Развитие познавательно - исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования
статья по окружающему миру

Михайлова Ирина Владимировна

Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Когда ребенок слышит, видит, делает сам своими руками, то все усваивается прочно и надолго. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_cherez.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования

 С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155), познавательно-исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии.

Одним из основных направлений развития ребёнка, согласно ФГОС, является познавательное развитие, таким образом, познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира, экспериментирование с ними) приобретает огромное значение в процессе становления личности ребёнка. ФГОС требует от нас создать условия развития личности ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Умение видеть проблему, предлагать пути её решения, находить верный выход из проблемы, помогают успешной социализации личности.

Актуальность:

       В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

        Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Когда ребенок слышит, видит, делает сам своими руками, то все усваивается прочно и надолго. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, воспитателю же необходимо только создать оптимальные условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.

      Исследования предоставляют ребенку возможность  найти  ответы на вопросы «как?» и «почему?». Творчество в экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и этическими правилами в жизни общества.

Целевые ориентиры:

Именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым выпускник сегодня должен обладать такими качествами, как любознательность, активность, побуждает интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравится экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Поисково-исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

С момента поступления в коллектив ДОУ ребёнок погружается в познавательно - исследовательскую среду. Конечно, ему очень сложно, многое из окружающего мира непонятно, ново для него, он способен замкнуться. Постепенно ребёнок знакомится с тем, что его окружает, он пытается выстроить причинно – следственные связи между предметами, пытается сам себе объяснить, в чём различия и сходства и т. д.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Также в ходе экспериментирования ребенок учится делать выводы. Детское экспериментирование как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышления, необходимое в становлении личности в целом.

Цель познавательно – исследовательской деятельности

Целью работы в данном направлении является развитие познавательных способностей детей через познавательно-исследовательскую деятельность.

В реализации данной цели помогают следующие задачи:

  1. Развивать у детей познавательную активность.
  2. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
  3. Развивать познавательные процессы: память, мышление, речь, воображение.
  4. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
  5. Воспитывать стремление сохранять и оберегать мир природы и предметов, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

Работа по экспериментированию включает в себя:

  • постановку проблемы,
  • активные поиски решения задач,
  • выдвижение предположений,
  • реализацию выдвинутой гипотезы в действии,
  •  построение доступных выводов.

Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

Организация исследовательской деятельности  воспитанников.  

Примерная структура организации познавательно-исследовательской деятельности

  1. Постановка исследовательской задачи.
  2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
  3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
  4. Уточнение плана исследования.
  5. Выбор оборудования и размещение его детьми в зоне исследования.
  6. Распределение детей.
  7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.

Примерный алгоритм проведения познавательно-исследовательской деятельности

  1. Предварительная работа (чтение, беседы, рассматривание, экскурсии, наблюдения, зарисовки) по изучению теории вопроса.
  2. Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.
  3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
  4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.
  5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий.
  6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.
  7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Дидактический материал и техническое оснащение

 Основное оборудование:

  • Приборы - помощники (лупы, зеркала, весы, песочные часы, компас, спиртовка, магниты    и др.);
  • разнообразные ёмкости из различных материалов, разного объёма и формы;
  • разнообразный природный материал (шишки, веточки, камни, листья, песок, глина, мох); утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, ткани, образцы металлов, пластмасс и др.);
  • разные виды бумаги, краски (пищевые и непищевые);
  • медицинские материалы (пипетки, вата, мерные ложки, шприцы и т.д.);
  • прочие материалы (мука, соль, сахар, сито, свечи и т.д.).

 Дополнительное оборудование:

  • специальная одежда (халаты, головные уборы, перчатки, маски);
  • контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
  • карточки-схемы проведения эксперимента (алгоритмы);
  • индивидуальные тетради для фиксирования опытов;
  • правила работы с материалом.

Ожидаемые результаты:

  • устанавливает отношения со всеми участниками образовательного процесса, обеспечивая обратную связь, в отношении предыдущих удач и неудач в реализации образовательных задач, стоящих перед воспитателем.

  • выявляет состояние критических или находящихся в состоянии изменения образовательных ситуаций, в отношении которых будет выработан курс действий на будущее;

Результаты мониторинга позволяют:

  • ориентироваться на дальнейшее продвижение и успехи ребенка;
  • уточнять и закреплять определённые знания, умения, навыки ребенка;
  • развивать умения и навыки в новой для ребенка ситуации;
  • воспитывать чувство ответственности, настойчивости в достижении цели, навыков самостоятельной работы и др.;
  • стимулировать результаты деятельности ребенка.

Литература:

  • Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет/ авт-сост: Зубкова Н.М. – СПб.: Речь, 2006.
  • Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева, З.И. Михайлова. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014 г.
  • Шапиро А.И. Секреты знакомых предметов. - СПб: ТЦ Сфера, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"

Педсовет включает в себя аналитическую справку по тематической проверке, деловую игру педагогов и решения педсовета....

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями  к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уро...

Практическая консультация для педагогов «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

Дети,  по природе своей,  исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о ми...

Комплексно-тематический план образовательной работы тема "Братья наши меньшие" в подготовительной группе. Рекомендации для воспитателей по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования.

Дикие и домашние животные.Животные разных климатических зон.Ферма и зоопарк. Задачи по видам совместной образовательной деятельности. Самостоятельная деятельность  детей.Образовательная деятельно...

Из опыта работы воспитателя второй квалификационной категории Колосовой Г.С. "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"

Из опыта работы по теме " Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"...

«Развитие познавательно – исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское экспериментирова...

Проект "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"

Способствовать  развитию познавательной активности, любознательности  потребности в умсвенных впечатлениях детей, стремление к самостоятельному познанию и размышлению....