Применение методики Эдварда де Боно «Шесть шляп» при формировании представлений о родном городе
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Крючкова Надежда Николаевна

Метод "6 шляп" – один из самых продуктивных способов, помогающих организовать свое мышление. в последнее время, данный метод пользуется большой популярностью, так как с помощью него можно найти новые, оригинальные ответы на поставленные задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_gorod.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

Применение методики Эдварда де Боно «Шесть шляп» при формировании представлений о родном городе

Выдающийся психолог 20 столетия Эдвард де Боно будущий эксперт в области креативного мышления родился в 1933 году. Имеет степень магистра в психологии, степень доктора наук в медицине и степень доктора в области юриспруденции. Де Боно является автором таких признанных бестселлеров, как «Использование нестандартного мышления», "Рождение новой идеи", "Нестандартное мышление: креативность шаг за шагом". В 80-х годах выходит книга "Шесть шляп мышления". В ней очень доступно описываются принципы мышления, отображенные в человеческом мозге. Метод "6 шляп" – один из самых продуктивных способов, помогающих организовать свое мышление. в последнее время, данный метод пользуется большой популярностью, так как с помощью него можно найти новые, оригинальные ответы на поставленные задачи. Метод шляп значительно упрощает поиск верных решений. Система позволяет замкнутым и стеснительным людям проявить себя в общем обсуждении. Им не стоит стесняться своих мыслей, даже когда они не совпадают со мнением окружающих. Получается, что они говорят под влиянием одной из шляп, а не от себя Принцип работы в режиме «Шляпы Мышления» состоит в том, что каждый в процессе обсуждения проблемы одевает на себя определенную «Мыслешляпу» и работает определенный промежуток времени «под полями выбранной шляпы» в соответствии с правилами, определенными для каждой «шляпы». Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» легко может быть использован в любой области. Использование данного метода развивает у старших дошкольников способность структурировать информацию, в «Шести шляпах мышления» автор представляет простой, но эффективный метод, позволяющий стать лучшим мыслителем. Он разделяет мышление на шесть отличных друг от друга режимов, обозначенных шляпами разного цвета. «Надевание» шляпы фокусирует мышление, «смена» шляпы изменяет его направление.

«Наденьте свою мыслительную шляпу», – говорил Эдвард де Боно. А начиналось все с притчи.

ПРИТЧА

В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.

Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, чёрной, синей, красной, зелёной, жёлтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.

Первый говорит: «Возьми белую шляпу, так как белый – благородный цвет».

«Возьму чёрную, - говорит второй, - строгий стиль меня всегда привлекал».

Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе.

Четвёртый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло и взял жёлтую шляпу.

Пятый брат очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как всё меняется, он взял себе зелёную шляпу.

А шестой хотел познать всё неизведанное – он выбрал синюю шляпу.

Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.

Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всём происходящем, анализировать факты и события.

Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет.

Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. И многим это даже нравилось.

Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел всё в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным.

Всё, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал.

Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше в решении задачи

Вернемся к методу Эдварда Боно. Он предлагает нам Шесть метафорических Шляп разных цветов, каждая из которых представляет основной тип мышления

БЕЛАЯ ШЛЯПА:

— С чем связан белый цвет? (бумага, документальность, факты, цифры и информация). Белый цвет наводит на мысль о бумаге. Белая Шляпа связана с информацией, используется для привлечения прямого внимания к имеющейся в распоряжении информации. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Пытаемся понять, какой информации недостаёт, где её найти, как использовать уже известные факты и выводы для решения проблемы.

ЖЕЛТАЯ ШЛЯПА: - Ваши ассоциации? (солнечный свет, оптимизм, надежда, преимущества, выгода, логический позитив, оптимистичный настрой). С Желтой Шляпой мы пытаемся найти ценное и выгодное. Желтая Шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи, предложения и их логическое обоснование. Даже если не нравится идея, Шляпа предлагает искать выгодные моменты, хорошие стороны.

ЧЕРНАЯ ШЛЯПА: - Ассоциации каковы? (осторожность, критика, опасность).

Черный цвет напоминает о мантии судьи. Черная Шляпа позволяет дать волю критическим оценкам, опасениям, защищая нас от безрассудных и непродуманных действий. Она говорит, почему что-то может не получиться. Без Черной Шляпы мы постоянно попадали бы в беду. Указывает на возможные риски и подводные камни. Черная Шляпа позволяет сосредоточить свое внимание на обнаружении слабых мест в обсуждаемой проблеме.

КРАСНАЯ ШЛЯПА: - Какие сейчас ассоциации? (свет, огонь, тепло, эмоции, чувства, интуиция и предчувствия).

Красный наводит на мысль об огне и тепле. Красная Шляпа связана с чувствами, интуицией и эмоциями. Вы можете не осознавать, почему вам что-то нравится, или почему не нравится. Когда используется красная шляпа, у нас появляется возможность описать свои чувства и интуицию без каких бы то ни было объяснений. Ваши чувства существуют, и Красная Шляпа дает возможность их изложить. Это право на собственное мнение. В режиме Красной Шляпы появляется возможность высказать свои чувства, относительно рассматриваемого вопроса.

ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА: - А что вы скажете насчёт зелёного цвета, ваши ассоциации ? (растение, рост, развитие, энергия, исследования, предложения, новые идеи, возможности альтернативы, креативность, творческое вдохновение).

Находясь под Зеленой Шляпой, мы придумываем новые идеи, подходы, модифицируем уже существующие, исследуем возможности ищем альтернативы, в общем, даем креативности зеленый свет. Зеленая Шляпа позволяет думать о новых возможностях, о внесении предложений, альтернатив, говорить о вариациях существующих идей. Когда используется Зеленая Шляпа, каждый прикладывает творческие усилия.

СИНЯЯ ШЛЯПА не связана непосредственно с выработкой решения. Её надевает руководитель – тот, кто ставит цели в начале и подводит итог работы в конце. Он управляет всем процессом – даёт слово каждому, следит за соблюдением тематики. Синяя Шляпа упорядочивает последовательность применяемых шляп, суммирует достигнутое.

А теперь послушайте окончание притчи. Обсудив изменения, произошедшие в их жизни, братья пришли к выводу, что это и есть наследство отца, и решили…

-Как вы думаете, что решили сделать братья? (поменяться шляпами для того, чтобы взглянуть на мир с другой стороны).

 

Смена шляп – ключевая идея метода де Боно.

- Уважаемые коллеги, уверяю вас беседовать с детьми на любые темы, используя эту методику очень интересно и необычно. Дошколята с радостью на неё откликаются, с интересом выслушивают друг друга, с радостью надевают шляпы и удивляются тому, как при смене шляп мышления меняется их мнение и выводы по теме беседы. Попробуйте эту методику, вы будете приятно удивлены происходящим. Удачи вам.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Формирование представлений о родном городе детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий»

Методическая разработка  «Формирование представлений о родном городе детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий»...

Презентация на тему: Развитие мышления по методике Эдварда де Бано "Шесть шляп мышления"

1.Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) - один из самых популярных методов организации мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более э...

Практический семинар для педагогов: «Развитие аналитического мышления педагогов по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп».

Метод «Шесть шляп мышления» применяется при проведении любой дискуссии (поиск новых идей, решение проблем, разрешение конфликтных ситуаций) как удобный способ управлять мышлением и переклю...

Развитие мышления по методике Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»

laquo;В способности думать заключена основачеловеческой деятельности»Э. де Боно...

Формирование представлений о родном городе у детей подготовительной группы через организацию экскурсий к историческим места

Формирование представлений о родном городе у детей подготовительной группы через организацию экскурсий к историческим места  презентация работы для родителей и коллег...

«Формирование представлений о родном городе у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о малой Родине, представлений о...