ТРИЗ-игры в работе с дошкольниками
картотека по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
ТРИЗ-игры помогают активизировать творческий потенциал ребенка, его мыслительную активность и фантазию, вырастить из ребенка настоящего изобретателя и генератора новых идей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«МА ДОУ № 4»
ТРИЗ — игры в работе с дошкольниками
Составитель:
Абубакирова Гулчехра Аблакимовна
Игра «Как спасти колобка?» (Метод мозгового штурма, с 3 лет)
— Каким должен быть колобок, чтобы его не съели животные?
— Какие предметы можно подарить колобку, чтобы его не съели в лесу?
— Как обхитрить лисичку?
— Может ли колобок танцевать и отвлечь зверей?
— Кто может жить в лесу из героев других сказок и спасти колобка?
Игра «Необычные предметы» (Метод фокальных объектов, с 4 лет)
Детям предлагается выбрать окружающие объекты, примерить к ним свойства «Твердый – жидкий – воздушный» и обсудить как это возможно и что получилось. Возьмем то, что видим – стол, куклу, мячик и так далее.
Стол может быть жидкий? На него воду пролили? Он состоит из аквариума?
Кукла может быть воздушная? Резиновая? Из воздушных шариков?
Мячик может быть может быть жидкий? Игрушка – антистресс? Гелевый? Желейный?
Кисель может быть может быть твердый? Замерз? Из твердых орехов?
Цветок может быть может быть воздушный? Это облака? Из пыльцы? А может быть он из сладкой воздушной кукурузы?
Игра «Старые новые сказки» (Метод каталога, с 4 лет)
Детям предлагается выбрать из библиотеки ДОУ несколько книг с любимыми сказками и переселить героев из одной сказки в другую либо поменять их местами. Дошкольники могут предложить развитие сюжетной линии, действия сказочных персонажей. Воспитатель помогает оформить детские предложения в единую новую сказку, быстро и эмоционально реагируя на детские идеи. Игра отлично стимулирует творческое воображение.
Игра «Задача для фиксиков» (ММЧ, с 5 — 6 лет)
Детям предлагается одна из исходных ситуаций:
— В доме отключили отопление и замерзает вода в аквариуме, надо срочно спасти рыбок, как аккуратно согреть воду?
— На косметической фабрике разлили бочку с пахучими веществами, как остановить запахи?
— В банку с вареньем уронили эскимо в обертке, можно ли спасти продукты?
— Сосульки на крыше надо раскрасить в разные цвета, как лучше это сделать?
— Надо сфотографировать мыльный пузырь на морозе, что для этого потребуется?
С помощью теоретических маленьких человечков дети попытаются перевести состояние предметов из одного в другое или использовать их свойства, а на помощь к МЧ могут прийти еще и мультяшные фиксики с их инструментами – помогаторами и бытовыми приборами.
Подвижная игра «Свойства предметов» (ММЧ, с 3-4 лет)
В ходе игры дети научатся легко понимать физические состояния знакомых предметов и вещей. Воспитатель внушает дошкольникам, что они – маленькие человечки в составе главного предмета, в твердом состоянии этого предмета они стоят плотно друг к другу и при этом держатся за руки или друг за друга, в жидком состоянии просто стоят, немного покачиваясь из стороны в сторону, а в газообразном (воздушном) состоянии бегают по комнате. После этого воспитатель называет предмет, а дети должны определить какой он – твердый, жидкий или газообразный, и соответственно стоять рядышком, покачиваться или бегать по комнате.
Примеры для определения свойств: шкаф, вода, запах, чай, тарелка, велосипед, дым, молоко, сосулька, карандаш, пар, конфета и другие.
Тот, кто ошибается, выбывает из игры или садится придумывать новые слова – задания и сменяет воспитателя.
ТРИЗ – загадки для детей
Дошкольники обожают засыпать вопросами, загадывать и разгадывать загадки, раскрывать тайны и секреты. Очень много шаблонных головоломок они просто запоминают, порой не вникая в суть вещей, а выучив ответы. Гораздо полезнее научить детей самим сочинять новые загадки при помощи методов ТРИЗ. Для этого современные педагоги разработали несколько простых шаблонов.
Шаблон №1. Выделение свойств.
Выбирать объект – выделить главные свойства – подобрать к каждому свойству похожий объект – сформулировать загадку.
Пример: Сочиняем загадку про радугу.
Она цветная, высокая, красивая.
Цветная — бумага.
Высокая — гора.
Красивая — картинка.
Получаем: Цветная, но не бумага, высокая, но не гора, красивая, но не картинка. Ответ – радуга.
Шаблон № 2. Обозначение действий.
Выбрать объект – обозначить его действия, эффекты – подобрать предметы с аналогичными движениями – сформулировать загадку.
Пример: Возьмем самолет.
Он летает, гудит, перевозит пассажиров, оставляет след.
Ищем аналогичные действия и эффекты:
Летает – птица.
Гудит – паровоз.
Перевозит пассажиров – автобус.
Оставляет след – сапог.
Получаем: Летает, но не птица, гудит, но не паровоз, перевозит пассажиров, но не автобус, оставляет след, но не сапог. Ответ – самолет.
Шаблон № 3. Сходства и различия.
Выбрать объект – придумать похожие на него предметы либо подобрать ассоциативные образы – выделить свойства, сходства и различия – объединить описание, акцентируя различия.
Пример: Белочка.
Подбираем похожие, ассоциативные предметы или понятия:
Лисичка, шишки, запасы.
Выделяем признаки, дополняем образы:
Рыжая шубка, собирает шишки как медведь, делает запасы как маленькие грызуны, которые живут в норках.
Получаем: В рыжей шубке, но не лисичка, собирает шишки, но не косолапый зверь, делает запасы как маленькие грызуны, но прячет не в норку. Ответ – белочка.
На основании вышеперечисленных шаблонов с детьми можно придумать очень простые загадки, новые и хорошо понятные детской логике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТРИЗ - игры для дошкольников
Триз - это одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников. Придумал эту удивительную технологию писатель-фантаст Г. С. Альтшуллер. Последнее десятилетие показало, что а...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/11/picture-175128-1581449854.jpg)
Мастер- класс «Использование современных игровых технологий в интеллектуальном развитии дошкольников - Мнемотехника. ТРИЗ. Игры. Упражнения .»
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Использование мнемотехники для дошкольников в на...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/13/picture-361577-1573638482.jpg)
ТРИЗ игры для дошкольников
Детское мышление еще не способно оперировать абстрактными категориями. Обучение дошколят даже таким простым мыслительным операциям, как сравнение или обобщение, требует особых форм занятий. Как постро...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/16/picture-419831-1394918232.jpg)
Технология ТРИЗ: игры и упражнения с дошкольниками
В презентации представлен комплекс игр и упражнений с использованем технологии ТРИЗ....
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/10/picture-1048063-1686410744.jpg)
Буклет для родителей "ТРИЗ-игры по развитию речи дошкольников"
Буклет будет полезен педагогам ДОО и родителям воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/19/picture-595750-1424332647.jpg)
Практикум для родителей "Развитие речи дошкольников через ТРИЗ-игры"
Педагогическое просвещение родителей...