Проект по экологии
проект по окружающему миру

Убасева Ирина Владимировна

Проект по экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_proekt_po_ekologii.docx517.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №36


Экологический проект «Юные эколята»

https://ucare.timepad.ru/78084d6b-f131-4791-8217-685afce3110a/poster_event_1586398.jpg

Воспитатель:

Чебоксары - 2022

Содержание

Введение

1. Актуальность

2. Содержание проекта

2.1. Цели и задачи проекта

2.2.Ожидаемые результаты

2.3. Этапы реализации проекта

3. Заключение

Используемая литература

Приложение к проекту

«Природа для нас - кладовая солнца с великими сокровищами...

И охранять природу - значит охранять Родину»  

М.М. Пришвин.

Введение

1. Актуальность

Экологическое воспитание подрастающих поколений – одна из актуальнейших задач современности. Природа –удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человека. Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный, а затем и школьный периоды развития человека. В эти периоды у детей можно сформировать осознанно правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы. 

Огромное значение имеет правильный выбор педагогических технологий сопровождения процесса освоения детьми экологической культуры, формирования экологического сознания. Учитывая актуальность данной проблемы и накопленный опыт, мы предприняли попытку активизировать работу по экологическому образованию детей с помощью проектной деятельности.






 
2. Содержание проекта.


Тип проекта:
Долгосрочный

Целевая аудитория:

– подготовительная группа, педагоги, родители.


Технологии:

  • Здоровьесберегающая
  • Личностно-ориентированного обучения.
  • Сказкотерапия
  • Исследовательской деятельность

Методические приёмы:

  • Наглядные
  • Словесные
  • Игровые
  • Практические
  • Наблюдение
  • Экскурсии
  • Рассматривание картин
  • Рассматривание фотографий
  • Обобщающая беседа.

Ресурсное обеспечение проекта: 
Уголок экологии и экспериментирования в группе. 
Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т.д.). 
Библиотечка юного эколога. 
Подборка художественной литературы “Познавательное чтение”. 
Подборка опытов и экспериментов “Опыты”. 


2.1. Цель проекта:
Формирование экологической грамотности детей, бережного отношения к природе и окружающему миру.

Задачи проекта:

  • Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе, учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
  • Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека;
  • Учить обобщать и систематизировать представления о временах года;
  • Формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
  • Обеспечить непрерывность экологического образования в системе «ДОУ - семья»;
  • Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.
  • Принять участие в озеленении территории детского сада.



2.2. Ожидаемые результаты:

У детей:

1. повышение уровня экологической культуры, экологической грамотности, познавательной активности;

2. дети понимают взаимосвязь в природе, бережно относятся к ней, животным, птицам, насекомым;

3. воспитание внимательного, разумного, бережного отношения к окружающей природе.

У родителей:

1. повышение экологической культуры; родители осознают необходимость экологического воспитания детей;

2. создание единого воспитательно-образовательного пространства группы ДОО и семьи по экологическому воспитанию дошкольников;

3 . участие в совместных экологических мероприятиях и акциях.

повышен уровень экологической культуры родителей.


2.3. Этапы реализации проекта:
1 этап – Подготовительный
2 этап – Основной
3этап –Заключительный

Подготовительный этап
Сбор и анализ литературы по данной теме. 
Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей. 
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию 
проекта. 
Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта. 
Насыщение предметно развивающей пространственной среды группы тематическими содержанием.

2 этап – основной

Формы реализации проекта:
- беседы,
- непосредственная образовательная деятельность;
- наблюдения и экологические экскурсии;
-
лаборатория “Опыты” (опыты и эксперименты). 
- подвижные, дидактические, имитационные игры,инсценировки экологической направленности.
- чтение художественной литературы;

- организация труда в уголке природы, на участке, на огороде;

- работа с календарем природы, дневником наблюдения, журналом опытов;

- взаимодействие с семьей;

- рассматривание репродукций картин, иллюстраций, фотографий, альбомов;

- тематические выставки.



1-й этап – подготовительный

1. Составление плана по реализации проекта. Сентябрь. Воспитатель.

2. Разработка системных паутинок: «Экологическое образование», «Направление экологической работы с детьми». Сентябрь. Воспитатель.

3. Создание и оформление экологической тропы. Сентябрь - октябрь. Воспитатель, дети.

4. Подобрать и оформить папку наблюдений на прогулке, альбом «Опыты», фольклорный материал «Явления природы», «Экологические стихии». Сентябрь-октябрь. Воспитатель, родители.

5. Подобрать запрещающие знаки в обращении с природой, схемы в помощь детям для рассказывания. Сентябрь. Воспитатель.

6. Оформить альбом «Правила поведения в природе». Сентябрь. Воспитатель, родители.

7. Родительское собрание «Воспитание детей через природу». Сентябрь. Воспитатель, родители.

8. Трудовая деятельность: полив цветника и огорода, уборка участка, помощь дворнику, сбор и засушка семян, листьев, цветков, соцветий, трав, корешков для оформления гербария и поделок. Сентябрь-октябрь. Воспитатель, родители, дети.

9. Подобрать художественную литературу для чтения, пересказывания, заучивания, картины. Сентябрь. Воспитатель.

10. Провести 1-й этап диагностики. 25-29 сентября. Воспитатель.


2-й этап – деятельный

Беседы:

1. «Унылая пора! Очей очарованья.» - закреплять представление детей о золотом периоде осени. 27 сентября. Воспитатель, дети.

2. «Речка, реченька, река» - формирование понятия о возникновении реки, ее истоках. 5 октября. Воспитатель, дети.

3. «Растение как живое существо» - сформировать у детей представление о приспособленности растений к среде обитания, к сезонам года. 14 ноября. Воспитатель, дети.

4. «Беседа о снеге» - установить зависимость состояния снега от температуры воздуха. 12 декабря. Воспитатель, дети.

5. «Как много интересного бывает зимой» - сформировать у детей обобщенное представление о зиме. 30 января. Воспитатель, дети.

6. «Кто такой человек» - уточнять представления детей в сравнении с животными и растительным миром. 8 февраля. Воспитатель, дети.


Непосредственно образовательная деятельность:

1. «Наша земля» - формировать первоначальные представления о творении мира, познакомить с историей появления глобуса. 21 сентября. Воспитатель, дети.

2. «Растения – легкие Земли» - представление о значении растений. 28 сентября. Воспитатель, дети.

3. «Свойства воздуха» - закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. 6 октября. Воспитатель, дети.

4. «Путешествие в осенний лес» - обобщать знания детей об осени. 30 октября. Воспитатель, дети.

5. «Волшебница вода» - продолжать знакомить детей со свойствами воды. 23 ноября. Воспитатель, дети.

6. «Веселое путешествие» - закрепить знания о приспособленности живой природы к изменениям в неживой природу. 11 декабря. Воспитатель, дети.

8. «Покормите птиц зимой» - формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах. 29 января. Воспитатель, дети.

9. «Зима полна серебра» - обобщать представление детей о зиме, характерных признаках зимних месяцев. 5 февраля. Воспитатель, дети.

10. «Земля наш общий дом» - показать Землю как общий дом для всех людей и всех живущих существ. 12 февраля. Воспитатель, дети.


Творческие работы:

1. Рисование «Дары осени» - закрепить умение передавать в рисунке форму и цвет овощей и фруктов. 18 сентября. Воспитатель, дети.

2. Аппликация «Волшебные листочки» - учить составлять узор из сухих листьев. 2 октября. Воспитатель, дети.

3. Рисование «У природы нет плохой погоды» - учить детей умению отражать в рисунке признаки осени. 18 октября. Воспитатель, дети.

4. Рисование «Веточка ели» - совершенствовать технику рисования с натуры. 15 ноября. Воспитатель, дети.

5. Рисование «Мы гуляем» - продолжать знакомить детей с зимним пейзажем, передавать в рисунке человека в движении. 6 декабря. Воспитатель, дети.

6. Рисование «Снежинки» - учить детей рисовать узор на бумаге. 5 февраля. Воспитатель, дети.

7. Принятие участия в областном конкурсе творческих работ «Природа родного края глазами ребенка». 1-14 декабря. Воспитатель, дети.


Развлечение:

1. «Любите природу!» - экологическая сказка – учить детей наблюдать за природой и беречь ее. 13 сентября. Воспитатель, дети, муз. руководитель.

2. «Осенины» - праздник- формировать представления детей об осенних явлениях природы. 18 октября. Воспитатель, дети, муз. руководитель, сотрудники.

3. «Знаешь ли ты лес?» - заседания Клуба знатоков природы – расширять знания о природе. 6 декабря. Воспитатель, дети, муз. руководитель.

4. «У природы нет плохой погоды» - музыкально-познавательное занятие – расширять знания о явлениях природы. 31 января. Воспитатель, дети, муз. руководитель.

3. Заключение

Цель экологического воспитания — становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.

Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:

• эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;

• условия развития, включая общение, игру, а также получение новых впечатлений.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ экологической культуры.

Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

Данный проект является важным звеном экологического воспитания детей, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми, чуткими, внимательными и заботливыми, научить любить природу.


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1.  Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. -М.: Мозаика-Синтез, 2010. -112 с.
  2.  «От рождения до школы». Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А. Васильевой. -3-е изд., испр. и доп.-М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 368 с.
  3. Рыжова Н.А. «Наш дом - природа», 1996
  4. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 80с.

Продуктивность:

Содержание плана проекта разработана на основе требований программ «Детство» и «Юный эколог» с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В план проекта вошли несколько разделов:

- «Неживая природа – среди жизни растений, животных ,человека» - дети приобретают знания о мироздании, воде, воздухе, почве и камнях, сезонах.

- «Многообразие растений и их связь со средой обитания» - дети знакомятся с комнатными растениями и растениями на участке детского сада.

- «Многообразие животных и их связь со средой обитания» - дети знакомятся с обитателями уголка природы, с домашними животными, с перелетными и зимующими птицами.

- «Взаимодействие человека с природой» По этому разделу разработала цикл занятий:

- «Человек – живое существо» .

- «Как человек использует природу».

- «Охрана природы».

Работу по данной проблеме я начала с создания предметно – развивающей среды. Это ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Каждый элемент среды имеет свое функциональное значение. Определены принципы организации таких элементов (зонирование территории, подбор объектов живой и неживой природы), обеспечивающие вариативный подход в создании развивающей предметной среды.

Дети проявляют огромный интерес к исследовательской работе, поэтому стараюсь больше времени уделять опытам и наблюдениям.

Для решения вышеперечисленных задач по экологическому воспитанию я использовала педагогическую диагностику, которая помогает оптимизировать процесс воспитания и развития каждого ребенка и возрастной группы в целом, помогает решить целый ряд взаимосвязанных задач:

- выявить, в какой степени ребенок освоил программу экологических знаний;

- выявить, как ребенок овладел познавательными и речевыми умениями, соответствующими содержанию знаний;

- понять, какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;

- увидеть, в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе (природоохранное, гуманное, эстетическое, познавательное).

Для решения указанных задач использую разнообразные методы изучения, методы педагогической диагностики (самодиагностики): беседы с детьми, педагогические наблюдения, эксперимент, дидактические игры.

По результатам диагностики знаний детей о природе, о развитии трудовой деятельности по уходу за живыми объектами я планирую организацию педагогического процесса, направленного на воспитание основ экологической культуры, осуществляя выбор методов и форм организации детей, их сочетание, учитывая психическое развитие дошкольников.

Во время проведения любых мероприятий я учу детей беречь и приумножать мир растений.

При наблюдении за комнатными растениями я обращаю внимание детей на красоту цветов и листьев, рассказываю, что комнатные цветы не только украшают комнату, но и что они оздоравливают микроклимат помещения, что каждый цветок требует своих условий.

Все полученные знания я закрепляю в играх «Опиши цветок», «Узнай по

описанию», «Что изменилось?» и так далее.

В ознакомлении детей с растительным миром я использую в работе разработанные мною карты-схемы по развитию логического мышления, использую иллюстрации о строении растений, пословицы, загадки, чтение рассказов .

Вся работа по данному направлению помогает детям придать процессу познания яркую эмоциональную окраску, развивать воображение и фантазию.

В результате моей работы над проектом, накоплен определенный материал: это доклады, конспекты занятий, рекомендации, консультации, альбом пословиц, поговорок, загадок по темам, гербарии «Растения нашего участка», «Луговые травы», «Цветы», «Лекарственные растения», «Красная книга», проекты: о весне, зиме, осени, лете, где дана характеристика сезона.

Разработаны:

- «Экологическая тропинка» в детском саду;

- «Паспорт растений» экологической комнаты и уголка природы;

- Экологический проект «Ель»;

Акции:

- «Покормите птиц зимой»;

- «Зеленый патруль»;

- «Озеленение территории детского сада с родителями».

Экскурсия и маршруты в природу являются одной из форм организации экологического воспитания.

Каждая экскурсия несет в себе информационную нагрузку. Во время экскурсий дети слушают рассказ о том что растения живые существа, у них есть свои потребности. Вся красота растений, которую они видят достигается созданием хороших условий и уходом за ними. Детям предоставляется возможность не только наблюдать, но и ухаживать за растениями.

Место расположения нашего детского сада позволило мне составить маршруты в природу: в парк, лес, на водоем, к роднику, что дает хорошую возможность познакомить дошкольников с естественным окружением живой природы.

Вся работа над проектом дала положительные результаты. Дети готовы выявить более сложные причинно - следственные связи, действующие в мире природы, устанавливать общие закономерности природных явлений.

Дети узнали, что растения живые существа. У них есть свои потребности, им необходимы определенные условия: питательная почва, вода, свет, тепло, воздух.

Комнатные растения имеют определенное строение и размножение.

У детей сформировался познавательный интерес, они охотно наблюдают и ухаживают за комнатными растениями, изображают их в рисунках, аппликациях.

Приобрели знания о причинах смены дня и ночи, времен года, о причинах вечного холода на полюсах вечной жары на экваторе, о свойствах и значениях воздуха и воды, особенностях расселения растений и животных на планете.

На основе представлений о взаимосвязях в природе и в растительном мире, у детей развивается интерес к природе, интерес к ее познаниям, действительная готовность прийти на помощь растениям, если они в этом нуждаются. Контакт детей с природой, непосредственно и постоянно окружающей ребенка, разнообразие приемов и методов (продуманная организация труда, наблюдений, игры, обучения) – ключ правильной постановки экологического воспитания. Только тогда природа предстанет перед человеком доброй, щедрой, дающей свои богатства и радость общения, если он отнесется к ней с вниманием, любовью и бережным отношением.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект по экологии "Вода - это жизнь!"

Я разработала проект по экологии,а также диагностику....

проект по экологии

проект по экологическому воспитанию детей...

Проект по экологии "Белая береза под моим окном"

Познавательно-исследовательский проект по формированию у детей экологической воспитанности....

Семейный экологический проект "Наши руки не для скуки,или подарки из вторсырья", в рамках конкурса эколого-исследовательских проектов "Юные экологи Москвы"

Бытовые отходы, которые мы используем от продуктов питания, загрязняют окружающую среду. Большая их часть имеет очень длительный срок разложения или совсем не разлагается в естественных условиях. Чтоб...

Проект по экологии в подготовительной группе «СОЧИНЯЕМ СКАЗКУ ПО ЭКОЛОГИИ»

Во время работы над данным проектом «Сочиняем сказку по экологии» достигли следующих результатов: - были созданы условия, раскрывающие творческие и интеллектуальные возможности детей,...

Познавательно-исследовательский проект по экологии «Маленький огонь большой Земли». Авторы проекта: Зотова Мария Владимировна, Сиркина Анна Ивановна.

Пожар – это неуправляемое горение растительности и всего окружающего. Лесные пожары уничтожают флору и фауну. Казалось бы, что тут можно сделать, ведь стихийные пожары мало зависят от воли челов...