Проект "Путешествие в мир профессий"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Папилова Надежда Николаевна

Проект по профориентации "Человек - техника" для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt_mini_proekt_professii_roditeley_2024g.docx37.4 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность.

В современное время данный проект особенно важен и значим, так как воспитание уважения к людям и их труду надо прививать с детства, чтобы уже на этом возрастном этапе у детей возникло понимание важности и необходимости профессионального труда.

Ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир. Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Углубленное изучение профессий своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда. Правильный выбор будущей профессии, как правило определит успешный жизненный путь ребёнка.

Таким образом, формирование представлений у детей о мире труда и профессий – это необходимый процесс, который нужно прививать детям с дошкольного возраста в нашем нелёгком, современном мире.
          Проблемы проекта: у детей недостаточная информированность о разнообразии профессий, недостаточно сформирован познавательный интерес к труду взрослых.

Целевая группа – дети подготовительной группы и их родители.

Тип проекта:

По доминирующему методу: познавательно – творческий.

По характеру содержания: включает в себя ребёнка, семью, общество и его культурные ценности.

По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с семьёй.

По продолжительности: средней продолжительности.

Цель проекта: расширение и обобщение знаний детей по теме «Профессии». Развитие интереса детей к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы.

Задачи проекта:

  1. Учить детей понимать о важности и необходимости профессии взрослых, формируя реалистические представления о их труде.
  2. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи событий с использованием метода бережливого управления.
  3. Развивать связную речь детей, внимание и память, основываясь на своём жизненном опыте и полученных ранее знаний.
  1. Воспитывать уважение к результатам своего труда и труда других людей, отзывчивость и другие положительные нравственные качества.
  2. Повысить мотивацию родителей к участию в семейных проектах со своими детьми.

Основное содержание проекта включает в себя мероприятия, направленные на поддержку инициативы и самостоятельности познавательно - творческой деятельности детей с участием семей воспитанников.

Ресурсы:

Временные: 07.11.2023г. – 10.11.2023г. 

Методические: 

1.Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М., 2010

2.Савина И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012.№ 2

3.Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. М., 2014

Материально-технические:

  1. Альбом «Профессии»;

2. Алгоритм «Расскажи -ка» (ознакомления с профессией).

  • Как называется?
  • Место работы
  • Какую работу выполняет?
  • Спецодежда, головной убор
  • Инструменты
  • Отношение к профессии

3.Технологическая карта дидактической игры «Что случилось, как исправить?» 

Алгоритм (организации игры)

  • Что изображено на картинке?
  • Почему это случилось?
  • Кто может помочь? (кто это сделает)
  • Где это делать?
  • В какие сроки нужно исправить? (сделать)
  • Что для этого нужно? (какие материалы)

Дидактические игры:

  1. «Кто больше расскажет о профессии»,
  2. «Угадайте, что я делаю»,
  3. «Что сначала, что потом»

Осуществление проекта: в рамках педагогической системы детского сада, в соответствии с образовательной программой дошкольного образования ДОУ.

Методы проекта: 

- интерактивные словесные (беседа на основе модели трех вопросов: Что мы знаем? Что хотим узнать? Что узнали? Совместное планирование проектной деятельности с учётом интересов ребенка, обсуждение результатов-продуктов проектной деятельности);

- активные наглядные (наблюдение и обследование предметов на выставке «Моё любимое хобби», рассматривая репродукции картин; иллюстраций в детских книгах с поиском ответов на проблемные вопросы; показ способов изображения и способов действий);

- практические игровые (игровые проблемные ситуации, упражнения, сюжетно-изобразительная игра с незаконченным (создаваемым) образом). 

План реализации проекта:

1.Подготовительный этап.

1.Создание условий ППРС, создание библиотеки: книги о профессиях

иллюстрации, картинки по теме «Профессии»;

2. Подготовка материала для продуктивной деятельности;

3. Подбор информации по теме через интернет;

4. Сбор информации в энциклопедиях, книгах, интернете о профессии в жизни человека;

5. Подбор пословиц, стихотворений, иллюстраций;

6. Подбор и изучение дополнительной методической литературы;

7. Подбор художественной литературы для детей;

8. Привлечение внимания родителей к данной проектной деятельности.

1.1. Экскурсия в кабинет к заведующему, в методический кабинет, на кухню, прачечную, медицинский кабинет   по развитию интереса к профессиям сотрудников детского сада.

1.2. Беседа с детьми после экскурсии по детскому саду, в течение которой у детей возникли вопросы о профессиях своих родителей.

А что же мы знаем?

-  Я знаю, что мои родители работают в техникуме (Коля Х.).

- Я видела, что мама много сидит в компьютере. (Нелли Х.). 

- А я знаю, что моя мама работает со строителями, рисует много чертежей (Лиза З.).

- А у меня мама не работает, но любит заниматься своим любимым делом (Алёша С.)

Что хотим узнать?

- А как называется мамино любимое дело? (Н.Н.)

- Хочется увидеть, что делает папа на работе? (София С.)

- Как называется профессия того человека, который создаёт всё вкусненькое, например печенье или пирожное, а может быть мороженное? (Аня Н.)

Как можем найти ответ?

- Спросить у мамы (Алёша С.)

- В интернете (Никита Ш.)

- Посмотреть мультики о профессиях (Аня Б.)

  1. Консультации для родителей: «Профориентация детей в дошкольном образовании». Что родители могут рассказать ребенку о выборе профессии. Приложение №1.
  2. Планирование практической деятельности

Выбор детьми и родителями с учётом интересов ребёнка совместной деятельности в семье по созданию:

- тематического альбома с рассказом ребёнка о профессии родителя. Приложение 2;

- творческой выставка семейных работ из цикла «Моё любимое хобби»;            

- видеоролика «Калейдоскоп профессий».

2.  Практический этап

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Самостоятельная деятельность ребёнка

Взаимодействие с семьями воспитанников

Занятия по теме:

Аппликация:

«Сказочный дом»

Игры малой подвижности:

«Где мы были не скажем, что делали покажем», «Если весело живется делай так», «Я садовником родился».

Дидактические игры:

Алгоритм «Расскажи -ка» (ознакомления с профессией).

Технологическая карта игры «Что случилось, как исправить?»

Чтение художественной литературы: «Дядя Стёпа - милиционер» С. Михалков;

«Чем пахнут ремесла?»

 Д. Родари;

«Доктор Айболит»

К. Чуковский;

«Кем быть?» В. Маяковский;

«Строители» Б. Заходер

Рассматривание репродукций, альбомов, иллюстраций на тему «Профессии»

Дидактические игры:

«Кто больше

расскажет о профессии»,

«Угадайте, что я делаю»,

«Что сначала, что потом»

Индивидуальные беседы по запросу родителей:

- о создании альбома по профессии одного из родителей с рассказом ребёнка;  

- по созданию творческой выставки из цикла «Моё любимое хобби»;

- о проведении занятия с детьми

«Сказочный дом».

Сбор материала для создания и пополнения альбомов «Все работы хороши, выбирай на вкус…».

3. Заключительный этап.  

В течение недели родители совместно с детьми создали альбомы по профессии одного из родителей с рассказом ребёнка. Также организовали творческую выставку из цикла «Моё любимое хобби». Прошла встреча с гостями группы, студентами из Энергетического техникума, которые рассказами и продемонстрировали спецодежду по профессии электросварщика. Создали и просмотрели видеоролик «Калейдоскоп профессий».

Достижения ожидаемых результатов:

 Результаты – эффекты:

Что мы узнали?

Проект «Путешествие в мир профессий» реализовал поставленные задачи. Дети группы расширили и углубили знания о существовании разных профессий, о значимости, ценности каждого труда.

Проект способствовал возникновению интереса к профессиям своих родителей через профессии сотрудников детского сада, дети стали активнее участвовать в обсуждениях, диспутах о том, какая профессия интереснее.

Большинство детей научились составлять небольшие рассказы о профессии своих родителей, уверенно презентовать их перед своими товарищами. Ежедневные обсуждения и составление рассказов по теме обогатило словарь детей, способствовало повышению их речевой активности. Проект способствовал воспитанию у детей уважительного отношения к людям труда, желанию помогать дома родителям, воспитателю и младшему воспитателю в детском саду.

Дети научились устанавливать причинно-следственные связи событий с использованием метода бережливого управления в игре «Что случилось, как исправить?» У детей развито критическое мышление, ориентированное на поиск и выявление первопричин проблемных ситуаций. Дети могут применить полученные знания в реальной жизненной ситуации.

Результаты-продукты:

В течении проекта пополнили РППС группы:
Внесли альбомы «Профессии родителей», созданные родителями для демонстрации их детьми перед слушателями группы. Создали сказочные домики для героев сказки. Пополнили копилку дидактических игр по методу бережливых технологий и копилку видеороликов «Калейдоскоп профессий».

 
          Перспективы дальнейшего развития проекта:

Проект укрепил дружеские отношения между родителями и сотрудниками детского сада, способствуя желанию помогать детям в его реализации.

При использовании метода бережливых технологий в игре «Что случилось, как исправить?» продолжить организацию командного выполнения решения проблемы. Также предложить детям составить рассказ «Почему это произошло?» и составить рассказ на тему «Как можно предотвратить эту ситуацию?»

Уверена, что данный проект заставил детей взглянуть на работу своих родителей другими глазами, более уважительно относиться к их труду. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех, поэтому я очень надеюсь, что в будущем мои выпускники выберут себе любимую профессию, доставляющее радость и приносящее пользу людям.

 Список литературы и интернет – источников:

1.  Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. -64с. – (Библиотека руководителей ДОУ). 

2. Михайлова-Свирская Л.В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста: пособие для педагогов ДОО/ Л.В. Михайлова – Свирская. – М.: Просвещение, 2015. – 128с.: ил. – (Работаем по ФГОС дошкольного образования).

Интернет-ресурсы:

http://nsportal.ru/

http://festival.1september.ru/articles/566837/pril2.doc

http://festival.1september.ru/articles/566837/pril1.doc


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по ознакомлению старших дошкольников с профессиями взрослых "Все профессии нужны, все профессии важны"

Цель проекта:Познакомить  детей с различными профессиями взрослых.Формировать у старших дошкольников трудовые навыки.Обеспечить  начальную профориентацию детей дидактическими и методич...

«Все профессии важны, все профессии нужны» (Формирование представлений у детей о профессиях взрослых через познавательно-игровую деятельность в младшей группе)

Паспорт проектаВид проекта: – информационно - творческий.Актуальность: В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся подражать им и желают сами что-то сделат...

Конспект (НОД) в старшей разновозрастной группе на тему: «Увлекательные профессии взрослых» с использованием мультимедийного пособия "Все профессии важны, все профессии нужны"

Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД)в средней группе на тему: «Профессии»(образовательная область «Познавательное развитие»).Цель: Обобщить знания по теме «Профессии».Задачи:Обр...

Все профессии важны, все профессии нужны. Знакомство с профессией "Повар" (2 младшая группа).

Краткосрочный  проект  с целью: Дать представление детям о профессии "Повар" через сюжетно-ролевых игры....

Проект в подготовительной группе «Все профессии нужны, все профессии важны» Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны»

В современное время данный проект особенно актуален и значим, так как воспитание уважения к труду и людям надо прививать с детства, чтобы уже на этом возрастном этапе у детей возникло понимание ...

Открытый просмотр на тему: "Формирование положительного отношения к труду через знакомство с профессией и его отношения к другим профессиям" Игра - викторина: Все профессии нужны, все профессии важны"

Задачи: Обощение и закрепление знаний детей о профессиях.Цель: закрепить представления детей о профессиях и орудиях труда, необходимых людям определенных профессий; развивать логическое мышление, памя...