Конспект занятия "История появления одежды"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Токарева Татьяна Васильевна
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности с использованием технологии Н.А.Коротковой "Путешествие по "реке времени"" с детьми старшей группы на тему: "История появления одежды "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия33.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект воспитателя первой квалификационной категории

МБДОУ г. Иркутска детского сада № 97

Токаревой Татьяны Васильевны

по познавательно-исследовательской деятельности

с использованием технологии Коротковой Н.А. «Путешествие по «реке времени»

с детьми старшей группы на тему:

 «История появления одежды»

Возрастная группа: Старший возраст дети 5-6 лет.

Культурная практика: Познавательно – исследовательская деятельность (окружающий мир)

Культурно – смысловой контекст: Наполнение панно «История развития моего города» иллюстрированным материалом по исторической тематике для анализа, сравнения и выстраивания временных рядов

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Цель: формирование познавательных интересов в процессе ознакомления с историей появления одежды в познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи образовательные

Образовательные задачи: Систематизировать знания детей о историей появления и развития одежды истории в процессе выстраивания хронологической последовательности исторического времени (древность, старина, настоящее время)

Развивающие задачи: Развитие познавательной мотивации умения выстраивать связи между событиями и делать простейшие выводы и выражать их в речи.

Воспитательные задачи: Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативы.

Способствовать развитию интереса к истории возникновения одежды.

Предварительная работа: чтение сказки Д. Биссета «Путешествие дядюшки Тик-Так», чтение рассказа К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», просмотр мультфильма Союзмультфильм «Ситцевая улица», составление коллекции тканей.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая.

Предметно пространственная окружающая среда: презентация «История появления одежды», панно «Река времени» с наклеенными метками, набор картинок одежды разных времен для сравнения и выстраивания временных рядов 6x8, юбка из соломы, меха, лейка с водой; набор лоскутков тканей (10х10 см) на каждого ребенка: драп, бязь, ситец, шёлк; лупа, ножницы, ёмкость для воды, пипетки; морковь, свекла, терка, марля, две емкости для сока, белые салфетки из хлопчатобумажной ткани, емкости с морковным и свекольным соком, влажные салфетки, перчатки, фартуки, тарелочки, всё по количеству детей.

Образовательная технология: Технология Коротковой Н.А. «Путешествие по «реке времени».

Этапы

(последовательность) деятельности

Содержание образовательной деятельности

Планируемый результат

Вводная часть

Психогимнастика «Круг радости».

I. Обсуждение реального события

Создание проблемной ситуации

II. Постановка целей исследования

Психогимнастика «Круг радости».

- Здравствуйте, дети! Я очень рада видеть вас. Сегодня вы пришли на занятие такие веселые. Каждый

улыбается своим друзьям, и я  приглашаю вас в наш круг радости.

Давайте возьмемся за руки и громко поприветствуем друг друга:

Как хорошо на свете жить! (руки в стороны и вверх)

Как хорошо уметь дружить! (руки соединяются в приветствие)

Как хорошо, что есть друзья! (берутся за руки друг с другом и раскачивают их)

Как хорошо, что есть и Я! (прижимают руки к себе).

Сегодня день у нас особый,

Я познакомлю вас друзья.

С предметом, без которого,

Прожить на свете нам нельзя.

- Дети, хотите узнать, о чем мы сегодня с вами будем говорить? Тогда отгадайте загадку:

Загадка про одежду:

Везде ты видишь вещи эти,

Ведь в них удобно и тепло,

Эти вещи надо знать,

В них хорошо играть и спать.

Гулять и летом и в мороз,

И даже в холод спрятать нос.

Они о многом могут рассказать:

Кто их надел, куда пошёл?

Для ног, для рук, для головы,

Они важны и хороши.

(Одежда)

Организация  и настрой детей на познавательно-исследовательскую деятельность

- Как Вы считаете, одежда всегда была такой разнообразной, красивой и удобной?

- Какие виды одежды вы знаете?

- А вы хотите узнать, когда возникла первая одежда? Какой она была в разные времена? А как мы можем узнать о истории появления и развития одежды?

- Конечно, можно найти эти ответы в интернете, в библиотеке, спросить у родителей. А еще можно найти ответы на наши вопросы, отправившись в путешествие в далекое прошлое, в древние времена. Как мы         будем искать ответы на эти вопросы? Посмотрим, что у нас есть.

Воспитатель разворачивает панно «река времени»

- Это река времени. Это настоящее – наше время, здесь помещаются изображения нашей современной

одежды. Это прошлое - старина, здесь мы можем видеть, как менялась одежда в средние века. Это

древность, здесь мы можем увидеть практически полное отсутствие какой-либо одежды у людей.

Воспитатель объясняет метки -  остановки на панно «река времени»

- Ну что, ребята, вы готовы отправиться в далекое прошлое и узнать, как появилась первая одежда?

- Как вы думаете, на каком транспортном средстве будет удобнее всего путешествовать по «реке               времени»?

- Отлично! Занимайте места на нашем судне.

Заклинание: Река времени нас подхвати,

                       в древность всех перенеси!

Располагаются у экрана.

Постановка и принятие детьми целей

Проявление готовности к совместной деятельности

Основная часть

III. Анализ-сравнение,  активное обсуждение демонстрационного иллюстрированного или предметного материала

Просмотр презентации

Много, много лет назад у людей не было одежды. Первые люди, которые бегали за мамонтами, делали  это преимущественное в голом виде, прикрывая себе лишь некоторые части тела. В основном в жаркую  погоду одеждой служили большие листья растений, папоротников, а в холодную погоду одеждой служила шкура животных, наматываемая на область ягодиц. Древнюю одежду не сшивали, а набрасывали на тело, скрепляя узлом. Потом появились костяные иголки, и шкуры стали кроить и сшивать (нитками служили жилы животных и волокна растений). Одежда стала удобней, но по-прежнему  оставалась очень грубой.

Эксперимент

- Давайте проверим сами, удобно ли это было носить. Я приглашаю вас в нашу лабораторию.

- Ребята, как вы думаете, какой из этих предметов похож на одежду древних людей? (юбка из соломы, меха)

- Кто хочет попробовать примерить эту «одежду»?

- Эта одежда была красивая?

- А удобно ли ее носить? Почему?

- Как вы считаете, она была прочной? Что с ней станет, если человек попадет под дождь?

-  Давайте проверим наше предположение. (Один из детей поливает юбку из соломы, из меха водой из лейки.)

- Ребята, посмотрите на юбку из соломы. Что с ней стало? А  потрогайте мех, что с ним стало?

- Скажите, похожа ли древняя одежда на современную? Почему?

- Предлагаю отправиться в старину, когда жили наши прапрапрабабушки и прапрапрадедушки и

посмотреть, какую же одежду носили они. Может кто-то из Вас знает, какую одежду носили люди в

старину?

Занимайте места на нашем судне.

Заклинание: Река времени нас подхвати,

                       в старину всех перенеси!

Шло время и люди стали думать, из чего еще можно сделать одежду. Постепенно с началом плетения,  прядения и ткачества - шкуры сменились тканями. Для тканей использовали волокна растений и шерсть домашних животных. Вот теперь уже можно было говорить о красоте одежды: ведь ткань можно  красить (или, наоборот, отбеливать), она может быть очень толстой, грубой и очень тонкой.

Одежда простых людей была в Древней Руси весьма незамысловатой: мужчины носили «портки» –  штаны из грубого полотна – и длинные рубахи такого же качества. Рубаху делали длинной и подпоясывали так, чтобы больше выдавался живот. Толстыми животами в ту пору гордились. Поверх  рубахи и портов надевали верхнюю одежду, например кафтаны.

Их носили и бедные и богатые. У кафтанов иногда делали очень длинные рукава, гораздо длиннее рук.

В холодную зимнюю погоду носили шубы. Кто победнее, шили шубы из овчины, козьего, волчьего  и  медвежьего меха. У  богатых и знатных шубы были из песца, лисицы, белки, куницы.

Вывод: Из каких частей состоит мужской костюм? (Рубаха,  порты, кафтан, колпак, шуба)

Женщины одевались в рубахи и платья бесхитростного покроя, с течением времени постепенно  усложняя и совершенствуя свой гардероб. Древнейшим элементом женской одежды была понёва,  поясная одежда замужних женщин, которую носили поверх рубахи. Основной одеждой женщин была длинная сорочка. Поверх сорочки надевали сарафан.

Для тепла поверх сарафана надевали душегрею.

- Как образовалось это слово? (Душу греет).

Это короткая, чуть ниже талии очень широкая сборчатая одежда на лямках. Более длинной одеждой,  согревающей не только душу, но и тело было…

- Как бы вы называли такую одежду? (Телогрея).

Рубашки, как мужские, так и женские, украшали вышивкой.

Женщины никогда раньше не носили брюк или штанов. Они носили длинные и широкие («колоколо-подобные») сарафаны, юбки, платья.

Эксперимент

- А теперь давайте поэкспериментируем с тканями. Приглашаю вас в лабораторию. Здесь мы не только побеседуем о тканях, но и рассмотрим их и проведем с ними опыты.

Воспитатель обращает внимание детей на ткани и просит назвать их.

- Чем ткани отличаются друг от друга? Давайте проверим их отличия опытным путем. Изучаем свойства ткани.

Опыт 1. «Выявление свойств натуральных тканей»

Цель: познакомить с различными видами тканей; формировать умение сравнивать качества и свойства тканей; помочь понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления.

Материалы и оборудование: образцы ткани квадратной формы, (драп, бязь, ситец, сатин, шёлк, лён, лупа, ножницы, ёмкость для воды, пипетки.

Описание. Воспитатель предлагает рассмотреть несколько образцов ткани, потрогать, помять.

- Опишите льняную ткань. (Лёгкая, тонкая, гладкая). Что шьют из льняных тканей? (Скатерти, полотенца, постельное бельё)

- Рассмотрите хлопчатобумажную ткань - ситец и сравните её с льняной тканью. Чем они отличаются? (Ситец легче, тоньше, чем льняная ткань) - Что шьют из хлопчатобумажной ткани? (Постельное бельё, нижнее бельё, сорочки, рубашки, платья, халаты)

- Чем же похожи и чем отличаются лён и хлопок? Похожи тем, что их выращивают из семян и у растений есть волокна, из которых прядут или ткут ткани. Отличаются тем, что ткань изо льна грубая и холодная, а их хлопка - мягкая и теплая.

- Рассмотрите образец драпа. Какой он на ощупь? (Толстый, мягкий) - Что можно сшить из драпа? (Тёплую юбку, пальто, куртку)

- Рассмотрите образец шёлка. Какой он? (Блестящий, гладкий)

- Положите перед собой хлопок, драп и лён, шёлк. Намочите эти ткани. Что случилось с тканями?

Вывод: ткани бывают разные – гладкие и ворсистые, лёгкие и тяжёлые, тёплые и прохладные; из ткани шьют одежду.

Мы узнали, какая ткань бывает.

Опыт 2. «Окраска тканей»

Демонстрационный материал: Морковь, свекла, терка, марля, две емкости для сока.

Раздаточный материал: Белые салфетки из хлопчатобумажной ткани, емкости с морковным и свекольным соком, влажные салфетки, перчатки, фартуки, тарелочки, всё по количеству детей.

- Дети, попробуем ответить на такой вопрос: а как же получалась одежда такая яркая и красочная.

Чем окрашивали ткань, и нитки люди, когда не было специальных красок, которые продаются в магазине.

- Вам приходилось пачкать одежду ягодами, свеклой или морковью? Легко ли потом убрать эти пятна?

- Если эти пятна так трудно убираются, может этими продуктами можно покрасить ткань и нитки?

- Но как это сделать?

Подвести детей к тому, что первоначально нужно натереть овощи на терке, после отжать, чтобы получился сок. Ягоды растолочь и тоже отжать сок. Замачивая в соке ткань и нити их можно окрасить.

Воспитатель предлагает одному из мастеров продемонстрировать, как из овощей получить сок.

Дети, перед тем как приступить к работе надевают фартуки и перчатки.

Готовый сок раздается детям на столы. Дети погружают ткань или нитки в сок для окраски.

- Но чтобы ткань окрасилась лучше нам нужно немного подождать. Вытрите перчатки влажными салфетками. Пока мы ждем, я предлагаю вам поиграть.

Физминутка.

«Платье»

Это платье для Наташки-

Красные горошки.

А на платье два кармашка,

Спрячем в них ладошки.

Это тапки для Антошки,

Чтобы в них не мерзли ножки.

Топ-топ-топотушки.

Что за тапки! Как игрушки!

Движения имитируются согласно тексту.

Дети достают образцы на разносы.

- Внимательно рассмотрите свои образцы. Окрасилась ткань? У всех получился одинаковый цвет?

Оттенок? Почему? Вот так при помощи природных красителей мастера окрашивали ткань и нитки.

- Мы узнали много интересного, но пришла пора вернуться в современный мир и проверить, как

изменилась одежда. Занимайте  свои места на судне.

Заклинание: Река времени нас подхвати,

                        в современность всех перенеси!

- А, вот так выглядит современная одежда. Человек придумал огромное количество красивой и удобной  одежды, которую мы с вами носим.

- Ребята, посмотрите друг на друга, мы сейчас одеваемся так же как в старину? Какую одежду мы надеваем? (платья, футболки, юбки…)

Обогащение знаний в процессе проведения опытов;

Проявление интереса к истории появления одежды

Дети самостоятельно знакомятся со свойствами тканей

 

IV. Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени»

V. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования

Река начинается в далёком, далёком прошлом – это древность, протекает через старину, где жили наши

прапрапрабабушки и прапрапрадедушки, в настоящее время, где живём мы с вами.

- Интересно, а как заполните вы «реку времени»?

У меня здесь очень много картинок, все они могут разместиться на «реке времени». Возьмите каждый по

одной картинке и разделитесь на три группы (древность, старина, наше время). В соответствии с                 изображением каждый из группы выбирает из определенного набора картинки, относящиеся к этому          временному отрезку.

Дети выбирают картинки, обсуждают выбор.

- У кого изображения одежды с древности? Поместите эти картинки рядом с подсказкой-меткой. А у кого картинки с изображением одежды с старины? А у кого картинки с изображением нашего времени?

Картинки крепятся на двусторонний скотч. 

- Давайте посмотрим, правильно ли мы расположили картинки.

Умение подбирать виды одежды на карточках, соответствующие «реке времени»;

Умение делать логические выводы;

Умение следовать правилам

Заключительная часть

Подведение итогов

VI.Вывешивание таблицы на стене группового помещения

- Ребята понравилось вам путешествие? А что было самым интересным? А самым трудным? Что вас удивило?

- Об истории, какой вещи вам хотелось бы узнать в следующий раз?

Воспитатель вместе с детьми решает, где лучше разместить в группе панно «река времени»

Умение оценивать результат своей деятельности;

Умение выражать чувства;

Умение делать выводы;

Умение планировать самостоятельную (совместную) деятельность.

VII. Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности

- У вас есть еще одно место на «реке времени», и оно не заполнено – будущее.

 -Ребята, я предлагаю подумать и нарисовать свою одежду будущего и рассказать нам о ней в следующий раз.

Воспитатель предлагает использовать различные материалы (бумагу для рисования, карандаши, фломастеры краски и т.д.) по желанию детей.

Самостоятельная изобразительная деятельность детей.

Размещение работ на панно «река времени»

Список литературы:

Дыбина О.В Путешествие в прошлое одежды. «Что было до …» с. 75

Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. — М.:Издательство «ЛИНКАПРЕСС», 2012. — 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

история появления одежды

конспект занятия...

конспект занятия "Магазин одежды"

занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей 3-4 лет.  основными целями занятия являются закрепление представлений об одежде, назначении, деталях. занятие проходит в игравой форме -...

Конспект НОД “Национальная одежда кубанского казака и казачки.”

Цель:   Приобщать детей к культуре кубанского народа, к традициям и любовь к народному национальному костюму.Задачи  обучающие:Продолжать углублять знания детей  о  кубанской...

Конспект занятия "Появление книги"

Занятие по позновательному развитию детей "Появление книги" с использованием ИКТ-технологий...

Презентация "История появления одежды"

Данная презентация может быть полезна для детей дошкольного возраста, подготовителной группы....

Конспект "История появления одежды"

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности с использованием технологии Н.А.Коротковой "Путешествие по "реке времени"" с детьми старшей группы на тему: "История появления одежды "...