«Перелётные и зимующие птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

«Перелётные и зимующие птицы»

Птицы — теплокровные существа. Средняя температура их тела составляет 41°С. Это означает, что они могут сохранять активность в холодное время года, но нуждаются в большем количестве пищи. Поэтому многие птицы оставляют заснеженные родные места и отправляются на зимовку в теплые страны.

Перелётные птицы.

Люди обращали внимание на перелеты птиц с глубокой древности, удивляясь их способности осенью улетать в теплые края, а весной возвращаться.

 С приходом холодов многие пернатые, обитавшие в городах, в лесах и на полях, отправляются в путь. Причем некоторые из них перебираются на новое место жительства в конце августа-начале сентября, когда еще тепло.

 

Зимующие птицы.

Птицы не способны впадать на зиму в спячку. Но у них есть свои способы пережить холода. Многие птицы улетают за зиму в теплые края (перелетные), а есть такие, которые остаются зимовать. Их называют зимующими птицами. Они довольно выносливы к холодам. Чтобы защититься от мороза и лучше сохранить тепло, они распушают свои перышки. Основная проблема для птиц зимой, особенно очень снежной - это нехватка питания. Поэтому люди стремятся помочь нашим пернатым соседям пережить этот трудный для них период, устраивают подкормочные площадки и кормушки.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие 22. «Зимующие птицы»

                

Программное содержание:

Формировать интерес и любовь к природе, учить замечать изменения в ней и передавать их с помощью рисунка.  Углублять интерес к птицам, научить выделять и называть их характерные особенности. Формировать обобщённое представление о зимующих птицах, учить различать их по существенному признаку. Способствовать формированию обобщённых представлений детей о зимующих птицах, как птицы приспособлены к жизни в это время года.  

Предварительная работа: 

Наблюдение за птицами на прогулках, беседы в процессе наблюдения и кормление птиц на прогулке, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов, загадывание загадок о птицах, чтение энциклопедической и художественной литературы.

Материал: 

Бумага альбомного формата с нанесённым на неё голубым фоном, картины с изображением разных времён года, картины зимующих и перелётных птиц.    

Ход занятия

1. Организационный момент

-  Ребята, у нас сегодня необычное занятие. Мы собрались для того, чтобы вместе порадоваться зиме. Она в этом году очень красивая, сказочная.

Ой, ты зимушка краса

Побелели все леса

Горы снега намела

Нас кататься позвала

Повела зима над нами

Снеговыми рукавами

И рассыпала снежинки

На поля и на леса

Мы с горы кататься будем

И поэтому нам очень-очень

Нравиться зима.

- Ребята, сейчас я прочту фрагменты стихотворений о временах года. Вы должны сказать, о каком из них идет речь и как вы об этом догадались.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится

И под утро снегом поле заболело

Точно пеленою все его одело. (И. Суриков)

- Ребята, посмотрите на картинки, найдите среди них где изображена зима. Почему зима? Назовите признаки зимы?

       - А сейчас мы поговорим о птицах.

Как называются птицы, которые улетают осенью и прилетают весной? (Перелетные)

- Как мы называем птиц, которые зимуют у нас (зимующие) Найдите и назовите зимующих птиц (воробьи, синицы, сороки, дятлы, голуби, снегири). Эти птицы не бояться морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещины коры деревьев, щели домов, заборов, съедают плоды и семена деревьев. И все-таки тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели, сильные морозы. В зимнее время птицы приближаются к жилью человека.

- Чем похожи все птицы? (клюв, лапки, два крыла, перья)

- Чем птицы отличаются друг от друга? (величиной, цветом оперения, формой хвоста, размером крыльев)          - Давайте отгадаем загадки.

В красной шапке расшитой,

В черном кафтане

Знаменит в семье лесной

Песенкой смешной

Что за песня-красота?

Тук-тук-тук, да тра-та-та      

                                    (дятел)

Зимой на ветвях яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки

Ведь это…(снегири)

Умный мальчишка

В сером армячишке

Прыгает, шныряет

Крошки собирает      (воробей)

-  Расскажите про воробья. Какой он? (маленький, серенький, шустрый, быстрый)

-  Эту птичку можно встретить в лесу. Это дятел.

Он часто стучит по дереву, а вы знаете, зачем он это делает? (чтобы червяка поймать)

-  Дятел лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков.

- Почему снегирей так называют? (Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом. У снегиря красная грудка, голубовато-серая спинка и черная голова и крылья)

-А у синичек грудки желтые, а головки и крылья черные.

- Расскажите мне про ворону. Какая она?  (большая, черная, важная, хитрая)

- А про эту птицу вы мне сами расскажете. Кто это? Какой он? (Голубь большой, сизый, воркующий)

- Как мы называем этих птиц? (зимующие)

- Молодцы! А сейчас мы будем рисовать птиц. Подумайте, какую птицу вы выберете. Можно нарисовать птицу в разных позах: сидячих, клюющих, летящих.

Пальчиковая гимнастика

Я по дереву стучу,             Раскрытая ладонь – дерево, указательный палец

 Червячка добыть хочу,          другой руки – клюв дятла. На каждую строчку

 Хоть он скрылся под корой,        четыре удара пальца по ладони.

 Все равно он будет мой.

Изображение птиц получается быстрее и аккуратнее, если для головы использовать катушку от ниток, а для тела печатку из картофелины и т.д.

      2. Самостоятельная работа 

Дети изображают птиц. Воспитатель помогает советами по выбору сюжета.

3. Итог. Рассмотрим ваши работы (дети и воспитатель рассматривают рисунки, высказывают свои мнения, воспитатель задает наводящие вопросы).            - О чем мы сегодня говорили? Что понравилось?



Предварительный просмотр:

Занятие 25 : «Весна. Приметы весны. Прилет птиц»

Цель: Развивать умение строить причинно-следственные связи; развивать интерес к жизни птиц; способствовать уточнению и обобщению представлений детей о перелетных птицах; воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам, желание заботиться о них.  

Ход занятия:

I. (Дети сидят на стульчиках полукругом)

Воспитатель читает стихотворение:

Если снег повсюду тает, превращается в ручей,

Травка робко вылезает, день становится длинней,

Если солнце ярче светит, если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер, значит, к нам пришла… (весна) .

Солнышко растопило снег! Мы любовались сосульками, слушали звуки капели, а сегодня нас радует птичий щебет. Первые вестники весны – птицы. Именно им посвящена наша сегодняшнее занятие. (Звучит фонограмма «Птичьи голоса»).

- Слышите? Это птицы вернулись домой из теплых стран. Сидят они на веточках и рассказывают о своих путешествиях.

- Ребята, какие птицы прилетают первыми? (Грачи)

- Прилет грачей - первая примета наступающей весны.

- Какой художник показал это событие? Саврасов «Грачи прилетели! »

Весной, когда трактор пашет землю, грачи прилетают в поле, они собирают земляных червей и личинок майского жука. Расскажите о граче. Летом ловят в траве кузнечиков. Гнезда грачи строят на деревьях, где-нибудь около деревни, или на опушке рощи.

Ребята, а какая птица во дворце живет?

Эту птицу всякий знает:

На шесте его дворец,

Червяков птенцам таскает

Да трещит весь день… Скворец.

 (Рассказ детей)

Перья у скворца чёрные-чёрные, с блеском, с пестринкой. Он живет около человека, в скворечнике, хотя это и не всегда бывает. Скворцы любят старые парки и леса, где много душистых деревьев, в дуплах строят свои гнезда. Скворцы едят личинок насекомых, гусениц.

Воспитатель

Спереди - шильце,

Сзади – вильце,

Сверху – черное суконце,

А снизу белое полотенце… Ласточка.

Часами носятся ласточки в небе, ловят комаров и различных мошек, а потом садятся на провода и отдыхают, чистят перышки. Крылышки у них длинные, узкие, хвост вилочкой, сами черные, грудка белая, горло красновато-коричневое. Гнездо ласточки вьют в деревнях под крышей. Само гнездо состоит из глины, смешанной со слюной и сидят потом в таком гнезде как в чашке.

Воспитатель

Кто эта птица?

Никогда

Не строит для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)

 Размерами чуть меньше голубя. Хвост длинный, ступенчатый, с белым кончиком. Сами кукушки гнезд не строят, а находят готовые гнезда других птиц и подбрасывают свои яйца. Птенцы кукушки, будучи еще неоперенными и слепыми, постепенно выталкивают остальных птенцов или еще невылупившиеся яйца из гнезда. Уничтожает огромное количество вредных насекомых, питается в основном ими. Особенно много поедает различных мохнатых гусениц. Ест жуков, кобылок и птичьи яйца.

Воспитатель

- Каких еще перелетных птиц вы знаете?

(Ответы детей)

-Ребята, расскажите, что общего есть у всех птиц?

(У них есть голова, шея, крылья, клюв, хвост, 2 лапки. Их тело покрыто перьями)

Упражнение «Скажи одним словом» (Дети могут встать в круг)

- Ребята, я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом. У аиста длинные ноги, он какой? … (длинноногий) . У аиста длинный клюв, он … (длинноклювый) . У ласточки длинный хвост, она … (длиннохвостая) . Ласточка любит тепло, она … (теплолюбивая) . У ласточки острые крылья, она … (острокрылая). У соловья звонкий голос, он … (звонкоголосый) и др.

Игра «Кто лишний? »

• Кукушка, грач, дятел, скворец.

• Трясогузка, воробей, перепелка, дрозд.

• Индюк, сорока, голубь, синица.

• Ласточка, кукушка, воробей, скворец.

• Иволга, ласточка, чибис, ворона.

– Чем заняты птицы весной? (Ответы детей)

– Зачем птицам гнезда? (Ответы детей)

-Из чего строят гнёзда птицы? (Из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, мха, берёзовой коры, лоскутков и др.)

Игра «Кого выводят эти птицы? »

Журавли – журавлят

Грачи – грачат

Скворцы – скворчат

Кукушка – кукушат

Воробей - воробьят

Ворона - воронят

Воспитатель. Скоро в птичьих гнездах появятся яйца. Птицы будут насиживать их, а потом из яиц вылупятся беспомощные неоперившиеся птенцы. Прожорливые птенчики широко раскрывают ярко-желтые или красные рты, ждут, когда заботливые родители угостят их мошкой, комариком или гусеницей.

Физминутка "Скворечник".

Из скворечника торчат Дети шагают на месте, руки на поясе.

Клювы маленьких скворчат. Выполняют наклоны в стороны.

Клювик раз, клювик два, Выполняют наклоны вперед.

Лапки, лапки, голова. Выставляют вперед поочередно ноги,

крутят головой.

«Птички»

(Произносится текст стихотворения, и одновременно выполняются сопровождающие движения)

Птички в гнездышках сидят (дети сидят на стульчиках)

И на улицу глядят.

Полетать вдруг захотели,

И все сразу полетели, (дети бегают по группе. На слова взрослого «птички в гнездышки» дети занимают свои места)

- Мы часто говорим, что птицы - наши друзья. А мы – друзья птицам? Что значит быть друзьями птиц? (Ответы детей)

Воспитатель:

Они не только украшают природу, но и помогают сберечь урожай на полях и огородах, спасают леса от вредителей, разносят семена растений. Раньше считалось, что весну приносят из дальних стран птицы на своих крыльях. И поэтому очень ждали их прилета. Пекли печенье в форме птицы. В наше время люди весной отмечают «День птиц». К этому дню они делают скворечники и развешивают их на деревьях.

Воспитатель:

- А вы знаете, каким образом птицы летят до нас? Правильно, стаей , но еще могут лететь: вереницей, клином , поодиночке. Мы тоже с нетерпением ждали прилета птиц. Ребята, давайте нарисуем картинку о том, как прилетели к нам птицы.

Через горы, через море

Стайкой птицы к нам летят.

И для них мы нарисуем,

Птичий город – Птице град!

Рисование «Пришла весна – прилетели птицы».

(Дети проходят за столы и рисуют.) После выполнения работы выставляются на стенд, дети рассматривают их.

III. Итог занятия.

- Итак, давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами разговаривали? (Ответы детей) . Вы сегодня очень хорошо занимались, молодцы.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме: «Перелётные и зимующие птицы»

Конспект логопедического занятия в старшей группе №1 (первый год обучения)Лексическая тема: «Перелётные и зимующие птицы».Логопедическая тема: «Уточнение артикуляции гласных звуков: А, О, У, И»....

Конспект коррекционного часа на тему "Перелётные и зимующие птицы" в подготовительной с ОНР группе

Задачи:- развитие внимания, мышления, памяти.- совершенствование мелкой моторики рук.- активизация словаря по теме «Зимующие птицы», «Перелетные птицы».- отработка согласования числительного с существ...

Комплексное занятие «Перелётные и зимующие птицы».

     Организация учебно-воспитательного процесса в современных инновационных условиях требует от педагога совершенствования практической деятельности путем поиска новых ценностны...

Конспект НОД по "Социально-коммуникативному развитию" в старшей группе "Перелётные и зимующие птицы"

Конспект НОД по "Социально-коммуникативному развитию" в  старшей группе "Перелётные и зимующие птицы"...

Конспект открытого мероприятия в старшей группе по лексической теме:: «Перелётные и зимующие птицы».

Конспект открытого мероприятия по лексической теме:: «Перелётные и зимующие птицы»....

2015.01.04. Презентация "Перелётные и зимующие птицы"

2 слайд: Перелётные птицы - те , которые ежегодно совершают перелёты от родных мест к местам зимовок и обратно Первые вестники весны - грачи, скворцы.3 слайд: Черный, проворный, кричит: “Крак&rd...

Презентация перелётные и зимующие птицы для Доу

Перелётные и зимующие птицы для Доу...