Формирование экологической культуры у старших дошкольников посредством изучения Красной книги Кузбасса
статья по окружающему миру (подготовительная группа)

МАРИНА ВИКТОРОВНА КОЛЕСНИКОВА

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВАМ ИЗУЧЕНИЯ КРАСНОЙ КНИГИ КУЗБАССА

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВАМ ИЗУЧЕНИЯ

КРАСНОЙ КНИГИ КУЗБАССА

Колесникова Марина Викторовна

Ильина Марина Владимировна

МБ ДОУ «Детский сад №118»

Новокузнецкий городской округ

Проблемы сохранения природных богатств являются приоритетными во всем мире, в том числе и в Кемеровской области - Кузбассе. Основными причинами исчезновения многих видов флоры и фауны является нерациональная, а, порой и неразумная, деятельность человека: вырубка лесов, осушение болот; загрязнение окружающей среды; браконьерство. Актуальность поднимаемой  нами темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование дошкольников- чрезвычайная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.  Для решения проблемы охраны не только редких исчезающих видов животных и растений, но и окружающей среды в целом, главным является воспитание гуманного отношения к природе у подрастающего поколения. Охрану редких, исчезающих видов растений и животных, занесенных в Красную книгу, должны осуществлять не только инспекции и другие природоохранные органы, но и все жители Кузбасса. Поэтому мы взрослые должны, как можно раньше научить воспитанников любить природу и охранять ее.

Идея приобщения человека к природе, к ее познанию имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого  Жан- Жак Руссо, Иоган Генрих Песталоцци, Ян Амос  Коменский видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувства и воли. Константин Дмитриевич Ушинский отмечал, что каждый ребенок неудержимо стремится к природе, органически спиваясь с ней, чувствуя себя первооткрывателем, действуя, как маленький, но уже вдумчивый исследователь.

 Задача экологического воспитания традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость, усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с природой нашего края. На наш взгляд ,решением данной проблемы стала реализация проекта «Красная книга Кузбасса», целью которого является формирование у детей старшего дошкольного возраста экологически осознанного отношения к природе родного края через ознакомление с Красной книгой Кузбасса.

 Исходя из цели ,определили следующие задачи:

  • познакомить детей с редкими и находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных, занесенных в Красную книгу Кузбасса;
  • формировать у дошкольников элементарные представления о жизни растений, животных, на основе их взаимосвязей в природе;
  • разработать модель взаимодействия с родителями, способствующую повышению качества по воспитанию экологической культуры детей.

Этапы реализации проекта:

1 этап: подготовительный (Информационно - накопительный ,организационный). Изучение и подбор программно - методического материала по направлению работы. Совершенствование развивающей среды, создание картотек игр, опытов и экспериментов. Обновление и дополнение в уголке чтения познавательно - художественной литературы: детские энциклопедии, журналы о диких животных, иллюстрации, мини игры, пазлы, дидактические игры.

2 этап: основной (практический)- реализация проекта, в ходе которого использованы следующие формы работы с воспитанниками: просмотр видеофильма о Красной книге Кузбасса; виртуальная экскурсия по страницам Красной книги; чтение художественной  и познавательной литературы: «Животные Кузбасса», Яков Аким «Земля», Борис Заходер «Что случилось с Рекой?»,  Виталий Бианки «Сова» и др.; заучивание стихотворений; дидактические игры: «Найди дерево по семенам», «Отгадай, что за животное», «Рыба, птица, зверь» и др.; экспериментирование: «Как вода попадает в растение?», «Есть ли у растений органы дыхания?»; познавательные занятия экологической направленности: «Деревья родного края», «Растения из Красной книги», «По страницам Красной книги - животные»; художественное творчество: пластилинография, аппликация, рисование; итоговые мероприятия: викторина «По страничкам Красной книги Кузбасса (растения и деревья), «Я знаток Красной книги Кузбасса».

  Концепция инновационного подхода реализации проекта включает преемственность в работе педагогов и родителей воспитанников посредством использования разнообразных форм деятельности: выпуск листовок: «Берегите лес!», «Берегите животных»;  папки - передвижки о редких животных и растениях Кузбасса; проведены консультации: «Роль семьи в экологическом воспитании детей», От любви к природе - до любви к Родине», «Сохраним родную природу»; семинары практикумы, родители приглашались для участия в экологических досугах и праздниках, а также родители принимали участие в акциях: «Принеси книгу о животных», «Покорми птиц зимой», «Подари книгу о природе».

3 этап - заключительный: создание групповой Красной книги Кузбасса.

В процессе работы над проектом дети познакомились с растениями, деревьями и животными, занесенными в Красную книгу Кузбасса. Так же, в ходе проекта развивались познавательные и исследовательские способности, представление детей о природе родного края, расширился кругозор, воспитывалась любовь к родной земле. Дети приобрели навыки поиска и сбора информации, приобрели умения анализировать и презентовать свои работы. Все это способствовало развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи, а так же повышению интереса к истории родного края. Проект способствовал саморазвитию личности  каждого ребенка, воспитывал в них целеустремленность, индивидуальность и инициативность. Проектная работа необходима в воспитательно - образовательном процессе, так как это позволит обеспечить индивидуальность для каждого ребенка, обеспечить  условия для самоопределения и самореализации личности, реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений, обеспечить эмоционально - личностное и социально - нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка содержания мероприятия с родителями. Тема Формирование экологической культуры у старших дошкольников через составление рассказов о животных «Наши любимые питомцы» Подготовительная группа для детей с ЗПР

В работе представлена разработка содержания мероприятия с родителямипо формированию экологической культуры у старших дошкольников через составление рассказов о животных. Обозначены задачи,...

"Экологические сказки как средство формирования экологической культуры у старших дошкольников"

Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста и ориентирован на экологическую культуру детей....

Формирование экологической культуры у старших дошкольников. Презентация к НОД на тему: "Обитатели степей Крыма"( подготовительная к школе группа)

Данная презентация используется в ходе НОД со старшими дошкольниками при ознакомлении их с животными, птицами, насекомыми, пауками, обитающими в степном Крыму. Побуждает  детей внимательно п...

"Формирование экологических представлений у старших дошкольников посредством проектной деятельности"

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания.Обретение экологического сознания и мышления - единственный для человека выход из сложившейс...

Формирование экологической воспитанности у старших дошкольников посредством реализации комплекса занятий в центре природы

Статья на тему: "Формирование экологическо воспитанности у старших дошкольников поссредством реализации комплекса занятий в центре природы"...

Статья "Формирование звуковой культуры речи старших дошкольников посредством использования дидактической игры"

Научная статья "Формирование звуковой культуры речи старших дошкольников посредством использования дидактической игры"....

Экологические сказки как средство формирования экологической культуры у старших дошкольников с ТНР(ОНР) в совместной работе логопеда и психолога.

Примерный план совместной работы педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР/ОНР) по творческому сочинению экологических сказок....