Конспект занятия в старшей группе "Животные крайнего севера"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Методическая разработка для ознакомления детей с животными Арктики, с приспособлениями к условиям сурового севера. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhivotnye_arktiki.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №102 Калининского района Санкт-Петербурга

Познавательная деятельность с детьми старшей группы

Животные Крайнего Севера.

(старшая группа)

Авторы:

Смирнова Екатерина Владимировна

Кавецкая Ирина Игоревна

Санкт-Петербург

2023

Тема: Животные Крайнего Севера

Возраст: 5-6 лет

Цель: Уточнить и расширить знания детей о животных Крайнего Севера.

Задачи:

Образовательные:

  1. Углублять представления детей о животных Крайнего Севера
  2. Систематизировать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания
  3. Дать первичные представления о цепочке питания животных Крайнего Севера (белого медведя)
  4. Учить анализировать, обобщать полученные сведения, фиксировать результаты опыта и делать вывод.

Развивающие:

  1. Развивать познавательную активность, способность анализировать и делать выводы
  2. Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое
  3. Развивать мышление, зрительное и слуховое восприятие
  4. Расширять словарный запас детей
  5. Способствовать речевой активности детей

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное и осознанное отношение к живой природе

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое», «Речевое», «Физическое»

Технологии:

  1. Здоровьесберегающие технологии
  2. Информационные технологии
  3. Игровые технологии

Оборудование:

- проектор и экран с презентацией по теме

- оборудование для опытов: емкости с водой, полоски бумаги, пропитанные жиром и чистые.

- стол для проведения опыта и стулья, расположенные рядами перед экраном

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, мы много говорили о путешествиях по разным городам нашей страны. Но есть на нашей планете Земля места, куда не идут машины или поезда, а можно добраться только на самолете или ледоколе.

Вы догадаетесь где это место, послушав мою загадку. (воспитатель читает загадку)

Там очень-очень холодно, там всегда зима

Там лежат холодные вечные снега.

Там медведи белые бродят круглый год,

Морж усатый медленно в полынье плывет.

Воспитатель: О каком месте нашей планет идет речь?

Дети: Северный полюс.

Воспитатель: Правильно – это место находится на Северном полюсе, со всех сторон окруженное водой океана. Здесь царство льда, холода и снега.

Давайте посмотрим на глобусе, где находится Северный полюс. Его еще называют Крайний Север или Арктика. Климат здесь суровый, но интересный и даже сказочный. И сегодня мы познакомимся с ним. Я

приглашаю вас на экскурсию. Пройдемте к нашему экрану!

Рассказ воспитателя с презентацией

Лёд в Арктике никогда не тает, там Северный Ледовитый океан закован льдами.

Слайд 1.

Карта Арктики

В Арктике зимой солнце не показывается на небе, и целую зиму длится полярная ночь. На небе можно увидеть северное сияние.

Слайд 2.

Северное сияние

Среди холодных льдов и снега обитает один из самых крупных хищников нашей планеты. Вот мы видим его следы на снегу. Как вы думаете, кто это?

Слайд 3.

Медвежьи следы

Слайд 4

Белый медведь + выплывающая картинка стопа медведя с мехом

Воспитатель: Ребята, что вы знаете о белом медведе?

Ответы детей. Воспитатель дополняет.

Воспитатель: Чем питается белый медведь?

Дети: Рыбой.

Воспитатель: Белый медведь – хищник, у него широкие лапы, когти короткие. Подошвы лап покрыты длинными, жесткими волосками, поэтому он не скользит на льдинах. Тело покрыто белой длинной шерстью. Как вы думаете, для чего? Белый медведь отличный пловец, он может долго находится в воде. У него также тонкое чутьё, он может найти пищу под толстым слоем снега. Как вы думаете, чем питается медведь? - Он питается рыбой, охотится на тюленей, моржей.

Воспитатель: Как вы думаете, что помогает медведю не мерзнуть в ледяной воде, когда он охотиться на рыбу или тюленей?

Дети: густая шерсть и подкожный жир.

Воспитатель: Давайте сейчас проведем опыт, который нам докажет, почему все морские животные Арктики не мерзнут, плавая в холодной воде.

Проходите за столы. Перед вами емкости с водой и 2 полоски бумаги. Они разные: одна из них пропитана жиром, а другая нет. Опустите эти полоски в стакан с водой. Сосчитаем до пяти, теперь достанем их. Что стало с обычной бумагой?

Дети: она размокла и рвется.

Воспитатель: А что можно сказать о другой полоске?

Дети: она не пропиталась водой на ней видны капли.

Воспитатель: Значит полоска , смазанная жиром, не намокает.

Воспитатель: Давайте пройдем к экрану и зафиксируем результат нашего опыта.

Слайд 5.

Мимио. Вывод по опыту.

Воспитатель: Давайте вместе проговорим, что мы делали (рассказывают по схеме опыта)

Теперь понятно, что толстый слой подкожного жира защищает всех северных животных от холодной воды. Вот почему животные не мерзнут.

Воспитатель: А какие еще животные обитают в Арктике, мы узнаем отгадав загадки.

Дети возвращаются к экрану.

Воспитатель:

Он тоже в Арктике живет

Обожает снег и лед,

Вместо плюшек и конфет

Рыбу кушает в обед.

Ловит он ее весь день

С легкостью! Ведь он … (тюлень)

Воспитатель: Правильно ребята. Это тюлень. Рассказ о тюлене с помощью интерактивной доски.

Слайд 5.

Тюлень
Тюлени тоже хорошо приспособлены к жизни в воде. Большую часть времени проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Посмотрите на тюленя. Что у него вместо ног?

Дети: ласты. Тело покрыто шерстью, состоящих из коротких жестких волосков. Детеныш тюленя покрыт белой шерстью. Тюлень - водное животное, и как вы думаете, чем он питается?

Воспитатель: Правильно, он питается рыбой.

Воспитатель: И еще один обитатель Арктики. Послушайте, о ком это?

Неуклюжий и большой

Только в море он герой

С клыками острыми как нож

Любитель рыбы – бурый …(морж).

Слайд 7

Морж

Дополняющий рассказ о морже. Дополнить + питание

Воспитатель: Пора нам немного размяться и согреться потому, что на нас так и дунул холодный воздух Арктики.

Проводится физкультминутка. «По ледяной пустыне»

По ледяной пустыне (идут вперевалочку медленно)

Медведица идет

За нею медвежата

Торопятся вперед (убыстряется шаг)

Трещит мороз жестокий

Повсюду снег и лед (останавливаются обнимают себя)

По полынье холодной

За нерпой морж плывет (гребки руками)

Бегут спешат олени

Им виден путь едва (рука у лба)

Над ними тихо кружит

Полярная сова (движение крыльев)

Слайд. Мимио

Пищевая цепочка.

Воспитатель: Мы немного познакомились с одним из самых крупных хищников Арктики – белым медведем. А теперь давайте вспомним, на кого охотится белый медведь? (тюлень) Чем питается тюлень? (рыбой) А чем питается рыба северных морях? (мелкие рачки, криль) Как вы думаете, что скрыто за последней шторкой? То что, что нужно для питания мелким рачкам. (водоросли).

Посмотрите, как связаны между собой звенья этой цепочки.

Мы понимаем, чтобы белый медведь мог выжить в Арктике, нужно, чтобы в море было достаточно пищи. Это и тюлени, и рыба, и рачки и водоросли.

Воспитатель: Ну что ж мы познакомились с животными обитающими на Северном полюсе и теперь мы можем поиграть в игру доскажи словечко. Повторяйте за мной:

Один толстолапый медведь - много толстолапых…(медведей)

Один ластоногий тюленей – много ластоногих …(тюленей)

Один клыкастый морж – много клыкастых…(моржей)

Один рогатый олень – много рогатых …(оленей)

Воспитатель: Вот и заканчивается наша экскурсия, понравилось вам путешествие на Северный полюс, в Арктику? Ну, а в заключение, самые внимательные могут вспомнить и закончить

мое предложение. Слушайте внимательно.

- Морж не мерзнет в холодной воде, потому что… (у него много подкожного жира)

- Шерсть детеныша тюленя белая, для того чтобы…(его не увидели хищники)

- В наших лесах не встретишь белого медведя, потому что… (ему нечем будет питаться и потому, что ему будет жарко)

Воспитатель: Молодцы ребята. Мы много узнали о природе Северного полюса. Теперь сможете в свободное время нарисовать обитателей Крайнего Севера и рассказать о них своим друзьям и родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе. Тема: «Знакомство детей с особенностями природных условий Крайнего Севера».

Занятие построени в виде игры-путешествия. При проведении занятия использую разные виды деятельности: проблемная ситуация при мотивации, подвижная игра, экспериментирование....

Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему «Животные Севера»

Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему «Животные Севера»...

Конспект занятия в старшей-подготовительной группе «Беседа о севере».

Конспект занятия в старшей-подготовительной группе...

Конспект занятия в старшей группе "Международный день коренных народов Севера"

Формирование знаний детей с жизнью и бытом коренных жителей Севера...

Конспект занятия по ознакомлению с животными севера "Животные белого континента" Старшая группа

Конспект занятия по ознакомлению с животными севера "Животные белого континента" Старшая группа...

Конспект занятия в старшей группе "Жизнь народов Севера"

Цель: Углубить и обобщить знания детей о народах Севера, их быте и деятельности....

Конспект занятия в старшей группе "Животные севера"

Конспект занятия в старшей группе "Животные севера"...