Доклад «Развитие познавательной активности детей через экспериментирование»
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Достак Алена Окал-ооловна

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что – то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал»

( В.А. Сухомлинский)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
комбинированного вида Детский сад «Чечек»
с.Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва

        

        





Доклад

на тему: «Развитие познавательной активности детей через экспериментирование»





Подготовила:

воспитатель

Достак А.О.




с.Кызыл-Мажалык-2020г.

«Развитие познавательной активности детей через экспериментирование»

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что – то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал»

( В.А. Сухомлинский)

             Появившись на свет, маленький человек начинает свой путь длиною в целую жизнь. С первых минут и до последних дней человек неустанно познает мир, в котором он живет. Сначала познания позволяют ему войти в мир, привыкнуть к миру; затем- постепенно, но активно постигать накопленный до него опыт человечества, и наконец, став взрослым, внести свой позитивный вклад в обогащение этого мира.

Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем ее многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Дети дошкольного возраста способны к освоению таких фундаментальных понятий, как пространство и время, действие и покой, изменение и развитие, живое и неживое, строение, назначение материалов, предметов. На каждом возрастном этапе познание мира, осуществляется своими специфическими способами.

Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать самих дошкольников в познание реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта. Исследовательская поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет познать этот мир.

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования и проектирования. Разработку теоретических основ метода детского экспериментирования в дошкольных учреждениях осуществляет творческий коллектив под руководством профессора Н.Н. Подъякова.

В 1997году Н.Н. Подъяков пришел к выводу, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, а экспериментирование.

Для этого Н.Н. Подъяков приводит доказательства:

  • Игре надо учить, а в экспериментировании ребенок самостоятельно воздействует на окружающие его предметы и явления;
  • В эксперименте объект преобразовывается;
  • Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким –то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается;
  • Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую.
  • Достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими изучаемыми объектами и со средой обитания.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года – практически единственным способом познания мира. Л.С.Выготский неоднократно говорил: « Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами»

Основная задача в поисково – исследовательской деятельности дошкольника, возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное само выражаться. Наша задача помочь детям в проведении этих исследований, сделать их показными.

Какие же существуют методы и приемы обеспечивающие реализацию познавательной деятельности:

  • Проблемные ситуации (Почему сухой песок рассыпается а. мокрый лепится?)
  • Игры – экспериментирования;
  • Метод выбора ( наблюдение, беседа, эксперимент, описание и др.)
  • Вопросы, стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка определяющие его успех в познании мира: «Доволен ли ты собой как исследователь?»)

Одним из направлений детской экспериментальной деятельности является – проведение опытов. Они способствуют развитию у детей мышления ,логики, творчества ,позволяют показать наглядно связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют детям найти ответы на вопросы «как?» и « почему?».

В процессе проведения опытов необходимо задействовать каждого ребенка. Опыты чем –то напоминают ребятам фокус, они необычны, а главное ребята все проделывают сами. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к предметам, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям и умозаключениям.

Практическое соприкосновение с жизнью и есть тот метод, благодаря которому дети познают мир, явления природы. Они становятся раскованнее, могут отстаивать свою точку зрения.

В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения, классификации, обобщения. В ходе экспериментально – познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опытов, и анализируя, делает вывод, умозаключение самостоятельно.

Это способствует обогащению ребенка знаниями, учит его самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнает; оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребенка, развитие его человеческих, социальных чувств.

Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать и я пойму!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности детей через экспериментирование

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №2Дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4»Локомотивного городского округа.    Тема: «Развити...

Развитие познавательной активности детей через экспериментирование (выступление на городской конференции).

Материал знакомит с опытом работы по организации детского экспериментирования в старшей группе....

Консультация для воспитателей "Развитие познавательной активности детей через экспериментирование ".

Консультация для воспитателей "Развитие познавательной активности детей через экспериментирование "....

Развитие познавательной активности детей через экспериментирование

Появившись на свет, маленький человек начинает свой путь длиною в целую жизнь. С первых минут и до последних дней человек неустанно познаёт мир, в котором он живёт. Сначала познания позволяют ему войт...

Доклад на тему: «Развитие познавательной активности детей через экспериментирование.»

Развитие познавательной активности детей через экспериментирование.« Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что – то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми...