Методическая разработка образовательной ситуации по формированию естественнонаучной грамотности
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Егорова Ольга Николаевна

Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс методических разработок и дидактических материалов по вопросам формирования и развития функциональной грамотности обучающихся «PRO-функциональная грамотность»

 

Номинация

Методическая разработка образовательной  ситуации

по формированию естественнонаучной грамотности

Название работы

Технологическая карта занятия по теме «Сестра Земли - Венера»

по формированию естественнонаучной грамотности  

у детей старшего дошкольного возраста        

г. Белоярский

2024 год

Пояснительная записка

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации, цифровизации и глобализации экономики. Этот период характеризуется появлением новейших технологий. Педагогу необходимо организовать работу с детьми таким образом, чтобы помочь ребёнку легко интегрироваться в окружающем мире, адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, уметь работать в команде, в группе сверстников, способным креативно мыслить, находить неординарные решения и следовать поставленной цели. 

Поэтому сейчас уделяется пристальное внимание к уровню образованности человека и формированию функциональной грамотной личности.

На протяжении всего дошкольного периода ребенок сталкивается с разнообразными явлениями мира, живой и неживой природы, проявляя к ним высокий интерес, стремясь познать их. Однако в силу возраста его недостаточный личный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления живой и неживой природы достаточно сложны для понимания ребенком и требуют тесного взаимодействия его со взрослым, чтобы научиться устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире.

Перед современными педагогами стоит достаточно новая задача – это формирование у детей основ естественнонаучной грамотности, как одного из составляющего компонента функциональной грамотности.

Международные образовательные стандарты дают характеристику естественнонаучной грамотности: способность человека использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Данная методическая разработка построена на основе современного интегрированного STEAM – образования с акцентом на совместную проектную деятельность в образовательной деятельности по формированию предпосылок  естественнонаучной грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Методическая разработка образовательной ситуации  составлена в соответствии с требованиями к возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), продолжительность занятия   25 минут. В процессе занятия у детей развивается способность применять естественнонаучные знания и умения в игровых ситуациях. В занятии интегрируется познавательная и творческая деятельности. Образовательный процесс строится на эффективных методах и приёмах: сравнительный анализ, сопоставление, проблемные вопросы, стимулирование.

Методическая разработка  представлена в виде технологической карты. Структура технологической карты включает в себя два раздела:

  1. Описание этапа, метода, приема и содержания образовательной ситуации.
  2. Описание составляющих (компоненты) естественнонаучной грамотности.

Технологическая карта

Тема занятия

Сестра Земли - Венера

Тип занятия

Познавательное занятие

Цель

Формирование первичных представлений о планете Солнечной системы Венера.

Задачи

Образовательные:

  • познакомить детей с самой близкой к нам планетой Венерой;
  • познакомить с понятиями: строение планеты, ядро, внешнее ядро, мантия, кора.
  • закрепить пространственные представления (поворот налево, поворот направо, шаг вперед);
  • закреплять навыки создания алгоритмов: программирования последовательности действий для робота Микибота;

Развивающие:

  • развивать мышление, внимание, память;
  • развивать навыки сравнения и анализа, формировать навыки самоконтроля;
  • развивать творческие способности, мелкую моторику;

Воспитательные:

  • способствовать развитию умений работать в команде, группе сверстников;
  •  поддерживать положительную самооценку детей, уверенность в собственных возможностях и способностях.

Методы и приёмы, используемые в ходе занятия

  • Наглядные (складное поле «Солнечная система», таблица «Сходства и различия», иллюстрация «Планета в разрезе»,  использование ИКТ - презентация Power Point «Венера»);
  • словесные (беседа, пояснения, инструкция);
  • практические (самостоятельное выполнение творческого задания «Внутреннее строение земного шара»).

Необходимое оборудование и материалы

Оборудование: ноутбук, интерактивная доска,  складное поле «Солнечная система», робот Микбот, карточки стрелки, таблица «Сходства и различия», пластилин, дощечки, стеки, салфетки, подставка под  работы.

Развивающая среда: подушки, стулья по количеству детей, 5 столов.

Предварительная работа

Беседа о космосе, звезде Солнце, планетах: Меркурий, Земля; просмотр презентаций о планетах; освоением детьми способов сравнения и анализа планет по таблице с помощью условных знаков. Изготовление эмблем астронавтов.

Участники

Педагог, воспитанники 5-6 лет

Сценарий образовательного мероприятия

Этапы/метод/приемы/содержание

Описание компонента естественнонаучной грамотности

Вводная часть – 3 минуты

Организационный момент

1.Прием: Приветствие сопровождается движениями, дети сидят на ковре в кругу:

В.Здравствуй, Небо!    Руки поднять вверх

Здравствуй, Солнце!    Руками над головой описать большой круг

Здравствуй, планета Земля!  Описать большой круг над головой

Здравствуй, наша большая семья! Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх.

В. Ребята, у вас есть братики или сестрички? Что у вас с ними общего? А как вы думаете, у планет есть братья или сестры? Что у них может быть общим?

Ответы детей

2.Педагогический прием: проблемная ситуация 

В. Ребята, вы бы хотели, узнать, ли у нашей планеты Земля сестра или брат? Как мы смогли бы узнать об этом?

Ответы детей

В. Каждый человек может отправиться в космос?

Ответы детей

В. Предлагаю вам сегодня побывать в роли астронавтов.

Дети наклеивают эмблемы юных астронавтов.

В. Ученые выдвигают гипотезу, что у нашей планеты есть сестра. Но чтобы эту гипотезу подтвердить необходимо, изучить и сравнить планеты. Вы согласны?

В. Сегодня мы продолжаем изучать планеты Солнечной системы.  Какая планета расположена на второй оси от Солнца?

Ответы детей

Активизация познавательного интереса и настроя к занятию.

Введение детей в тему занятия, мотивация детей на познавательную, исследовательскую деятельность. C:\Users\1\Downloads\эмблема.jpg

Основная часть – 20 минут

3.Обоснование или опровержение гипотезы,  решение  поставленных задач на занятии

В. Прием: игра «Путешествие по Солнечной системе»

- Ребята, что необходимо сделать, чтобы изучить планету Венера. Мы же с вами находимся на планете Земля?

Ответы детей 

В. Предлагаю вам отправиться изучить планету Венера, вместе с нашим другом роботом Микиботом. Нас ожидает увлекательное путешествие по Солнечной системе. Но прежде, чем мы отправимся на планету Венера, нам необходимо проверить, как работает электростанция на Меркурии, затем проверить, космическую станцию на Юпитере.  Вы готовы проложить путь по космической карте?

 Практический этап:

  • На поле «Солнечная система» поставить робота на клетку Земля носиком к Солнцу. Найти планеты: Юпитер, Меркурий, Венеру.
  • Проложить путь по карте от Земли, через Меркурий, потом на Юпитер, далее на Венеру.
  • Создать программу на карточках – стрелках, выложить программу, очистить память у робота Микибота, запрограммировать робота согласно программе и запустить.

Выполнение заданий детьми

4.Прием: Просмотр презентации  «Венера» 

Предлагаю вам познакомиться с планетой Венера.

Слайд 2. Венера является второй планетой от Солнца, ближайшей планетой к Земле и третьим по яркости объектом на нашем небосклоне после Солнца и Луны.

Слайд 3. Называние Венера планета получила в честь римской богини любви и красоты.

Слайд 4. Венера и Земля — это планеты близнецы, потому что они похожи по размерам, плотности, массе и объему. Однако ученые выяснили, что планеты отличаются друг от друга. У них разная атмосфера, вращение, температура поверхности и наличие спутников (у Венеры их нет). В результате проведенных человечеством исследований планеты было доказано, что условия на Венере слишком суровы для существования на ее поверхности живых организмов.

Слайд 5.Сегодня долететь до Венеры с Земли можно примерно за 100 дней, чуть больше 3 месяцев.

Слайд 6. Поверхность Венеры покрыта полностью непроницаемым слоем облаков из серной кислоты.

Слайд 7. На Венере никогда не видно Солнца — его заслоняют толстые облака, которые плотно укутывают всю планету. Они же поддерживают высокую температуру. Дожди из серной кислоты, которые идут на Венере, испаряются еще до того, как касаются поверхности.

Слайд 8. Венера — это самая жаркая планета во всей Солнечной системе. Температура на поверхности планеты - до 465 градусов по Цельсию! На Венере — самый длинный день во всей Солнечной системе! На один оборот вокруг оси у нее тратится 243 земных дня. Один день на Венере дольше, чем один год.

Слайд 9. Если наблюдать за ней сверху, то Венера вращается в противоположную  сторону. То есть, в ее случае Солнце появляется на западе, а прячется на востоке. На Земле все наоборот.

В. Вот такая удивительная планета Венера расположена в нашей Солнечной системе.

В. Нам пора возвращаться на нашу планету Земля.

Создадим программу из карточек стрелочек для возвращения на Землю, запрограммируем робота и запустим его.

Выполнение заданий детьми

В процессе игры у дошкольников закрепляются пространственные представления (поворот налево, поворот направо, шаг вперед);

навыки создания алгоритмов: программирования последовательности действий для робота Микибота;  знания о расположении планет в Солнечной системе; развиваются умения  работать парами, в группе со сверстниками.C:\Users\1EBA~1\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.246\IMG_20240311_144830.jpg

В процессе просмотра презентации дети  знакомятся с самой близкой к нам планетой Венерой.

В процессе выполнения задания у дошкольников закрепляются навыки создания алгоритмов: программирования последовательности действий для робота Микибота.

5.Прием для активного осмысления детьми пройденного материала: игра « Сходства и различия»

В. Ребята, мы на планете Земля. Вы познакомились с удивительной планетой Венера.  Предлагаю вам поиграть в игру «Сходства и различия»

Перед вами таблица. В левом столбике таблицы мы будем отмечать признаки сходства планет, а в правом столбике признаки различия планет с помощью условных знаков.

Планеты Земля и Венера

Сходства: размер, объем, масса плотность.

Различия: цвет, температура, скорость вращения, направление вращения.

Ответы детей

Отлично! Вы назвали сходства и различия двух планет!

В. Гипотеза, выдвинутая учеными, что планета Венера сестра планете Земля верна?

Ответы детей

В процессе игры у детей  развивается мышление, внимание, память;  навыки сравнения и анализа.C:\Users\МАДОУ БЕРЕЗКА\Desktop\IMG_20240315_071810.jpg

6.Прием: творческий проект «Как создать планету?»

В. Вы знаете, как  устроены твердые планеты: Земля, Венера, Марс, Меркурий.

Показ иллюстрации «Что расположено в центре планет?

Как называется толстый слой планет?

Чем покрыты твердые планеты?

Ответы детей

Просмотр иллюстрации «Планета в разрезе»

В. Предлагаю вам создать макет планеты из пластилина разных цветов:

желтый цвет – ядро;

оранжевый цвет – внешнее ядро;

красный цвет – мантия;

коричневый цвет – кора;

голубой цвет – вода;

зеленый цвет – суша.

Макет планеты начинаем создавать  с ядра, скатываем шарик из желтого пластилина, оранжевый пластилин раскатываем полотном и заворачиваем в него ядро, пластилин красного цвета раскатываем полотном и оборачиваем внешнее ядро. Мантия толще, чем ядро или внешнее ядро.E:\земля.jpg

Раскатываем пластилин коричневого цвета полотном тонким слоем и оборачиваем им макет Земли. Далее для слоя воды используем пластилин голубого цвета, раскатываем тонким полотном и оборачиваем им макет. Наклеиваем на поверхность планеты кусочки суши в виде зеленых, коричневых пятен, а также белых пятен заснеженных полисов.

Самостоятельная деятельность детей

Во время выполнения творческого задания проводится пальчиковая игра «Планеты»

В. Модель земли из пластилина готова. Разрезаем макет стекой пополам, чтобы был виден каждый слой.

Молодцы ребята! Вы справились с заданием!

Дети размещают модели планет на подставке.

В процессе работы над проектом дети закрепляют понятия: строение планеты, ядро, внешнее ядро, мантия, кора; развивают творческие способности, мелкую моторику пальцев рук.C:\Users\МАДОУ БЕРЕЗКА\Desktop\ФОТО ЗАНЯТИЯ\5.jpg

Заключительная часть – 2 минуты

7. Рефлексия

В. Мы совершили  с вами увлекательное космическое путешествие и узнали много нового и интересного.

- Какую планету мы посетили? Что нового вы узнали о планете Венера? Что вам понравилось больше всего?

-Мои юные астронавты, благодарю вас активность и самостоятельность в выполнении всех заданий. Думаю, что всю информацию, которую мы собрали о планете Венера, мы обязательно передадим ученым. Наши космические путешествия будут продолжаться. Впереди нас ждут новые планеты, которые мы обязательно посетим с нашим другом роботом Микиботом.  

Формируются суждения с применением новых терминов.

Умение выделять и называть главное при анализе полученной информации.

Егорова Ольга Николаевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад «Березка» г. Белоярский»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» на тему "разработка плана проведения оздоровительных каникул"

Автором представлена методическая разработка для педагогов  «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» на тему: «Разработка  плана проведения оздоровительн...

Учебно-методическая разработка по обучению основам финансовой грамотности для воспитанников 5-7 лет дошкольных образовательных организаций

Методическая разрабока может использоваться  для работы воспитеталей и музыкальных руководителей ДО. Представлена в форме путешествия на самолете. В разных городах дети встречаются со своими люби...

Методическая разработка мероприятия по обучению финансовой грамотности старших дошкольников 5-6 лет

Тема: «Умная копилка»Форма проведения: беседа, дидактическая игра, мастер-класс, развивающие игры.Цель: познакомить старших дошкольников с понятием «экономия», воспитать финанс...

Методическая разработка факультативного занятия по финансовой грамотности

Методическая разработка факультативного занятия по финансовой граммотности "Труд и продукт труда"...

Формирование естественнонаучной грамотности у дошкольников посредством метода моделирования.

Предоставление опыта работы в рамках плана работы городской базовой площадки "Естественнонаучная грамотность - направление для воспитания маленьких гениев"....

Предпосылки формирования естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста посредством современных цифровых технологий

Предпосылки формирования естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста посредством современных цифровых технологий...

Сборник дидактических игр по формированию естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста.

Для использования в детском саду и на дому детьми и их родителями (законными представителями...