Познавательно- исследовательская деятельность «Независимое расследование «Гнездо с птенцами»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Шахматова Марина Ивановна

Использование проблемных ситуаций в обучении, положительно влияет на развитие творческого мышления у старших дошкольников. Каждый ребенок имеет свое мнение  в решении проблемы и хочет чтобы его услышали. Но не всегда детям удается решать трудные задачи, так как им не хватает знаний  и способов деятельности для решения познавательной задачи. Для этого педагог использует разные уровни проблемности: 1. Воспитатель сам ставит задачу и сам ее решает при активном слушании и обсуждении детьми; 2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под руководством находят решение. Воспитатель направляет ребенка на самостоятельные поиски путем решения; 3. Ребенок ставит проблему, воспитатель помогает ему ее решать.У ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему; 4. Ребенок сам ставит проблему и сам ее решает. В итоге ребенок учится анализировать ситуацию и самостоятельно находить правильный ответ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательно- исследовательская деятельность

«Независимое расследование «Гнездо с птенцами»

Цель: Способствовать развитию у детей, успешной социализации путем создания и решения проблемных ситуаций, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Развивать разговорно-связную речь, доказательную речь; умение делать итоговые умозаключения. Воспитывать познавательный интерес.

Ход:

- Совсем недавно, ребята, мы с вами на прогулке нашли под березой гнездо с погибшими птенцами. Это происшествие произвело на вас большое впечатление. Я помню сколько у вас тогда «созрело» много вопросов: «Чье это гнездо? Как оно здесь оказалось? Почему птенцы погибли? Может их кошка стянула с дерева? А может это была белка? Может ветер сдул гнездо?» и т.д.

- Рассмотрев гнездо, мы с вами решили, что проведем с вами свое независимое расследование. Поставили перед собой задачи:

  1. узнать чье это гнездо
  2. как оно попало к нам на участок
  3. почему птенцы погибли

– На вопрос, как мы узнаем всю правду и где возьмем информацию, вы ответили: что можно посмотреть в интернете, в энциклопедии, в книге, по телевизору.

- Затем, мы с вами разделились на 3 команды, и каждая из вас получила задание:

1 команда «Кошка»- ищет информацию о кошке, гнезде и птенцах, версия произошедшего;

2 команда «Белка»- ищет информацию о белке, гнезде и птенцах.; версия произошедшего;

3 команда «Ветер»- ищет информацию о ветре, гнезде и птенцах, версия произошедшего;

- И так, сегодня мы с вами собрались, чтобы провести «круглый стол», узнать истину. Результаты вашего расследования я буду заносить в таблицу.

– Вы согласны?

Дети: - Да!

- И так, мы начинаем!

Название команд

Кошка

Белка

Ветер

Кто это?

Что это?

Животное

Животное

Движение воздуха

Какое это животное?

Какой бывает ветер?

Домашнее

Дикое

Слабый, умеренный, сильный

Есть когти?

Есть когти

Есть когти

Нет

Как передвигается по деревьям?

Хорошо лазает по деревьям

Хорошо лазает по деревьям и прыгает

Сдвигает и срывает разные предметы

Ест ли птенцов?

Ест птенцов

Ест птенцов

Не ест

Что делают ночью?

Ночью охотится на мышей или спит

Ночью спит

Ночью был сильный

Вывод: Птенцы были в гнезде, значит это не кошка и не белка сорвали гнездо. (они бы их съели) Ночью был сильный ветер, он сорвал гнездо и ударил с силой его о землю. Птенцы от удара (падения)погибли.

- Предлагаю детям рассмотреть фотографии птенцов и гнезд.

Какие птенцы похожи на наших?

Птенцы красненькие с красным клювом

Птенцы красненькие с красным клювом

Птенцы красненькие с красным клювом

Какое гнездо было у нас?

Гнездо сороки

Гнездо сороки

Гнездо сороки

Откуда упало гнездо?

Упасло с дерева

Упасло с дерева

Ветер сорвал его с дерева

Вывод: Рассмотрев фотографии гнезд и птенцов разных птиц (вороны, воробья, сороки, синицы, голубя), дети сделали вывод, что это было гнездо сороки и ее птенцов.

- А теперь, каждая команда расскажет нам свою версию произошедшего:

Команда «Кошка» - Однажды Кошка пошла погулять и услышала, как пищат птенцы. Она решила залезть на дерево и съесть их. Кошка очень хорошо лазала по деревьям, и была уверена, что полакомится птенцами. Мама сорока и папа сорока увидев кошку стали летать вокруг дерева и клевать кошку. Кошке было больно, но она продолжала лезть. Когда кошка добралась до гнезда и собиралась схватить птенца, сорока сильно ударила кошку клювом в голову. В тот самый момент, кошка потеряла равновесие, схватилась за гнездо и повисла на нем. Гнездо не выдержало и оторвалось. Кошка вместе с гнездом упала на землю. С перепуга кошка вскочила и убежала. Гнездо с птенцами так и осталось лежать на земле.

Команда «Белка» - Однажды белка бегала и прыгала по деревьям в поиске еды для своих маленьких бельчат. Увидела гнездо сороки, и решила полакомиться птенцами. Она запрыгнула в гнездо и стала есть птенцов. В это время вернулись родители. Они набросились на белку и стали ее клевать. Белка сбежала, а гнездо упало на землю. Так погибли птенцы сороки.

Команда «Ветер» Однажды ночью поднялся сильный ветер. Он был на столько сильный, что сносил даже птиц с их гнезда. Сороки как могли боролись с ветром, защищая свое гнездо. Ветер все дул и дул, набирая силу. В конце концов, ветер оказался сильней, он сорвал гнездо с дерева и бросил его на землю. В результате чего птенцы погибли и птицы не смогли им помочь.

- Ребята, каждая версия получилась правдоподобная, очень похожа на правду.

- Но, мы с вами должны выбрать, единственную. Как думаете, какая версия правильная, учитывая выводы, сделанные ранее?

Дети: - Третья; сорвал ветер.

- Молодцы, ребята!

-Ребята, вам понравилось быть следопытами? Что больше всего понравилось? Какое еще хотели бы провести расследование? (ответы детей)

- Спасибо, ребята, вам за отличную работу! Вы настоящие следопыты!

Провожу награждение команд значками «Юный следопыт».

Дополнительная информация:

Кошки — хищники по природе, поэтому их правильно кормить мясом, яйцами и рыбой. В дикой природе кошки питаются грызунами, мелкими птицами, кротами другими мелкими животными которых могут поймать и насекомыми, которые составляют до трети от их рациона. Насекомые — это источник не только белка, но и незаменимых аминокислот и микроэлементов.

Белки всеядны, в рационе у них присутствуют семена различных деревьев (по большей части хвойных), грибы, орехи, ягоды, насекомые, могут поймать ящерицу, а могут разорить птичье гнездо и съесть как яйца, так и беспомощных птенцов.

Ветер – это горизонтальное перемещение (поток воздуха параллельно земной поверхности), возникающее в результате неравномерного распределения тепла и атмосферного давления и направленное из зоны высокого давления в зону низкого давления. Ветер характеризуется скоростью (силой) и направлением. Направление определяется сторонами горизонта, откуда он дует, и измеряется в градусах. Скорость ветра измеряется в метрах в секунду и километрах в час. Сила ветра измеряется в баллах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе

Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Необычное расследование»

Интереснейшее занятие по формированию логического мышления через экспериментальную деятельность. В ходе занятия закрепляются основные цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный), геометрическая форма, ра...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....

Конспкт занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Необычное расследование"

Цель: формирование логического мышления через экспериментальную деятельность...