия 2 мл группа 22 марта "Всемирный день воды"

Цель: Образовательные задачи:Уточнять и расширять знания о воде, ее роли в жизни человека и всех живых организмов:Формировать у детей знания о свойствах воды и ее значении для всего живогоРазвива...

Конспект занятия на тему: «22 марта всемирный день воды» в группе комбинированной направленности детей 4-5 лет «Русалочка»

Конспект занятия на тему: «22 марта всемирный день воды» в группе комбинированной направленности детей     4-5    лет «Русалочка»...