Проектная работа в младшей группе Тема: «Выращивание лука на подоконнике»
проект по окружающему миру (младшая группа)

Каменева Юлия Николаевна

Перо лука можно довольно просто вырастить в открытом грунте. Мы с ребятами решили проверить: вырастет ли лук на подоконнике, на нем достаточно солнечного    света, тепла солнечных лучей. Свет - это одно из немногих условий выращивания растений,  ведь он  нужен для растений. Это мы и проверим!

Объект исследования – лук.

Предмет  исследования – вырастет ли лук в помещении.

Цель исследования: выяснить, сможет ли вырасти лук не в открытом грунте, а в помещении, на искусственной грядке.

Задачи исследования:

- дать представление о полезности лука для здоровья человека, особенно весной;

- закрепить знания детей об условиях произрастания растений (влага, свет, тепло);

- расширить знания о способах посадки растений (посадка луковицы);

- закрепить умения ухаживать за посадками;

- учить наблюдать и делать выводы по результатам наблюдений.

Для реализации поставленных задач выбраны следующие методы:

Теоретические

  • Беседа на тему «Лук и его польза»
  • Чтение стихов, загадок про лук

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ Апрелевская сош №1 (дошкольное отделение 4)

Проектная работа

в младшей  группе

Тема: «Выращивание лука на подоконнике»

Руководитель: 

Каменева Ю.Н., воспитатель

Апрелевка, 2024 год

Паспорт проектной работы

Название проекта

Выращивание лука на подоконнике

Руководитель проекта

Каменева Юлия Николаевна

Состав проектной группы

Воспитанники младшей группы

Этапы работы над проектом

  1. Теоретическая часть
  2. Экспериментальная часть

Краткое описание

Данный исследовательский проект является краткосрочным,  основан на эксперименте. В ходе эксперимента выявили, можно ли вырастить лук не на грядке в огороде, а на искусственной грядке, на окне в группе.

Вид проекта

Исследовательский, экспериментальный

Цель проекта

Выяснить,  сможет ли вырасти лук в помещении

Задачи проекта

- дать представление о полезности лука для здоровья человека, особенно весной;

- закрепить знания детей об условиях произрастания растений (влага, свет, тепло);

- расширить знания о способах посадки растений (посадка луковицы);

- закрепить умения ухаживать за посадками;

- учить наблюдать и делать выводы по результатам наблюдений.

Необходимое оборудование

 луковицы

 емкости для посадки

Грунт для посадки

Лейка

Оглавление

Введение        4

Глава I. Теоретическая часть        6

1.1.        Лук репчатый и его польза для человека        6

Глава II. Практическая часть ……………………………………………….........7

2.1. Посадка лука        7

2.1.1.        Проведение наблюдения         7

Заключение        8

Приложения ………………………………………………………………………9

Введение

Лук издавна заслужил в народе славу отличного овоща. Мы все хорошо знаем что лук – обязательная приправа супов, котлет и разных других мясных, рыбных и овощных блюд. Лук славится еще и как целебное средство чуть ли не от всех болезней. Весной люди чаще болеют простудными и инфекционными заболеваниями, так как в этот период организму человека не хватает витаминов. В этом случае врачи советуют включать в рацион больше свежих фруктов, овощей и зелени. Нас заинтересовал лук, точнее зеленое перо репчатого лука. Выращивание и последующее употребление в пищу зеленого лука  поможет детскому организму справиться с сезонным авитаминозом и снизить показатель заболеваемости в группе.

 Перо лука можно довольно просто вырастить в открытом грунте. Мы с ребятами решили проверить: вырастет ли лук на подоконнике, на нем достаточно солнечного         света, тепла солнечных лучей. Свет - это одно из немногих условий выращивания растений,  ведь он  нужен для растений. Это мы и проверим!

Объект исследования – лук.

Предмет  исследования – вырастет ли лук в помещении.

Цель исследования: выяснить, сможет ли вырасти лук не в открытом грунте, а в помещении, на искусственной грядке. 

Задачи исследования:

- дать представление о полезности лука для здоровья человека, особенно весной;

- закрепить знания детей об условиях произрастания растений (влага, свет, тепло);

- расширить знания о способах посадки растений (посадка луковицы);

- закрепить умения ухаживать за посадками;

- учить наблюдать и делать выводы по результатам наблюдений.

Для реализации поставленных задач выбраны следующие методы:

Теоретические

  • Беседа на тему «Лук и его польза»
  • Чтение стихов, загадок про лук

Глава I. Теоретическая часть

  1. Лук репчатый и его польза для человека

Лук репчатый – широко распространенный овощ. Если у каждого овоща есть родина, то лук интернационален, так как каждая страна считает его своим. Луку преклонялись, луковка служила моделью церковных куполов для зодчих Византии и России. Луком  лечили многие болезни. Высоко ценил лук и русский народ, сложивший поговорку «Лук – от семи недуг». Зеленые листья лука являются источником фитонцидов,  которые убивают болезнетворные микробы и вирусы. Также в его зеленой части содержится 20 мг витамина С, а в луковицах – 10-30 мг.

Лук имеет листья, чешуйки,  донце, мочковатую корневую систему, относится к семейству лилейных.

C:\Users\1\Desktop\image001.jpg

 Лук – светолюбивое и влаголюбивое растение. Для его выращивания в помещении  необходимо создать благоприятные условия: достаточное освещение, тепло, влага.

Для реализации проекта была проведена предварительная работа:

Беседа «Лук и его полезные свойства» (Приложение 1.)

Цель: продолжить знакомство с луком и его полезными свойствами.

Чтение стихов. Отгадывание загадок. (Приложение 2.)

Цель: развивать мышление, сообразительность, связную речь детей

Глава II. Практическая часть

2.1. Посадка лука

Посадка лука  проекта была проведена в групповой комнате. С детьми младшей группы «Соловушки» (Приложение 3.)

Перед посадкой были рассмотрены схемы посадки и роста лука.

https://documents.infourok.ru/636d421a-813b-49fd-8ac0-26e97826619e/0/image004.jpg

https://documents.infourok.ru/636d421a-813b-49fd-8ac0-26e97826619e/0/image007.jpg

Для эксперимента выбрали  луковицы одинаковых размеров. Подобрали  емкости и наполнили их грунтом. Дети посадили лук и поставили на подоконник.

2.1.1.        Проведение наблюдения

Каждый день воспитатель с  детьми наблюдали за ростом лукового пера и делали фотографии. В конце эксперимента лук срезали, промыли. Порезали и добавили в суп по желанию детей.  (Приложение 4.)

Заключение

За 5 дней наш лук, выращенный на подоконнике, вырос, имеет темно-зеленый цвет пера. Луковое перо прямое, толстое. 

Вывод: на подоконнике можно вырастить зеленый лук при достаточном освещении, обильном поливе и правильном уходе.

Реализация данного проекта научила дошкольников, анализировать, делать выводы. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали рост лука, отметили его роль, как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние на здоровье человека.

Приложение 1.

Беседа «Лук и его полезные свойства» 

Цель: продолжить знакомство с луком и его полезными свойствами.

Ход беседы

Дети рассаживаются полукругом.

В группе «появляется» доктор Айболит: здоровается с детьми, спрашивает, как они себя чувствуют, не болеют ли. Рассказывает о том, что весна — трудное время для организма, который становится слабым из-за нехватки витаминов. Доктор объявляет детям, что познакомит их с волшебным полезным овощем и загадывает загадку о луке

Он на грядке зеленеет.

Под землёю сам толстеет.

От всех хворей и недуг

Нас спасёт, конечно… лук!

Показывает детям луковичку: «Я подарю вам свою знакомую луковичку»

Дети благодарят доктора

Воспитатель показывает детям луковицы:

Ребята посмотрите, наша гостья привела к нам своих друзей. Давайте организуем в нашей группе свой маленький огород.

Что выращивают в огороде?

Правильно, овощи! Овощами называют все части огородных растений, употребляемые в пищу (воспитатель показывает плоды, листья, стебли, корни).

Затем обращает внимание на модель строения лука:

Лук, как и все растения, имеет корень стебель и листья. Но наш лучок необычное растение. Просмотрите ребята, у лука есть наземная и подземная части.

Подземный часть - луковица состоит из корня похожего на мочалку, стебля и листьев - сухих и сочных чешуек.

Наземная часть – листья (зелёные перья).

Лук – это непростой овощ, что вы о нём знаете?

Дети рассказывают о значении лука, его лечебных свойствах, о его использовании человеком: источник витамина С, необходимого для укрепления организма после долгой полярной ночи; лечебные свойства лука: запечённая луковица лечит больное горло, луковый сок лечит насморк, заболевания кожи, укрепляет волосы; воины выпивали луковый сок перед сражением, он долго и хорошо хранится зимой и т.д.

Молодцы ребята, много полезного и интересного вы знаете о луке,

Приложение 2.

Загадки о луке

Пришел барин с грядки,

Весь в заплатках,

Кто ни взглянет,

Всяк заплачет.

Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

Под землей не велик

В шубе золотой старик

Пришла Таня в желтом сарафане:

Стали Таню раздевать,

Давай плакать и рыдать.

Не умеет он смеяться,

И не любит раздеваться.

Кто кафтан с него снимает,

Часто слёзы проливает.

Сидит Игнатка на грядке,

Кафтан Игнатки в заплатках.

Кто Игнатку тронет,

Тот слезу обронит.

Стихи про лук

Разговорам вы не верьте,

В пище очень ценен лук,

Луком лечим мы недуг.

И не враг он нам, а друг.

Со мной общаться вам бывает сложно.

Без слёз очистить даже невозможно

Но я полезен очень — вот так штука:

Нет от простуды средства лучше лука.

На Букву «Л» тут зреет Лук,

Он для здоровья лучший друг.

 Хоть Лук порой до слёз доводит,

Но со стола у нас не сходит.

В салат порежем мы лучок,

Иди, сорви скорей пучок.

       

Приложение 3.

Конспект занятия «Посадка лука»

Цели:  

  • Продолжить знакомство детей с овощной культурой – лук.
  • Уточнить характерные свойства лука (форма, цвет, особенности поверхности, целебные свойства и его значение для человека, необходимые условия для роста).
  • Закрепить трудовые умения и навыки работы с землей и посадочным материалом.
  • Развивать мышление, сообразительность, связную речь детей и умение работать по алгоритму с использованием проблемной ситуации.
  • Воспитывать трудолюбие, аккуратность, интерес к устному народному творчеству.

Материал: Алгоритм посадки лука, почва, посадочный материал (лук), лейки, горшочки, лопатки.

Ход занятия.

Орг. момент. Дети входят в группу, здороваются, садятся по местам.

В: Ребята, отгадайте загадку: «Сидит бабка на грядках, вся в заплатках, кто заплатку оторвет, тот заплачет и уйдет».

Д: Лук.

В: Конечно, вы догадались, что это лук. Именно о луке мы сегодня с вами поговорим.

Я предлагаю каждому взять по луковице, рассмотреть его и рассказать, как он выглядит и все, что вы знаете о луке.

Д: Рассматривают лук и говорят что он: круглый, овальный, твердый, чашуйки золотистого цвета.

В: Такой лук называют репчатый. Как вы думаете, почему? (ответы детей)

Ребята, лук человек выращивает уже 8 тыс. лет. И нет такой в мире страны, где бы лук не выращивали. Как вы думаете ,почему лук так широко распространен в мире?

Д: Лук человек использует в пищу, он вкусный и полезный.

В: В какие блюда добавляют лук? (ответы детей).

А чем полезен лук? (ответы).

В: В луке много витаминов, он укрепляет наш организм и помогает бороться с различными вирусными заболеваниями (грипп, простуда, ангина), им смазывают раны т.к. он обладает бактерицидными свойствами.

Очень давно, когда еще не продавали в аптеке готовых витаминов, моряки, отправляясь в дальнее плавание по морям, обязательно брали с собой на борт корабля много лука. Как вы думаете, почему? (ответы).

Существует такая болезнь: цинга. (когда организму не хватает витаминов, у человека начинают выпадать зубы, ломаться ногти).Именно лук помогал бороться с цингой. На севере, где пол года полярная ночь от недостатка солнечного света организму не хватает витаминов. А лук, особенно зеленый, восполняет эти витамины. Поэтому человеку без лука никак нельзя. А у вас дома мама выращивает лук? (ответы детей).

Недаром уже 8 тыс. лет лук- одна из важнейших овощных культур. Его выращивали и очень ценили наши предки. На Руси, когда женщины сажали на грядки разные овощи в т.ч. и лук, дети в это время поблизости играли в игры («Посадим лук»). Давайте и мы с вами поиграем.

 Подвижная игра « Посадим лук».

Баба сеяла лучок. Прыг-скок, прыг-скок.

Обвалился потолок. Прыг-скок, прыг-скок.

Баба стала на носок, а потом на пятку, стала

Русского плясать, а потом вприсядку.

В:Ребята, как вы думаете, почему посаженное растение растет?

Д: ответы детей.

В: Каждое растение состоит из клеток. При определенных условиях (свет, вода, тепло) клетки начинают расти, вырастает и само растение.

Давайте рассмотрим в микроскоп клетки лука.(рассматривание клетки лука)

В: Лук так ценили и ценят во всех странах мира, что про него сложено много разных загадок, песенок, стихов и даже сказок. В какой сказке говорится о разных овощах и фруктах, где главный герой лук? (ответы).

Конечно, это сказка итальянского писателя Дж.Родари «Чиполлино».

Ребята, как же нам быть, где взять зеленый лук? Ведь именно сейчас, когда кончилась долгая зима, наш организм особенно нуждается в витаминах

Правильно. Мы устроим «огород» у себя в группе и посадим лук, чтобы через 10 дней у нас была зелень.

Как правильно это сделать? В каком порядке мы будем работать?

Дети по алгоритму рассказывают:

  • Надеваем фартук.
  • Насыпаем в стаканчик почву (не много, но и не мало, чуть больше половины).
  • Делаем в почве углубление и садим в него луковицу донцем вниз по «плечико» засыпаем землей.

Проблемная ситуация.

Что нужно сделать после того как посадили лук?

Д: Полить.

В: Какой водой нужно поливать растение? У нас есть горячая, холодная вода.

Дети решают эту проблему и приходят к выводу: растение нужно поливать водой комнатной температуры(19о с).

В: Куда же мы поставим посаженный лук? Давайте поставим в шкаф, чтобы не мешал или на улицу?

Д: предлагают свои варианты, куда можно поставить лук, и, работая по алгоритму, приходят к выводу: Растению необходимы свет, вода, тепло.

В: Ребята, давно на Руси, когда сажали лук, говорили специальные слова (приговорки). Считалось, что тогда лук  вырастет на славу: крепкий, крупный, спелый.

«Расти лучок стрелой зеленой, прогони лучок все болезни долой».

А теперь приступим к работе.

Дети надевают фартуки и начинают работу.

В: Теперь мы ежедневно будем наблюдать за тем, как будет подрастать наш лук.

Итог: Сегодня вы познакомились с полезными свойствами лука, узнали как его выращивали на Руси, как правильно за ним ухаживать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема проектно-исследовательской работы: «Выращивание лука на подоконнике».

 Тема проектно-исследовательской работы: «Выращивание лука на подоконнике».        Тип проекта: информационно-исследовательский....

Проект "Выращивание лука на подоконнике"

В данной методической разработке я представила проект "Выращивание лука на подоконнике"...

"Выращивание лука на подоконнике"

конспект непосредственно образоввательной деятельности в ДОУ...

Выращивание лука на подоконнике малышами.

Выращивание малышами лука и прослеживание развития растения от семян до зрелого растения....

Проект "Выращивание лука на подоконнике" во второй младшей группе

Проект "Выращивания лука на подоконнике" для детей 3-4 лет второй младшей группы....

Проект «Выращивание лука на подоконнике»

У п р а в л е н и е   о б р а з о в а н и яАдминистрации Клинского муниципального районаМуниципальное  дошкольное образовательное учреждениедетский сад   № 48 «СНЕ...

Презентация фотоотчета "Выращивание лука на подоконнике"

Весна. Пригрело солнышко. Пришло время посадить свежую зелень на подоконнике. Для детей нет ничего приятнее как самим посадить , ухаживать и наблюдать за процессом роста зеленых ростков лука....