Тема: «Первые опыты дошкольников»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

«Создание условий для знакомства детей с элементарными основами физики» 

Открытый показ образовательной деятельности «Распространение света», «Забавный телефон» 

Практическая работа «Рисуем звуком»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_opyty.docx27.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

Тема: «Первые опыты дошкольников»

Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; развивать умение выдвигать гипотезы, проверять предположения и формулировать выводы.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей со следующими свойствами: свет всегда распространяется прямолинейно; свет распространяется во все стороны; распространение света можно ограничить; свет не проникает сквозь непрозрачные предметы и образует тень за предметом; размер и направление тени зависят от направления света, падающего на непрозрачный предмет; звук распространяется в воздухе во все стороны; звук лучше передается через твердые тела, чем по воздуху.

Развивать интерес к опытнической деятельности.

Воспитывать бережное отношение к органам слуха, зрения.

Методы и приёмы: рассказ, загадки, слушание аудиозаписи, проведение опытов, практические действия детей.

Оборудование: непрозрачная пластина, зеркальная/непрозрачная пластина 2 шт., линейка, основания для пластин 4 шт,  фонарик, мерный стакан, широкая труба, воронка 2шт., шланг 80 см., молоточек, вода.

Предварительная работа: Изучение свойств звука, света и светового луча, наблюдение за воздухом и водой.

Ход занятия:

- Ребята, сегодня мы будем проводить опыты со светом и звуком.

Первый опыт. Ребята, посмотрите на стол, перед вами включенный фонарик, обойдите вокруг него.

Выключить фонарь, поставить пластины параллельно друг другу зеркальной стороной внутрь на расстоянии 30 см. Фонарь по середине, надеть на него колпачок с прорезью. Предложить одному из детей включить фонарь, а второму ребенку поворачивать колпачок. Попросить детей наблюдать за пластинами.

Свет проходит только через щель между пластинами и только через прорезь колпачка. Свет можно направлять, световые лучи всегда прямолинейны, они не могут изгибаться или поворачивать. Когда колпачок снят, свет видно со всех сторон.

Ребята, где еще мы можем видеть, что свет распространяется по прямой линии? (Когда солнечные лучи пробиваются сквозь облака или деревья в лесу, маяки, как и прежде светят кораблям ночью.)

Ребята, а если нам потребуется защитить какое-нибудь место от попадания солнечных лучей? Тогда для следующего опыта нам потребуется лист бумаги и карандаш. Кладем его на стол и рисуем крестик, это будет место для фигурки (дерева). Попросить ребенка посветить фонариком на дерево сверху с расстояния около 10 см., а другому ребенку отметить длину тени на листе. Затем попросить опустить фонарик ближе к листу и отметить новую границу тени. Попросить детей убрать дерево и провести линии от крестика к отметкам теней. Предложить сравнить линии (линии оказались разной длинны).

Когда свет не может пройти сквозь предмет, место за предметом не освещается. Это и есть тень.

Когда световые лучи падают сверху, появляется короткая тень. Если лучи светят с боку, тень становится длинной.

Мы продолжили изучение свойств светового луча.

Давайте вспомним одно из них:

- Какие источники света вы знаете? (Источником света может являться не только солнце но и обычная лампа)

Физическая разминка. Игра «Найди лишнее»

Карточки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, месяц (лампа, фонарик, лампочка, фонарь, свеча). Дети делятся на две команды. Им необходимо на скорость расфасовать картинки на две группы.

Перед вами лежат картинки. Предлагаю вам разложить картинки на две группы: искусственные, естественные.

Вывод:

Давайте вспомним, какие источники света мы назовем естественными? Источники света, которые созданы природой называют - естественными.

Какие источники света мы назовем искусственными? Источники света, которые созданы руками человека называются - искусственными.

На столе остаются две картинки (диван и кукла).

Дети объясняют, почему эти картинки лишние (эти предметы не дают света).

Продолжаем наши опыты. Мы экспериментировали со светом, а теперь попробуем со звуком.

- Что такое звук?

- Правильно, то, что мы слышим - всё это звуки.

Звуков в природе очень много. Какие вы знаете звуки?

- Да, нас окружают самые разные звуки. Шумовые и музыкальные.

Для следующего опыта нам понадобится шланг, его центр отметим резиновым кольцом. На оба конца шланга надеваем воронки.

Попросить одного из детей сесть на стул и воронки приложить к ушам, попросить второго ребенка молоточком постучать по резинке, а первого ребенка – рассказать,  что он слышит. После этого попросить ребенка постучать сначала справа, затем слева от резинки, а первого ребенка – вновь рассказать, что он слышит и с какой стороны.

При постукивании по шлангу возникает звуковой импульс, который можно услышать. Если стучать по середине, звук слышится в обоих ушах одинаково. Если стучать сбоку, громче будет звучать в ухе, находящимся ближе к звуку. Звук движется по шлангу к ушам. Импульс передается в мозг, который определяет откуда звук.

Теперь давайте попробуем передавать звук друг другу. Повесим шланг на спинку так, чтобы шланг не пережимался, а его концы были одинаковой длины. Предложить детям встать вокруг стула отступив пару шагов, а затем попросить одного ребенка прижать воронку к уху, а второму – взять другую воронку и тихо произнести в нее имя любого из стоящих вокруг детей. Спросить у детей, какое имя было названо. Попросить ребенка, который слушал, назвать это имя.

В твердых телах звук распространяется лучше, чем в воздухе.

Практическая работа «Рисуем звуком».

Ребята, колебания звуков проходят через воздух и создают вибрацию воздуха. Колебание достигают уха собеседника в виде звуковых волн, и он воспринимает их как звуки. Звуковые волны мы не видим, но их действие увидеть можем.

Давайте проделаем опыт, используя необходимое оборудование, которое позволит нам не только слышать звуки, но и рисовать ими.

Демонстрация опыта. Попросить ребенка регулировать частоту звука.

Вывод: почему соль создала рисунок? Звуковые волны от динамика прошли по пластине, заставив соль перемещаться. Мы не видели звуки, но мы увидели действие звуковых волн.

Подведение итогов:

Что мы узнали нового о световом луче?

- Луч света прямолинеен;

- Свет расходится одинаково во всех направлениях;

- Можно ли ограничить распространение света? (Луч света проходит через прозрачные предметы и не проходит через непрозрачные предметы.)

Что мы узнали о звуковых волнах?

Дети Звуковые волны от ударов ложки по крышке прошли по воздуху и достигли фольги с рисом. Рис стал подпрыгивать. Мы не видели звуки, но мы увидели действие звуковых волн.

Предварительная работа:

Продолжая исследовать свойства светового луча, я предлагаю вам, используя пиктограмму провести опыт.

«Почему сломалась ложка»

У детей на столе стоит стакан с ложкой и стакан с водой. Предлагаю их внимательно рассмотреть. Стакан с ложкой прозрачный, но не совсем пустой.

- Ребята как вы думаете, чем наполнен стакан?

Дети: воздухом.

Правильно воздухом. Ложку хорошо видно в стакане?

Дети: хорошо видно потому что стакан и воздух прозрачны.

Выньте ложку из стакана осмотрите её внимательно, не сломана ли она?

Дети: нет с ложкой все в порядке.

Положите ложку обратно в стакан с воздухом изменилась ли форма ложки?

Дети: Нет,

Поставьте стакан с ложкой и возьмите стакан с водой. Посмотрите внимательно, часть стакана наполнена водой, а часть воздухом. То место где вода соприкасается с воздухом,называется границей воды и воздуха.

Ребята, скажите,а пройдет ли луч света через воду и воздух?

Дети: да пройдёт, потому что воздух и вода прозрачны, а световой луч проходит через прозрачные предметы.

Ребята давайте теперь вынем ложку из стакана с воздухом и поставим ложку в стакан с водой. Посмотрите внимательно произошли какие ни будь изменения с ложкой?

Дети: да, с ложкой произошли изменения, ложка кажется сломанной.

А как вы думаете, почему так получилось?

Дети высказывают свои предположения.

Ложка кажется сломанной, потому что луч света неодинаково проходит сквозь воздух и воду. Луч света преломляется на границе воды и воздуха. Такой эффект называется преломлением светового луча.

Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: Луч света не одинаково проходит через воду, и воздух - преломляется на границе.

Такой эффект называется преломлением светового луча.

Дети: Световой луч по разному проходит через воду и воздух. На границе воды и воздуха световой луч преломляется. Такой эффект называется преломлением светового луча. Он используется в изготовлении очков, видеокамер, фотоаппаратов и зеркал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование у дошкольников первоначальных чувств патриотизма через раннюю профориентацию».

На мой взгляд, воспитание патриотических чувств у современного  дошкольника  является одной из основных задач дошкольного образования. Но так, как наши воспитанники – дети работников ОАО «РЖ...

обобщение опыта работы по теме: "Приобщение старших дошкольников к традиционной народной культуре посредством народных праздников"народной куль

Учитывая значимость данного опыта для развития личности ребенка, автор пришел к пониманию необходимости организовать работу по приобщению дошкольников к традиционной народной культуре в соответствии с...

Обобщение опыта работы по теме "Развитие речи дошкольников посредством игры"

В статье обобщен опыт работы по теме "Развитие речи дошольникоа через игру"...

Презентация из опыта работы по теме: "Приобщение младших дошкольников к истории и культуре малой Родины".

Презентация содержит ознакомительный материал из опыта работы по нравственно- патриотическому воспитанию младших дошкольников....

Обобщение опыта работы по теме: "Игровая деятельность дошкольников с нарушением слуха".

В материале представлен опыт работы педагогов МБДОУ по актуальной теме: "Игровая деятельность дошкольников с нарушением слуха". Описаны направления деятельности и пути решения поставленных педагогами ...

Выступление из опыта работы на тему_ «Ранняя профориентация дошкольника, как первая ступень во взрослую жизнь"

Рассматривая вопрос о ранней профориентации дошкольников, мы нередко сталкиваемся с вопросом – А нужно ли вообще развивать данное направление работы и целесообразно знакомить дошкольников с миро...