ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПОЧЕМУЧКИ»
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа)

Бондарь Ирина Викторовна

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно,

но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз

возвратиться к тому, что он узнал»

В. А. Сухомлинский

“Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”.

Китайская пословица

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека, овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой которые обеспечивают становление любознательной и познавательной мотивации, познавательных действий, становление сознания.

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Направление программы: естественнонаучная направленность- экспериментирование.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игру, сон, прогулку, прием пищи и т. д.Ребенок с самого рождения уже сам по себе является исследователем. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

У детей третьего года жизни ярко проявляется любопытство (слово «любознательность» еще не применимо). Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы природоведческого содержания, что свидетельствует как минимум о трех важных достижениях:

• у детей накопилась определенная сумма знаний (как известно, по совершенно незнакомой проблеме вопросов не возникает);

• сформировалась способность сопоставлять факты, устанавливать между ними хотя бы простейшие отношения и видеть пробелы в собственных знаниях;

• появилось понимание, что знания можно получить вербальным путем от взрослого человека.

Актуальность программы:

Детская познавательно- исследовательская деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников. В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Дети уже способны улавливать простейшие причинно-следственные связи, поэтому впервые начинают задавать вопросы «почему?» и даже пытаются сами отвечать на некоторые из них. Приобретая личный опыт, дети трех лет уже могут иногда предвидеть отрицательные результаты своих действий, поэтому реагируют на предупреждения взрослого более осмысленно; однако сами следить за выполнением правил безопасности совершенно не способны.

Адресат программы.

Программа разработана для  детей 2-3 лет, требования к состоянию здоровья не предъявляются.

Цель: Формировать у детей знания о живой и неживой природе в процессе экспериментирования.

Задачи:

  • Формировать познавательный интерес к познанию окружающего мира
  • Познакомить с элементарными понятиями о живой и неживой природе;
  • Развивать инициативу, активность, самостоятельность;
  • Стимулировать желание детей экспериментировать.
  • Формировать коммуникативные навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 22-23_dop_pochemuchki.docx33.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 77 «Машенька» города Смоленска

Принята на заседании

педагогического

совета

от «___» _________ 2022 г.

Протокол № ___

Утверждаю:

Заведующий  МБДОУ  «Детский сад №77 «Машенька»

____________ Томчук И.И.

Приказ № ___ от ______2022 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Почемучки»

Возраст воспитанников: 2-3 года

Срок реализации: 1 год

  

 

Автор-составитель:

воспитатель группы «Солнышки в ладошках»

Бондарь Ирина Викторовна

Смоленск, 2022-2023 учебный год

Содержание

  1. Пояснительная записка                                                                   3
  1. Цели и задачи программы                                                               5
  2. Учебно-тематический                                                                       5
  3. Содержание программы                                                                   6
  4. Планируемые результаты                                                                7                                                
  1. Комплекс организационно- педагогических условий                     7                                          

2.1. основное содержание исследований

2.2. Методы                                                                                           8

  1. Работа с родителями                                                                         9
  2. Список литературы                                                                            10

1.Пояснительная записка

«Умейте открыть перед ребенком

в окружающем мире что-то одно,

но открыть так, чтобы кусочек жизни

заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы

ребенку захотелось еще и еще раз

возвратиться к тому, что он узнал»

В. А. Сухомлинский

“Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму”.

Китайская пословица

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека, овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой которые обеспечивают становление любознательной и познавательной мотивации, познавательных действий, становление сознания.

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Направление программы: естественнонаучная направленность- экспериментирование.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игру, сон, прогулку, прием пищи и т. д.Ребенок с самого рождения уже сам по себе является исследователем. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

У детей третьего года жизни ярко проявляется любопытство (слово «любознательность» еще не применимо). Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы природоведческого содержания, что свидетельствует как минимум о трех важных достижениях:

• у детей накопилась определенная сумма знаний (как известно, по совершенно незнакомой проблеме вопросов не возникает);

• сформировалась способность сопоставлять факты, устанавливать между ними хотя бы простейшие отношения и видеть пробелы в собственных знаниях;

• появилось понимание, что знания можно получить вербальным путем от взрослого человека.

Актуальность программы:

Детская познавательно- исследовательская деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников. В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Дети уже способны улавливать простейшие причинно-следственные связи, поэтому впервые начинают задавать вопросы «почему?» и даже пытаются сами отвечать на некоторые из них. Приобретая личный опыт, дети трех лет уже могут иногда предвидеть отрицательные результаты своих действий, поэтому реагируют на предупреждения взрослого более осмысленно; однако сами следить за выполнением правил безопасности совершенно не способны.

Педагогическая целесообразность.

Пройдя обучение по программе,  у воспитанников будут сформированы знания о живой и неживой природе. Расширится кругозор.

Адресат программы.

Программа разработана для  детей 2-3 лет, требования к состоянию здоровья не предъявляются.

Объем и сроки освоения программы, режим занятий.

Уровень освоения программы: Стартовый ( 1 год)

Объем программы и режим работы представлены в таблице.

Период

Продолжительность занятия

Кол-во занятий в неделю

Кол-во часов в неделю

Кол-во недель

Кол-во часов в год

1 год обучения

10- минут

1раз

10 минут

36

360 минут

  1. Цели и задачи программы:

Цель: Формировать у детей знания о живой и неживой природе в процессе экспериментирования.

Задачи:

  • Формировать познавательный интерес к познанию окружающего мира
  • Познакомить с элементарными понятиями о живой и неживой природе;
  • Развивать инициативу, активность, самостоятельность;
  • Стимулировать желание детей экспериментировать.
  • Формировать коммуникативные навыки.
  1. Учебно-тематический план

Название раздела

Количество занятий  

всего

теория

практика

«Человек».

4

1

3

«Дерево»

4

1

3

«Воздух»

8

2

6

«Вода»

4

1

3

«Песок и глина»

8

2

6

 «Почва»

8

2

6

1.3. Содержание программы

Ме-сяц

Разде-лы

Теоретические сведения

Практическая работа

Форма организации деятельности

сентябрь

Человек

Формировать у детей знания о собственном теле

Закреплять знания детей о соблюдении личной гигиены.

Диагностика

Тема 1: Проверим слух

Тема 2: Наши помощники – глаза

Тема 3: Взаимосвязь органов вкуса и запаха

октябрь

Дерево

Познакомить детей со свойствами дерева.

Развивать умение определять существенные признаки и свойства (твёрдость, не тонет, лёгкое). Стимулировать желание детей для самостоятельного эстетического преобразования предметов.

Тема 1: Тонет - не тонет

Тема 2: Посадим деревце

Тема 3: Есть ли у растения органы дыхания?

Тема 4: Почему осенью опадают листья?

Ноябрь

Декабрь

Воздух

Дать понятие,  что такое воздух.

Развивать познавательную активность детей, инициативность; формировать понятие что такое воздух,

Тема 1: Этот удивительный воздух

Тема 2: Поиски воздуха

Тема 3: Вдох – выдох

Тема 4: Сухой из воды

Тема 5: Все о воздухе.

Тема 6: Муха – цокотуха

Тема 7: Ветер, ветер , ветерок

Тема 8: Парусные гонки

Январь

Февраль

Вода

Формировать у детей понятие вода, ее свойства.

ознакомить некоторыми свойствами воды. Развивать навыки проведения опытов.

Тема 1: Что такое вода

Тема 2: Путешествие с капелькой

Тема 3: Замораживаем воду

Тема 4:Вода не имеет формы

Тема 5: В воде есть воздух

Тема 6: Снег тоже вода. 15.02.2019

Тема  7: Льдинка и снежинка

Тема  8: С водой и без воды

Март

Апрель

Песок и глина

Познакомить детей со свойствами песка и глины.

Формировать знания детей о глине и песке. Развивать умение сосредоточиться, планомерно

и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты,

развивать наблюдательность детей, умение сравнивать.

Тема 1: Песочная страна

Тема 2: Глина, какая она?

Тема 3: Песок и глина сравнение.

Тема 4: Песчаный конус

Тема 5 :Ветер и песок

Тема 6: Свойства мокрого песка

Тема 7: Песок и глина – наши помощники.19 и

Май

Почва

Дать представление о почве.

Формировать представление детей о почве, ее значении для растений.

Тема 1: «Домашняя засуха»

Тема 2: «Где лучше расти»

Диагностика.

  1. Планируемые результаты:

В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:

  • представления о живой и неживой природе;
  • навыки исследовательской деятельности; 
  • расширять знания об объектах и их свойствах.
  1. Комплекс организационно-педагогический условий
  1. Основное содержание исследований

О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

О природных явлениях  (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т. д.).

О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).

О человеке.

О предметном мире.

В процессе экспериментальной деятельности развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки (свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко;  мягкий - твердый - теплый и т. д.).

  1. Методы

В работе программе используются следующие наглядные методы:

• экскурсии, целевые прогулки;

• наблюдения;

• показа сказок (педагогом, детьми);

• рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

• проведение дидактических игр;

• словесные методы:

• чтение литературных произведений;

• беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

• игровые методы:

• проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);

• загадывание загадок;

• практические методы;

• организация продуктивной деятельности детей;

• оформление гербария растений, плодов;

• постановка сказок, отрывков литературных произведений;

• изготовление с детьми наглядных пособий.

При построении системы работы нашего кружка мы обратили особое внимание на следующие основные направления:

• Познавательно – развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

• Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.).

• Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности(экскурсий, наблюдений, опытов).

  1. Работа с родителями

Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»

Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.

Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе.

Оформление наглядной информации в родительском уголке:

– Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников».

– Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

– Рекомендации: «Проведите с детьми дома».

Родительское собрание – отчёт о работе кружка на тему: «Роль семьи и детского сада в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности».

Практическая часть: Открытое занятие для родителей.

Оформление папки «Мои открытия»

Изготовление картотеки игр для детей и их родителей  «Сыпь песок, лей водичку.

4. Список литературы

1. Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Младшая группа. – М.: ЦГЛ, 2004.– 192с.

2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. / Под ред. О. В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 192с.

3. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).

4. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы: Игры-занятия для дошкольников. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Мир глины - глазами детей»

СодержаниеРаздел 1. Комплекс основных характеристик программы…………….………………31.1.Пояснительная записка……&helli...

Карты педагогической диагностики индивидуального развития ребенка к дополнительной общеобразовательной программе естественнонаучной направленности по развитию исследовательских способностей для детей старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет

Для реализации диагностики по дополнительной общеобразовательной программе  естественнонаучной направленности по развитию исследовательских способностей для детей старшего дошкольного возрас...

Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности "Юные исследователи"

Дополнителная общеобразователная программа естественнонаучной направленности "Юные исследователи" возраст детей 4-7 лет...

Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Любознайка»

Развитие познавательных интересов детей  посредством  опытно-экспериментальной     деятельности...

Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности "Касмалинка"

отличительная особенность программы в том,что её реализация  проходит  на точках экологичской тропы детского сада...

Дополнительная общеобразовательная ПРОГРАММА естественнонаучной направленности «Юный эколог»

Дополнительная общеобразовательная ПРОГРАММАестественнонаучной направленности«Юный эколог»Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года...