Формирование экологической культуры у старших дошкольников посредством изучения Красной книги Кузбасса
статья по окружающему миру (подготовительная группа)

МАРИНА ВИКТОРОВНА КОЛЕСНИКОВА

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВАМ ИЗУЧЕНИЯ КРАСНОЙ КНИГИ КУЗБАССА

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВАМ ИЗУЧЕНИЯ

КРАСНОЙ КНИГИ КУЗБАССА

Колесникова Марина Викторовна

Ильина Марина Владимировна

МБ ДОУ «Детский сад №118»

Новокузнецкий городской округ

Проблемы сохранения природных богатств являются приоритетными во всем мире, в том числе и в Кемеровской области - Кузбассе. Основными причинами исчезновения многих видов флоры и фауны является нерациональная, а, порой и неразумная, деятельность человека: вырубка лесов, осушение болот; загрязнение окружающей среды; браконьерство. Актуальность поднимаемой  нами темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование дошкольников- чрезвычайная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.  Для решения проблемы охраны не только редких исчезающих видов животных и растений, но и окружающей среды в целом, главным является воспитание гуманного отношения к природе у подрастающего поколения. Охрану редких, исчезающих видов растений и животных, занесенных в Красную книгу, должны осуществлять не только инспекции и другие природоохранные органы, но и все жители Кузбасса. Поэтому мы взрослые должны, как можно раньше научить воспитанников любить природу и охранять ее.

Идея приобщения человека к природе, к ее познанию имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого  Жан- Жак Руссо, Иоган Генрих Песталоцци, Ян Амос  Коменский видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувства и воли. Константин Дмитриевич Ушинский отмечал, что каждый ребенок неудержимо стремится к природе, органически спиваясь с ней, чувствуя себя первооткрывателем, действуя, как маленький, но уже вдумчивый исследователь.

 Задача экологического воспитания традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость, усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с природой нашего края. На наш взгляд ,решением данной проблемы стала реализация проекта «Красная книга Кузбасса», целью которого является формирование у детей старшего дошкольного возраста экологически осознанного отношения к природе родного края через ознакомление с Красной книгой Кузбасса.

 Исходя из цели ,определили следующие задачи:

  • познакомить детей с редкими и находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных, занесенных в Красную книгу Кузбасса;
  • формировать у дошкольников элементарные представления о жизни растений, животных, на основе их взаимосвязей в природе;
  • разработать модель взаимодействия с родителями, способствующую повышению качества по воспитанию экологической культуры детей.

Этапы реализации проекта:

1 этап: подготовительный (Информационно - накопительный ,организационный). Изучение и подбор программно - методического материала по направлению работы. Совершенствование развивающей среды, создание картотек игр, опытов и экспериментов. Обновление и дополнение в уголке чтения познавательно - художественной литературы: детские энциклопедии, журналы о диких животных, иллюстрации, мини игры, пазлы, дидактические игры.

2 этап: основной (практический)- реализация проекта, в ходе которого использованы следующие формы работы с воспитанниками: просмотр видеофильма о Красной книге Кузбасса; виртуальная экскурсия по страницам Красной книги; чтение художественной  и познавательной литературы: «Животные Кузбасса», Яков Аким «Земля», Борис Заходер «Что случилось с Рекой?»,  Виталий Бианки «Сова» и др.; заучивание стихотворений; дидактические игры: «Найди дерево по семенам», «Отгадай, что за животное», «Рыба, птица, зверь» и др.; экспериментирование: «Как вода попадает в растение?», «Есть ли у растений органы дыхания?»; познавательные занятия экологической направленности: «Деревья родного края», «Растения из Красной книги», «По страницам Красной книги - животные»; художественное творчество: пластилинография, аппликация, рисование; итоговые мероприятия: викторина «По страничкам Красной книги Кузбасса (растения и деревья), «Я знаток Красной книги Кузбасса».

  Концепция инновационного подхода реализации проекта включает преемственность в работе педагогов и родителей воспитанников посредством использования разнообразных форм деятельности: выпуск листовок: «Берегите лес!», «Берегите животных»;  папки - передвижки о редких животных и растениях Кузбасса; проведены консультации: «Роль семьи в экологическом воспитании детей», От любви к природе - до любви к Родине», «Сохраним родную природу»; семинары практикумы, родители приглашались для участия в экологических досугах и праздниках, а также родители принимали участие в акциях: «Принеси книгу о животных», «Покорми птиц зимой», «Подари книгу о природе».

3 этап - заключительный: создание групповой Красной книги Кузбасса.

В процессе работы над проектом дети познакомились с растениями, деревьями и животными, занесенными в Красную книгу Кузбасса. Так же, в ходе проекта развивались познавательные и исследовательские способности, представление детей о природе родного края, расширился кругозор, воспитывалась любовь к родной земле. Дети приобрели навыки поиска и сбора информации, приобрели умения анализировать и презентовать свои работы. Все это способствовало развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи, а так же повышению интереса к истории родного края. Проект способствовал саморазвитию личности  каждого ребенка, воспитывал в них целеустремленность, индивидуальность и инициативность. Проектная работа необходима в воспитательно - образовательном процессе, так как это позволит обеспечить индивидуальность для каждого ребенка, обеспечить  условия для самоопределения и самореализации личности, реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений, обеспечить эмоционально - личностное и социально - нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка содержания мероприятия с родителями. Тема Формирование экологической культуры у старших дошкольников через составление рассказов о животных «Наши любимые питомцы» Подготовительная группа для детей с ЗПР

В работе представлена разработка содержания мероприятия с родителямипо формированию экологической культуры у старших дошкольников через составление рассказов о животных. Обозначены задачи,...

"Экологические сказки как средство формирования экологической культуры у старших дошкольников"

Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста и ориентирован на экологическую культуру детей....

Формирование экологической культуры у старших дошкольников. Презентация к НОД на тему: "Обитатели степей Крыма"( подготовительная к школе группа)

Данная презентация используется в ходе НОД со старшими дошкольниками при ознакомлении их с животными, птицами, насекомыми, пауками, обитающими в степном Крыму. Побуждает  детей внимательно п...

"Формирование экологических представлений у старших дошкольников посредством проектной деятельности"

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания.Обретение экологического сознания и мышления - единственный для человека выход из сложившейс...

«Условия формирования экологической культуры у старших дошкольников».

В данной статье раскрывается и конкретизируется понятие «экологической культуры». Раскрыты возрастные особенности формирования экологической культуры у старших дошкольников. Выделены и рас...

Формирование экологической воспитанности у старших дошкольников посредством реализации комплекса занятий в центре природы

Статья на тему: "Формирование экологическо воспитанности у старших дошкольников поссредством реализации комплекса занятий в центре природы"...

Статья "Формирование звуковой культуры речи старших дошкольников посредством использования дидактической игры"

Научная статья "Формирование звуковой культуры речи старших дошкольников посредством использования дидактической игры"....