Занятие в старшей группе "Как жили наши предки"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Федорова Светлана Валентиновна

Знакомление детей с традициями русского народа, с его бытом (чем занимались, как отдыхали).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx590.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по окружающему миру

«Как жили наши предки».

Цель: Ознакомление детей с традициями русского народа.

Задачи

Образовательные: 

  1. Расширять представления детей о том, как жили люди на Руси.
  2. Обогащать словарный запас детей.
  3. Формировать умение делать выводы на основе размышлений и наблюдений.

Развивающая:

  1. Развивать речевую активность детей.
  2. Развивать коммуникативные умения, познавательную активность, мышление, память, мелкую моторику.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к изучению культуры быта русского народа.
  2. Воспитывать патриотические чувства и бережное отношение к русским традициям.

Содержание занятия

1.        Организационный момент

Педагог (в русском народном костюме): Доброе утро, дорогие ребята! Какое сегодня чудесное утро! Какая красивая осень за окном и солнышко нам весело улыбается! Давайте и мы улыбнемся друг другу и пожелаем доброго утра! (Дети приветствуют друг друга). Ребята, посмотрите, какая необычная одежда сегодня на мне.  (Дети перечисляют предметы одежды: сарафан, кофта, платок).  Как вы думаете, могут сегодня люди так одеваться? (Ответы детей свидетельствуют о том, что данная одежда несовременна и ее носили в старинные времена). Вот и я приглашаю вас в путешествие в далекое прошлое.  Мы узнаем, как люди жили раньше, чем занимались, как отдыхали. 

Друзья, вы живете большом современном  городе, у вас квартиры в многоэтажных домах. В каждом доме есть холодильник, микроволновая печь, газовая или электрическая плита, и даже электрический чайник. Вы со мной согласны?

Друзья, как, по вашему мнению, жили люди на Руси, когда у них всего этого не было?

(Воспитатель предлагает детям присесть на коврик).

Давайте разбираться, порассуждаем.

Д/и «Где могли жить люди раньше?»

 Дети рассматривают иллюстрации (шалаша, замка, палатки, многоэтажного дома, пещеры, избы), и рассуждают, что из этого подходит для людей, живших на Руси много лет назад.

Пещера

http://ehonami.blob.core.windows.net/media/2016/05/should-we-be-eating-like-cavemen.jpg

Земляные дома.

Таких домов. в которых мы сейчас живем, тогда не было. Дома древних славян были углублены в землю. Строились они из тонких слоев деревьев – жердей, очищенных от веток и коры, крыша тоже из жердей и покрыта соломой. Внутри такого дома было всегда прохладно, темно и сыро. Окошки на ночь закрывали досками или соломой, стекол не было. В углу находилась печь, сложенная из камня, которая обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась «по-черному», это значит, что трубы не было, а дым выходил через окна, двери, отверстия под крышей. В доме находился стол и лавки. Постель заменяла солома, покрытая звериными шкурами.

https://fishki24.ru/wp/wp-content/uploads/2018/12/b72cfce9cea80e547205b5e8e20ada25.jpg

Изба

 – этот  дом из чего?

- Почему люди строили дома из дерева?

Люди пошли в ближайший лес. Срубили деревья. Из бревен сложили дом и назвали – сруб. Изба сделана из дерева, какая она красивая! Чтобы зимой было тепло, свои избы делали из плотно пригнанных друг к другу бревен, обмазанных глиной.

 

https://i.pinimg.com/originals/af/de/42/afde42e6cfc05e3e95c7959d9e008300.jpg

Палатка

https://i.pinimg.com/originals/aa/d2/60/aad26010cfe718316a8a310e62daeb01.gif

Многоэтажный дом

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=b147e137683e57a14579e4636c9b0a2fb2c1c389-8375627-images-thumbs&n=13

Замок

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1673539772_gas-kvas-com-p-ritsarskii-zamok-detskii-risunok-24.png

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем домики считать.

Дом деревянный,

Домик стеклянный,

Дом из камня сложим,

Цемент нам поможет.

Домик кирпичный –

Супер, отличный.

Выбирай, не спеши,

Все дома хороши.

3.Воспитатель предлагает детям представить, что они заходят в холодный дом.

Этюд «Покажи как»

Ход:  Дети имитируют движения, передают мимику, эмоциональное состояние.

-Зашли в дом, а там холодно. На улице снег. Как же согреться?  

Воспитатель предлагает детям присесть на стульчики.

-Печка – матушка, кормилица, говорили раньше. Почему?

-Да, она кормила семью, обогревала дом. А как она кормила?

В ней разводили огонь и готовили еду.

Как, по-вашему, в чем раньше готовили еду?

Мы сейчас заглянем в печку и сами все увидим. Хотите?

Ух ты! Что же это такое? Как называется?

Это горшочек и чугунок. Когда Хозяюшка приготовит щи или кашу, как же ей из печки горшок достать?  

У нее есть помощник.

Загадка

Не бык, а бодает.

Не ест, а еду хватает.

Что схватит – отдает,

Сам в угол идет. (Ухват)

-Вот он, помощник  - ухват, в углу стоит.

Игровое упражнение «Не урони горшок».

Ход: Дети делятся на две команды. Одна команда достает ухватом из печки горшок. Передают ухват другой команде, которая горшок ставит ухватом в печку. Кто выполнил задание, садится на стульчики.

 Главной в хате была печь – матушка. Её очень любили. Она давала тепло. В печи пекли хлеб, пироги и варили щи да кашу. На печке спали дети и бабушка. На печи лечили всех, кто болел. Здесь же и сказки детям сказывали. 

4.Друзья, чем по вашему, занимались люди долгими зимними вечерами?

Основное их занятие было – рукоделие. Это значит - руками делали, то  есть ручной труд. Женщины пряли пряжу, из ниток вязали теплую одежду. . Ребята, посмотрите, какая на мне одежда. Кто знает, как она называется? Это сарафан - русская народная женская одежда, безрукавное платье, надеваемое поверх рубахи. А что у меня на голове? (Ответы детей: платок, шаль.)

Педагог поясняет, что шаль – это большой платок любой формы, которую обычно носили зимой, для тепла.

Кто знает, что обували наши предки? Что такое лапти? Это обувь из липового лыка, сдираемое с молодых липок. А какую обувь мы носим сейчас? (Ответы детей)

В хате стоял сундук, в нём хранилась одежда. Раньше не было магазинов, и люди делали одежду своими руками. В каждом доме была прялка. На прялке женщины пряли нитки. Из ниток на таком станке – кросна, женщины сами ткали ткани и шили одежду. Нарядную одежду, которая была очень дорогая, хранили в сундуке, тогда не было шкафов.

Ребята, мне нужна ваша помощь. Котенок размотал все мои клубочки. Пожалуйста, помогите смотать.

Игровое упражнение «Смотай клубок» 

Ход:  - Дети выбирают себе клубочек понравившегося цвета. Берут клубок в одну руку, а нитку в другую. Нитку наматывают на клубок, т.е. рука в которой нитка вращается вокруг клубочка.

 -Спасибо, мои помощники.

 В избе стоял стол,  за которым вечерами собиралась вся большая семья. Ели и пили из деревянной и глиняной посуды. У наших предков самыми ценными продуктами были хлеб да каша. Хозяин сидел во главе стола, наделял каждого куском хлеба, который соединял всех. Хозяйка ставила на середину стола деревянную глубокую чашу – одну на всю семью. За столом нужно было вести себя тихо. Во время обеда вставать было нельзя, даже если вошёл почётный гость. После обеда стол накрывали чистой скатертью, ставили хлеб и соль. А уходя из дома, они не запирали дверей, на случай если зайдёт странник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе "как наши предки выращивали хлеб" .

.     Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, традициям русского народа....

Конспект занятий на тему: "Как жили наши предки"

Конспект занятий на тему: "Как жили наши предки"...

Фотоотчёт к открытому занятию на тему:"Как жили наши предки "

Фотоотчёт к открытому занятию на тему:"Как жили наши предки "...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Как жили наши предки»

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возрастаТема: «Как жили наши предки»...

конспект открытого занятия Как жили наши предки

Конспект формирует знания детей о жизни наших предков....

Открытое занятие на тему: "Как жили наши предки"

Технологическая карта  на якутком языке открытого занятия на тему: " жизнь наших предки"Цель: Ознакомление с жизнью наших предков...

Открытое занятие на тему: "Как жили наши предки"

Технологическая карта  на якутком языке открытого занятия на тему: " жизнь наших предки"Цель: Ознакомление с жизнью наших предков...